Международные стандарты в области обращения с осужденными к лишению свободы

Общепризнанные стандарты международного права в

пенитенциарной системе.

Общепризнанным принципами международного права, имеющими значение для российской уголовно-исполнительной системы, являются:

  1. Принцип защиты права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность : этот принцип закреплен во Всеобщей декларации права человека (ст. 3) и отражается в международных документах, касающихся пенитенциарной системы. Согласно Минимальным стандартным правилам тюрьмы должны быть настолько хорошо организованными учреждениями, чтобы не создавать опасности для жизни, здоровья и личной неприкосновенности. Согласно правилу № 127 этого документа допускаются лишь те ограничения, которые действительно необходимы для «надежности надзора и соблюдения должных правил общежития в учреждении». Приоритетом и основанием для этого является стремление обеспечить безопасность, как персонала, так и заключенных.
  2. Принцип недопустимости дискриминации . Это один из важнейших принципов, содержащихся во всех основных международных договорах, касающихся обращения с заключенными.
  3. Запрет пыток и опытов над заключенными. Так запрет на медицинские опыты с заключенными содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.
  4. Свобода религиозного учреждения и запрет религиозного принуждения .

    Свобода религиозного убеждения гарантирована ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правило №6-2 Минимальных стандартных правил закрепляет необходимость уважения религиозных убеждений или моральных установок заключенных. Правило № 41 рекомендует приглашать священнослужителей той религии, которая имеет многочисленных последователей в колонии, на полную ставку и гарантирует им постоянный доступ. В то же время для самих заключенных установлена гарантия доступа к «представителям любого вероисповедания» вне зависимости от числа этих верующих в колонии.1

  5. Регистрация с целью предупреждения незаконного содержания под стражей. В статье 9.1. Международного пакта о гражданских и политических павах сказано: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». Данный принцип содержания под стражей, содержащейся также в «Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме», детализируется в требованиях Минимальных стандартных правил.
    26 стр., 12559 слов

    Возникновение и развитие международного права. История возникновения ...

    ... внутреннего законодательства. 4. Система международного права. Институты и отрасли международного права Система права - совокупность принципов, норм, институтов отрасли права. Система МП представляет со ... развитие внутри государственного права. Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации: прямая: согласно которой заключенный ...

    Так, правилом № 7 определяется порядок учета и документирования поступающих и уже содержащихся осужденных, информация о которых должна отражаться в особом журнале и реестре, а для задержанных – в протоколе.

  6. Принцип адаптации. Содержание, ориентированное на общество. Так, правило № 60 Минимальных стандартных правил определяет, что «режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить к минимуму ту разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства». Цель, которой должна быть подчинена вся работа УИС, — возвращение человека к нормальной жизни в обществе (правило № 58).2

Международные пенитенциарные стандарты можно классифицировать

  1. нормы, относящиеся к правилам поведения сотрудников администрации органов и учреждений УИС и других должностных лиц;
  2. нормы, относящиеся к содержанию заключенных. Вторую группу можно разбить на несколько подгрупп, в зависимости от видов заключенных.

Международные стандарты представляют собой один из самых важных рычагов для улучшения уголовно-исполнительной системы. Международные стандарты заставляют обращать внимание на текущую практику и способствуют более эффективному и более гуманному управлению учреждениями уголовно-исполнительной системы.

К международно-правовым актам, закрепляющим международные пенитенциарные стандарты по правам человека, относятся:

  1. В отношении обращения с заключенными (никто не должен подвергаться пыткам и жестокому обращению);
  2. В отношении помещений (все лица, лишенные свободы, имеют право на достойный уровень жизни, включая пищу хорошего качества, питьевую воду, помещения, одежду и спальные принадлежности);
  3. в отношении медицинского обслуживания (каждый человек имеет право на самый высокий достижимый уровень физического и психического здоровья);
  4. В отношении личной безопасности (тюремные заведения должны быть безопасной средой обитания для всех, кто в них работает и живет, это касается заключенных, тюремного персонала и посетителей).
  5. В отношении порядка исполнения наказания (наказания должны определяться законом или распоряжением компетентных административных властей, жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды наказания, включая телесные наказания и заключение в тюремной камере, следует запрещать в качестве взыскания за дисциплинарные проступки).
  6. В отношении реабилитации (следует помогать и способствовать реинтеграции заключенных в жизнь общества, включая обеспечение всеми доступными средствами для поддержания жизни в течение периода, непосредственно следующего за его освобождением).
  7. В отношении религии (каждый заключенный должен иметь возможность отправлять религиозные обряды, свойственные его вероисповеданию и иметь доступ к служителю данного культа).
  8. В отношении образования (профессиональное обучение следует обеспечивать особенно заключенным молодежного возраста; обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным).
  9. В отношении труда (все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом; за свой труд осужденные должны получать вознаграждение таким образом, чтобы они имели возможность накопить и расходовать, по крайней мере, часть заработанных ими денег).4
  10. В отношении целей наказания (обращение с заключенными должно способствовать их исправлению и социальной реабилитации; цель тюремного режима состоит в том, чтобы помочь заключенным обеспечить свое существование после освобождения).
  11. В отношении уязвимых и требующих особого обращения заключенных (существуют категории уязвимых заключенных, которым применение тюремного заключения может нанести значительный ущерб, и поэтому их следует содержать с особой осторожностью и заботой, чтобы обеспечить защиту их гражданских прав), к таковым относятся заключенные:

а) несовершеннолетние;

13 стр., 6131 слов

Особенности правового регулирования трудовых отношений моряков ...

