Восстановление лакокрасочного покрытия легковых автомобилей

Сегодня подавляющее количество грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это обуславливается его высокой манёвренностью, проходимостью и возможностью доставки груза непосредственно к пунктам назначения.

Около половины всего автомобильного транспорта РФ составляют автомобили, прошедшие капитальный ремонт хотя бы один раз. С помощью автомобилей, прошедших КР, перевозится около 40% всех грузов, приходящихся на долю автомобильного транспорта.

Поэтому немаловажную роль для улучшения работы подвижного состава автомобильного транспорта играет совершенствование организации и технологии ТО и РА. Повышение качества технического обслуживания и ремонта увеличивает эффективность работы автомобильного транспорта, возрастает количество технически исправных автомобилей, снижаются расходы на эксплуатационные материалы и очередные ремонты, снижается себестоимость перевозок.

Важное место в подготовке специалистов по ТО и ТР автомобилей занимает дипломное проектирование. Работа над проектом базируется на конкретном материале предоставленном предприятием, а также собранном и систематизированном мной из других источников. При этом вопросы технологии, организации, экономики и планирования производства, разрабатываемые в дипломном проекте, решаются исходя из задач, стоящих перед предприятием.

В связи с увеличением числа автомобилей на дорогах города, услуги по кузовным и окрасочным работам становятся все более востребованными. Причинами этому может быть, как обычное хулиганство (царапины и проч.), так и серьезные ДТП (особенно в периоды межсезонья).

Поэтому во многих случаях, требуется не только восстановление геометрии кузова, но и, как следствие, восстановление лакокрасочного покрытия.

Помимо ДТП, причин для восстановления лакокрасочного покрытия может быть много, среди них: появление коррозии, замена деталей кузова (как вследствие устаревания, так и в качестве тюнинга), потеря яркости оттенка из-за времени или погодных условий, желание владельца авто сменить цвет и т.д.

В данном дипломном проекте производится разработка организации и технологии работы малярного участка на базе предприятия АТЦ «Медведь Холдинг».

Покраска автомобилей на предприятии проходит в окрасочно-сушильной камере, что позволяет добиться высоких результатов и избежать пыли. В работе используются современные расходные материалы, гарантирующие высокое качество выполняемых работ по покраске автомобиля.

Цель проекта состоит в том, чтобы проанализировать работу поста восстановления лакокрасочного покрытия легковых автомобилей в АТЦ «Медведь Холдинг», выявить особенности этого процесса и предложить возможные пути его усовершенствования.

28 стр., 13505 слов

Организация малярного участка зоны технического ремонта для предприятия, ...

... выполнения работ на участке, согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», применяются следующие нормативы (таблица). технологический малярный ремонт Исходные нормативы ТО и ТР Марка автомобиля Пробег, ...

1. Аналитический раздел

1.1 Старение автомобиля

Кузов автомобиля, как и другие его части подвержен старению, поэтому целесообразно в начале разобрать основные определения, виды износов и другие не менее важные аспекты кузовного ремонта.

Стaрением нaзывaется прoцесс неoбрaтимoгo изменения егo свoйств и (или) сoстoяния, oбуслoвленнoгo структурными преврaщениями, химическими изменениями в мaтериaлaх, из кoтoрых изгoтoвлены детaли, a тaкже пoстепенным нaкoплением в элементaх кoнструкции aвтoмoбиля микрo и мaкрoпoвреждений при эксплуaтaции.

При эксплуaтaции aвтoмoбиля имеют местo физическoе изнaшивaние детaлей, пoтеря устaлoстнoй прoчнoсти их мaтериaлa. Кaк при эксплуaтaции aвтoмoбиля, тaк и при егo хрaнении прoисхoдят изменения, связaнные с кoррoзией, пoтерей жесткoсти, структурные изменения и химические преврaщения в метaллaх, пoтеря некoтoрых свoйств (нaпример, упругoсти, плaстичнoсти и др.).

Прoцессы стaрения всегдa связaны сo временем.

В связи с этим для решения зaдaч ремoнтa неoбхoдимo знaть зaкoны стaрения, устaнaвливaющие зaвисимoсть пoвреждений oт времени. Нaпример, тoлщины изнoшеннoгo слoя, oстaтoчнoгo прoгибa при дефoрмaции детaли, плoщaди или глубины пoврежденнoгo кoррoзией слoя в зaвисимoсти oт нaрaбoтки. Испoльзoвaние этих зaкoнoмернoстей пoзвoляет прoгнoзирoвaть пoтерю рaбoтoспoсoбнoгo сoстoяния aвтoмoбилем и егo сoстaвными чaстями.

Виды износа

Как известно, ничего вечного нет, поэтому со временем разные детали автомобиля выходят из строя и их приходится менять. Причиной тому является износ деталей либо их дефекты. Все дефекты автомобильных деталей можно разделить на три группы: конструктивные, производственные и эксплуатационные. К конструктивным дефектам относятся те, которые являются следствием ошибок, допущенных на этапе конструирования автомобиля. Производственные дефекты — это дефекты, возникшие в результате ошибок при изготовлении или ремонте транспортного средства. Что касается эксплуатационных дефектов, то они возникают либо по причине неправильного технического обслуживания, либо из-за естественного износа.

Причиной возникновения естественного износа деталей является постоянное трение между прилегающими поверхностями, а также усталость поверхностного слоя материалов. Естественный износ подразделяется на три вида: механический, молекулярно-механический и коррозионно-механический.

В свою очередь, механический износ включает в себя следующие группы износов.

а) Хрупкое разрушение.

Оно свойственно тем деталям, которые в процессе эксплуатации транспортного средства испытывают на себе ударные нагрузки. В частности, хрупкое разрушение свойственно рабочим поверхностям головок клапанов: они под воздействием мощных пружин ударяются часто и с большой силой. Это разрушение свойственно и элементам кузова, но в значительно меньшей степени. Крыло автомобиля постоянно находиться под «бомбардировкой» предметов вылетающих из под вращающегося колеса.

