Охрана труда на предприятии (2)

Правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний.

Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь и другие нормативно правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области охраны труда.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

В настоящее время рыночная экономика жестко определила новые условия для деятельности отечественных предприятий, организаций и фирм как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Международное сотрудничество предприятий и организаций Республики Беларусь невозможно без гармонизации национальных норм и правил по охране труда с международными.

1. Основные понятия в области охраны труда

Согласно ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь [17, глава 16] охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Основными принципами государственной политики в этой области можно определить следующее:

приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

установление обязанностей и прав всех субъектов правоотношений в области охраны труда;

16 стр., 7531 слов

Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь

... охрану труда. При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов в области правового регулирования охраны труда, а также законодательство Республики Беларусь по рассматриваемому вопросу. Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда, .1 Законодательство по охране труда ...

ответственность нанимателей за обеспечение требований охраны труда.

Основные термины и их определения в области охраны труда регламентированы ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения» [3].

Техника безопасности —

Как видно из определения, охрана труда — более общее понятие.

Рабочее место, Непостоянное рабочее место -, Постоянное рабочее место -, Опасная зона, Рабочая зона -, Условия труда

Сфера охраны труда, регламентируемая санитарно-гигиеническими требованиями, вводит соответствующие понятия.

Среда обитания человека —

2 Правовые основы охраны труда

2.1 Основные законодательные акты по охране труда

Законодательную основу стандартизации в Республике Беларусь составляют законы Республики Беларусь от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» [12] и от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений» [11].

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. Среди целей технического нормирования и стандартизации — обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

обязательности применения технических регламентов;

доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

использования современных достижений науки и техники;

обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

добровольного применения государственных стандартов.

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:

·технические регламенты;

·технические кодексы;

·стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;

·технические условия.

14 стр., 6522 слов

Классификация технических средств охраны, их основные тактико-технические ...

... ожидаются к появлению в ближайшее время. Технические средства охранной сигнализации входят в состав комплекса технических средств охраны наряду с техническими средствами наблюдения, средствами управления доступом и вспомогательными средствами, объединенными общей оперативно-тактической задачей. ...

Закон «Об обеспечении единства измерений» предусматривает обязательность проверки приборов, оборудования и аппаратуры, которыми осуществляются замеры уровней вредных и (или) опасных производственных факторов.

В стране применяются как собственные технические нормативные правовые акты, так и межгосударственные.

Межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь и вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов. Межгосударственные (региональные) стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Межгосударственные (региональные) стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на межгосударственный (региональный) стандарт, то требования этого стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» изменил действовавший ранее порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий. Технические условия разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими. Регистрацию технических условий осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь по своему усмотрению.

2.2 Нормативно правовые акты охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда — это правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. №150 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Республике Беларусь» [10] к межотраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать межотраслевые нормативные правовые акты предоставлено Министерству труда и социальной защиты или этому министерству совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

К отраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты. Разрабатывать и утверждать отраслевые нормативные правовые акты предоставлено право республиканским органам государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

11 стр., 5187 слов

Ревизия управления организацией

... аудиторскими службами). 1. Уровни управления организацией В хозяйственных обществах можно выделить четыре уровня управления. Первый уровень - общее ... совета директоров) положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, правила принятия и исполнения решений и т.п. В ... По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и ...

Предусмотрен следующий порядок их разработки:

составление плана работы, предусматривающего этапы подготовки проекта правил с указанием сроков их выполнения;

подготовка проекта первой редакции правил, направление его на рассмотрение заинтересованным организациям;

анализ полученных замечаний и предложений;

доработка проекта правил;

согласование в установленном порядке проекта правил с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

Текст правил подразделяется на пункты, объединенные в главы:

В правила, исходя из сферы их действия, а также с учетом специфики и характера деятельности субъектов, на которые распространяется действие правил, могут включаться и другие главы.

Проект отраслевых правил по охране труда согласовывается с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. До представления в Министерство труда и социальной защиты проекты отраслевых правил по охране труда согласовываются с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, если в них содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других республиканских органов государственного управления, в порядке, установленном законодательством республики.

Отраслевые правила по охране труда, согласованные республиканскими органами государственного управления с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу также по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Отраслевые правила по охране труда утверждаются приказом руководителя республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству Республики Беларусь. Отмена правил осуществляется органом, утвердившим их, за 6 месяцев до истечения срока действия правил.

В соответствии со ст. 232 ТК работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Министерствами, государственными комитетами с участием республиканских органов профсоюзов, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

2.2.1 Порядок разработки инструкций по охране труда

Согласно Порядку разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда инструкции разрабатываются для работников отдельных профессий и на отдельные виды работ.

Инструкции разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда (при ее отсутствии — работником, на которого возложены эти обязанности) при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов организации (главного механика, главного технолога, главного энергетика и др.), службы организации труда и заработной платы, отдела кадров. Перечень инструкций разрабатывается с учетом утвержденного штатного расписания, в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих профессий, квалификационными справочниками должностей служащих. Перечень утверждается руководителем организации или его заместителем.

6 стр., 2871 слов

Обучение по охране труда

... изучение требований охраны труда, изложенных в локальных нормативных актах (инструкциях по охране труда для работников, технологической, ремонтной, эксплуатацион­ной документации и др.), а также обучение ... и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также инструкций по охране труда для работников или других локальных нормативных актов ( ...

Разработка инструкций осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителей организаций, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции разрабатываются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других соответствующих им структурных подразделений организаций с участием профсоюзов. Руководство разработкой возлагается на главного инженера или его заместителей (главных специалистов отраслей сельскохозяйственного производства, руководителя или его заместителей — в учреждениях и организациях).

В необходимых случаях руководитель организации привлекает к разработке инструкций специалистов других подразделений.

Служба охраны труда организации осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, типовыми инструкциями и строительными правилами и нормами, а также другими нормативными и нормативно-техническими документами по охране труда.

При использовании в качестве инструкций типовых инструкций (без их переработки) последние необходимо переоформить, согласовать и утвердить в порядке, установленном вышеназванным Порядком.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и для постоянных инструкций. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию в установленном порядке.

Проект инструкции исполняется четким шрифтом без помарок и исправлений на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм) через 1,5 интервала, подписывается руководителем подразделения — разработчика инструкции и представляется профсоюзным комитетам, а также на согласование в службу охраны труда, а при необходимости другим заинтересованным службам, подразделениям и должностным лицам (по усмотрению службы охраны труда).

Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя организации либо грифом утверждения. На инструкции указывается также, что она разработана и утверждена с участием профсоюза(ов) (протокол заседания профкома от №).

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по организации).

Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. О введении инструкции в действие не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные комитеты.

До истечения сроков инструкции пересматриваются в случаях:

введения новых или пересмотра ранее действовавших правил и нормативов по охране труда;

3 стр., 1392 слов

Обеспечение безопасности и экологической работы АТП

... несчастных случаев, влияние на окружающую среду, научиться проводить профилактическую работу. При составлении плана организации транспортных работ (организации работы АТП) необходимо учитывать техническое оснащение АТП, экономическую выгоду перевозок, социальные условия работы на АТП. Наряду с вышеперечисленными ...

внедрения новой техники и технологии;

возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;

изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента. В последнем случае пересмотр инструкций производится до введения изменений.

Требования инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых он осуществляется.

Инструкция должна содержать следующие разделы:

общие требования безопасности;

требования безопасности перед началом работы;

требования безопасности при выполнении работы;

требования безопасности в аварийных ситуациях;

требования безопасности по окончании работы.

В разделе «Общие требования безопасности» отражаются:

условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, обучение, аттестация, прохождение инструктажей и т.п.);

предупреждение о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, недопущение употребления алкогольных, наркотических и токсических средств, курения в неустановленных местах;

характеристика опасных и вредных производственных факторов, действующих на работника;

полагающиеся по нормам для данной профессии специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты с указанием стандартов и технических условий на них;

требования по пожаро- и взрывобезопасности;

порядок уведомления о случаях травмирования и обнаруженных неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, нарушениях технологического процесса;

указания о необходимости уметь оказывать первую (доврачебную) помощь потерпевшим на производстве;

правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;

ответственность работника за нарушение требований инструкции.

В разделе «Требования безопасности перед началом работы» отражаются:

порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты, инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);

порядок приема рабочего места в случае сменной работы;

требования производственной санитарии.

В разделе «Требования безопасности при выполнении работы» отражаются:

4 стр., 1602 слов

Затраты на охрану труда и технику безопасности

... предупреждение заболеваемости. Из указанных видов затрат на охрану труда следует, что средства, направленные на улучшение условий труда и повышение его безопасности, в настоящее время не окупают ... случае технических решений. Учет затрат на охрану труда При проведении любых работ или оказании услуг необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Согласно статье 212 ...

способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;

требования безопасного обращения с материалами;

способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

указания о безопасном содержании рабочего места;

основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

действия, направленные на предотвращение взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;

требования к использованию средств защиты работающих.

В разделе «Требования безопасности в аварийных ситуациях» отражаются:

ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю;

действия работника при возникновении аварийной ситуации;

действия по оказанию первой помощи потерпевшим в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания.

В разделе «Требования безопасности по окончании работы» отражаются:

порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, а при непрерывном процессе — порядок передачи их по смене;

порядок сдачи рабочего места;

порядок уборки отходов производства;

требования соблюдения личной гигиены и производственной санитарии;

порядок извещения о недостатках, обнаруженных во время работы.

3. Стандартизация в сфере охрана труда

3.1 Международный стандарт OHSAS 18001

В настоящее время, наиболее эффективным способом совершенствования управления охраной труда в организации является внедрение систем управления. В связи с этим у организаций по стандартизации, институтов промышленной безопасности, промышленных объединений и органов по сертификации возникла необходимость выработать единые требования к системам управления охраной труда и гармонизировать данные требования с международными и национальными стандартами, на основании которых можно было бы создавать, оценивать и сертифицировать данные системы. Однако согласия между национальными органами по стандартизации и независимыми органами по сертификации (DNV, SGS, BVQI, BSI и др.) по вопросу разработки стандарта на системы управления охраной труда в виде Национального стандарта Великобритании, или в виде европейского стандарта или в виде международного стандарта не было достигнуто, что привело к появлению нескольких вариантов систем управления охраной труда в виде руководств, стандартов, рекомендаций, технических требований.

В апреле 1999 г. BSI (совместно с национальными организациями по стандартизации, органами по сертификации, а также экспертами в области охраны труда) был опубликован стандарт OHSAS 18001 «Occupational Health and Safety Management Sysems — Specifications». [15] (Однако данный стандарт не являлся официальным британским стандартом.)

6 стр., 2808 слов

Государственное управление охраной труда

... сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. 1. Основы государственного управления охранной труда Государственное управление охраной труда ... охрану труда”, ”Гарантии права работников на охрану труда”, ”Обеспечение охраны труда”; ”Управление охраной труда”, ”Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда”, ”Ответственность за нарушение требований охраны труда ...

В настоящее время страны Европейского союза пользуются именно этим документом.

Многие национальные органы по стандартизации рассматривают OHSAS 18001 как потенциальный национальный стандарт при проведении сертификации систем управления охраной труда.

Некоторые уже предприняли решительные шаги в этом направлении. Например: в Израиле стандарт IS 4481 является аналогом OHSAS 18001, а в Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.006 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации», который разработан на основе OHSAS 18000.

В феврале 2000 г. был официально опубликован стандарт OHSAS 18002:2000 «Occupational Health and Safety management systems — Guidelines for the implementation of OHSAS 18001» — «Руководство по выполнению OHSAS 18001».

Исходя из опыта зарубежных стран, на базе БелГИСС совместно с Департаментом государственной инспекции труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь были разработаны государственные стандарты республики по системам управления охраной труда. СТБ 18001 [16], гармонизированный с OHSAS 18001, устанавливает конкретные требования, на соответствие которым может быть оценена система управления охраной труда. СТБ 18002, гармонизированный с OHSAS 18002, содержит общие рекомендации по применению СТБ 18001, а также детальные пояснения основополагающих требований СТБ 18001.

Так как государственные стандарты по системам управления охраной труда разработаны на основе OHSAS 18000, то, внедряя их, мы, по сути, внедряем на наших предприятиях самые современные, общепризнанные мировые требования и технологии. Это предоставляет возможность отечественным предприятиям проводить работы по подготовке рабочих мест, управлению качеством на этих рабочих местах, обеспечению безопасности и здоровья работающих людей в соответствии с международными требованиями и тем самым говорить с зарубежными партнерами на одном языке и более эффективно организовывать совместную работу.

Известно, что при несчастных случаях, произошедших на производстве, затраты на выплату компенсаций и штрафов могут быть значительными, а в отдельных случаях под угрозой может оказаться и существование организации. Кроме того, невозможно забыть и о моральной стороне дела: нельзя оценить боль, страдания и тем более гибель человека. Любой несчастный случай на производстве свидетельство того, что система охраны труда работает нерезультативно, наносит большой вред репутации организации, чем не преминут воспользоваться конкуренты. Система управления, разработанная в соответствии с требованиями стандартов OHSAS 18000, предоставляет возможность организации эффективно управлять рисками в области охраны труда. С внедрением системы в распоряжении организации оказывается механизм, позволяющий идентифицировать опасности, оценивать риски в области охраны труда, а также управлять этими рисками.

14 стр., 6908 слов

Управление техносферной безопасностью на ООО «СтройПроектСервис». ...

... промышленной безопасности и охраны труда; Стандарта Компании «Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды» СТП-2018. Согласно обзору выше перечисленных ГОСТов, нормативно - правовых документов, мероприятия по СУОТ приведут к повышению эффективности управления техносферной безопасностью на ...

Основными целями стандартов OHSAS 18000 являются предотвращение и контроль возможных опасностей на рабочем месте, обеспечение постоянного процесса совершенствования системы управления для сокращения рисков промышленных опасностей. Эти стандарты предусматривают нормы безопасности для сотрудников организации и создание благоприятных условий труда, в основе которых лежит цикл Деминга (PDCA), целью которого является обучение работников мерам предосторожности во время работы, т.е. разработка индивидуальной техники безопасности, адаптированной под конкретные условия, а также внедрение надежных и качественных средств защиты, их постоянный контроль и совершенствование.

Создание систем управления охраной труда на большинстве предприятий находится в начальной стадии. Стандарты, разработанные на основе OHSAS 18000, совместимы со стандартами ИСО 9000 и ИСО 14000 для облегчения интеграции системы менеджмента качества, управления охраной труда и окружающей средой. Следовательно, для организаций и предприятий с системой менеджмента качества или системой управления окружающей средой разработка и внедрение системы управления охраной труда пройдут значительно легче.

Стандарты OHSAS 18000 во многом повторяют структуру, требования и положения стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001, что способствует созданию интегрированных систем менеджмента управления. Возможность интеграции систем управления на основе требований стандартов ИСО 9000, ИСО 14000 и OHSAS 18001 основана на их сходстве, обусловленном:

характером развития управления (переходом от внедрения отдельных элементов к реализации системного и ситуационного подхода);

переходом от технических к организационным решениям;

необходимостью обеспечения сотрудничества различных звеньев в рамках технологической цепи;

усилением воздействия внешней среды на предприятие;

потребностью в развитии культуры производства;

идентичностью структуры данных стандартов (политика, организация, управление процессами, корректирующие действия, внутренние аудиты, оценка со стороны руководства, цикличность процессов управления, организационные возможности, требования постоянного совершенствования).

3.2 Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) в настоящее время составляют основу технического нормирования сферы охраны труда. ССБТ является составной частью государственной системы стандартов, утверждена и введена в действие 1 июля 1974 г. постановлением Госстандарта СССР от 5 февраля 1974 г. №351.

В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсистем) от 0 до 9:

— организационно-методические стандарты основ построения системы. В данную группировку входят нормативные документы, определяющие структуру системы, терминологию в области безопасности, классификацию опасных и вредных производственных факторов, введение требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов. К ним относятся: ГОСТ 12.0.001 «ССБТ. Основные положения» [1], ГОСТ 12.0.002 «ССБТ. Основные понятия. Термины и определения», [2] и др.

— Государственные стандарты требований и норм контроля по видам опасных и вредных производственных факторов. В эту группировку входят стандарты, регламентирующие характеристики опасного и вредного производственного фактора (вид, оказываемое действие, возможные последствия), предельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от их действия. Это, например, ГОСТ 12.1.003 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» [4] и т.д.

— Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам. В эту группировку входят стандарты, регламентирующие:

требования к режимам работы производственного оборудования;

требования к рабочим местам и режимам труда персонала

требования к системам управления;

требования к применению средств защиты работающих;

методы контроля требований безопасности.

Головной стандарт этой подсистемы ГОСТ 12.3.002 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности» [6] устанавливает основы и особенности построения, содержания стандартов ССБТ и требования безопасности к конкретным типам и группам производственных процессов.

— Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих. В эту группировку входят стандарты, регламентирующие:

требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигиеническим свойствам средств защиты;

требования к методам их испытаний и оценки;

рекомендации по применению средств индивидуальной защиты.

— 9 — резерв.

При отсутствии в нормативных правовых актах требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель самостоятельно принимает необходимые меры по обеспечению безопасных условий труда, а именно обеспечивает:

безопасные условия эксплуатации производственных зданий и сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;

безопасные и здоровые условия труда на каждом рабочем месте;

санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание;

оптимальный режим труда и отдыха;

выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

проведение в случае необходимости предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

— информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья

3.3 СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования»

С 1 ноября 2005 г. в республике действует национальный стандарт, регламентирующий вопросы управления охраной труда в организации, изданный с учетом общепризнанных международных документов. С 1 октября 2009 г. он действует в новой редакции — СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» [16], утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 №19 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». [13]

Введение в действие СТБ 18001-2009 предусматривает не полную перестройку сложившейся системы управления охраной труда, а лишь некоторое ее изменение и дополнение рядом новых элементов, введение которых дает основание рассчитывать на повышение эффективности управления охраной труда в организации.

Рассмотрим более детально основные термины и определения государственного стандарта СТБ 18001-2009 [16, п. 3]:

приемлемый риск (acceptable risk) — риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и собственной политики в области охраны труда;

постоянное улучшение (continual improvement) — повторяющийся процесс улучшения системы управления охраной труда с целью улучшения результативности охраны труда в соответствии с политикой в области охраны труда организации;

корректирующее действие (corrective action) — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации;

опасность (hazard) — источник, ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;

идентификация опасности (hazard identification) — установление наличия опасности и определение ее характеристик;

профессиональное заболевание (occupational disease) — хроническое или острое заболевание работающего, вызванное воздействием на него вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

несчастный случай на производстве (occupational accident) — событие, в результате которого работающий получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей как на территории работодателя, так и в ином мете, где работающий находился в связи с работой или совершал действия в интересах работодателя, либо во время следования на транспорте, предоставленном работодателем, к месту работы или с работы, и которое повлекло необходимость перевода работающего на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

заинтересованная сторона (interested party) — лицо или группа лиц на рабочем месте или вне его, которые заинтересованы в результативности охраны труда в организации;

охрана труда (occupational health and safety) — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

система управления охраной труда (occupational health and safety management system) — часть системы управления организации, которая используется для разработки и внедрения ее политики в области охраны труда, а также для управления рисками;

цель в области охраны труда (occupational health and safety objective) — цель, устанавливаемая в организации для достижения результативности охраны труда;

политика в области охраны труда (occupational health and safety policy) — официально выраженные высшим руководством общие намерения и направления деятельности организации, связанные с результативностью охраны труда;

риск (risk) — сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия(й) и тяжести травмы или профессионального заболевания, причиной которого может быть это событие или воздействие(я);

оценка риска (risk assessment) — весь процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли риск приемлемым с учетом осуществляемых мер управления;

рабочее место (workplace) — место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности.

СТБ 18001-2009 устанавливает требования к системе управления охраной труда с целью оказания помощи организациям в управлении рисками и повышении результативности данного управления. Стандарт не устанавливает конкретных критериев результативности системы управления охраной труда и не содержит указаний по ее разработке. [16, п. 1]

Управление охраной труда должно базироваться на идентификации опасностей на производстве и оценке связанных с ними профессиональных рисков. Указанное концептуальное положение является основой для всех последующих действий, связанных с управлением охраной труда в организации.