... кодексов 1920 г., закладывающая основополагающий принцип правового регулирования труда одновременно как международным, так и национальным трудовым правом. Учитывая этот принцип, важно определить, какие требования предъявляют к морякам ... и интенсификацией межнациональных отношений. В результате этих процессов усиливается взаимное влияние и взаимное проникновение международного и национального права, ...

б) женщины и матери;

в) душевнобольные и страдающие умственными недостатками;

г) иностранцы и меньшинства;

д) приговоренные к смертной казни.5

Главные принципы в отношении осужденных – несовершеннолетних., Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей., Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками, Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств., Главные принципы в отношении приговоренных к сметной казни.

Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора, амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях (Международный пакт о гражданских и политических павах, ст. 6.4) и т.д.

Так же самостоятельным правовым институтом международного пенитенциарного права являются нормы, обеспечивающие применение уголовно-исполнительных мер, не связанных с тюремным заключением.

Международные пенитенциарные стандарты рекомендуют государствам поощрять использование мер, не связанных с тюремным заключением, принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы. Не связанные с тюремным заключением меры следует применять в соответствии с принципом минимального вмешательства. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, в законодательстве государств должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможность для последовательного изменения тяжести наказаний.7

5 стр., 2011 слов

Международные акты об обращении с осужденными

... приведенных классификаций в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН. Акты общего характера: Всеобщая декларация прав ... неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия. 3. Основное содержание международных стандартов об обращении с осужденными к лишению свободы Главная масса ...

Влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство.

В учебнике «Уголовно-исполнительное право» под. ред. Трунова И.Л. сказано: на протяжении большей части периода действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства далеко не всегда за всеми международными стандартами обращения с осужденными официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного, последнее также было весьма ограниченным. Достаточно сказать, что отдельные официальные издания Минимальных стандартных правил обращения с заключенными выходили в СССР под грифом «Для служебного пользования». Более позднее изложение ряда международных стандартов в открытой печати зачастую сопровождались неизменной (и вполне понятной для тех лет) оговоркой, что «наше законодательство не только соответствует правилам, но и во многом идет дальше них», хотя действительно по ряду направлений деятельности так оно и было (образование, профессиональное обучение и др.).8

Так же в учебнике «Уголовно-исполнительное право» под. ред. Зубкова А.И. говорится, что до начала 90-х гг. международные стандарты обращения с осужденными самостоятельно не освещались в учебниках по исправительно-трудовому праву и не были введены в повседневный широкий научный оборот. В условиях сложившегося в стране министративно-командного механизма управления ведомственная закрытость уголовно-исполнительной системы не способствовала правильному восприятию общепризнанных международных стандартов практическими работниками и препятствовала объективной оценке существующего в данной системе фактического положения с позиций международных стандартов. Без глубокого учета международного опыта формировались и основы исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) политики. С демократизацией общества, постепенной интеграцией СССР и России в мировое сообщество международные стандарты обращения с осужденными стали существенным фактором радикальных преобразований в уголовно-исполнительной политике, а в международном аспекте – одним из критериев «цивилизованности» отечественной системы уголовной юстиции в целом. В последние годы международные стандарты обращения с осужденными и вопросы их реализации получают широкое и более объективное отражение в теории уголовно-исполнительного права.

С юридической точки зрения возможны два пути реализации международных норм в уголовно-исполнительной системе. Первый – их прямое действие наряду с нормами национального законодательства. Второй – приведение в соответствие с ним внутригосударственных правовых актов. Оба эти направления учитываются в современном российском конституционном законодательстве.

7 стр., 3433 слов

Основные средства исправления осужденных (уголовно-исполнительное право)

... в отношении осужденных, мер исправительного влияния. Нормами режима определяется порядок привлечения осужденных к трудовой деятельности и ее ... ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ2.1. Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)Установленная законодательством особая система взаимодействия государственных органов и осужденных представляет собой обязательный атрибут исполнения каждого уголовного ...

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 года «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Конституция Российской Федерации разделяют «международные договоры» и «общепризнанные принципы и нормы международного права».

В 1994 г. Государственная Дума подтвердила готовность России стать полноправным членом Совета Европы, заявила о намерении и далее совершенствовать российское законодательство в области прав человека в духе Всеобщей декларации прав человека.9

В отличие от упомянутой выше Декларации, специализированные международные документы об обращении с осужденными (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила, Европейские тюремные правила и т.п.) представляют собой не международные соглашения, а акты международных правительственных организаций. Они не нуждаются в ратификации, не обладают столь обязательной юридической силой и тем более «самоисполнимостью».

Специализированные международные стандарты обращения с осужденными в целом носят рекомендательных характер, что отражено в их содержании, вместе с тем их юридическое значение не стоит недооценивать.

Хотя они и не имеют обязательного законного статуса в международном праве, они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. Главным способом юридической реализации специализированных международных стандартов обращения с осужденными все же остается реформирование правовых основ исполнения и отбывания наказания, подкрепляемое необходимыми организационными и социально-экономическими мерами.

Сложившаяся в последние годы практика законотворчества и правоприменительной деятельности позволяет выделить несколько путей влияния международных стандартов на отечественное уголовно-исполнительное законодательство.10