Правонарушения и борьба с ними

Правомерное поведение и правонарушения — антиподы. Первое совершается в контексте предписаний правовых норм, имеет место в юридических отношениях, а второе всегда является поведением, нарушающим требования юридических норм.

Преступность — одно из тех социальных явлений, которые представляют исключительный интерес для теоретических и практических юридических знаний, а не только юридических. Действительно, почему закон, казалось бы, принятый для общей пользы, освященный авторитетом государственной вла­сти, воплотивший не один раз обсужденные, наиболее разумные правила по­ведения, нарушается? Что надо делать, чтобы противостоять правонарушению, чтобы устранить эти опасные отклонения из общественной жизни? Поиск идет уже не одно столетие.

На протяжении веков лучшие умы человечества задавались вопросом о причинах правонарушений в обществе и способах их устранения. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л.Монтескьё, Г.Гегель, И.Кант, социалисты-утописты Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, юрист Ч.Беккариа, мыслители и писатели Вольтер и Ж.Ж.Руссо, основоположники марксистского учения К.Маркс и Ф.Энгельс.

Сегодня эта проблема остается такой же сложной и противоречивой в юридической науке, как и раньше. Практических усилий, которые наша компания прилагает для предотвращения и борьбы с преступностью, также недостаточно.

Цель работы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

  • исследовать понятие, признаки и виды правонарушений;
  • исследовать юридический состав правонарушения;
  • проанализировать причины и условия совершения правонарушений;
  • рассмотреть борьбу с правонарушениями.

1. Понятие и признаки правонарушения

1.1. Понятие правонарушения

Правонарушение – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, под которым понимается поведение индивида или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. От отклоняющегося поведения (аморального или противоправного) следует отличать странности, чудачество, эксцентричность, имеющие индивидуальную природу и не приносящие общественного вреда, а также формы инициативной, конструктивной и инновационной деятельности, направленной на изменение сложившихся отношений и их совершенствование. Преступление — это «такое девиантное поведение, которое характеризуется асоциальностью, дестабилизирующим свойством верховенства закона и противоречит доминирующей системе ценностей общества, приоритетам и ценностям человеческой личности». 1

14 стр., 6849 слов

Юридическая ответственность: понятие, цели, функции и принципы (2)

... сегодня тема юридической ответственности. Поэтому мною и выбрана эта тема для курсовой работы, в которой далее будет подробно рассмотрено понятие юридической ответственности, её принципы, виды и цели. Целью работы является комплексное изучение юридической ответственности, ее понятия, оснований, видов с позиций ...

О преступлении можно говорить только тогда, когда преступник совершил виновное противоправное деяние. Например, закон могут нарушить люди, не достигшие определенного совершеннолетия, которые не могут быть привлечены к юридической ответственности. Кроме того, невменяемые, то есть признанные судом недееспособными, не могут быть привлечены к юридической ответственности.

Так называемый несчастный случай не является преступлением, то есть причинением ущерба вследствие ряда объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину. Например, во время охоты в довольно удаленной местности один человек случайно выстрелил и попал в другого человека, находившегося за кустами. В этом случае есть стечение обстоятельств, за которые лицо юридической ответственности не несет. В жизни тоже бывают случаи, когда человек совершает нарушение закона в состоянии вынужденной необходимости. Например, водитель проезжает узкую дорогу, и вдруг ему навстречу бежит человек. В данном случае, если водитель не свернет, то неизбежен наезд. Здесь есть объективная необходимость, если водитель принял все необходимые меры для предотвращения столкновения. Формально есть нарушение права, но нет правонарушения. Не является правонарушением также причинение вреда в состоянии необходимой обороны, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, т.е. умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

Следовательно, не любое нарушение права является правонарушением.

В ст. 14 УК РФ дается понятие преступления (одного из видов правонарушения) следующим образом: «1. Общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания, признается преступлением. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». 2

П. 1 ст. 2.1 КоАП: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». 3

В.И.Червонюк определяет правонарушение следующим образов: «Правонарушение – это общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность». 4

Н.И.Матузов, А.В.Малько считает, что «преступление — это незаконное, виновное, наказуемое и общественно опасное действие здравомыслящего человека, наносящее ущерб интересам государства, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как действий, так и бездействия». 5

А.В.Мелехин дает понятие преступления следующим образом: «Под преступлением принято понимать виновное и противоправное деяние здравомыслящего человека, которое причиняет вред другим людям и обществу, влекущее за собой юридическую ответственность». 6

Суть преступления заключается в общественно опасном, противоправном и виноватом поведении лица, нарушающего нормы объективного права. Преступление — это нарушение закона, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством. 7

12 стр., 5650 слов

Ответственность за бездействие по российскому уголовному праву

... сторону преступного деяния» . Юридически значимыми признаками объективной стороны преступления являются: общественно опасное действие (бездействие) во ... состава преступления как основания уголовной ответственности; для правильной квалификации содеянного; для ... действия людей могут вызвать определенные изменения во внешнем мире; их может вызвать и бездействие лица. При разде­лении труда в работе ...

Итак, правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом, за которое законами установлена юридическая ответственность.

1.2. Основные признаки правонарушения

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых норм (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

Н.И.Матузов, А.В.Малько выделяют следующие шесть признаков правонарушений: деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность. 8

А.В.Мелехин считает, что «правонарушение имеет место, если присутствуют все пять его элементов:

  • это действие или бездействие;
  • противоправный характер деяния,
  • наличие вреда;
  • наличие вины;
  • наличие причинной связи». 9

В.И.Червонюк: «Отправной и решающей точкой для понимания сути преступления является представление о том, что ему присущ социальный ущерб и противоправность. Это основные отличительные черты преступления, даже если есть и другие». 10

Основные признаки правонарушения:, Правонарушение – деяние (действие или бездействие)

Действие отличается активностью поведения субъекта (кража, драка, хулиганство, разбой, убийство, нанесение телесных повреждений, вымогательство и т.п.).

Бездействие, напротив, характеризуется пассивностью: неисполнение служебных обязанностей должностным лицом (халатность), сон часового на посту или сторожа, охраняющего какой-либо объект; оставление человека в опасном для жизни состоянии, неоказание ему помощи; неуплата налога; неявка в суд и т.д. Словом, лицо обязано было по закону что-то сделать, но не сделало этого.

Преступление может представлять собой только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Внутренний образ, мысли, чувства, которые не проявляются через действия, не могут считаться обидой. Если при определенном образе мышления приговоры, противоречащие официальной доктрине, считаются преступлениями и преследуются по закону, то это доказательство тоталитарного состояния государства.

Идея о том, что человек несет ответственность только за свои действия, а не за убеждения, намерения, подробно изложена Гегелем в «Философии права». 11 Позже ее выразил К.Маркс: «Помимо своих действий, я абсолютно не существую для закона, я абсолютно не являюсь его объектом… Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мышления актора, не являются другими чем положительные санкции противозаконности».12

Преступление — это действие, совершаемое не каждым человеком, а только теми, кто несет ответственность за свое поведение и может управлять этим поведением. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

14 стр., 6688 слов

Состав правонарушения

... этому деянию правовую норму. Установление состава правонарушения является юридической квалификацией содеянного — весьма важной с правовой точки зрения логической операции, непосредственно затрагивающей судьбу личности. Цель данной курсовой работы — определить содержание понятия состава правонарушения ...

Правонарушения обладают общественно опасным характером

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение благ, ценностей субъективного права, ограничения возможностей пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов вопреки закону. Вред — непременный признак каждого правонарушения. Он может быть материальным или моральным, измеримым или неизмеримым, возмещаемым или незаменимым, более или менее значительным, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами или обществом в целом. Та или иная характеристика ущерба зависит от видов нарушенных интересов, от субъективных прав, от объекта преступления.

В отечественной юридической литературе не прекращаются споры о том, являются ли преступления общественно опасными или это только преступления как наиболее тяжкие виды преступлений. Полагаю, что абсолютно все правонарушения общественно опасны, иначе чем объяснить меры наказания, устанавливаемые законодательством за каждое правонарушение?

Нередко проступок карается жестче и суровее, чем преступление. Так, за совершенное преступление может последовать наказание в виде штрафа, а за административное правонарушение — административный арест до пятнадцати, а в отдельных случаях до тридцати суток или дисквалификация.

Отдельное преступление, особенно неуголовного характера, может не представлять большой социальной опасности, но вместе, как единое целое, они подрывают основы нормальной жизни общества, верховенства закона и порядка.

Правонарушения носят противоправный характер

Противоправное поведение противостоит правомерному. По своей направленности и содержанию эти понятия выступают антиподами, им свойственна полярность, непримиримость: одно исключает другое. Преступления — это зло, с которым мы боремся в любом демократическом государстве.

Преступление — это нарушение закона, нормы которого содержат юридические обязательства и запреты. В цивилизованных странах правовая система учитывает значение принципа: нет преступления, если оно не предусмотрено законом.

Правонарушение – виновное деяние, Наличие причинной связи

1.3. Виды правонарушений

Совершаемые правонарушения крайне неоднородны. Однако все их можно разделить на две группы: преступления и проступки. Преступления – наиболее тяжкий вид правонарушений.

Преступление — это виновное, общественно опасное, противоправное деяние, которое нарушает охраняемые уголовным законом общественные отношения и наносит ущерб охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественный порядок, основы конституционного строя государства и т.д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления делятся на следующие виды: преступления меньшей тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и прежде всего тяжкие преступления.

Преступления менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в рамках уголовного права и не преступниками, а обычными гражданами в различных сферах экономической, экономической, трудовой, административной, культурной, семейной и производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.

7 стр., 3046 слов

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок ...

... процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. администативный правонарушение общественный безопасность 2. Административные правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 2.1 Понятие общественного порядка и безопасности Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности ...

Следует четко различать преступление и проступок, это связано с видом и размером наказания. Различаются они степенью общественной опасности. Это достаточно точный и полный критерий различения преступлений и правонарушений, предложенный наукой и юридической практикой.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

а) значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств, прежде всего, являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага: жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства и пр.

Те же сферы взаимоотношений, такие как работа, охрана окружающей среды, транспорт, связь и информация, и некоторые другие менее значимы, поэтому вмешательство в них признается законом не преступлением, а преступлением.

б) размер причиненного ущерба. Если он значительный, то деяние признается законом преступлением, если нет — преступлением. Например, ст. 19.1 КоАП признает самоуправство (самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам или юридическим лицам. В случае же причинения этим субъектом существенного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступлением (ст. 330 УК РФ).

в) Способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия – это преступление и наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 332 УК РФ).

13 Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) – это администратиный проступок (ч. 2 ст. 8.37 КоАП14 ).

Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.

г) Личность правонарушителя. Преступления, в отличие от преступлений, не выражают социальной опасности самого человека. Но человек, неоднократно нарушающий правовые нормы, становится общественно опасным, и его последующие преступления уже не считаются преступлениями, а преступлениями. Таким образом, единовременное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств поддержки несовершеннолетним детям, а также детям-инвалидам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, является гражданским правонарушением. Злостное уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 157 УК РФ).

На общественную опасность личности указывают также не снятая и не погашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.

6 стр., 2931 слов

Объект преступления и его уголовно-правовое значение

... отношений, поставленных под охрану уголовного закона. Это система объектов уголовно-правовой охраны. В данную систему входят общественные отношения различных уровней. Общим объектом преступления охватываются отношения ... непосредственного объекта дает возможность установить круг субъектов охраняемого отношения, пределы преступного и неприступного поведения, верно сформулировать состав преступления, ...

Матузов Н.И., Малько А.В. различают следующие виды проступков: 1) гражданские; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) материальные; 5) процессуальные. 15 БабаевВ.К. считает, что «в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К другим относятся, например, правонарушения, предусмотренные финансовым, земельным и другим законодательством».16

Под административными проступками понимается нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники истории и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта и т.д. Типичные взыскания — штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, военной, образовательной, финансовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предприятий и других государственных структур. Основные наказания — выговор, выговор, понижение, потеря бонуса, увольнение. ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка предусматривает такие виды дисциплинарных взысканий, как выговор, выговор, увольнение по уважительным причинам. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классном чине, воинском или специальном звании и др.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) – нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. В случае нарушения личных неимущественных прав мерой ответственности может быть, например, опровержение ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, признания сделки недействительной и т.д. Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения (проступки) – нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта. Например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д. Санкция — это обязательный вызов соответствующего должностного лица или органа.

Преступления не равнозначны по степени и количеству вреда, который они причиняют отдельному человеку или обществу в целом. В связи с этим идея создания «Кодекса противоправного поведения» обсуждалась на страницах национальной прессы». В этот кодекс было предложено включить преступления, которые представляют большую степень опасности, чем другие. Идея не была реализована, хотя плодотворные моменты в ней есть.

Законодательство некоторых иностранных государств довольно четко различает так называемые уголовные правонарушения, которые занимают промежуточное место между правонарушениями и общеуголовными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание).

13 стр., 6499 слов

Понятие объекта преступления

... с совершением конкретного преступления между государством и лицом, совершившим это преступление. Это - уголовно-правовое отношение, которое является предметом непосредственного регулирования уголовного права. Объект преступления нельзя смешивать с ... людьми, в том числе и конкретные, индивидуальные, в то время как есть немало работ, в которых общественные отношения связываются лишь с типичными, ...

17

2. Юридический состав правонарушения

Состав правонарушения – совокупность его элементов. Элементами правовой структуры преступления являются: объект преступления, объективная сторона преступления, объект преступления, субъективная сторона преступления.

2.1. Объект и объективная сторона правонарушения

Объект правонарушения

Общим объектом преступлений всегда являются общественные отношения, охраняемые законом, той или иной его ветвью. Все люди в обществе, осознавая свои социальные потребности и интересы, выполняя обязанности, неся ответственность за собственное поведение, вступают в многочисленные и разнообразные связи друг с другом, и вне этих связей немыслимо. Эти связи и есть общественные отношения. В составе общественного отношения принято выделять три элемента: участники, т.е. субъекты отношения; их взаимосвязь между собой (взаимное поведение); объект отношения (то, что способно удовлетворить потребности субъектов, обеспечить их совместное безопасное проживание).

Родовой объект преступления — это совокупность однородных социальных отношений, в которые вмешивается исполнитель преступления. В трудовом праве это, например, работа по совместительству, труд педагогических работников, дисциплина труда и др., в семейном праве – порядок и условия заключения брака, отношения родителей с детьми и др., в уголовном праве – отношения собственности, порядок управления, правосудие и др. Родовой объект правонарушения, следовательно, конкретизирует общий объект посягательства, указывая на определенные группы общественных отношений, подвергшихся нарушению, и позволяет вычленить их из общей массы общественных отношений, показать какой отраслью права они регулируются.

Непосредственный объект правонарушения – конкретные блага, интерес, личность, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., на которые посягает правонарушитель. Непосредственный объект правонарушения детализирует общий объект, поскольку он показывает, какой из его элементов стал объектом узурпации.

Следовательно, каждое преступление одновременно нарушает общие, общие и непосредственные цели. Например, административный проступок (правонарушение) «порча земли» посягает на общий объект – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности, на родовой объект – отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, на непосредственный объект (предмет посягательства) – порчу земли, т.е. самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.

Нарушая общественные отношения, правонарушение одновременно посягает и на те правовые нормы, которые регулируют эти отношения (в нашем примере это ст. 8.6 КоАП).

Неслучайно это называется преступлением — нарушением закона, его правил.

Объективная сторона правонарушения

а) Деяние, т.е. поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии. Действие — это активное человеческое поведение, бездействие — это пассивное поведение. Бездействие будет правонарушением тогда, когда лицо обязано было действовать, т.е. выполнять свои правовые обязанности. Обязанность действовать (а не вести себя пассивно) может вытекать непосредственно из закона (врач не оказал помощь больному, хотя обязан был ее оказать; лицо оставило в состоянии, опасном для жизни, другое лицо, хотя могло оказать помощь без риска для себя).

6 стр., 2703 слов

Объект коррупционных преступлений

... от УК РК, Закон РК от 02.07.98 г. характеризует виды коррупционных правонарушений, за которые юридическая ответственность наступает помимо УК РК и ... объектом должностных преступлений, в том числе и всех форм проявления коррупции является нормальная деятельность государственного или общественного аппарата Под общим объектом понимается совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, ...

Обязанность действовать может вытекать из договора (по договору капитального строительства подрядчик должен активно вести строительные работы, а не бездействовать).

Обязанность действовать может вытекать из профессиональных обязанностей (сторож обязан был задержать проникшего на объект постороннего человека, но не сделал этого; водитель перед выездом из гаража не проверил техническое состояние машины).

б) Противоправность деяния, т.е. противоречие его предписаниям юридических норм, а потому запрещенность правом. Противоправность, т.е. запрещенность деяния законом, выражается трояким способом. Во-первых, путем запретов (ч. 2 ст. 253 ТК РФ: «Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы» 18 ).

Во-вторых, косвенным запретом, когда противоправное поведение определено в норме и установлено наказание за его совершение. Это означает, что описанное или просто названное поведение запрещено законом. По такому типу сформулированы все нормы Особенной части УК РФ.

В-третьих, предусматривая позитивное и законное поведение в правовой норме. В этом случае другое, противоположное поведение нежелательно и, следовательно, запрещено. Если, например, по договору купли-продажи продавец обязан передать вещь покупателю, а продавец обязан передать деньги продавцу, это означает, что другой вариант поведения: отказ от передачи денег и товаров — запрещено.

в) Вред, причиненный деянием – неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения. Эти неблагоприятные последствия могут быть имущественного (утрата имущества, упущенная выгода), неимущественного (оскорбление, клевета), организационного (лишение возможности осуществить свое право), личного (лишение жизни, причинение ущерба здоровью) и иного характера.

г) Причинная связь между деянием и наступившим вредом. Причинная связь в праве – связь между явлениями, в силу которых одно из них с необходимостью порождает другое (следствие).

Для привлечения правонарушителя к ответственности необходимо по каждому конкретному делу установить наличие причинной связи между поведением правонарушителя и причиненным вредом. Косвенная связь не имеет значения для квалификации преступления и наступления ответственности, для этого должна быть прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Причиненный вред (смерть, телесные повреждения, материальный ущерб и т.д.) должен быть непосредственным следствием (результатом) неправомерного поведения. Например, врач назначил больному лекарство. Медсестра, делая пациенту укол, занесла инфекцию, произошло заражение крови, больной скончался. Отвечать будет медсестра, а не врач, хотя без его назначения летального исхода, возможно, и не было бы. Здесь связь есть, но не непосредственная, а опосредованная.

7 стр., 3195 слов

Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных ...

... представители различных сфер деятельности, меняются личностные характеристики самих преступников. К числу таких новых на сегодняшний день видов преступности следует отнести преступность сотрудников органов внутренних дел. Число правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, постоянно увеличивается. ...

Поскольку в силу взаимосвязи явлений объективного мира причина и следствие нередко могут меняться местами, то при расследовании уголовных дел, а также по другим правонарушениям всегда следует четко установить – предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату. Если нет, то нет и причинной связи между ними.

Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные (дополнительные) признаки и условия: место, время, способы совершения деяния; группой или в одиночку, с применением оружия или иных технических средств; систематически, повторно, с особой жестокостью и тому подобные обстоятельства.

2.2. Субъект и субъективная сторона правонарушения

Субъект правонарушения

Полная гражданская дееспособность (а следовательно, и деликтоспособность) наступает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. В уголовном праве в случае совершения определенных преступлений субъектом преступления признаются лица, достигшие четырнадцати лет. При гражданско-правовых проступках, если они совершаются малолетними (лицами, не достигшими четырнадцати лет) или недееспособными лицами, имущественную ответственность несут родители или опекуны, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Лицо, совершившее преступление и признанное судом на момент его совершения невменяемым, привлекается не к уголовной ответственности, а подвергается принудительному лечению.

Гражданин как субъект трудового права должен обладать способностью к труду. Фактическая способность к труду и способность к труду как юридическая категория (трудовая правосубъектность) — понятия не тождественные. По действующему законодательству трудовая правосубъектность наступает, как правило, по достижении гражданином 16-летнего возраста, а в соответствии со ст. 63 ТК РФ в случае получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Возникает вопрос: с какого возраста работник, не достигший 14 лет, станет деликтоспособен? Вряд ли можно применять по аналогии ст. 21 ГК РФ, ибо в ст. 56 ТК РФ говорится о личном характере труда работника. Как отмечает В.И. Миронов, одной из главных гарантий защиты прав в сфере труда следует признать возможность обращения в судебные инстанции. В соответствии с п. 4 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет по делам, возникающим из трудовых, публичных и иных отношений, вправе лично защищать свои интересы в суде, выступать истцами и ответчиками. До 14 лет наличие деликтоспособности, а также гарантий реализации трудовых прав связано с деятельностью законных представителей, а также органов опеки и попечительства. По мнению автора, правовая конструкция должна обеспечивать баланс обязанностей и гарантий работников. Поэтому лица в возрасте до 14 лет должны иметь право защищать свои интересы, в том числе и в суде. В связи с чем, по мнению указанного автора, необходимо разработать особый процессуальный порядок обращения за судебной защитой работающих в возрасте до 14 лет. 19

Убедительным представляется мнение О.В. Смирнова, утверждающего, что участие детей в театральных, концертных, кинематографических и цирковых постановках должно регулироваться не трудовым, а гражданским правом на основе специального закона или постановления Правительства с указанием необходимых гарантий и ограничений в применении их труда. Договорные же отношения должны заключаться не с детьми (до 14 лет), а с родителями и опекунами 20 , что подтверждено ч. 4 ст. 63 ТК РФ, где указано, что «трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном)». При этом заслуживает внимания мнение О.Б. Зайцевой о том, что целесообразно откорректировать норму ТК РФ, регламентирующую возникновение трудовой правоспособности в отношении лиц, не достигших возраста 14 лет. В частности, следует подчеркнуть дифференцированный подход к возрастному критерию, выделив: малолетних в возрасте до 8 лет (дошкольный возраст); малолетних в возрасте от 8 до 11 лет (младший школьный возраст); малолетних в возрасте от 11 до 14 лет (подростковый возраст).

Для каждого выделенного возраста в трудовом праве должны быть предусмотрены нормы, касающиеся вопросов рабочего времени и времени отдыха, охраны труда.21

Помимо возрастного критерия трудовую правосубъектность граждан характеризует и волевой критерий, т.е. состояние волевой способности граждан к труду (более того, как верно указывает О.Б. Зайцева, в науке трудового права раздельно рассматриваются психическое состояние человека и его физическое состояние).

22

По мнению большинства ученых, трудовая правосубъектность никоим образом не зависит от психического и физического состояния индивида. Например, Н.Г. Александров писал, что признание за недееспособными по гражданскому праву трудовой правосубъектности не является парадоксом. 23 О.В. Смирнов утверждает, что наличие некоторой физической способности к труду душевнобольного или слабоумного, признанного недееспособным, не должно порождать иллюзий относительно его трудоспособности. Гражданин, признанный недееспособным, не может стать субъектом права на труд, так как из-за отсутствия у него дееспособности он не может обладать трудовой правосубъектностью.24 По мнению Б.К. Бегичева, состояние психики лица не влияет на состояние трудовой правоспособности в целом, а сказывается на одном из его элементов.25 С.П. Маврин предлагает решить эту проблему законодательным путем, посредством придания акту признания гражданина недееспособным межотраслевого значения, что необходимо отразить в гражданском и трудовом законодательстве26 , с чем невозможно не согласиться.

Верной представляется точка зрения В.В. Федина, утверждающего, что в качестве единственного необходимого условия трудовой правосубъектности выступает возрастной критерий, тогда как от волевого (психического) критерия и критерия физического состояния лица зависит лишь объем трудовой правосубъектности в части личного осуществления трудовых прав и несения обязанностей. 27

Следует согласиться с О.Б. Зайцевой в том, что если душевнобольной лишен гражданской дееспособности с установлением над ним опеки, но не помещен в специальное лечебное учреждение, то он может в отдельных случаях сохранить известную способность к труду, но факт лишения его гражданской дееспособности служит препятствием для устройства на отдельные виды работ, выполнение которых может принести существенную пользу восстановлению его здоровья. 28

Таким образом, состояние здоровья, а также другие конкретные возможности и способности гражданина к труду определяют зависимость фактического содержания трудовой дееспособности. Поэтому, например, способность инвалида трудиться в пределах и объеме, которые допускаются состоянием здоровья, определяются не самим гражданином, а государством, работодателем.

Следует сказать, что в настоящее время в связи с резким ростом во всем мире подростковой и детской преступности ставится вопрос (в отечественной и зарубежной печати, специальной литературе) о понижении порога ответственности примерно до 12 лет. Основной аргумент — более раннее взросление современного человека (акселерация).

Статистика безжалостно фиксирует значительное число малолетних убийц, совершение ими других тяжких преступлений. Заметим кстати, что в русском уголовном законодательстве XVII — XVIII вв. (при Петре I, Екатерине II) субъектом преступления признавалось лицо, достигшее 10-летнего возраста. Впрочем, вопрос этот сложный и небесспорный; медикам, юристам здесь есть над чем подумать.

Субъективная сторона правонарушения

Умысел проявляется в том, что лицо не только осознает противоправность своего деяния и возможность наступления в результате его общественно опасных, вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий.

Неосторожность как форма вины в уголовном и административном праве делится на небрежность и самонадеянность. При небрежности лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (скажем, рабочий сбрасывает вниз со строящегося здания остатки строительных материалов и тем самым причиняет увечье прохожему).

При самонадеянности (легкомыслии) лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, водитель автомашины на скользкой дороге значительно превышает скорость, зная, что этого делать нельзя, и предвидит возможные последствия, но надеется, что его профессионализм позволит избежать аварии).

В гражданском праве принято различать грубую неосторожность и легкую неосторожность.

Кроме вины как главного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив – внутреннее побуждение к правонарушению и цель – конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние. С виной тесно связано понятие казуса.

Казус (случай) – факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть следствием природных явлений (наводнение, пожар), результатом поведения других людей. Но всегда он представляет собой невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай подпадает под понятие правонарушения. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), казус не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

3. Причины и условия совершения правонарушений и борьба с ними

В последние годы правонарушения в нашей стране стали иными. Во-первых, среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Если ранее среди рассматриваемых судами дел две трети были гражданскими и трудовыми и только треть – уголовными, то в настоящее время удельный вес уголовных дел значительно возрос. Среди правонарушений начинают доминировать не проступки, а преступления. Преступления при этом становятся исключительно циничными и жестокими, нередко сопровождаются истязаниями и пытками жертв. Во-вторых, резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. В-третьих, появились новые виды правонарушений, которые наша страна не знала или они были единичными: в гражданском праве – нарушение порядка совершения биржевых сделок, нарушения, связанные с созданием рынка ценных бумаг; в финансовом праве – укрытие доходов от налогообложения; в уголовном праве – похищение людей, преднамеренное банкротство и др. Объясняется это новыми условиями, в которые вступило наше общество. В-четвертых, преступность приобрела профессиональный, организованный и в определенной мере международный характер.

Определяя причину правонарушений и пути ее устранения, необходимо учитывать принципиально важные положения: Нельзя смешивать причину правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения. Следует различать причину умышленных и причину неосторожных правонарушений. При объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека. Следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушений.

Вопрос о природе правонарушений и их причине имеет помимо теоретического и исключительно большое практическое значение, так как определяет пути и средства борьбы с противоправным поведением. «Если решающую роль играют социальные факторы то, очевидно, и борьба эта должна иметь, прежде всего, социальную направленность… Если же все дело в биологии человека, придется изобретать методы медицинского воздействия на преступников, генетического контроля». 29 Человек – существо биосоциальное, т.е. одновременно и биологическое, и общественное. Так же следует подходить к природе правонарушений и их причине.

Правонарушение – социально-биологическое явление. Его совершение вызвано факторами социального и биологического характера. Социальные факторы при этом играют определяющую роль, так как человек с его наклонностями, привычками, характером формируется в социальной среде.

Причина правонарушений – негативное явление, вызывающее их. Условия – отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Причина – стержень в ряду негативных факторов, вызывающих правонарушение. Влияя на условия, можно воздействовать тем самым и на причину, смягчая или усиливая, обостряя ее действие. Смешение причины и условий может поэтому дезориентировать науку и практику в борьбе с правонарушениями, ибо в центре внимания могут оказаться незначительные факторы, а существенные остаться в тени. Поводы – отрицательные обстоятельства ситуативного характера (т.е. возникающие и существующие в определенной ситуации), являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины. Поводы «провоцируют» правонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышки ярости и т.д.

Причина правонарушений, Условия, формирующие причину, Низкий уровень материальной жизни населения, Низкий уровень правовой культуры граждан, Кризис морали, Алкоголизм и наркомания, Несовершенство законодательства, Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов

В последние годы деятельность правоохранительных органов регламентирована новым законодательством, основательно перестроена. Они освободились от несвойственных им функций, обрели оптимальную структуру и более четкую компетенцию.

Высокий уровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорит о том, что правоохранительные органы работают пока еще неэффективно, не проявляют должной активности и наступательности в борьбе с преступностью, неоперативно реагируют на проявление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам в технике, средствах связи и защиты. Все это рождает у лиц, совершающих противоправные деяния, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшие правонарушения. Улучшение деятельности правоохранительных органов – вполне посильная и решаемая задача.

Предложенный перечень условий, формирующих причину правонарушений, не является исчерпывающим и постоянным. В зависимости от особенностей развития общества в тот или иной период одни условия могут утрачивать смысл, другие, напротив, становятся весьма значительными. Таким условием, например, стали в некоторых регионах бывшего СССР и России обострившиеся национальные отношения. Провоцируемые национальные конфликты резко обостряют криминогенную обстановку и вызывают шквал преступности.

органы внутренних дел

Однако практика организации и осуществления предупредительной деятельности органов внутренних дел длительное время страдала серьезными недостатками. Опыт работы системы МВД по реализации этой функции, несмотря на многочисленные эксперименты, организационные и функциональные преобразования, не дал ожидаемых результатов с точки зрения повышения эффективности борьбы с преступностью. До сих пор наблюдается спад, а в ряде регионов и полное свертывание предупредительной деятельности. При этом ухудшаются показатели как профилактической работы, так и деятельности по предотвращению, пресечению преступлений. Доля преступлений, выявленных органами внутренних дел на стадиях приготовления и покушения, чрезвычайно мала (не более 8 — 10% от общего количества зарегистрированных преступлений).

Чрезмерная централизация предупредительной деятельности, создание в свое время службы профилактики с ее постоянными реорганизациями, раздутостью управленческих штатов, нечеткостью соответствующих полномочий не позволили добиться положительных результатов в работе, выработать наиболее эффективные, дифференцированные с учетом местных условий формы предупреждения преступлений и их профилактики, породили значительное увеличение документооборота, отвлечение, в первую очередь участковых уполномоченных, от конкретной профилактической работы.

К числу причин недостатков в предупредительной деятельности органов внутренних дел следует отнести и фактический распад существовавшей ранее и в целом положительно зарекомендовавшей себя общегосударственной и общественной системы социального контроля, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо обоснований и расчетов. При этом взамен ничего нового практически не создано.

Определенные сложности в работе органов внутренних дел обусловлены и тем, что возложенная на них функция по предупреждению преступлений зачастую выходит за пределы правовой и организационной компетенции их подразделений. Это порождает прямую зависимость результатов предупредительной деятельности органов внутренних дел от работы других субъектов профилактики, для которых данная функция является второстепенной, а порой и не вполне отвечающей их интересам. Отсюда укрывательство правонарушений предприятиями, учебными заведениями, неустановка технических средств наблюдения, охраны и т.п.