Введение понятия «риск» имело целью путем оценки рисков повреждения здоровья работающего от воздействия всех имеющихся опасностей, осуществления ранжирования рисков выполнить в порядке приоритетности необходимые мероприятия по их устранению (снижению уровня), что позволит, не распыляя, сконцентрировать ресурсы на решении наиболее острых проблем по охране труда и более эффективно использовать указанные ресурсы.

Это достигается путем постановки целей по устранению (снижению уровня) рисков и составления программ по достижению поставленных целей. Соответственно в каждой программе предусматриваются мероприятия, осуществление которых позволяет достичь поставленных целей, расчет необходимых ресурсов, указываются ответственные лица и сроки выполнения.

Иными словами, в организации должно быть разработано столько программ, сколько имеется рисков, требующих устранения (снижения уровня).

С учетом возможности объединения одинаковых по содержанию программ их количество может несколько сократиться. Однако программы должны быть разработаны, по крайней мере, для каждого участка, цеха, функциональной службы, филиала, представительства организации.

Весьма важно также, чтобы принятые к реализации программы были сбалансированы с выделенными ресурсами, что является необходимым условием их реализации.

Таким образом, результаты оценки рисков должны стать исходными в осуществлении всей последующей деятельности по охране труда. Вот почему от качества проведения этой работы зависит обоснованность намечаемых к исполнению мероприятий. Неточные и ненадежные результаты оценки рисков могут послужить основанием для принятия ошибочных решений и серьезных материальных потерь вследствие осуществления таких решений.

Планирование работы по охране труда в соответствии с СТБ 18001-2009 существенно отличается от прежнего порядка планирования мероприятий по охране труда, который регламентирован постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.10.2000 №136 «Об утверждении Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда» [14] (далее — постановление №136).

Постановление №136 предусматривает разработку целого комплекса обязательных мероприятий по охране труда и составление одного документа для всей организации — плана мероприятий по охране труда, в котором практически не просматриваются проблемы отдельных ее подразделений, служб, филиалов и, тем более, отдельных рабочих мест.

Данная система планирования содержит наследие административно-командного управления, при котором организации должны беспрекословно выполнять приказы вышестоящих органов. При этом в составляемом плане мероприятий по охране труда не устанавливается приоритетности тех или иных (безусловно, все они нужны) мероприятий по охране труда.

Следует отметить, что выполнение предусмотренных постановлением №136 мероприятий является обязательным и не ставится в зависимость от степени их важности для организации и наличия у нее требуемых для этого ресурсов.

Имеется и еще одно очень важное различие в планировании по указанным документам. Планирование по СТБ 18001-2009 осуществляется для достижения заранее определенных целей по устранению (снижению уровня) рисков.

Планирование по постановлению №136 преследует одну цель — выполнить требования постановления №136, которые соответствуют требованиям законодательства о труде, а производным результатом от этой деятельности является ожидаемая социальная эффективность (количество работников, которым улучшены условия труда, которые освобождены от работ в опасных и (или) вредных условиях труда, от тяжелого физического труда).

Следует заметить, что планирование по постановлению №136 осуществлялось и до введения СТБ 18001-2009 и оно никак не увязывается с рисками и их изменением.

Данное принципиальное различие в подходах к планированию работы по охране труда требует соответствующей перестройки в управлении охраной труда.

Следует отметить, что использование СТБ 18001-2009 предусмотрено для любых организаций, которые ставят перед собой следующие цели:

разработать систему управления охраной труда с целью устранения или сведения до минимума риска для работников и других заинтересованных сторон, которые могут быть подвергнуты воздействию рисков, связанных с их работой в области охраны труда;

внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему управления охраной труда;

обеспечить соответствие установленной политике в области охраны труда и демонстрировать его заинтересованным сторонам;

стремиться к сертификации своей системы управления охраной труда независимой стороной или проводить самооценку и декларирование соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Организация должна внедрить систему управления, отвечающую всем требованиям СТБ 18001, и поддерживать ее в рабочем состоянии. Это должно помочь организации в соблюдении применяемых законодательных и других требований по охране труда

3.4 Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии

Согласно Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства №905 от 16.08.2005 г., совершенствование управления охраной труда осуществляется путем изучения и внедрения на предприятиях систем управления охраной труда (СУОТ) в соответствии с СТБ 18001-2009 и СТБ 18002-2009.

