Гарантии и защита экологических прав граждан

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина имеет в настоящее время особое значение. Международное и национальное право провозглашает приоритет соблюдения прав и свобод человека и гражданина при определении государственной политики, организации управления, принятии решений политического, экономического, социально-культурного направления.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) определяет человека, его права и свободы как высшую ценность. На государство возлагается обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Посредством реализации экологических прав обеспечивается возможность каждого проживать в условиях защищённости от негативных экологических воздействий, а также противостоять деятельности третьих лиц и государственных органов, направленной на ухудшение таких условий. Для этого анализируются имеющиеся в литературе определения экологических прав, законодательство, предусматривающее различные их виды, практика осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства .

Актуальность темы исследования вытекает также из того, что защита экологических прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, является составной частью реализации конституционных принципов, в частности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как основной обязанности государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 3) определяет многонациональный народ России как основной носитель суверенитета и единственный источник власти. «Народ» — население государства, жители страны»1 . Исходя из этого определения народа, можно с достаточным основанием считать, что реализация конституционных прав отдельного человека и гражданина необходима как гарантия организации всей структуры государственного устройства и укрепления общественных связей.

В России имеется большой опыт защиты экологических прав граждан и охраны окружающей среды с использованием правовых методов. Но в связи с тем, что информация об таких прецедентах была разрозненна и не была известна широкой общественности, использовать накопленный положительный опыт другим представителям общественности было трудно.

Именно это повлияло на мой выбор и из предложенных тем для курсовой работы «Гарантии и защита экологических прав граждан» я считаю наиболее актуальной.

4 стр., 1734 слов

Экологические права и обязанности граждан РФ

... важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав. § 2. Защита экологических прав граждан. В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. ...

Понятие экологических прав человека и значение их признания.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой2 .

В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно конституционное закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение.

Признав экологические права граждан, российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение строить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формулируемом законодательстве является свидетельством демократизации власти. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на: 1)Основные;

2)Иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.), «Европейская социальная хартия» (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

7 стр., 3407 слов

Понятие человека, гражданина, личности

... устанавливалось одно общее для всего населения наименование — “гражданин Российской Республики”. “личность”. Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими ... потребностям. Рабовладельческое общество, как известно, отказывало рабу в праве быть личностью. Таким образом, понятия “человек” и “личность”, отражая разные аспекты одного целого — отдельного ...

Выделение в предлагаемой классификации категории «иных экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Состояние правового регулирования экологических прав человека.

Признание и регулирование экологических прав граждан — одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана конституцией России, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42) Прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.37), и на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41).

В прежней, советской Конституции РСФСР декларировалось лишь право граждан на охрану здоровья, обеспечиваемое, в частности, мерами по оздоровлению окружающей среды. Но, как известно, состояние среды со времени принятия той Конституции лишь ухудшалось и сейчас характеризуется как катастрофическое. Соответственно ухудшалось состояние здоровья граждан. Механизм защиты прав граждан оставался в это время чрезвычайно слабым.

15 стр., 7139 слов

Нанотехнологии в охране окружающей среды

... населения Земли, существует множество других сложных и взаимосвязанных причин загрязнения окружающей среды. Нанотехнологии в охране окружающей среды Порой кажется, что загрязнение окружающей среды столь велико, что его уже нельзя устранить. Многие давно смирились ...

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только закреплял право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусматривал ряд важных полномочий граждан, способствовавших обеспечению его реализации и защиты.

Обратим внимание на то важное обстоятельство, что по Конституции РФ субъектом соответствующих прав является не гражданин, а «каждый», т.е. индивид, человек и гражданин. В отличие от Конституции, признавшей право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, Закон «Об охране окружающей среды» установил право граждан на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что граждане могут выступать в защиту публичных экологических интересов.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

  • б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
  • г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
  • ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • з) осуществлять другие предусмотренные законом права.

Впервые в российском воздухоохранном законодательстве Федеральным законом от 4 мая 1999г. « Об охране атмосферного воздуха» регулируются права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха (ст. 29) В частности, граждане имеют право на:

а) информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

б) участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

в)участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

6 стр., 2714 слов

Охрана атмосферного воздуха в республике беларусь

... состоянием атмосферного воздуха, климатом, погодой. Общение с природой благотворно влияет на нервную систему, успокаивает, уравновешивает процессы. Все эти виды деятельности сосредоточены при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, ...

г)обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

д) Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

е) Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23).

Представителям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24).

Согласно ст. 26, граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.