Крайне ограничены материальные и иные ресурсные возможности для реализации мер предупреждения, особенно при оказании криминогенным и виктимным группам населения помощи по бытовому, трудовому устройству, организации досуга, а также для привлечения населения к оказанию содействия органам внутренних дел в их профилактической деятельности.

Определенные недостатки в предупреждении преступлений обусловлены и существующей системой оценки работы органов внутренних дел, их служб и подразделений. Отдельные из критериев оценки их деятельности в большей мере ориентированы не на предупреждение, а лишь на раскрытие преступлений, что неизбежно приводит к увеличению числа последних и к сокращению профилактической работы.

На устранение отмеченных недостатков в предупредительной деятельности направлено создание разработанной в 2006 г. МВД России базовой модели государственной системы профилактики, включающей четыре уровня: в субъектах Российской Федерации; в городах с районным делением; в городах без районного деления; в муниципальных поселениях. 31 Реализация данной системы предполагает консолидацию усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными деяниями.

Основными целями этой системы должны стать: предупреждение правонарушений общекриминальной направленности; активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией; ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям: издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства; совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений; разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества; поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

Усложнение предупредительной деятельности органов внутренних дел в связи с изменением структуры преступности, увеличением доли организованных, экономических преступлений, возрастанием коррупции, терроризма, экстремизма; ростом преступлений, которые традиционно рассматривались как наиболее чувствительные к уровню профилактической работы (преступлений несовершеннолетних и молодежи, рецидивистов; преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и т.п.), требует определенного пересмотра положений об ее осуществлении и организации с учетом современных реалий в экономике, политике, праве, вызывает необходимость ее нормативно-правового, материально-технического и иного обеспечения, стимулирования работников органов внутренних дел и иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и предупреждение преступлений.

Профилактика правонарушений и преступлений является лишь одним из важных направлений предупреждения преступности и совершения преступлений, включающего реализацию мер как общего, так и индивидуального характера. Основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики.

Одной из значимых функций служб и подразделений органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности, является индивидуальная профилактика, т.е. целенаправленная работа с конкретными людьми, допускающими юридически значимые отклонения от норм поведения, которая проводится на основе сочетания социального контроля, воспитания и оказания помощи. К мерам индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел к указанным лицам, относятся: профилактическая беседа, направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения, постановка на профилактический учет, официальное предостережение, установление наблюдения за ходом социальной реабилитации, оказание социальной помощи, привлечение к административной или уголовной ответственности.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений наряду с профилактикой включает и их предотвращение, пресечение. При этом предотвращением является недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно наказуемого деяния, склонение его к добровольному отказу от совершения. Пресечение, хотя и выходит за рамки предупреждения, представляет собой осуществление специальных мер, направленных на принудительное прекращение преступных деяний, недопущение возникновения общественно опасных последствий уже начатых либо длящихся преступлений.

Предупредительная деятельность органов внутренних дел, ее организация и осуществление основываются на следующих положениях.

1. Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью, обеспечивающим выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. Значимость предупреждения преступлений определяется тем, что в его процессе криминогенные факторы могут подвергаться позитивному воздействию еще тогда, когда они не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению.

2. Система предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органами внутренних дел должна учитывать их место в общегосударственной системе социальной профилактики, базироваться на общей цели (борьба с преступностью и правонарушительством) и принципах, лежащих в основе предупредительной деятельности: законности, социальной справедливости, гуманизме, комплексности, дифференциации и индивидуальном подходе, своевременности и достаточности.

3. При формировании этой системы органам внутренних дел необходимо использовать опыт прошлого, не допуская при этом заимствования не оправдавших себя, отживших элементов. Эта система должна строиться с учетом новых социально-экономических условий, изменившейся криминальной ситуации, роли государства и общественности, существующих демократических ценностей.

4. В целях предупреждения преступлений и профилактики иных правонарушений органы внутренних дел должны поддерживать и развивать сотрудничество с представителями различных политических партий и движений, религиозных конфессий, со средствами массовой информации, способствовать как возрождению традиционных (ДНД, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики на предприятиях), так и созданию новых общественных структур профилактической направленности. Одновременно необходимо всемерно поддерживать усилия по предупреждению преступлений, предпринимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательными комиссиями, а также уличными, квартальными, домовыми комитетами, казачьими формированиями, различными советами школ, попечительскими, благотворительными и другими негосударственными организациями.

5. Приоритетными направлениями предупредительной деятельности органов внутренних дел в настоящее время являются: недопущение особо тяжких преступлений общекриминального характера; профилактика и предотвращение преступлений со стороны несовершеннолетних; устранение факторов, способствующих росту рецидивной преступности; осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, не имеющих жилья, постоянной работы и источников дохода, а также совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками.

Решая эти задачи, органы внутренних дел, наряду с предупреждением преступлений, осуществляют индивидуальную профилактику (в том числе и путем постановки на профилактический учет) в отношении следующих лиц: неоднократно и грубо нарушавших общественный порядок, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия; высказывающих намерения совершить тяжкие или особо тяжкие преступления; систематически потребляющих наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющих алкоголем, в силу чего создающих своим поведением опасность для окружающих, в связи с чем к ним ранее применялись меры административного воздействия; грубо нарушающих обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающих их в совершение правонарушений или способствующих этому, в связи с чем к ним применялись меры административного воздействия или уголовного наказания; условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденных из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющих две или более судимости за совершение преступлений средней тяжести; освобожденных из специальных воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений; являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лиц, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям. На профилактический учет также могут быть поставлены лица: состоящие на медицинском учете в связи с заболеванием СПИДом или венерическими болезнями, если их поведение может создать угрозу здоровью других лиц; состоящие на медицинском (психиатрическом) учете с психическими аномалиями в рамках вменяемости; состоящие на этом учете лица, к которым были применены принудительные меры медицинского характера.

Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел должны в полной мере использовать превентивные возможности и действующего закона: обеспечивать неотвратимость наказания за преступления, предусмотренные нормами уголовного закона; своевременно и адекватно реагировать на административные правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния; активно использовать административно-правовые средства воздействия на криминогенные факторы, а также принимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

6. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, традиционно осуществляемую преимущественно от преступления и от преступника, необходимо в значительной мере переориентировать в сторону виктимологической профилактики, назначение которой — помочь людям избежать опасности стать жертвой преступлений.

7. В связи с подготовкой и последующим принятием ведомственной программы профилактики правонарушений и преступлений важна разработка и реализация системой МВД широкого комплекса мер по организации и осуществлению превентивной деятельности, управлению ею. В этом плане необходимо четкое разграничение указанной работы между органами внутренних дел федерального, регионального и местного уровней.

8. Центральным звеном профилактики преступлений и иных правонарушений в органах внутренних дел является служба участковых уполномоченных милиции. Составляя лишь около 10% от кадрового состава милиции общественной безопасности, эта служба сохраняет ведущие позиции по результативности своей предупредительной работы. Важное место в этой работе занимают также подразделения по делам несовершеннолетних.

9. Эффективность предупредительной деятельности органов внутренних дел во многом определяется ее организацией, в том числе информационным, ресурсным, кадровым и иным обеспечением. Оптимизация этого обеспечения предполагает широкое внедрение средств компьютеризации и других компонентов современных информационных технологий, активное использование научных рекомендаций, подготовку квалифицированных специалистов и т.п.

10. Создание в органах внутренних дел целостной системы предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений должно обязательно сопровождаться совершенствованием управления — воздействия на субъекты соответствующей деятельности в целях повышения ее эффективности.

При этом особенно возрастает роль руководителей органов внутренних дел различного уровня, которые обязаны знать существо и особенности превентивной работы, направлять на ее осуществление своих подчиненных, организовывать взаимодействие сотрудников с представителями других органов и организаций, осуществлять обучение сотрудников и постоянный контроль за выполнением ими соответствующей деятельности, оценивать ее эффективность.

В решении этих задач важную роль играют научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения системы МВД России. Совершенствование их научной и учебной деятельности предполагает: проведение комплексных научных исследований; активное участие ученых в проводимых научными и образовательными учреждениями научно-практических конференциях, семинарах, посвященных проблематике криминологического предупреждения; создание научно-методических центров по организации предупреждения преступлений в целях последующего использования их возможностей для повышения эффективности научно-педагогической подготовки слушателей, адъюнктов, докторантов, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел.

Решение этих вопросов позволит повысить качество подготовки руководителей и других сотрудников органов внутренних дел, акцентировать их внимание на практической деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений.

Таким образом, наличие правонарушений в современном российском обществе, их характер и уровень обусловливаются целым комплексом негативных явлений (причиной и условиями).

Преодоление такого рода явлений – это и есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства предстоит затратить колоссальнейшие. Правонарушения (и, прежде всего, преступления) на сегодняшний день не только угрожают жизни, здоровью, имуществу граждан, но и в значительной мере замедляют процесс эволюционного развития российского общества.

Заключение

Правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом, за которое законами установлена юридическая ответственность.

Основные признаки (элементы) правонарушения: деяние (действие или бездействие), общественно опасный и противоправный характер, наличие вины, наличие причинной связи.

Правонарушения можно разделить на две группы: преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные).

Элементами правовой структуры преступления являются: объект преступления, объективная сторона преступления, объект преступления, субъективная сторона преступления.

Причина правонарушений

Условия, формирующие причину правонарушений, не являются постоянными. В зависимости от особенностей развития общества в тот или иной период одни условия могут утрачивать смысл, другие, напротив, становятся весьма значительными. Таким условием, например, стали в некоторых регионах обострившиеся национальные отношения. Провоцируемые национальные конфликты резко обостряют криминогенную обстановку и вызывают увеличение правонарушений.

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений особое, центральное место занимают органы внутренних дел, что предопределяется их предназначением и возможностями.

Ни одно государство не может констатировать полное отсутствие правонарушений среди своих граждан. Исторический опыт показал несостоятельность попытки полной ликвидации правонарушений и, в частности, преступности в обществе. Реально следует говорить только о ее сокращении до определенного уровня.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/na-temu-grajdansko-pravovyie-pravonarusheniya-i-ih-profilaktika/

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.11.2009)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.11.2009)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 10.11.2009)

5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/na-temu-grajdansko-pravovyie-pravonarusheniya-i-ih-profilaktika/

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.

2. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948

3. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права, М., 1990

5. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982

6. Зайцева О.Б. Трудовая правосубъектность как правовая категория. Оренбург, 2006

7. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996

8. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004

10. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. Маркет ДС, 2007

11. Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2005

12. Першуткин Н.И. О создании государственной системы предупреждения преступлений // Вестник МВД России. 2006

13. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. М., 1991

14. Смирнов О.В. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2004

15. Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007

17. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М., 2005

18. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007