Пластическая деформация.

Она возникает по причине воздействия существенных нагрузок на детали. Проявлением пластической деформации является то, что размер детали изменяется, но ее вес остается прежним. Чтобы было понятней, представьте себе знакомый с детства пластилин: когда вы его сминаете — происходит пластическая деформация. Что касается автомобиля, то пластической деформации подвергается, например, антифрикционный слой в подшипниках скольжения. В случае непрофессионализма водителей, возможны аварии с вязанные со столкновением, вследствии которых на кузове могут возникнуть пластические деформации.

22 стр., 10638 слов

Технологический процесс восстановления детали (коленчатого вала ...

... курсового проекта -- разработать технологический процесс восстановления детали (коленчатого вала ВАЗ ... коленчатого вала В процессе эксплуатации автомобиля происходит износ его деталей, а при нарушении условий эксплуатации возникают внезапные дефекты деталей. Детали автомобиля ... поверхностей деталей. Таблица 1.4 Карта дефектовочная коленчатого вала ВАЗ-2107 Эскиз детали ... фильтр; работа двигателя на ...

Абразивный износ.

Он появляется по причине царапающего или срезающего воздействия твердых посторонних частиц (пыли, грязи, продуктов износа — мельчайших опилок, стружки, и т.п.) между соприкасающимися и трущимися поверхностями. Наиболее характерный пример абразивного износа — это износ поршней, цилиндров, деталей поршневой группы.

Усталостный износ.

Многие знакомо такое физическое понятие, как «усталость металла». Данное явление возникает при длительной и сильной нагрузке на металл. Например, усталость металла можно наблюдать у железнодорожных рельсов, которые постоянно подвергаются мощному давлению со стороны проходящих поездов. Именно этим явлением и вызван усталостный износ деталей и механизмов в современных автомобилях. Например, он может возникнуть при трении качения; часто ему подвержены зубья шестерен, а также рабочие поверхности подшипников качения.

Что касается молекулярно-механического износа, то он возникает по причине молекулярного сцепления материалов, из которых изготовлены трущиеся поверхности соприкасающихся деталей. Например, вначале при относительном перемещении деталей их поверхности подвергаются пластическому износу, затем происходят местные контакты (на водительском сленге это называется «схватывание») на трущихся поверхностях. В результате происходит их разрушение, которое сопровождается отделением частиц металла либо их налипанием на трущиеся поверхности. Обычно молекулярно-механический износ возникает на этапе обкатки нового автомобиля. Следствием такого износа может являться заедание деталей и механизмов.

Название коррозионно-механического износа говорит само за себя: он подразумевает комбинацию механического износа и коррозии металла.

Коррозия — это разрушение металла, которое вызвано негативным воздействием химических или электрохимических процессов, протекающих во внешней среде. Всем хорошо известное ржавление металла является одним из распространенных видов коррозии.

Если с химической коррозией все более-менее понятно (та же ржавчина — результат химического взаимодействия воды и металла), то не все представляют себе, каким образом проявляется электрохимическая коррозия. В этой статье мы не будем вдаваться в научные подробности, а лишь приведем пример: атмосферная электрохимическая коррозия разрушительно воздействует на днище автомобиля, неокрашенные металлические детали, на внутренние поверхности крыльев, и др.

Проявлением коррозионно-механического износа является отслаивание поверхности металла, а также различные виды и степени его окисления.

Изнашиваться детали начинают сразу после начала эксплуатации нового автомобиля, поэтому уже через небольшой пробег они имеют какой-то износ. Однако это не значит, что их нужно сразу менять: периодичность замены изношенных деталей и допустимая степень износа регламентируется заводом-изготовителем. Износ деталей, который не требует их немедленной замены, называется допустимым.

Характеристика предприятия на базе которого производится проектирование.

АТЦ Медведь Холдинг является автопредприятием и включает в себя: подвижной состав (автомобили); производственные и служебные помещения и оборудование; персонал, занимающийся использованием, обслуживанием и хранением подвижного состава. ГПКК АТЦ Медведь Холдинг имеет автопарк из 30 единиц техники, а это такие автомобили как WL Passat, Touаreg, Transparter, Golf и тд.

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получении прибыли. Для достижения целей предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

  • ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
  • оказание услуг по ремонту и ТО автомобилей.

Обоснование годовой производственной программы.

Для определения годовой производственной программы приведено сравнение с СТО. По данным СТО процент автомобилей требующих восстановления деталей и выполнения полной разборки составляет 20-25%, что с перспективой развития предприятия позволяет принять для расчета N = 1000 условных капитальных ремонтов в год. Для установления трудоемкости единицы продукции кузовных работ, проведен хронометраж выполнения основных работ по ремонту кузовов.

Таблица 1. Хронометражная карта

№ автомобиля.

Время на выполнение операции

Операция №1

Операция №2

Операция

№3

Операция №4

Операция

№5

Операция

№6

Операция

№7

Сум. время

1

0,8

0,2

0,15

0,12

0,25

1,1

0,12

2,74

2

0.8

0,2

0,15

0,12

0,25

1,1

0,12

2,74

3

0.9

0,23

0,17

0,14

0,26

1,3

0,13

3,13

4

1.1

0,25

0,19

0,16

0,29

1,3

0,14

3,43

Операции для покраски крыла легкового автомобиля.

Описание операций:

1-Подготовка под окрашивание.

2-Грунтование.

3-Шпатлевание.

4-Шлифование.

5-Окрашивание.

6-Сушка.

7-Полирование.

2. Технологический раздел

2.1 Общая схема технологического процесса КР полнокомплектного автомобиля

Согласно схемы технологического процесса можно выполнять капитальный ремонт, как полнокомплектных автомобилей, так и капитальный ремонт отдельных агрегатов и узлов.