СУОТ призвана обеспечивать:

улучшение условий труда персонала предприятия;

сокращение количества несчастных случаев и профзаболеваний;

снижение потерь рабочего времени;

соблюдение требований безопасности и охраны труда;

повышение качества и рост производительности труда.

Документом, устанавливающим точку отсчета СУОТ, является приказ по созданию, в котором назначается представитель со стороны руководства рабочая группа, оговариваются сроки разработки и внедрения СУОТ обеспечение ресурсами и подготовкой рабочей группы.

В целях уточнения поэтапного описания разработки СУОТ осуществляет подготовка программы разработки документов (техническое задание), подробно указываются мероприятия, начиная от подготовки приказа о создании СУОТ и заканчивая проведением внутренних аудитов, корректируют действий, анализа со стороны руководства и сертификационного аудита.

В программе указываются локальные нормативные акты по обеспечению функционирования СУОТ.

На этапе «Выполнение» осуществляются:

идентификация опасностей и оценка рисков организации, формирования реестра рисков;

разработка проекта Положения о распределении ответственности обеспечение функционирования СУОТ;

разработка проекта Политики, целей в области охраны труда и Программы управления охраной труда;

разработка проекта руководства по СУОТ;

подготовка внутренних аудиторов по СУОТ;

утверждение и введение в действие Руководства по СУОТ.

Подтверждением функционирования внедрения СУОТ являются проведенные внутренние аудиты, а также регулярный мониторинг и измерение эффективности охраны труда. Мониторинг должен обеспечивать:

обратную связь по результатам деятельности СУОТ;

информацию об эффективности текущих мероприятий;

основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Мониторинг должен включать:

контроль выполнения планов и установленных критериев;

систематическую проверку производственных систем и оборудования;

наблюдение за состоянием здоровья работников путем недоосвидетельствования;

оценку соответствия мероприятий законодательству, коллективным соглашениям, обязательствам по охране труда;

измерения, соответствующие потребностям организации.

Корректирующие действия выполняются по результатам аудита, анализа со стороны руководства, в случае выявления несоответствий. При этом выявление и устранение причин возникновения несоответствий является одним из важнейших путей к улучшению функционирования СУОТ.

Завершающим этапом, подтверждающим соответствие разработанной и внедренной СУОТ требованиям СТБ 18001, является сертификация. Порядок сертификации СУОТ определен техническим кодексом ТКП 5.1.12-2006, введенным в действие с 01.01.2007 г.

Сертификация систем управления охраной труда осуществляется органами по сертификации систем управления охраной труда, аккредитованными в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Беларусь.

Сертификация СУОТ в Республике Беларусь проводится с целью подтверждения того, что организация управляет рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации, обеспечивая контроль над рисками, устранение или снижение рисков до допустимого уровня, а также сведение к минимуму отрицательного воздействия на персонал и другие заинтересованные стороны посредством эффективного применения системы управления охран охраной труда и постоянного ее улучшения.

СУОТ, как и всякая система управления, нуждается в соответствующем информационном обеспечении.

К основным задачам информационного обеспечения относятся:

выявление, регистрация, обработка, систематизация данных, характеризующих фактическое состояние охраны труда;

определение отклонений фактического состояния охраны труда от требований;

распределение информации между руководителями, подразделениями и функциональными службами;

обеспечение органов управления нормативной информацией по охране труда;

обеспечение руководителей и специалистов информацией о новейших достижениях и передовом опыте в области охраны труда.

Качество информации определяется тремя параметрами: полнотой, достоверностью, своевременностью.

Для решения задач охраны труда необходимо ведение и систематизация данных об:

идентификации опасностей и оценке рисков;

производственном травматизме, профессиональной, производственно-обусловленной и общей заболеваемости;

авариях и инцидентах;

результатах аттестации рабочих мест, паспортизации их санитарно-технического состояния, обследований санитарно-промышленной лабораторией;

освидетельствовании, осмотрах, испытаниях грузоподъемных машин, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства и других объектов повышенной опасности;

учете проведения инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;

выполняемых мероприятиях по охране труда и контроле за их исполнением;

результатов аудита и мониторингов;

результатов анализа СУОТ со стороны высшего руководства.

