Правовые и организационные вопросы охраны труда

Право граждан на охрану труда гарантирует Конституция Республики Беларусь – основной закон нашего государства. Охрана труда всегда находится под контролем государства, независимо от каких-либо преобразований в хозяйственной или иной деятельности предприятий или предпринимателей, в формах собственности и трудовых отношениях. Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Республики Беларусь.

Чтобы лучше разобраться со значением данной дисциплины, необходимо обратиться непосредственно к её цели и терминологии.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Необходимость изучения дисциплины «Охрана труда» связана с тем, что знание вопросов трудового законодательства, теоретических основ, практических способов и методов обеспечения санитарно-гигиенических условий и безопасности труда – условие того, что в своей профессиональной деятельности будущие специалисты смогут организовать безопасные и эффективные условия работы для себя и подчиненного им персонала на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Государство и охрана труда

Организация работы по охране труда регламентируется действующими в настоящее время законами и нормативными актами Беларуси по охране труда, представленными следующими пунктами:

  1. Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая обладает наивысшей юридической силой. Статья 41 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд. Статья 45 гарантируется гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья.
  2. Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс Республики Беларусь. Трудовой кодекс определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда; устанавливает гарантии права работников на охрану труда; регламентирует деятельность службы охраны труда; устанавливает функции государства в этой области; предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.
  3. Ряд законов РБ: «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О техническом нормировании и стандартизации», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и т.д.

В то же время государственная политика в области охраны труда базируется на принципах:

3 стр., 1359 слов

Трудовое законодательство Республики Беларусь

... кодексом действует последний. Примерами актов трудового законодательства могут служить: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда», ... 10. Обеспечение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Защита трудовых прав работника и восстановление нарушенных прав. Контроль ...

  • приоритета жизни и здоровья работников соответственно результатам производственной деятельности предприятия,
  • полной ответственности собственника за создание безопасных и безвредных условий работы;
  • комплексного решения задач охраны труда на основе национальных программ по этим вопросам и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
  • социальной защиты работников, полное возмещение убытков лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление единых нормативов по охране труда для всех предприятий независимо от форм собственности и видов их деятельности;
  • использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, которое оказывает содействие созданию безопасных и безвредных условий работы, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по охране труда;
  • обеспечение координационной деятельности государственных органов, учреждений, организаций и общественных объединений, которые решают разные проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности работы, а также сотрудничества и проведение консультаций между собственниками и работниками, между всеми социальными группами при принятии решений по охране труда на местном и государственном уровнях;
  • международного сотрудничества в области охраны труда, использование мирового опыта организации работы относительно улучшения условий труда и его безопасности.

Организация охраны труда

Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из важнейших задач социальной политики государства.

Одним из направлений государственной политики в области охраны труда является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Успешная реализация требований законодательства позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях.

Следует отметить, что пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлений работы, способствующей улучшению состояния условий и охраны труда работников предприятий, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

А это значит, что необходимо довести до сознания каждого работника значения создания благоприятных условий труда, необходимости безусловного выполнения всех норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.

16 стр., 7531 слов

Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь

... работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов в области правового регулирования охраны труда, а также законодательство Республики Беларусь по рассматриваемому вопросу. Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда, .1 Законодательство по охране труда и государственная ...

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, именно работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда для работников, приобретение и выдачу работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, организовать обучение безопасным приемам труда, организовать режим труда и отдыха.

Государственное управление в области охраны труда

Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. Несомненно, стоит задержаться на каждом из представленных примеров поподробнее.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в этой области, организует разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

  • государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;

разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих сферах деятельности;

  • разработку и реализацию отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  • анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных или входящих в их состав (систему) организациях, в том числе в их обособленных подразделениях, имеющих учетный номер плательщика (далее – подчиненные организации), разработку и реализацию мер по их профилактике;
  • контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (далее – ведомственный контроль);
  • организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных организаций;

организацию и координацию проведения научно-исследовательских работ по вопросам условий и охраны труда;

4 стр., 1949 слов

Охрана труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

... надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности. Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране ...

информационное обеспечение подчиненных организаций по вопросам охраны труда;

пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных организациях;

  • международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;

иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь помимо указанных в части первой настоящей статьи полномочий:

  • организует взаимодействие по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, профсоюзов;

разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, предложения об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты по условиям и охране труда;

  • осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  • утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и утверждает типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, нормативные правовые акты по вопросам планирования и разработки мероприятий по охране труда, проведения контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, проведения паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

организует осуществление надзора за соблюдением законодательства об охране труда;

  • организует проведение государственных экспертиз условий труда и качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;