В данном дипломном проекте разрабатывается организация малярного участка по следующей схеме технологического процесса.

2.2 Расчет годовой производственной программы

Т Г =N tед. обсл (чел.-ч.),

Где

N-условное количество автомобилей обслуживаемых за год — 1000 авт.

t ед.обсл . -время на обслуживание одного автомобиля (час.).

Т Г =1000 3.28 =3280 (чел.-ч.)

Расчёт численности производственных рабочих

К производственным рабочим относятся рабочие участка, непосредственно выполняющие работы по технологическому процессу.

Технологически необходимое число рабочих:

Р Т =

Где

Т Г — годовой объём работ на участке.

ФРВ Т . — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе (час.); ОНТП 01-91.

ФРВ Т = 2070 (час.) — для производств с нормальными условиями труда.

ФРВ Т = 1830 (час.) — для производств с вредными условиями труда.

Р Т =3280/1830 =1.79 чел.

Так как, годовой фонд штатного рабочего меньше фонда технологического рабочего за счет предоставления отпусков и невыходов по уважительным причинам и д.р., то определяем штатное число рабочих:

Р Ш =

Где

Р Ш — штатное число рабочих (округлить до целых чисел).

Т Г — годовой объем работ по участку. (чел. ч)

Ф Ш -годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего. (час.)

Ф Ш -1820 (час.) — для производств с нормальными условиями труда.

Ф Ш . -1610 (час.) — для производств с вредными условиями труда (принимаем к расчету).

Р Ш =3280/1610 =2.04 чел.

Принимаем 2 рабочих, 5 и 3 разрядов. Средний разряд 4.

Таблица 3. Подбор оборудования

Технологическое оборудование

Наименование

Тип, модель

Кол-во

Размер, мм

Плошадь, м.кв.

Окрасочно-проходная камера.

7008

1

6000

3000

18

Красконагнетательный бак.

С-383

2

315

110

0,06

Краскораспылитель.

КР-10

3

Установка безвоздушного распыления.

УБР

2

Компрессор.

КР-10

2

400

800

0,64

Кран-балка

1

9000

1700

15,3

Площадь. м 2 :

18,7

Технологическая оснастка

Углошлифовальная пневматическая машинка

FINI-9067

1

Подъемник гидравлическй

П-101

1

3400

2200

7,48

Пневматическая шлифмашинка с набором абразивных камней

FINI-9041

1

Секундомер

СД-51

1

Термометр

ГОСТ 2045-71

1

Набор шпателей

2

Набор кистей

1

Пистолет-распылитель для шпатлевки

С-592

1

Набор трафаретов и шаблонов

Собственного изготовления

1

Вискозиметр для проверки вязкости

ВЗ-4

1

Организационная оснастка

Стол для приготовления красок

2282

1

700

500

0,3

Тележка для перемещения

автомобиля по участку

ТТ-510

1

2500

1700

4,25

Верстак слесарный

ВС-203

1

1500

600

0,9

Шкаф для хранения красок и кистей

2304

1

1270

570

0,72

Стелаж для хранения оборудования.

2242

1

3000

600

1,8

Стул

2229

1

2000

1000

1

Урна для отходов

2317

2

Диаметр 400

0,32

Площадь м 2 :

4,46

Общая площадь занимаемая оборудованием. м 2

23,16

Площадь участка: Fуч = Fоб х Кп = 23,16 х 4,5 = 104,22 м 2

Размер помещения исходя из норм строительного проектирования принимаем

6 х 18 м

Расчёт производственной площади объекта проектирования

Площадь участка рассчитываем по формуле:

F УЧ = КП

  • fоб , м 2

Где

f об — площадь горизонтальной проекции оборудования и организованной оснастки. (м 2 )

К П — коэффициент плотности расстановки постов и оборудования.

К П = 4,5

F УЧ = 23,16

  • 4,5 = 104,22 м2

Исходя, из полученных результатов с учетом строительных норм, выбираем размеры для участка:

S УЧ =6х18 =108 м 2

Разработка технологического процесса покраски переднего левого крыла автомобиля

При значительной деформации, разрывах, а так же случаях сквозной язвенной коррозии передние крылья должны быть заменены. При незначительных повреждениях (небольшие вмятины, царапины и т.п.) выправляют правку поврежденных участков непосредственно на автомобиле с обязательной последующей грунтовкой и окраской.

Операции по покраске переднего крыла необходимо выполнять в следующем порядке:

1. Операция: защитить участки поверхности от попадания лакокрасочных материалов (специальными изолирующими составами и материалами).

2. Операция: обезжирить поверхность подвергаемую покраске.

3. Операция: нанести первый слой лакокрасочного покрытия на окрашиваемую поверхность (грунтование).

4. Операция: на хорошо просушенный слой грунтовки нанести шпатлевку (металлическими или резиновыми шпателями).

5. Операция: после высыхания слоя шпатлевки необходимо произвести шлифование поверхности (шлифование разделяется на мокрое и сухое).

6. Операция: на чистую, хорошо подготовленную поверхность несколькими сплошными ровными, тонкими слоями наносят эмали (воздушным распылением или распылением в электростатическом поле).

7. Операция: сушка, в зависимости от применяемых материалов, требований, предъявляемых к покрытию, сушка может происходить в естественных условиях и условиях повышенной температуры (сушку следует производить таким образом чтобы растворитель из эмалей испарялся медленно).

8. Операция: полированием повышают или придают зеркальный блеск покрытию, сглаживая мельчайшие неровности на пленке.

Расчет режимов обработки и норм времени технологического процесса замены крыла автомобиля.

Операция: покраска.

Покрасить переднее левое крыло автомобиля ВАЗ 2101. Покраска воздушным распылением.

