Теоретико-правовые основы административного принуждения

Курсовая работа

Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения. В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.

В настоящее время в связи с формированием Таможенного союза остро стоит проблема унификации таможенной и административной отраслей права. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, являясь комплексным институтом, нуждается в пересмотре и изменении в соответствии с требованиями создания единого таможенного пространства.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных право ограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

9 стр., 4452 слов

Контрольная работа: Правовой статус органа исполнительной власти

... правило, постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении других вопросов административного ... по обеспечению исполнения правовых актов, включая меры убеждения, стимулы и принуждение. Исполнительная власть - это организация, ...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, как разновидность государственно-правового принуждения остается недостаточно изученным и требует дальнейшей разработки. Так, необходимо установить основания и пределы применения данного вида принуждения, конкретизировать ведущие направления деятельности таможенных органов и их должностных лиц по применению мер принуждения, а также необходимые гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Общественная значимость административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, необходимость всестороннего изучения и решения указанных проблем обусловили актуальность исследования, предопределили выбор объекта и предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его теоретическую и практическую значимость.

Вследствие вышеизложенного тема выбранного курсового исследования представляется актуальной.

В основу исследования положены результаты научных трудов известных отечественных специалистов в области таможенного права, таких как Антоненко Н. А., Бахрах Д. Н., Габричидзе М. Е., Драганов В. Г., Козырин А.Н., Ноздрачёв А. Ф., Храбсков В. Г. и других.

Объектом исследования выступают административные правоотношения в таможенной сфере.

Предметом исследования являлась совокупность мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
  • определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
  • выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общепризнанные методы научного исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический (а именно анализ норм действующего законодательства, прежде всего ТК РФ), анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический анализ, исследование документов) и другие методы, применяемые в юриспруденции.

Нормативную базу исследования составили нормы Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации (далее – ТК ТС РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральные законы РФ, подзаконные акты Правительства РФ и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

11 стр., 5412 слов

Административно-правовй статус органов внутренних дел РФ

... общественного порядка, правовое положение центральных и местных органов внутренних дел, государственной службы и организационно-правовые вопросы работы с кадрами этих органов. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым основам административной деятельности милиции, ...

Первая глава посвящена рассмотрению теоретико-правовых основ административного принуждения. В ней рассматривается понятие и сущность административного принуждения.

Во второй главе определены виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами.

Третья глава посвящена рассмотрению применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административного принуждения.

§1. Понятие и сущность административного принуждения.

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «основания принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения».1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм».2 В праве выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:

  • дисциплинарное;
  • материальное (гражданско-правовое);
  • уголовное;
  • административное

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. «Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий».3 Применение административного принуждения обусловлено:

1) необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей;

2) необходимостью пресекать;

3) предупреждать правонарушения.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений.

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Ю. М. Козлов считает, что «административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями». 4 Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата».5

Коренев А. П. отмечает, что «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно- юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний».6

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

13 стр., 6070 слов

Административное принуждение

... административного принуждения; Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в области применения мер административного принуждения. Предметом же являются положения нормативных правовых актов, учебные и справочные материалы, научные источники. Методологической базой курсовой работы ...

Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):

1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;

2) осуществляется в сфере обеспечения правопорядка для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового регулирования административного принуждения, который устанавливает основания и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);

4) применение мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно — властных полномочий. Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти).

Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;

6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения административного принуждения определен административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса); однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

12 стр., 5893 слов

Административная деятельность в овд

... убеждения общественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средства, воздействия которого исчерпаны. Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона. Принуждение как метод административной деятельности ОВД состоит в психическом, ...

9) специфический (упрощенный) порядок применения мер административного принуждения — это порядок оперативного воздействия (реагирования).

Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступле­ния общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

11) при применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Таким образом, можно отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения.