Теоретико-правовые основы административного принуждения

Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения. В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.

В настоящее время в связи с формированием Таможенного союза остро стоит проблема унификации таможенной и административной отраслей права. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, являясь комплексным институтом, нуждается в пересмотре и изменении в соответствии с требованиями создания единого таможенного пространства.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных право ограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

23 стр., 11427 слов

Рекомендации по совершенствованию правовой работы органов Роспотребнадзора

... правовой работы и направления совершенствования правовой работы в органах Роспотребнадзора. В заключении представлены выводы и рекомендации. ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА, .1 Формирование системы органов Роспотребнадзора В рамках проведения административной ... пищевых продуктов для различных контингентов населения, санитарные правила для крупных предприятий пищей промышленности и ...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, как разновидность государственно-правового принуждения остается недостаточно изученным и требует дальнейшей разработки. Так, необходимо установить основания и пределы применения данного вида принуждения, конкретизировать ведущие направления деятельности таможенных органов и их должностных лиц по применению мер принуждения, а также необходимые гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Общественная значимость административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, необходимость всестороннего изучения и решения указанных проблем обусловили актуальность исследования, предопределили выбор объекта и предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его теоретическую и практическую значимость.

Вследствие вышеизложенного тема выбранного курсового исследования представляется актуальной.

В основу исследования положены результаты научных трудов известных отечественных специалистов в области таможенного права, таких как Антоненко Н. А., Бахрах Д. Н., Габричидзе М. Е., Драганов В. Г., Козырин А.Н., Ноздрачёв А. Ф., Храбсков В. Г. и других.

Объектом исследования выступают административные правоотношения в таможенной сфере.

Предметом исследования являлась совокупность мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
  • определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
  • выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общепризнанные методы научного исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический (а именно анализ норм действующего законодательства, прежде всего ТК РФ), анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический анализ, исследование документов) и другие методы, применяемые в юриспруденции.

Нормативную базу исследования составили нормы Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации (далее – ТК ТС РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральные законы РФ, подзаконные акты Правительства РФ и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена рассмотрению теоретико-правовых основ административного принуждения. В ней рассматривается понятие и сущность административного принуждения.

11 стр., 5412 слов

Административно-правовй статус органов внутренних дел РФ

... общественного порядка, правовое положение центральных и местных органов внутренних дел, государственной службы и организационно-правовые вопросы работы с кадрами этих органов. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым основам административной деятельности милиции, ...

Во второй главе определены виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами.

Третья глава посвящена рассмотрению применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административного принуждения.

§1. Понятие и сущность административного принуждения.

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «основания принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения».1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм».2 В праве выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:

  • дисциплинарное;
  • материальное (гражданско-правовое);
  • уголовное;
  • административное

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. «Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий».3 Применение административного принуждения обусловлено:

1) необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей;

2) необходимостью пресекать;

3) предупреждать правонарушения.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений.

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Ю. М. Козлов считает, что «административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями». 4 Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата».5

Коренев А. П. отмечает, что «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно- юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний».6

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

4 стр., 1701 слов

Понятие административного принуждения и его виды

... мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. Раздел 2.1. Виды мер административного принуждения Административно-правовое принуждение включает различные по характеру и ...

Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):

1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;

2) осуществляется в сфере обеспечения правопорядка для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового регулирования административного принуждения, который устанавливает основания и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);

4) применение мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно — властных полномочий. Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти).

Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;

6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения административного принуждения определен административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса); однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

12 стр., 5893 слов

Административная деятельность в овд

... убеждения общественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средства, воздействия которого исчерпаны. Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона. Принуждение как метод административной деятельности ОВД состоит в психическом, ...

9) специфический (упрощенный) порядок применения мер административного принуждения — это порядок оперативного воздействия (реагирования).

Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступле­ния общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

11) при применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Таким образом, можно отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения.