Пожарня безопасность

Курсовая работа

Теоретическое исследование проблем пожарной безопасности как системы мероприятий.

  1. Понятие пожарной безопасности

Все основные понятия в области пожарной безопасности изложены в Федеральном законе «О пожарной безопасности», данный закон определяет основные общие правовые, экономические и социальные вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ и регулирует отношения между органами государственной власти, самоуправления, учреждениями, организациями, общественными объединениями и должностными лицами. Закон определяет следующие понятия:

Пожарная безопасность — это состояние защищенности человека, собственности, общества и государства от пожаров.

Пожар — это неконтролируемый пожар, наносящий вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, материальный ущерб.

Требования пожарной безопасности — особые условия социального или технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации и нормативными документами.

Пожарный режим: Порядок поведения людей, организаций, власти, снабжения, предотвращение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожара.

Противопожарная защита — совокупность установленных в установленном порядке органов управления силами и средствами, предназначенными для организации предотвращения пожаров и их тушения, а также проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.

Пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на следующие классы:

1) пожары твердых горючих веществ и материалов (A);

2) пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (B);

3) пожары газов (C);

4) пожары металлов (D);

5) пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (E);

6) пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

6 стр., 2647 слов

Пожарная безопасность

... требований пожарной безопасности означает невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности — меры по обеспечению пожарной безопасности, включая соблюдение требований пожарной безопасности . Теоретические принципы горения. 2. причины пожаров Сжигание представляет собой химический процесс соединения веществ ...

1) пламя и искры;

2) тепловой поток;

3) повышенная температура окружающей среды;

4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) пониженная концентрация кислорода;

6) снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2) радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

5) воздействие огнетушащих веществ.

Классификация веществ и материалов по пожарной опасности основана на их свойствах и их способности образовывать опасные факторы пожара или взрыва.

По горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:

1) негорючие — вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

2) трудногорючие — вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;

3) горючие — вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Классификация пожарной техники

Пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:

1) первичные средства пожаротушения;

2) мобильные средства пожаротушения;

3) установки пожаротушения;

4) средства пожарной автоматики;

5) пожарное оборудование;

6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;

7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.

1.2 Понятие общественной и личной безопасности в сфере пожарной безопасности.

Базовое определение понятия «безопасность» находится в Законе РФ № 2646-1 от 05.03.92 «О безопасности». В ст. 1 указанного закона безопасность понимается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом жизненные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно гарантирует существование и возможности поступательного развития личности, общества и государства.

10 стр., 4734 слов

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

... требования пожарной безопасности; иметь первичные средства пожаротушения и средства пожаротушения на территории и в зданиях, принадлежащих (используемых) им; при обнаружении пожара немедленно уведомлять пожарную службу; принимать посильные меры для спасения людей, имущества ...

Общественная безопасность — безопасность, выражающаяся в уровне защищенности личности, общества и государства, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Общественная безопасность также может быть определена как совокупность нормальных социальных отношений, установленных нормативными актами, обычаями и традициями, которые обеспечивают достаточный уровень личной безопасности для членов общества и общества в целом.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

  1. защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  2. возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  3. участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
  4. получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  5. участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

  1. соблюдать требования пожарной безопасности;
  2. иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  3. при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  4. до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  5. оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  6. выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  7. предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:

  1. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  2. вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  3. проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  4. устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  5. получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

16 стр., 7507 слов

Участие граждан в охране общественного порядка

... общественностью в области охраны общественного порядка. В задачи работы входит: ) выяснить понятие общественного порядка и кратко проанализировать содержание управленческой деятельности государства в области его охраны общественного порядка; ) рассмотреть организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении общественного порядка; ) отразить порядок ...

  1. соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  2. разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  3. проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  4. включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  5. содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  6. оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  7. предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  8. обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  9. предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  10. незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  11. содействовать деятельности добровольных пожарных;
  12. обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций непосредственно управляют системой пожарной безопасности под своей ответственностью на подведомственных объектах и ​​несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

4 стр., 1552 слов

Организация пожарной безопасности

... Организация работ по пожарной безопасности должна включать: А) разработку и внедрение системы управления пожарной безопасностью согласно требованиям руководящих документов; Б) общее руководство и контроль за состоянием пожарной безопасности на предприятии, контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, требований, правил и ...

  1. Система пожарной безопасности в Рф

Система пожарной безопасности — это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального, научно-технического характера, направленных на тушение пожаров.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности
  7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  10. производство пожарно-технической продукции;
  11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
  13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  14. учет пожаров и их последствий;
  15. установление особого противопожарного режима.

Нормативно-правовая база пожарной безопасности в Российской Федерации включает различные кодексы, законы, правила, стандарты, нормативные акты. Которые очень полно отражают правовую основу пожарной безопасности в РФ. В эту систему входят:

10 стр., 4709 слов

Правовое регулирование в области пожарной безопасности

... имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. ^ Нормативно правовому регулированию в области пожарной безопасности посвящена одноимённая статья «Закона» № 20. Согласно ч. 1 ст. 20 «Закона» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой ...

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).

  1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не применяются в той мере, в какой они устанавливают требования пожарной безопасности ниже установленных настоящим Федеральным законом.

  1. Правила пожарной безопасности в РФ

Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее — Правила) устанавливают требования пожарной безопасности 1 , обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

  1. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

  1. Нормы пожарной безопасности «Перечень объектов подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»

Эти стандарты устанавливают основные требования пожарной безопасности, регулирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации с помощью автоматических систем пожаротушения и автоматической системы пожарной сигнализации.

13 стр., 6275 слов

Особенности проведения лицензирования и сертификации отдельных ...

... лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности» [8]. Лицензированию в области пожарной безопасности (ст. 17 ФЗ №128 [2]) подлежали: деятельность по предупреждению и тушению пожаров; ... соответствия является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности). Положение о системе независимой оценки рисков (НОР) в области пожарной безопасности, гражданской обороны и ...

  1. Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»

Эти стандарты устанавливают требования пожарной безопасности для систем оповещения и управления эвакуацией в случае пожаров в зданиях и сооружениях. Они также устанавливают типы систем оповещения и определяют перечень зданий, которые должны быть оборудованы такими системами.

  1. Правила оценки соответствия объектов защиты

Настоящие правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленными федеральными законами, путем независимой оценки пожарного риска

  1. Инструкция о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности
  2. Извлечения из кодекса об административных нарушениях и из уголовного кодекса РФ

Глава 2. Изучение пожарной безопасности как системы мероприятий, направленных на обеспечение общественной и личной безопасности.

2.1 Изучение темы пожарной безопасности в школьном курсе ОБЖ

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия ведут классные руководители, учителя, воспитатели, учителя и мастера производственного обучения. Желательно привлечь к проведению занятий пожарную команду.

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д.Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Порядок и тематику лекций определяет руководитель детского учреждения.

17 стр., 8069 слов

Обеспечение пожарной безопасности объектов ОАО ‘РЖД’

... повышению пожарной безопасности на федеральном железнодорожном транспорте», внесло изменения в Правила содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Указание от 21.12.2000 г. № Г-3098у). Эти дополнения касаются введения в подразделения пожарной охраны МПС ...

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста студентов и школьников.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

В этом возрасте причиной поджога может быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок).

В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано с важностью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если ребенку дома разрешено разогревать обед самостоятельно, он должен научиться правильно зажигать газовую плиту, знать, что горящую плиту нельзя оставлять без присмотра, и проверить, не забыл ли он ее повернуть выключенный.

В процессе обучения ребенку должно быть осмысленно и интересно узнавать новое. Обучение оказывается наиболее успешным, когда учитывается внимание и тип мотивации, характерные для детей определенного возраста или отдельной типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному и, следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, от его положения в семье, от места жительства. Например, в сельской школе дети могут узнать об опасности использования спичек для освещения сеновала, в то время как для городских школьников эта проблема не будет столь актуальной. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе ассимиляции ребенок проявляется как личность с присущими ей характеристиками направленности, сознательности и активности. Развитие основных сторон личности ребенка влечет за собой изменение механизмов усвоения, что должно найти отражение в методах обучения.

Общая закономерность развития знаний младших школьников состоит в том, что они формируются на основе деятельности материи. важно, чтобы это занятие можно было построить с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать конкретные педагогические условия, характерные для различных аспектов развития детской психики. Пока одни студенты боятся пожара, других интересует нестандартная ситуация. Во время учебы дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в ​​целом. Знания и методы действия детям снова не открываются, а передаются извне и усваиваются. Самый эффективный метод передачи нового контента — это тот, в котором контент специально назначается ребенку. Он усваивается в обобщенной абстрактной форме и затем применяется в определенных условиях. Например, объяснив, что спички опасны, можно говорить о пожарах, которые возникли в результате детской шутки с этими, казалось бы, безобидными палками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.

Еще до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получить необходимые знания в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. его привлекают знания в целом, знания как таковые, имеющие социальную значимость и ценность. здесь проявляется любопытство ребенка, непреодолимый интерес к тому, что его окружает. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали об уроках пожарной безопасности. В конце концов, фундамент, который усвоят младшие школьники, останется с ними на всю оставшуюся жизнь, изменяясь и улучшаясь. Вначале студент еще не очень хорошо знаком с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное восприятие ребенком ценности знаний необходимо поддерживать и развивать с самого начала школы, но уже демонстрируя неожиданные, соблазнительные и интересные проявления самого предмета. Но огонь всегда привлекал детей любого возраста: малышей — спички, подростков — костры, старшеклассников — различные эксперименты. Тем более, что раздел «Пожарная безопасность» неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет детям формировать подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Поэтому для первого этапа школьной жизни характерно, что ребенок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

2 стр., 784 слов

Задачи экономики пожарной безопасности

... товарно-материальных ценностей. Управление экономической эффективностью пожарной безопасности Все способы и средства пожарной безопасности – это составляющие экономической эффективности системы противодействия пожарам в целом. Их ... при этом сумма прямого ущерба после пожара будет полностью или частично компенсирована компанией-страховщиком. Правильность расчета ущерба от пожара напрямую связана с ...

  1. Огонь – друг и враг человека;
  2. Опасность шалости с огнём;
  3. Спичка – не для игры;
  4. Безопасный газ;
  5. Электричество в доме;
  6. Что делать при пожаре;
  7. Отчего возникают пожары и их предупреждение;
  8. Труд пожарных.

При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Только на основе такого специального исследования детей можно выбрать конкретный метод воздействия на них, цель которого — привить детям серьезное отношение к проблеме пожаров и тем самым обеспечить их личную безопасность. Для этого необходимо, чтобы детям были интересны уроки, которые они ведут. Поскольку процесс обучения в начальных классах обычно строится таким образом, что дети получают определенные готовые знания, которые необходимо запоминать и применять в нужных ситуациях, желание ребенка к этой теме часто угасает. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Кроме того, необходимо показать имеющиеся фильмы, диа- и видеофильмы, связанные с огнем для определенного возраста. обязательно наличие викторин, конкурсов, КВН, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электрический или газовый прибор, вышел на прогулку. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т.д.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

  1. существование явления «пожар», его опасность и последствия;
  2. наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
  3. элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

Учащийся должен уметь:

  1. грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
  2. сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
  3. спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
  4. тушить костёр, выключать электроприборы.

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Молодость — это определенный этап взросления и развития человека, от младенчества до зрелости. Этот период знаменует переход от зависимого детства к независимой и ответственной взрослой жизни. Но в разных обществах это происходит по-разному. Одна из наиболее важных потребностей переходного возраста — это необходимость освободиться от контроля и защиты родителей, учителей, пожилых людей в целом, а также от установленных ими правил и процедур. Практически отсутствует социальный или психологический аспект поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом, материального уровня семьи и образовательного уровня родителей. Существенное влияние оказывает стиль взаимоотношений между детьми и их родителями, отчасти связанный с их социальным статусом.

