Законодательный процесс в зарубежных странах

Правотворчество — это одно из важных направлений работы государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций, которая позволяет назвать данное государство правовым без каких-либо преувеличений.

В свое время Шарль Луи Монтескье писал, что «не было и, пожалуй, не будет законов, обладаюших совершенной непорочностью» [9, c. 111] (его идеал), однако законодатель обязан стремиться к этому.

В условиях формирования мировых стандартов правового регулирования, развития законодательства на основе общепризнанных принципов и норм международного права вопросы совершенствования нормотворческого процесса приобретают особую актуальность и значимость.

Государство должно придавать первостепенное значение определению оптимальных моделей нормотворческого механизма, становлению профессионального Парламента, быстрому решению проблем, возникающих при разработке проектов нормативных правовых актов, а также укреплению правил и традиций, складывающихся в законотворческом процессе.

Многие проблемы, спорные вопросы юридической науки в конечном итоге подлежат закреплению в законодательстве, а как это будет сделано – зависит от законодателя.

Цель данной работы – провести анализ законодательного процесса в зарубежных государствах, оценить существующие модели.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • понятие законодательного процесса;
  • стадии законодательного процесса;
  • особенности законодательного процесса по отдельным вопросам нормативного регулирования

Выдержка из работы.

В двухпалатных парламентах с сильной верхней палатой законопроект должен пройти одну и ту же процедуру в каждой из палат, причем часто очередность палат не имеет значения. Если же верхняя палата слабая, то процедура рассмотрения законопроекта в ней может быть упрощенной по сравнению с нижней палатой, хотя иногда бывает и такой же. На случай расхождений между палатами конституции часто предусматривают обязательную или факультативную согласительную процедуру. Как отмечалось, при слабых верхних палатах нижние палаты могут настоять на своей редакции закона. В данном случае как отмечается возможны четыре способа разрешения проблемы, связанной с невозможностью урегулировать разногласия между палатами [12, c. 188]: 1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается; 2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции; 3) есть редкие случаи, когда закон принимается только верхней палатой; 4) закон принимается на совместном заседании палат. Встречаются и некоторые промежуточные варианты.

57 стр., 28363 слов

Дипломной работы; – выявить проблемы правового регулирования ...

... О ДОГОВОРЕ ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ начинающиеся из договора пожизненной ренты так, что бы качественно задерживают применение предоставленного правового института ... аннуитетного договора. Структура работы определяется целями исследования, необходимостью комплексного анализа договора пожизненной ренты. По своей структуре работа ... Федерации 2 (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ ...

Так, в США закон не может быть принят, если одна из палат Конгресса с ним не согласна и создание согласительного комитета не привело к преодолению расхождений между палатами. Основной закон для Германии предусматривает небольшую категорию обычных законов, которые не могут быть приняты без согласия Бундесрата (ст. 74-а).

Что же касается остальных законов, то в течение трех недель по их принятии Бундестагом Бундесрат может потребовать созыва согласительного комитета, и если этот комитет предложит внести в закон изменения, Бундестаг должен принять по этому вопросу свое решение. Бундесрат может также в течение двух недель просто заявить против принятого закона протест, который может быть отклонен Бундестагом, однако если Бундесрат принял протест 2/3 голосов своих членов, то отклонить его Бундестаг может лишь голосами 2/3 присутствующих депутатов или, по крайней мере, большинством их общего числа.

В Великобритании и Польше нижняя палата преобладает в законодательном процессе безусловно. Так, согласно британскому Акту о Парламенте 1911 года с поправками 1949 года публичный билль (имеющий в отличие от частного билля общенормативный характер), если не является финансовым и не увеличивает срока полномочий Парламента за пределы пяти лет, может быть в случае отклонения Палатой лордов задержан не более чем на год, после чего, если будет вновь одобрен Палатой общин, считается принятым в ее редакции либо с теми поправками Палаты лордов, с которыми Палата общин согласилась (ч. 1 ст. 2).

Польская Конституция предусмотрела в ч. 2 и 3 ст. 121, что принятый Сеймом закон Сенат может в течение 30 дней либо принять, либо отклонить, либо предложить к нему поправки. Если, однако, Сейм отклонит любое из этих решений Сената абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов, закон считается принятым в редакции Сейма. То же имеет место, если Сенат пропустит 30-дневный срок [8, c. 229].

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/na-temu-zakonodatelnyiy-protsess-v-zarubejnyih-stranah/

8 стр., 3994 слов

Конституционное право зарубжных стран

... в силу. Исполнительная власть во всех штатах вверяется губернатору. Конституционные предписания устанавливают порядок выборов губернатора, круг и срок его полномочий. На него возлагается обязанность обеспечивать исполнение законов и ... право вето в отношении законопроектов, принятых законодательными собраниями. Право вето предусмотрено конституциями всех штатов, кроме Северной Каролины. Более чем в 20 ...

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: Проспект, 2007. – 560 с.

2. Власенко Н.А. Основы законодательной техники. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995. — 54 с.

3. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003. – 944 с.

4. Конституции государств Европейского Союза // Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 769 с.

5. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие, 2-е изд. – М.: БЕК, 1992. – 586 с.

6. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. – М: Юрист. — 271 с.

7. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. — М.: ЮЛ, 1985. – 209 c.

8. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств. – М.: БЕК, 1996. – 418 с.

9. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. – М.: Знание, 1975. – 286 с.

10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993. – 256 с.

11. Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 286 с.

12. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: БЕК, 2000. – 397 с.

13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. – М.: Юрист, 1997. – 387 с.

14. Чудаков М.Ф. Государственное право зарубежных стран: курс лекций. Часть 2. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 335 с.

15. Юридический энциклопедический словарь. 2-е доп. изд. — М.: СЭ, 1987. — С. 389.

16. Mala encyklopedia prawa. — W.: PWN, 1980. — s. 557.