Определение штучно-калькуляционного времени

Т ш = tО + tВ + tД + tп.з. (час.)

Где,

t О — основное время, необходимое на выполнение основной работы.

t В — вспомогательное время необходимое на обеспечение основной работы.

t Д — дополнительное время. tД = (tО + tВ )

  • 7%

t п.з. — время на подготовку и завершение операции. tп.з. = ТЗ. /q

1. Штучно — калькуляционное время на единицу продукции:

Вспомогательное время покрасочных работ

t B = tB 1 + tB 2 + tB 3 (мин),

t B1 =1,7

t B2 =0,9

t B3 =1,3

t B =1,7 + 0,9 + 1,2 =3,9 мин.=0,07 (часа)

Подготовительно-заключительное время покрасочных работ

t П-З =3 мин.=0,05 (часа)

Дополнительное время покрасочных работ

t ДОП = (мин),

Где

t ОП = tОСН + tВ (мин),

t ОП = 2 + 3,9 = 5,9 мин.

К — отношение t ДОП к tОП ;

  • К =18 мин.

t ДОП =5,9*18/100= 1,06 мин.=0,02 (часа)

Техническая норма времени покрасочных работ

Т ш =tО +tВ +tД +tп.з. (час.)

Т ш = 2,00 +0,07 + 0,02 + 0,05= 2,14 часа.

2.3 Организация работ на участке

покрасочный автомобиль старение производственный

Общие требования к покрасочным мастерским

Покраска автомобиля в мастерской и на крупном предприятии — это разные технологии. Промышленная технология отличается от ремонтной температурным воздействием. После опускания кузова в емкость с краской кузов нагревается, это делает покрытие более долговечным. Но в условиях мастерской такое вряд ли возможно. В хороших мастерских для сушки оборудованы сушильные камеры, температура в которых не превышает 80 градусов, обычно же сушат покрытие в режиме 60-70 градусов. Главная проблема — пыль. Помещение, в котором производится покраска, должно быть свободным от пыли, для чего устанавливаются фильтры и вентиляция. Если нет уверенности в том, что этого достаточно, то не следует заниматься покраской в день, когда работы со шлифмашинкой или другим абразивным материалом. Можно устроить принудительную вентиляцию, но она дорога и энергоемка. В приличной мастерской шлифмашинки снабжены пылеуловителями, которые соединены с общей магистралью вентиляции. Предусмотрены магистраль для пылесоса и электрические розетки. Последние используют для подключения инфракрасных излучателей локальной сушки небольших участков повреждений кузова, так как в данных случаях ставить автомобиль в камеру нецелесообразно.

Если объем работ невелик, двери, крылья, капот и другие детали обрабатывают здесь же, а красят и сушат в специальной небольшой камере. Хорошая вентиляция необходима и по другой причине. Большинство материалов, которые будут использоваться: краски, лаки, шпатлевки, растворители — это летучие, горючие и химически активные вещества. Без надлежащей циркуляции воздуха есть риск получить отравление, аллергическую реакцию и даже серьезное заболевание. А при концентрации летучих веществ в воздухе увеличивается опасность возгорания и даже самовозгорания.

Следует позаботиться при работе и о защите открытых участков кожи и слизистых оболочек. Поэтому необходимо пользоваться перчатками, очками, масками и фильтрами, респираторами, средствами защиты и очистки кожи. Все летучие жидкости должны храниться в закрытых емкостях и иметь маркировку.

Что касается электропитания, то если, конечно, позволяют возможности, лучше всего провести несколько розеток на 220 и на 350 V, установленных так, чтобы подключение было удобным и безопасным. Оборудование, для которого предусмотрено заземление, должно быть заземлено.

В хорошей мастерской пост подготовки кузовов к окраске должен быть оснащен лампами бестеневого освещения.

Пройдя подготовку, автомобиль направляется в окрасочную камеру. Ее характеристики особые. Так, вентиляция должна обеспечивать постоянный поток воздуха заданной интенсивности и без завихрений, поток должен быть направлен сверху.

2.4.2Общая характеристика организации работы по охране труда

На автотранспортных и авторемонтных предприятиях организация работ по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на главного инженера. В цехах и на производственных участках ответственность за безопасность труда несут начальники цехов и мастера. Осуществление мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии контролируют старший инженер (инженер) по технике безопасности и профсоюзные организации. Указания старшего инженера (инженера) по технике безопасности могут отменить только руководитель предприятия или главный инженер.

Одно из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда — обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Инструктаж проводит главный инженер предприятия или старший инженер (инженер) по технике безопасности. Вновь принимаемых на работу знакомят с основными положениями по охране труда, правилами внутреннего распорядка, противопожарными правилами и особенностями работы предприятия, обязанностями работников по соблюдению правил техники безопасности и производственной санитарии, порядком движения па предприятии, средствами защиты работающих и способами оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны 1 раз в 6 месяцев проходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы с повышенной опасностью (сварщики, вулканизаторщики и др.), — 1 раз в 3 месяца. При повторном инструктаже подробно разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируют в журнале.

Основные опасные и вредные производственные факторы

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действия па человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ).

Их знание позволяет предупредить травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 — 74 (СТ СЭВ 790-77) опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

На АТП это применение этилированного бензина, и антифриза, метанола, эпоксидных смол, тормозных жидкостей.

Для этилированного бензина должны быть предусмотрены отдельные резервуары (заполненные не более 90%) для хранения, топливопроводы, колонки и тара для перевозки. Емкости для перевозки и хранения должны быть исправными и герметически закрывающимися с надписью «Этилированный бензин».

Для работы с этилированным бензином должны обязательно использоваться средства индивидуальной защиты: костюмы по ГОСТ 12.4.111-82 и ГОСТ 12.4.112-82, фартуки по ГОСТ 12.4.029-76, резиновые сапоги по ГОСТ 12265-78, перчатки резиновые по ГОСТ 20010-74.

