Охрана лесов и водных биологических ресурсов

Курсовая работа

2.1 Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Предмет преступления — водные биологические ресурсы, к которым относятся рыба различных видов, включая молодь (рыбные запасы), иные водные животные (раки, крабы, организмы «сидячих» видов, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы.

Объективная сторона характеризуется совершением одного из следующих действий: производство сплава древесины; строительство мостов, дамб; транспортировка древесины и других лесных ресурсов; осуществление взрывных и иных работ; эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов. Надо иметь в виду, что в комментируемой статье содержится открытый перечень видов деятельности, осуществление которых может привести к нарушению правил охраны водных биологических ресурсов. Вагин О.А., Бриллиантов А.В., Бриллиантов А.В., Блинников А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник. Гриф УМО — М., Проспект, 2011 С. 742

Указанные нарушения признаются преступными, если повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение кормовых запасов в значительных размерах либо иные тяжкие последствия.

Значительный размер уничтожения кормовых запасов — понятие оценочное, оно определяется судом на основе совокупности обстоятельств, оценки причиненного ущерба с учетом как экономической, так и экологической ценности приведенных в негодность биоресурсов.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать уничтожение мест размножения рыбы или значительного количества икры, нарушение экологического равновесия биосистемы и др.

Преступление считается оконченным с момента наступления одного из последствий, указанных в комментируемой статье.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет (руководитель хозяйствующего субъекта или предприниматель, занимающийся осуществлением указанных видов работ; лицо, фактически выполняющее их без разрешения).

Есаков Г.А. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) — М., Проспект, 2013. С. 315

Таким образом, под правилами охраны биологических ресурсов понимаются обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсного и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водных фауны и флоры.

8 стр., 3916 слов

Водные ресурсы и их охрана

... Гренландии. актуальность Целью данной работы является исследование водных ресурсов, выявление и нахождение путей решения проблемы их рационального использования. 1. Водные ресурсы и их роль в жизни общества Вода ... Вода – это материал, используемый в промышленности и входящий в состав различных видов продукции и технологических процессов, выступает в роли теплоносителя, служит для целей обогрева. ...

2.2 Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования водных биологических ресурсов.

Основными нормативными актами, регулирующими данные отношения, являются: Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире»; Водный кодекс РФ и ряд других.

Предмет преступления — водные животные и растения: рыбы, ракообразные, моллюски, моржи, ондатры, выхухоли, тюлени, нерпы, морские львы, морские бобры и котики, дельфины, сивучи и другие представители животного мира в естественном состоянии, а также промысловые морские растения.

Ценные породы рыб, специально разводимые и выращиваемые в водоемах рыбозаводов и иных хозяйств в качестве товарной продукции, обладают экономическими свойствами имущества и к предмету рассматриваемого преступления не относятся. Незаконный вылов и завладение ими с корыстной целью образуют соответствующий состав хищения чужого имущества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в незаконной добыче указанных предметов. При квалификации незаконных действий необходимо использовать разъяснения постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012 г. №1

Под добычей в ст. 256 УК понимается сам процесс незаконного лова, например, установка сетей, капканов, ловушек, производство взрыва в воде в целях глушения рыбы и т.д., вне зависимости от того, увенчался ли этот процесс незаконным завладением добычей.

Часть 1 ст. 256 УК содержит исчерпывающий перечень признаков, определяющих добычу водных биологических ресурсов в качестве незаконной и уголовно наказуемой.

Добыча становится таковой, если деяние причинило крупный ущерб, который является оценочным признаком. Для признания ущерба крупным необходимо учитывать ряд факторов, в частности стоимость добытой рыбы или водных животных, их количество, совокупный объем, вес, экологическую ценность, вред, причиненный той или иной популяции, и т.д.

Незаконной признается добыча указанных предметов преступления с применением самоходного транспортного плавательного средства (судна, баржи, катера, моторной лодки, катамарана, скутера, моторной яхты и подобных механических средств передвижения по воде) или взрывчатых и химических веществ, электротока или иных способов массового истребления указанных водных животных или растений, например, отравление водоема газами, спуск в водоем с целью отравления рыбы и водных млекопитающих (бобров, выдр, ондатр и т.д.) ядовитыми веществами. В последнем случае, если подобные действия фактически повлекли массовую гибель животных, содеянное требует квалификации еще и по ч. 2 ст. 250 как предусматривающей ответственность за более опасное преступление.

14 стр., 6502 слов

Экологические преступления

... от 19 декабря 1991 года. Ст. 85 Закона даёт нормальное определение экологического преступления как общественно опасного деяния, ... от 15 февраля 1995 года; «О животном мире» от 22 марта 1995 года (в ред. 11.11.03); « ... Водный или Земельный кодексы, а состоят из огромного массива законодательных и иных нормативно - правовых актов. Собственно экологическое законодательство переживает в последние годы ...

В соответствии с требованиями анализируемого закона добыча указанных животных образует преступление, если она производится в местах нереста или на миграционных путях к ним, например, в местах икрометания осетровых пород рыб на реках Волга и Урал, на миграционных путях лососевых рыб в территориальных водах России и на реках Камчатки к своим нерестилищам.

Часть 1 ст. 256 УК признает уголовно наказуемой и незаконную добычу водных животных и растений на территории заповедника, заказника, а равно в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО — М., Юрайт, 2011 С. 312

Приведем пример, так по уголовному делу №1-21/08 по п. «в» ч. 1 ст. 256 УК РФ осужден гражданин К. за то, что 19 января 2008 года, достоверно зная, что река Горная Обь в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года №554 входит в перечень рек, являющихся миграционным путем на места нереста рыб, в нарушение п. 23 Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Тюменской области, в соответствии с которым запрещается рыболовство на реке Горная Обь от ледостава до распыления льда, одной ловушкой 1,5 *1,5 м с ячеей 10*10 мм, установленной им 10 января 2008 года, в нарушение п. 1 ст. 20 Правил рыболовства в водоемах ЯНАО, утвержденных постановлением Губернатора от 25 января 2001 года №35, в соответствии с которыми запрещен вылов видов рыб, занесенных в Красные книги РФ и автономного округа, в реке Горная Обь выловил 6 молодых стерлядей, занесенных в Красную книгу РФ приказом Госкомэкологии №569 от 19.12.1997 года. Справка о результатах обобщения судебной практики по рассмотрению судом Ямало-Ненецкого автономного округа уголовных дел о незаконной добыче(вылове) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК РФ) (опубликована 15 марта 2010 г.)// Текст справки размещен на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в I№ter№et (http://oblsud.y№ao.sudrf.ru)

Часть 2 ст. 256 предусматривает ответственность за специальный состав данного преступления — незаконную добычу котиков (млекопитающих семейства ушастых тюленей), морских бобров (калана, камчатского бобра и морской выдры, млекопитающих из семейства куньих), а также любых иных млекопитающих животных, например, дельфинов, моржей, тюленей, морских львов, в открытом море или в запретных зонах.

Место совершения деяния — обязательный признак состава данного преступления. Незаконная добыча морских млекопитающих может совершаться либо в открытом море за пределами территориальных вод России, либо в запретных зонах: прибрежных зонах — заповедниках, на островах — лежбищах, которые животные из поколения в поколение избирают местом отдыха, размножения, воспроизводства и ухода за потомством.

Незаконная добыча каланов, морских бобров, других водных млекопитающих в территориальных водах и вне запретных зон при наличии соответствующих признаков должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 256 УК.

Часть 3 ст. 256 УК устанавливает ответственность за квалифицированный состав рассмотренных преступлений, если они совершены лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

16 стр., 7534 слов

Правовое регулирование использования, охраны, защиты лесного ...

... по регулированию использования и охраны леса. Цель настоящей работы - комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Для реализации этой ... от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В лесной фонд не входят: единичные деревья, их группы, ...

К лицам, использующим свое служебное положение, по смыслу данной нормы могут относиться работники различных природоохранительных организаций и учреждений, сотрудники милиции, прокуратуры, представители местных органов власти и управления и т.д.

Понятие квалифицирующих признаков — группы лиц по предварительному сговору и организованной группы — раскрывается в комментарии к ст. 35 УК РФ. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. /Под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 С. 351

С субъективной стороны все виды составов рассматриваемого преступления предполагают только умышленную вину в виде прямого умысла: виновный осознает, что он совершает незаконную добычу водных животных и растений, и желает этого.

Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие возраста 16 лет. По ч. 3 ст. 256 УК ответственность в качестве исполнителя преступления может нести только лицо, использовавшее при этом свое служебное положение.

Таким образом, к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечно-полостные водные организмы.

Промысловые морские растения — водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

С 1 января 2013 г. вступило в силу постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. №415, утвердившее новую Государственную программу республики «Развитие лесного хозяйства», согласно которой общая площадь земель лесного фонда региона по состоянию на 1 января 2012 г. составила 36 262,3 тыс. га, или 87,2% территории. Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. №415// http://www.gara№t.ru/hotlaw/komi/494214/

Это свидетельствует о щедром наделении Республики Коми лесными ресурсами, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии и общества, выполняют важнейшие функции. С учётом специфики региона вопросы лесопользования весьма актуальны, а надзор за исполнением законодательства в названной сфере по праву можно назвать одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики.

В результате проведённых в 2012 г. проверок в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере лесопользования, органы прокуратуры выявили 3605 нарушений закона, в целях их устранения принесено 80 протестов на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты, в суды направлено 590 исковых заявлений, инициировано проведение 32 проверок в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК, по результатам которых возбуждено 31 уголовное дело.

4 стр., 1905 слов

Экологические последствия лесных пожаров

... страдают и гибнут дикие животные. Рис 1. Смешанный лес. 1.Причины возникновения лесного пожара. Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные ... В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в ...

Типичными нарушениями в указанной сфере остаются факты несоблюдения лесопользователями требований законодательства при заготовке древесины, факты ненадлежащей подготовки и оснащения пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на арендованных участках леса, невыполнения противопожарных мероприятий в процессе заготовки древесины, нарушение санитарных правил в лесах.

В истекшем периоде 2013 г. прокуроры городов и районов, природоохранные прокуратуры при наличии информации, требующей принятия мер реагирования прокурором, ориентированы на проведение проверок полноты принятых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер, направленных на учёт, охрану, воспроизводство лесных ресурсов при подготовке к пожароопасному периоду.

Печорским природоохранным межрайонным прокурором при проверке деятельности предприятий-лесопользователей установлено использование лесных участков без проектов освоения лесов и заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов, что влечёт невозможность осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров. В связи с этим возбуждено 12 административных производств по ч. 4 ст. 8.25 КоАП, в суды направлено 2 исковых заявления о возложении обязанности разработать проект освоения лесов к договорам аренды лесных участков, находящихся в пользовании, руководителям предприятий внесено 4 представления об устранении нарушений лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — М., Юрайт, 2012. С. 251

При осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства особое внимание обращено на правомерность и своевременность исполнения контрольных функций в сфере лесных отношений органами исполнительной власти республики, а также полноты принятых ими мер в рамках предоставленных законом полномочий.

Так, проверкой, проведённой Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности одного из указанных органов — Комитета лесов Республики Коми и подведомственных ему учреждений — установлено, что государственные инспекторы по пожарному надзору в лесах ГКУ РК «Койгородское лесничество», «Кажимское лесничество», «Сысольское лесничество», в рамках проведения прокурорских проверок, в адрес юридических лиц вносили предписания с требованием выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов с установлением конкретных сроков. Между тем указанные учреждения не осуществляли самостоятельных внеплановых проверок и внесение предписаний в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон) было необоснованным.

