Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями.

Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой находится на грани кризиса. В данной ситуации приобретают особое значение проблемы реализации экологического контроля. Это основывается на изменениях экономического и политического характера, произошедших в России, и повлекших за собой реформы практически во всех областях общественной жизни, что привело, в том числе, к преобразованию системы органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих экологический контроль.

Экологический контроль — одно из наиболее применяемых организационно- правовых средств управления в деятельности органов исполнительной власти, призванных осуществлять охрану окружающей среды, обеспечивать рациональное использование природных ресурсов и предупреждать негативное воздействие на окружающую среду, содействовать сохранению равновесия и чистоты в существующих экосистемах, влиять на формирование в стране экологической политики.

Неблагоприятное состояние окружающей среды вызвано игнорированием очевидных экологических требований в пользу экономических интересов. Снижение эффективности работы государственных органов исполнительной власти вызвано отсутствием нормативно-правового закрепления отдельных звеньев механизма реализации системы экологического контроля.

Указанные причины обусловили необходимость исследования проблем правового регулирования системы видов экологического контроля.

Российское экологическое право в области экологического контроля состоит из многочисленных правовых норм, которые определяют природоохранные условия и требования, которые должны быть выполнены при осуществлении различных видов деятельности. Знание этих экологических норм необходимо и должностным лицам, и предпринимателям, и гражданам.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды является приоритетным видом экологического контроля. В условиях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль, приоритетными становятся проблемы повышения эффективности контрольной деятельности, оптимизации их структуры, в том числе разграничение полномочий между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

4 стр., 1644 слов

Судебная власть в системе органов государственной власти

... воздействия судебной власти на органы законодательной и исполнительной власти реализуются через предоставленные полномочия судам, описанные в предыдущем разделе работы. Сейчас же рассмотрим, как реализован механизм ... флотов. Являясь органами правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных Сил РФ проявляются как поддержание ...

Известно, что основное негативное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, которые являются главными природопользователями — загрязнителями. Соблюдение экологических требований во многом зависит от организации производственного экологического контроля, который реализуется должностными лицами и/или экологической службой предприятия.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц является одним из принципов охраны окружающей среды. Отсутствие официально утвержденного порядка проведения общественного контроля приводит к невозможности осуществления независимых проверок соблюдения экологического законодательства.1

Объектом исследования являются, объекты окружающей среды подлежащие охране (леса, водные объекты, атмосферный воздух, земля, недра)

Предметом исследования является изучить методы направленные на восстановление экологии и природы через рациональное природопользование и охрану природы.

Цель: исследовать систему и механизмы восстановления экологии природы через рациональное природопользование и охрану природы. Задачи работы:

1. Рассмотреть объекты природы, подлежащие охране и ее формы

2. Изучить деятельность государственных и общественных организаций по охране природы

3. Изучить нормативные акты регулирующие отношения по охране природных объектов.

4. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства регулирующего отношения в области охраны природных объектов.

Глава 1. Правовая характеристика природных объектов (земли, недр, лесов, водных объектов атмосферного воздуха)

1.1 Объекты природы, подлежащие охране и ее формы

Под правовым режимом природных ресурсов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны.

Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

3 стр., 1177 слов

Меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды

... рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещение ...

Объектами административно-правовой охраны являются живые ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Понятие «объекты административно-правовой охраны» непосредственно связано с понятием, «объекты охраны окружающей среды». Объектами охраны окружающей среды являются ее составные части, элементы. В Законе РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды»1 перечислены эти элементы: земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, естественная среда обитания живых организмов. К объектам окружающей природной среды подлежащим охране, в соответствии с вышеназванным законом, относятся и природные комплексы-заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, зеленые и лечебно-оздоровительные зоны…

Объекты охраны окружающей природной среды находятся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.

Объекты экологического права – составные части окружающей среды, находящиеся во взаимодействии, представляющие особое экологическое, экономическое и культурное значение, а также отношения по поводу их использования, урегулированные природоохранным законодательством.

Объекты, подлежащие охране, (ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды») делят на:

1) природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и иные организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство);

2) естественные системы, подлежащие первоочередной охране (естественные экологические системы; природные ландшафты; природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. воздействию со стороны человека, не подверженные целенаправленному влиянию средств тех. прогресса, не поврежденные и неиспользовавшиеся в процессе хоз. деятельности.

Естественная экологическая система – это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно- территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный ландшафт – это территория, которая не подверглась изменению в результате хоз. и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными признаками;

13 стр., 6430 слов

Механизм охраны окружающей природной среды

... в ходе уголовного судопроизводства. РАЗДЕЛ I. экологоправовоЙ механизм охраны окружающей среды 1.1 Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” определяет эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды, как совокупность организационно-управленческих, экономических, административно-правовых методов, с помощью которых ...

3) особо охраняемые территории и объекты т. е. природные объекты, включенные в Список всемирного природного наследия (государственные природные заповедники; государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное; места традиционного проживания коренных малочисленных народов РФ; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания).

В настоящее время устоявшимся является представление о том, что объектами охраны являются окружающая природная среда в целом и отдельные природные объекты, которые должны обладать определенными признаками и выполнять комплекс присущих только им функций. Так

С.А. Боголюбов исходя из экономического, социального и экологического их значения выделяет несколько групп таких объектов: естественные системы, особо охраняемые территории и иные объекты охраны.

В литературе было высказано суждение о том, что природные объекты, подлежащие охране, отличаются: естественным характером происхождения; они являются звеньями в единой цепи экологической системы природы и выполняют функции, которые свидетельствуют о социальной и экологической ценности этих объектов для общества.

По мнению В.В. Петрова, признаками, которые позволяют отграничить природный объект от иных объектов, являются: естественное происхождение природных объектов и их экологическая взаимосвязь с окружающей средой.

М.М. Бринчук считает, что основными критериями при определении объекта как элемента природы служат его неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил. В качестве объекта отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природа» в основном ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

В соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 1995 г. «О животном мире»6 под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Это определение распространяется и на морские живые ресурсы как объекты окружающей среды, подлежащие охране, и объекты административно-правовой охраны на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Исходя из признаков, позволяющих отграничить природный объект от иных (естественное происхождение природных объектов; экологическая взаимосвязь с окружающей средой), живые ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России следует отнести к объектам окружающей природной среды, подлежащим охране. С учетом этого Закон «Об охране окружающей природной среды» должен быть дополнен положением о том, что охране подлежат живые ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

3 стр., 1045 слов

Понятие экономико-правового механизма природопользования и охраны ...

... и охраны окружающей природной среды Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей природной среды состоит из таких основных элементов, как: финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, в окружающую природную среду ...