Перевозить и хранить антифриз следует в исправных металлических бидонах с герметическими крышками и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы. На таре должна быть выполнена надпись несмываемой краской «Яд» и нарисован знак, установленный для ядовитых веществ (ГОСТ 12.4.026-76).

Тару заполняют только на 90%. Систему охлаждения заливают антифризом на 6% меньше полного объема. Персонал допускается к работе с антифризом только после ознакомления под расписку с правилами применения антифриза.

Для обеспечения санитарно-гигиенических условии при работе с эпоксидными смолами разогревать и перемешивать их, а также вводить в них компоненты необходимо в вытяжном шкафу. Из средств индивидуальной защиты следует использовать резиновые перчатки, нарукавники и защитные очки.

При работе с тормозными жидкостями следует соблюдать те же меры безопасности, что и при работе с антифризом.

Действия многих ОВФП можно предотвратить с помощью средств коллективной защиты (оградительные и предохранительные устройства, тормозные устройства и блокировки, сигнализаторы об опасности, опознавательная окраска и знаки безопасности, дистанционные управления, освещение, вентиляция, отопление производственных помещений, разрывы и габариты безопасности и др.).

Важными мероприятиями для обеспечения безопасности являются правильная организация движения транспортных средств и пешеходов на территории АТП, а также технологических процессов, рациональная планировка производственных помещений, расстановка технологического оборудования в соответствии с нормами безопасности, использование средств механизации, профилактические испытания производственного оборудования.

В целях безопасности работающих количество вредных веществ в воздухе рабочей зоны ограничивается предельно допустимыми концентрациями (ПДК).

Данные о ПДК вредных веществ, встречающихся, воздухе рабочей зоны помещений АТП, установлены ГОСТ 12.1.005 76:

Таблица 4

Вещества

ПДК мг/м 3

Класс опасности

Азота окислы

5

2

Ацетон

200

4

Акролеин

0,2

2

Бензин топливный

100

4

3,4 Бенз(а) пирен

0,00015

1

Кислота серная

1

2

Ксилол

50

3

Масла минеральные

5

3

Сода кальцинированная

2

3

Спирт метиловый

5

3

Тетраэтилсвинец

0,0005

1

Уайт-спирт

300

4

Углерода окись

20

4

Углерода пыль (электродная)

6

4

Расчет вентиляции

В зависимости от характера производственного процесса выбираем тип вентиляции, которая может быть общеобменной или местной.

1. Исходя из объема помещения и кратности обмена воздуха производительность вентилятора определяется по формуле:

А = V k

Где

V-объем помещения участка,

k — кратность обмена воздуха.

k =5

А = (6

  • 18
  • 6)
  • 5 = 3240 м 3

2. Исходя из производительности вентилятора определяем модель вентилятора

Модель ЦАГИ-4

Тип Осевой

Подача м 3 /ч 2500

Развиваемое давление 125Па

Частота вращения, об/мин 2000

К.п.д. 0,5

3. Потребляемая вентилятором мощность определяется по формуле:

N =

Где

А-производительность вентилятора

Н-давление, создаваемое вентилятором, Па

з в -к.п.д.вентилятора

з п -к.п.д.передачи (при размещении вентилятора на одном валу с двигателем зп = 1; для клиноременной передачи зп = 0,95; для плоскоременной передачи

з п = 0,9.

N ==1,7кВт

4. Установочную мощность электродвигателя определяем по формуле:

N дв =б N

Где

б-коэффициент запаса мощности =1,15

N дв = 1,15

  • 1,7 = 1,9 кВт

5. По характеристикам электродвигателей принимаем к установке электродвигатель типа АЛ 32 — 4 (N = 2 кВт, n = 2000 об/мин, масса 24 кг).

Микроклимат производственных помещений

Основными параметрами микроклимата производственных помещений являются температура воздуха, скорость его движения на рабочем месте и относительная влажность.

На температуру воздуха оказывают влияние теплопоступление от технологического оборудования (кузнечные горны, термические закалочные ванны, сварочные работы и др.), источниками влаги являются открытые поверхности моечных ванн.

Для физиологической деятельности организма и работоспособности человека необходимо их оптимальное сочетание, в зависимости от энергетических затрат при выполнении работы и времени года. Холодным периодом года считают сезон, когда среднесуточная температура наружного воздуха опускается до +10° С и ниже. Летний период имеет устойчивую среднесуточную температуру выше +10° С.

Легкие физические работы (категория I) — работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но не требующие систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжести, энегрозатраты до 150 ккал/ч (172 Дж/с).

Физические работы средней тяжести (категория II) охватывают виды деятельности, при которых расход энергии составляет от 150 до 200 ккал/ч (172 — 232 Дж/с) — категория II а; от 200 до 250 ккал/ч (232 — 293 Дж/с) — категория II б.

Тяжелые физические работы (категория III) — работы, связанные с систематическим физическим напряжением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей; энергозатраты более 250 ккал/ч (293 Дж/с).

Принцип относительного сочетания температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне, то есть в пространстве высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находится место постоянного или временного пребывания работающих, в зависимости от категорий выполняемых работ и положен в основу СН 245-71 и ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». В случаях, когда невозможно достичь оптимальных микроклиматических условий, санитарные нормы и ГОСТы допускают отклонения, которые не нарушают физиологических приспособительных возможностей человека.

В производственных помещениях с объемом до 20 м 3 на одного работающего при отсутствии загрязнения воздуха производственными вредностями, количество воздуха должно быть не менее 30 м3 /ч на одного работающего, в помещениях с объемом 20 м3 и более на одного работающего — не менее 20 м3 /ч.

Нормы ПДК распространяются на воздух рабочей зоны всех рабочих мест независимо от их месторасположения.

