Местный референдум

В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия населения в управлении государством в форме выборов и референдумов имеет большое значение.

Согласно Конституции Российской Федерации «народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3), при этом «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч.3 ст.3), в ракурсе моей работы – местный референдум и муниципальные выборы.

В Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской федерацией в 1988 году (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ), этот институт упоминается как институт, дополняющий основную форму организации и деятельности местного самоуправления, каковой являются советы или собрания, состоящие из членов, избираемых путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. В ч. 2 ст. 3 Европейской хартии специально указывается, что наряду с осуществлением местного самоуправления через советы (собрания) и подотчетные им исполнительные органы не исключается возможность обращения к таким формам непосредственной демократии, как собрания граждан, референдум, или любым другим формам прямого участия граждан в местном самоуправлении. Возможность обращения граждан к формам непосредственной демократии должна быть установлена законом. Сравнение конституционных положений и текста Европейской хартии местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что в отличие от Европейской хартии в Конституции Российской Федерации в большей степени делается акцент на непосредственных формах участия населения в осуществлении местной власти 1 .

Этот способ принятия решения имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим следует считать, что проблемы института референдума, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны. Отсюда и оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной.

Правовую основу местного референдума в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации (ст. ст. 130, 32);

2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008);

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 04.10.2010);

8 стр., 3517 слов

Понятие и система источников муниципального права. Европейская ...

... государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации. Значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что ...

4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) (ред. от 03.11.2010);

5) конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

6) законы субъектов Российской Федерации о местном референдуме (например, Закон Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области»);

7) законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении (Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 года «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области»);

8) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).

Цель моей работы состоит в исследовании сущности и функционирования местного референдума, в том числе на примере города Новосибирска.

Данная цель достигается путем разрешения ряда следующих задач:

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и проведения местного референдума. Предмет исследования – правовая сфера регулирования местного референдума.

  1. Понятие и сущность местного референдума

Местному референдуму в конституционно-правовой системе Российской Федерации отведено значимое положение как институту, создающему правовые условия для осуществления местного самоуправления, участия жителей в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления. Частью 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение корреспондируется с нормами ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В международной практике местного самоуправления местный референдум занимает различное положение среди форм непосредственной демократии и института выборов. В некоторых странах, например в Швейцарии, местный референдум является традиционной формой выявления мнения населения по вопросам организации и деятельности органов местной власти и решению местных проблем 2 .

Местный референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме. 3

Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а так же уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования 4 . Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для муниципальных образований вопросов5 .

10 стр., 4826 слов

Правовое регулирование референдума в РФ

... референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционноправового института референдума в Российской Федерации. ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ 1.1 Понятие и виды референдума ...

Значение местного референдума трудно переоценить: ведь здесь население самостоятельно решает отдельные вопросы местного значения, и от их решения будет зависеть дальнейшее развитие той или иной территории 6 .

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст.130).

Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Формы непосредственной демократии, такие, как референдум, сход, собрание, конференция в большинстве случаев, установленных федеральным законом, рассматриваются не как формы, замещающие представительные органы местного самоуправления, а как характерная особенность деятельности местной власти7 . В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по сравнению с ранее действовавшей редакцией 1995 г. уточнены и расширены правовые гарантии реализации инициативы граждан по проведению местного референдума, а также гарантии реализации права граждан на участие в местном референдуме. В частности, установлены механизмы осуществления судебной защиты прав граждан по осуществлению инициативы проведения местного референдума.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает: на какой территории может проводится местный референдум; кто и в каком порядке принимает решение о назначении местного референдума; кто и в каком порядке вправе выдвинуть инициативу о назначении местного референдума; кто имеет право участвовать в местном референдуме; какова юридическая сила принятого решения и другие положения, касающиеся назначения и проведения местного референдума8 .

На сегодняшний день в России принят и действует специальный нормативно-правовой акт, непосредственно посвященный вопросам организации форм народного волеизъявления, – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

В его преамбуле указано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме 9 .

10 стр., 4771 слов

Структура и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации

... народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя ...

Помимо закрепления в основных гарантий на участие в референдуме в Федеральном законе № 67-ФЗ, ФКЗ, иными ФЗ, законами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии права на участие в референдуме граждан РФ (п. 3 ст.1 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах Российской Федерации отдельными законами регулируются вопросы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов10 . В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами11 .

Ко второй группе субъектов Российской Федерации относятся субъекты Российской Федерации, в которых регламентация проведения местных референдумов проводится в избирательных кодексах. Избирательные кодексы приняты в Алтайском, Хабаровском краях, Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. В Алтайском крае в Избирательном кодексе регулируется также институт отзыва избирателями депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления 12 .

Если закон субъекта отсутствует либо положения закона субъекта Федерации не могут быть применены вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, местный референдум проводится на основе указанных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ13 .

При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан используется Государственная автоматизированная система «Выборы» в порядке, предусмотренном федеральными законами14 .

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ).

Зарубежная и отечественная практика выработала определенные требования к проведению местного референдума. Так, вопросы, выносимые на местный референдум, или совокупность предполагаемых вариантов принято называть формулой референдума15 . Общим правилом является то, что формула референдума не должна содержать следующее: 1) вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); 2) вопросы, требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета); 3) вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение коммунальных платежей); 4) кадровые вопросы (о формировании органов местного самоуправления и их персональном составе); 5) вопросы амнистии16 .

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... органы законодательной власти субъектов РФ (ч.2 ст. 125). В статье 136 Конституции России право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. ...