В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будут гореть, им интересно наблюдать за костром. Возникает комплекс героизма, им кажется, что это смельчаки, решившие его поджечь. Поэтому в этот период уже следует помнить о существовании законов и юридических обязательств. Также в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы друзей-подростков. Профилактическая работа с детьми среднего школьного возраста должна проводиться индивидуально в группах или классах.

Причиной возгорания подростков могут стать умышленные поджоги, задымление, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток в системе реальных отношений ставит себя в положение взрослого. Поэтому для подростка и смелость, и отвага важны только в связи с социальным положением, с формированием социальной активности. Подросток просит признания своей независимости, своего равноправия, даже если для этого нет реальных условий, как физических, так и интеллектуальных и социальных. Так, например, подростку не нужно курить, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, бросив окурок с неосторожным щелчком. Самосознание возникает и развивается на основе этой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими его людьми, и система образования и обучения играет в этом процессе решающую роль.

При этом значительно возрастает ориентация подростков на качества мужественности и начинает формироваться своеобразный идеал подростковой мужественности. При этом содержание и характер представлений о себе прямо зависит от меры включения школьника в разные виды деятельности и опыта общения со взрослыми и сверстниками. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т.д.

Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров. Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени. Что же касается объема ежедневного свободного времени подростков, то здесь следует в первую очередь отметить существующие резкие различия между хорошо успевающими и слабоуспевающими школьниками. Как показали результаты опроса, свободное время хорошо успевающего подростка составляет в среднем около 2 часов в день, не считая выходных, а у слабоуспевающего подростка его в 4 раза больше – до 8 часов в сутки. Вполне закономерно, что объем свободного времени подростков тесно связан с его структурой и содержанием. Формы общения разделены на 3 группы: интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы), социально-ориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки) и стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).

Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. И даже среди подростков, предпочитающих интимно-личную форму общения, преобладают занятия, имеющие явно развлекательный, пассивный характер. Подростки мотивируют свой выбор занятий в свободное время желанием «отдохнуть», «развлечься», «не думать ни о чём серьезном», «не напрягаться» и тому подобными суждениями, т.е. в их мотивировках преобладают индивидуалистические мотивы организации своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся необходимым условием формирования всесторонне и гармонически развитой личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма незначительное место. У подростков, предпочитающих стихийно-групповую форму общения, практически отсутствуют такие виды деятельности, как чтение художественной литературы, творческие занятия в кружках и секциях, а также занятия спортом. Вызывает тревогу и тот факт, что в структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (выпивки, бесцельное времяпрепровождение, курение).

Учитывая, что подобные группы подростков собираются в основном в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи), этот факт не может не настораживать, т.к. стихийно складывающиеся неформальные группировки, в соответствии с присущими им особенностями развития, протекающего вне общественно полезной деятельности, нередко приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара. Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий, колхозов. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Очень много случаев детского травматизма: созданные в составе пожарной службы аварийно-спасательные подразделения неоднократно вызывались для спасения детей из разрытых траншей, канализационных люков, колодцев, обвалов на заброшенных площадях бывших военных построек. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель).

Мотивировки такого распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: «Хочу интересно проводить время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Хочется попробовать свои силы в каком-нибудь захватывающем деле» и т.п.

Созданные же в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни. Это, безусловно, очень важно, но, к сожалению, даже в тех школах, где спортивная работа ведется, как считается, на должном уровне, она рассматривается в основном как средство оздоровления, развития двигательной активности. При планировании и проведении спортивных мероприятий не ставится задача ознакомить детей с различными видами спорта, в том числе и пожарного. Преподаватели физкультуры практически не имеют деловых контактов с секциями пожарного спорта. В то же время тренер может иметь гораздо большее влияние на подростков, чем учитель или родители. Именно в этот период, связанный с активным освоением социальной позиции, спортивная деятельность может стать важным средством формирования коллективистской направленности личности. И хотя в спортивной деятельности сложнее сформировать мотивы общественной пользы, чем, например, в трудовой или организационной, но и в этой деятельности можно достаточно всесторонне раскрыть взаимосвязи «я и общее дело».