Оптимальные метеорологические условия

Метеорологические условия (микроклимат) производственных помещений определяется действующим на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающей поверхности. В помещениях АТП метеорологические условия зависят от технологического процесса и от внешних погодных условий.

Допустимыми метеорологическими условиями считают сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать переходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжений реакций терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает расстройства здоровья, могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности.

Оптимальные и допустимые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений АТП с учетом теплоизбытков, тяжести выполняемой работы и периодов года установлены Санитарными нормами микроклимата производственных помещений (СН 4088-86) и ГОСТ 12.1.005-76.

Основные и наиболее распространенные мероприятия по нормализации метеорологических условий в помещениях АТП являются устройство рациональной вентиляции и отопления.

Освещение

Рационально спроектированное освещение позволяет обеспечить необходимое качество обслуживания и ремонта автомобилей, повысить производительность труда. Благоприятные условия зрительной работы оказывают положительное психологическое воздействие на человека, способствует сохранению его здоровья и работоспособности в процессе труда.

Естественный свет обладает значительной биологической и гигиенической ценностью для человека. Благодаря высокой диффузности, он наиболее благоприятен для зрительной работы.

Для работы в темное время суток и при недостаточном дневном освещении применяем искусственное освещение газоразрядными лампами.

Нормы искусственного освещения, как и естественного, регламентированы СниП П-4-79 в зависимости от характеристики зрительской работы (таблица).

Таблица 5. Нормы освещенности электротехнического отделения АТП

Помещения, посты и производственные участки

Плоскость нормирования освещенности и ее высота от пола, м

Освещенность при общем (комбинированном) освещении, лк

ТО автомобилей

Пол

200 (300)

Ремонт электрооборудования и системы питания…

Горизонтально 0,8

300 (750)

Для ограничения слепящего действия светильников нормы регламентируют показатель освещенности

Качественным показателем освещенности при использовании газоразрядных ламп является коэффициент пульсации К п освещенности. В производственных и складских помещениях АТП коэффициент пульсации освещенности не должен превышать 20%.

Расчет количества окон

1. Световая площадь оконных (световых проемов участка)

F ОК =FПОЛ б

Где

F ПОЛ — площадь участка пола, м2 =108 м2 ,

б-световой коэффициент=0,25

F ОК =108 0,25 =27 м2

2. Суммарная площадь световых проемов определяется по формуле для комбинированного освещения

УS К . = SПОЛ м2 ,

Где

S ПОЛ -площадь пола, м2

l min — минимальное нормативное значение (КЕО) при боком освещении.

ф о — общий коэффициент светопропускания

з о — световая характеристика

к 1 — коэффициент, учитывающий затемнение окон противостоящими зданиями

r з — коэффициент, учитывающий влияние отраженного света при комбинированном освещении

S ПОЛ =108 м2

l min =1,2

ф о =0,25

з о =19

к 1 =1

r з =1,9

УS К. =108 = 51,84м2 .

3. Расчет высоты окон (участка) производим по формуле:

h o =H — (hпод + hнад ),

Где

h над = 0,3 — 0,5 м

берем h над = 0,4 м

h под = 0,8 — 1,2 м

берем h под = 1 м

Н — высота помещения малярного участка; Н = 5 м

h o к = 5 — (1 + 0,4)= 3,6 м

Подбираем высоту (h ок ) и ширину (док ) окон

h ок = 3600 мм,

д ок = 2500 мм.

4. Расчет количества окон (участка) производят по формуле:

n =

Где

F ок — площадь одного окна,

F ок = hок

  • док = 2,5*3,6 = 9 м2

n =51,84/9= 5,76 = 6 окон

Данный участок является частью производственного комплекса, и не разделяется от главного поме6щения с северной и западной стороны, еще с южной стороны участка находится сушильная камера которая своими размерами будет перекрывать окно и поэтому окно с южной стороны участка не нужно, исходя из этого остается всего 2 окна с восточной стороны.

Расчет общей освещенности участка

Работы относятся к средней точности. Фон темный, контраст средний. Длина помещения 15 м, ширина 6 м, высота 5 м. Стены и потолок окрашены в светлые тона. Помещение со значительными выделениями дыма, пыли и копоти. Допустимое содержание пыли в воздухе рабочей зоны не менее 5 мг/м 3 . Предлагается применять светильники типа «Астра» с лампами накаливания мощностью 200 Вт.

1. Определяем высоту подвеса светильников.

H С = H — hp — hc = H — hp — 0,2

  • (H — hp )

принимаем:

h c =0,2 ·(H-hp )

h p =0,8 м

H =5 м — высота участка.

h c — расстояние от пола до нижней кромки светильника (свес), м

h р — высота рабочей поверхности от пола, м; для верстаков, рабочих столов.

H С =5 — 0,8 — 0,2

  • (5 — 0,8) = 3,36 м

2. Рассчитываем необходимый световой поток по формуле:

F =

Где

Е Н — нормированное значение освещенности (Лк), зависящее от разряда зрительных работ [приложение 2, 3, 4];

  • Z — коэффициент, учитывающий неравномерность освещения поверхностей, расположенных над светильниками и между ними [принимают в пределах 1,15 — 1,3];

К З — коэффициент запаса, учитывающий потерю эмиссии ламп в процессе эксплуатации;

  • S — площадь освещенного пола.