Ресурсное обеспечение деятельности по охране труда включает:

трудовые ресурсы;

производственное оборудование, транспортные средства, склады;

испытательное оборудование, контрольно-измерительные приборы;

СИЗ;

средства пропаганды охраны труда, знаки безопасности;

информационные ресурсы и программное обеспечение ЭВМ;

нормативную, техническую и рабочую документацию;

финансовые ресурсы.

Наиболее важнейший ресурс организации — ее кадры.

Для обеспечения соответствия работников установленным требованиям охраны труда:

определяется необходимая компетентность работников;

осуществляется подбор работников по их квалификационным характеристикам;

обеспечиваются условия работы, отвечающие соответствующим деловым отношениям;

обеспечивается усвоение работниками предстоящих задач и целей;

поощряются усилия работников, направленные на повышение уровня труда посредством должного признания и вознаграждения;

проводятся мероприятия по повышению профессионального уровня работников.

охрана стандарт безопасность предприятие

Заключение

К настоящему времени в рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

К этим мерам можно отнести принятие законодательных актов по производственной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека.

Таким образом, стандартизация должна способствовать процессу интеграции Республики Беларусь в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером является вступление нашего государства во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «Об обеспечении единства измерении» создали необходимую правовую базу для проведения работы в данном направлении.

Государственные стандарты республики и предприятия по системам управления охраной труда разработаны на основе OHSAS 18001. Это предоставляет возможность отечественным предприятиям обеспечить безопасность и здоровье работающих людей в соответствии с международными требованиями, и тем самым говорить с зарубежными партнёрами на одном языке и более эффективно организовывать совместную работу.

Созданная система управления охраной труда, признана обеспечить улучшение условий труда персонала предприятия, сокращение количества несчастных случаев и профзаболеваний, соблюдение требований безопасности и охраны труда и т.д.

В заключении хочется отметить, что развитие рыночных отношений в республике требует дальнейшего совершенствования государственного управления охраной труда и в первую очередь, внедрения экономических механизмов и методов управления и прогнозирования в этой сфере, а также включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством.

Список источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ohrana-truda-na-predpriyatii/

1 ГОСТ 12.0.001 «ССБТ. Основные положения», ГОСТ 12.0.002 «ССБТ. Основные понятия. Термины и определения». — Минск, 2001.

ГОСТ 12.0.002 «ССБТ. Основные понятия. Термины и определения». — Минск, 2002.

ГОСТ 12.1.003 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности». — Минск, 2003.

ГОСТ 12.2.003 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности». — Минск, 2003.

ГОСТ 12.3.002 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности». — Минск, 2002.

Княуззе В.П. Техническое нормирование и стандартизация в области охраны труда / В.П. Княуззе // Охрана труда: правые и организационные вопросы / В.П. Княуззе. — Минск: Диста, 2006. — С. 32 — 43.

Ламоткин С.А. Стандартизация в сфере охрана труда / С.А. Ламоткин // Основы стандартизации и сертификации: учебное пособие / С.А. Ламоткин, Г.М. Власова. — Минск: БГЭУ, 2007. — Гл. 10. — С. 134 — 143.

Ласковнев В.П. Правовые основы охраны труда / В.П. Ласковнев // Экзамен для руководителя охраны труда / В.П. Ласковнев, Л.А. Гракович, В.В. Король. — Минск: Библиотека журнала «Ахова труда», 2004. — Гл. 2. — С. 46 — 49.

О государственных нормативных требованиях по охране труда в Республике Беларусь: постановление совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. №150 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — №5/1011. — 3 с.

Об обеспечении единства измерений: Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г., №163-3: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 30.06.2006 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — №2/1260. — 12 с.

О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г., №262-3: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 18.12.2003 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — №2/1011. — 11 с.

Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: постановление Государственного комитета по стандартизации Республике Беларусь от 24 апреля 2009 г. №19. — 34 с.

Об утверждении положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. №136 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — №8/4357. — 5 с.

15 Стандарт OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems. Requirements (Системы управления охраной труда. Требования)

СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требование». — Минск, 2009. — 18 с.

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., №296-3: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 31.12.2009 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — №2/70. — 104 с.