В различных форма спортивной деятельности складываются сложные ситуации взаимоотношений подростков. С одной стороны, спортивная деятельность невозможна без индивидуального освоения специальных умений, навыков; с другой – многие виды спортивной подготовки детей предполагают коллективные цели – борьбу за честь команды, класса и т.д. Спортивная деятельность, как правило, связана с развитием определенных физических качеств. Требуя от подростка физической закалки и, в свою очередь, обеспечивая ее, спортивная деятельность развивает такие важнейшие личностные качества, как выносливость, сила, быстрота и ловкость движений, воля, смелость, решительность, настойчивость, а кроме того, ответственность, коллективизм, целеустремленность. Иными словами, подросток психологически открыт этой привлекательной, престижной для него форме деятельности, а пожарный спорт наиболее полно отвечает всем этим запросам подростка, включая в себя и героизм, и определенную степень риска, и знание действий в экстремальной ситуации, что дает некоторое преимущество над остальными сверстниками, очень важное для подростка. Следовательно, в наиболее сложный для детей среднего школьного возраста период пожарный спорт является наиболее привлекательным для них видом спорта и оказывает огромное воспитательное значение.

К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:

  1. пожар как явление;
  2. основные характеристики горючей среды и источников зажигания;
  3. общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
  4. элементарные способы тушения загораний;
  5. первичные средства пожаротушения и их возможности;
  6. основы профессии «пожарный»;
  7. ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

  1. оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
  2. пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  3. выполнять требования правил пожарной безопасности;
  4. проводить работу среди младших по недопущению пожаров.

Старший школьный возраст (16-18 лет)

Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы «почему» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Само представление о предмете у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь. В то же время потенциальную опасность с точки зрения возможности возникновения пожара представляет проведение опытно-экспериментальных и практических работ на уроках химии. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии.

В случае пожара в обязанности учителя входит:

  1. сообщение о пожаре (вызвать пожарную службу, оповестить администрацию школы о пожаре, отключить электроэнергию, приготовить для выноса ящик с легковоспламеняющимися веществами, привести в готовность первичные средства пожаротушения);
  2. эвакуация (вывести учащихся на улицу или в помещение, где нет огня в соответствии с планом эвакуации);
  3. проверка присутствия учащихся класса (по численности и по списку);
  4. размещение эвакуированных учащихся (указать место, помещение и т.п.);
  5. организация тушения пожара первичными средствами (организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью подручных средств);
  6. участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды (указать кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания, указать пожарным, где могут находиться люди, а также место в кабинете химии, где имеются запасы реактивов).

На самых первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций, наиболее часто встречающихся на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя. В целом изучение курса химии в средней школе представляет широкие возможности для усвоения учащимися правил пожарной безопасности, формирования у подростков умений и навыков обращения с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Тем не менее, ни в учебниках химии, ни в методических пособиях должного внимания этим вопросам не уделяется.

При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.

В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.

В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. Поэтому эффективность педагогического воздействия зависит не только от направленное и степени сплоченности школьного коллектива, но и от того, сумеет ли школа повлиять на свободное общение своих воспитанников и направленность возникающих при этом спонтанных групп. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;
  2. понимание, т.е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;
  3. применение полученных знаний;
  4. анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;
  5. синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;
  6. оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;
  7. навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.

Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твёрдо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.

К завершению среднего образования учащийся должен знать:

  1. динамику возникновения, развития и тушения пожара;
  2. основные свойства горючей среды и источников зажигания;
  3. физико-химические основы горения;
  4. пожароопасные свойства основных веществ и материалов;
  5. причины пожаров и меры профилактики;
  6. принципы и способы тушения пожаров;
  7. основные средства пожаротушения;
  8. требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
  9. первичные средства пожаротушения и их возможности;
  10. боевую работу пожарных подразделений;
  11. ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

  1. оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
  2. оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
  3. пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;
  4. оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;
  5. оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.

При этом следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.