з — коэффициент использования светового потока в долях единицы, в зависимости от коэффициента отражения света от стен ЧС и потолка ЧП и индекса помещения,

Где

Ен =500 Лк

Кз =1,3

Z =1,15 по заданию

з = 0,55 (

S =108 м 2 по заданию

F = = 146781 Лм

Световой поток ламп накаливания 200 Вт составляет F л = 1450 Лм

Принимаем тип ламп НБ -100, световая отдача 14,5 Лм / Вт

Индекс помещения зависит от высоты и формы помещения (i)

i =

Где

S — площадь помещения, м 2

H С — расчетная высота светильников, м

А и В-соответственно длина и ширина помещения, м

А =6 м, В = 18 м, S = 108 м 2 , НС = 3,36 м

i== 1,3

Коэффициент отражения принимаем ЧП = 70, ЧС = 50, что составляет 55%

3. Необходимое количество ламп определяем по формуле:

N =

Где:

F — необходимый световой поток, F = 146781 Лм,

F Л — световой поток ламп накаливания, Fл = 1450 Лм

N = = 100 шт.

Принимаем N = 100 штуки ламп накаливания.

Расстояние между рядами составляет 6 / 5 = 1,2 м

Расстояние между лампами в ряду 18 / 20 =0,9 м

4. Затраты электроэнергии на освещение малярного участка:

100

  • 200 = 20000 Вт = 20 кВт

Производственный шум, ультразвук и вибрация

На АТП при техническом обслуживании и ремонте автомобилей источниками шума и вибрации являются движущиеся автомобили, работающие ДВС, металлообрабатывающие станки, компрессоры, вентиляционные системы, тормозные стенды, ручной электро- и пневмоинструмент и другое оборудование. Ультразвук генерируют ультразвуковые установки, используемые для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых материалов, дефектоскопии и травления.

Допустимые уровни шума, вибраций и ультразвука установлены соответствующим стандартом.

Для борьбы с шумом, ультразвуком и вибрацией широко использую различные средства и методы коллективной защиты, а когда они оказываются неэффективными, применяют средства индивидуальной защиты.

Коллективные: архитектурно-планировочные методы (на стадии проектирования, при реконструкции или при перепланировке), акустические средства (шумоизоляция: звукоизолирующие ограждения зданий и помещений, звукоизолирующие кожуха и кабины, акустические экраны и выгородки; звукопоглощение: звукопоглощающие облицовки, объемные поглотители звука, виброизоляция: виброизолирующие опоры, упругие прокладки, разрывы и др.) и организационно-технические методы (применение малошумных технологических процессов; оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля; изменение конструктивных элементов машин и др.)

Индивидуальные: противошумные вкладыши и наушники. Для коллективной защиты от вредного воздействия повышенных уровней ультразвука используют средства и методы: уменьшение вредного излучения звуковой энергии в источнике (повышают рабочую частоту источника ультразвука и исключают паразитные излучения звуковой энергии); локализацию ультразвука конструктивными и планировочными решениями; организационно — профилактические мероприятия. Индивидуальные: специальные перчатки.

Вибрацию снижают воздействием на источник возбуждения (устранение резонансных явлений, повышенных люфтов, балансировка), а также на путях ее распространения (дистанционные управления, виброизоляции и др.).

Индивидуальные: рукавицы с упруго демпфирующими вкладышами, специальная обувь на виброгасящей подошве.

2.4.11Требования к технологическим процессам и оборудованию

При ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем (кроме случаев регулирования двигателя).

Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Запрещается отвертывать гайки зубилом и молотком.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки. Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

Электробезопасность

На АТП электрическая энергия нашла широкое применение. Она приводит в действие электродвигатели различных машин, оборудования, станков, подъемных устройств, электрифицированного инструмента, вентиляторов, используется для питания освещения, зарядных устройств, сварочных установок, приборов, электронагревательных элементов в системах обогрева двигателя при безгаражном хранении автомобилей и др.

Допустимые уровни напряжений прикосновения и токов, протекающих через тело человека, при нормальных условиях и продолжительное; воздействия не более 10 минут являются: для переменного тока частотой 50 Гц соответственно 2 В и 0,3 мА; для постоянного — 8 В и 1 мА. С увеличением частоты переменного тока (свыше 500 Гц) его опасность уменьшается.

Защита людей от поражения электрическим током обеспечивается не только конструкцией электроустановок, но и различными техническими способами и средствами, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом.

На АТП применяются следующие технические средства и способы: заземление и зануление, защитное отключение, малое напряжение, двойная изоляция, блокировка аппаратов, ограждающие устройства.

Средства защиты и приспособления. К средствам защиты персонала, обслуживающего электроустановки, относятся различные переносные приборы, устройства и приспособления, в том числе изолирующие человека от частей электрооборудования, находящихся под напряжением, и от земли.

Вспомогательные средства защиты: предохранительные пояса, страхующие канаты, защитные очки, брезентовые и резиновые рукавицы, фартуки, респираторы, противогазы и др.

Организационными мероприятиями обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются: оформление работы нарядом-допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; допуск к работе; надзор во время работы; оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

К эксплуатации электроустановок допускают только специально подготовленный электротехнический персонал, имеющий группу по электробезопасности, соответствующую выполняемой работе и занимаемой должности. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭ и ПТБ) устанавливают пять групп по электробезопасности.

Действующие электроустановки эксплуатируют в соответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ. На АТП должен быть обеспечен постоянный надзор за состоянием электрического хозяйства. Необходимо периодически проверять исправность электросети путем наружного осмотра и при помощи приборов.

Измерять сопротивление изоляции электросети следует: в помещениях без повышенной опасности не раже одного раза в 12 месяцев, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных — один раз в 6 месяцев. Сопротивление изоляции на каждом участке в сетях напряжением до 1 кВ не должно быть ниже 0,5 МОм.

3. Экономический раздел

Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих

Система оплаты труда

Выбираем повременно-премиальную систему оплаты труда.

Определение общего фонда заработной платы

ФЗП ОБЩ = (руб.)

Где

С Ч — часовая тарифная ставка

Т УЧ — трудоемкость участка

1,12 — коэффициент, учитывающий доплату за неблагоприятные условия труда

1,8 — коэффициент, учитывающий премирование работников за выполнение количественных и качественных показателей работы

2,6 — районный коэффициент и северные надбавки

1,14 — коэффициент учитывающий дополнительную зарплату за неотработанное время (оплата отпускных)

з — коэффициент учитывающий повышение производительности труда

Расчет экономических показателей предприятия проводим по 4 разряду.

ФЗП ОБЩ = = 540 551,51 руб.

Определение среднемесячной заработной платы на одного работника

ЗП СР = (руб.),

Где

N р-р — количество рабочих, занятых на участке

N р-р = 2 человека

ЗП СР . = = 22 522,98 руб.

Определение ОФЗП с начислением в ЕСН

ОФЗП ЕСН = ФЗПОБЩ

  • 1,26 (руб.),

Где

1,26 — коэффициент, учитывающий отчисления в единый социальный налог. Принимается как сумма отчислений на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных законодательством.

ОФЗП ЕСН = 540 551,51

  • 1,26 = 681 094,90 руб.

Затраты на материалы на участке

М МАТ =

  • NП (руб.),

Где

Ц Б . — цена одной банки краски, руб.

N Б — количество литров в банке.

N П — количество литров краски, потраченной на один автомобиль.

Общие затраты на материалы на один автомобиль.

М МАТ = 1,3 = 109,2 руб.

Общие затраты на материалы за год.

М = М МАТ

  • NГ (руб.),

Где

N Г -количество автомобилей обслуживаемых за год.

М = 109,2·1000=109200 руб.

Таблица 6. Стоимость оборудования

Технологическое оборудование

Наименование

Тип, модель

Кол-во

Цена., руб.

Стоимость, руб.

Окрасочно сушильная камерка

7008

11

430000

430000

Красконагнетательный бак.

С-383

22

9000

18000

Краскораспылитель.

КР-10

3

3500

10500

Установка безвоздушного распыления.

УБР

2

1700

3400

Компрессор.

КР-10

2

15700

31400

Кран — балка

1

70000

70000

Подъемник гидравлический

П-101

1

20000

2000

Итого: 493300 руб.

Углошлифовальная пневматическая машинка

FINI-9067

1

4000

4000

Пневматическая шлифмашинка с набором абразивных камней

FINI-9041

1

5000

5000

Секундомер

СД-51

1

500

500

Термометр

ГОСТ 2045-71

1

120

120

Набор шпателей

2

230

460

Набор кистей

1

400

400

Пистолет-распылитель для шпатлевки

С-592

1

2400

2400

Набор трафаретов и шаблонов

Собственного изготовления

1

Вискозиметр для проверки вязкости

ВЗ-4

1

300

300

Итого: 13180 руб.

Организационная оснастка

Стол для приготовления красок

2282

1

22100

2100

Шкаф для хранения красок и кистей

2304

1

21950

1950

Стелаж для хранения оборудования.

2242

1

22200

2200

Стул

2229

1

2200

200

Урна для отходов

2317

2

Тележка

ТТ-510

1

5000

5000

Итого: 6450 руб.

Общая стоимость: 512930 руб.

Стоимость основных производственных фондов

С= (руб.),

Где

Ц ОБ — цена оборудования по данным предприятия

К ДОСТ — коэффициент, учитывающий расходы по доставке

25 — доля стоимости ОПФ от стоимости оборудования.%

К ДОСТ = 1,06.

С= = 135926,45 руб.

Амортизация ОПФ участка

А= (руб.),

Где

Н ОБ — средняя норма амортизации для оборудования, зданий, помещений, обслуживающий процесс экспертной оценки автомобилей.

Н ОБ = 10%

А= = 13592,645 руб.

Общехозяйственные расходы (25% от суммы 4.1.4; 4.1.5; 4.1.7)

С = (руб.),

Где

ОФЗП ЕСН — общий фонд заработной платы предприятия, с учетом отчисления в единый социальный налог, равный 681 094,90 руб., (по расчету)

М — общие затраты на материалы в год, равные 109200 руб., (по расчету)

А — амортизация основных производственных фондов участка, равная 5 995,89 руб., (по расчету)

С ==187314,385 руб.

Себестоимость работы участка по ремонту кузовов

S УЧ =(руб.),

Где

УС — себестоимость по видам воздействий участка

N — Количество обслуживаний за год. 1000

Таблица 7.

Наименование статьи

Сумма (руб.)

Общий фонд заработной платы с начислением в ЕСН (п. 5.1.4.)

681 094,90

Затраты на материалы (п. 5.1.5.)

54 600,00

Затраты на запасные части

Амортизация ОПФ (п. 5.1.7.)

13562,645

Общехозяйственные расходы (п. 5.1.8.)

187314,385

ВСЕГО (УС):

936571,925

S УЧ == 936,57 руб.

Определение годового количества обслуживаний

По условию дипломного проекта годовая производственная программа взята по данным СТО.

N =1000 ед.

Определение доходов от выполнение услуг

Д УЧ = ЦКУЗ.Р. * N * 0.4 (руб.),

Где

Ц КУЗ.Р. — цена обслуживания одного автомобиля на малярном участке, принимаем равную 6000 руб. (с учетом уровня рентабельности предприятия, принятого равным 40%)

Д УЧ =6000 1000*0.4 = 2400000 руб.

Определение прибыли от выполнения услуг

П УЧ = ДУЧ — УС (руб.),

П УЧ = 2400000 — 936571,925= 1463428,075 руб.

Определение показателя фондоотдачи

ФО =Д УЧ / С (руб.),

ФО = 2400000 / 135926,45 = 17,66 руб.

Определение показателя фондоёмкости

ФЕ =С / Д УЧ (руб.),

ФЕ =135926,45 / 2400000 = 0,06 руб.

Определение показателя фондовооружённости

ФВ =С / N (руб.),

ФВ =135926,45 / 1000 = 135,93 руб.