Кроме того, выдача предписаний в силу п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона повлекла бы за собой основания для проведения последующих внеплановых проверок по истечении срока исполнения ранее выданных предписаний, что фактически подменило бы законодательно установленную процедуру проведения проверок юридических лиц, в связи с чем на соответствующие предписания принесено 7 протестов, по результатам рассмотрения которых предписания отменены.

31 стр., 15236 слов

Физико-химические основы развития и тушения пожаров. Особенности ...

... при определении осо­бенностей тактики его тушения и расчете количества сил и средств, необходимых для его локализации и ликвидации. Температура пожара. Под температурой внутреннего пожара, Тп (°С), понимают среднеобъемную температуру газовой ... огнестойкости 2,0 - 5,0 - Склады: 0 торфа в штабелях 0,8-1,0 круглого леса в штабелях 0,6 - 1,0 льноволокна 3,0 - 5,6 текстильных изделий 0,3 ...

Проверкой также установлено, что Комитет лесов Республики Коми не использовал предоставленные законом полномочия, установленные ст. 29.13 КоАП, согласно которой орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий. По этому факту руководителю Комитета лесов Республики Коми внесено представление, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В действиях заместителя руководителя ГКУ РК «Сыктывдинское лесничество» вскрыты факты злоупотребления служебными полномочиями, выразившиеся в укрытии незаконной рубки лесных насаждений, в связи с чем в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых в отношении последнего возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК.

Органы прокуратуры республики на постоянной основе осуществляют проверку соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, а также проведение их антикоррупционной экспертизы.

Печорским межрайонным прокурором в связи с принятием за пределами компетенции органа местного самоуправления опротестовано постановление руководителя администрации МО ГП «Изъяю» от 11 января 2012 г. № 1 «Об отпуске леса на корню населению городского поселения Изъяю», которым разрешён отпуск леса на корню в иных нормативах, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Прокурором г. Сосногорска опротестовано решение Совета МО СП «Ираёль» от 3 февраля 2012 г. №73 «О нормах платы за лес на корню, в том числе деловой древесины», которым утверждены нормы платы за лес на корню, деловой древесины, не содержащие в себе указаний о применении ставок платы за единицу объёма древесины применительно к древесине, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности МО СП «Ираёль».

В связи с тем, что указанные нормативные правовые акты не позволяли определить обоснованность установления нормативов отпуска леса на корню, а также размера платы за лес, деловую древесину и устанавливали необоснованно широкие пределы для усмотрения правоприменителя, на соответствующие нормативные правовые акты принесены протесты, по результатам рассмотрения которых оспариваемые акты отменены.

Благодаря своевременному принятию превентивных мер, направленных на минимизацию последствий лесных пожаров, в 2012 г. на территории региона отмечено существенное снижение числа и площади лесных пожаров (2012 г. — 117 лесных пожаров на общей площади 1370,56 га: в 2011 г. — 591 пожар на площади 50 907,10 га), в результате которых населённые пункты и граждане не пострадали. Достижению указанного результата способствовала слаженная и эффективная работа органов прокуратуры республики. Савельева B.С. Основы квалификации преступлений: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М, Проспект, 2011 С. 174

С учётом актуальности и значимости вопросов пожарной безопасности в лесах, надзор за исполнением законодательства в названной сфере осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора от 10 февраля 2011 г. №30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» и указанием Генерального прокурора РФ от 11 мая 2011 г. №127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров».

3 стр., 1077 слов

Государственная политика Республики Беларусь в сфере энергосбережения

... в области энергосбережения, в дошкольных и школьных учреждениях образования проводятся тематические занятия по энергосбережению. С 1997 года в республике ... энергетической экспертизы проектных решений. В республике функционирует система подготовки кадров в сфере энергосбережения: три ведущих вуза страны ... поступления. В заключение хотелось бы отметить, что в ходе выполнения задания Президента РБ по ...

Прокурором Республики Коми 25 мая 2012 г. издано указание «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», посредством которого организовано еженедельное поступление в прокуратуру республики оперативных сведений о принимаемых мерах реагирования, а также сведений о лесных пожарах на территории региона в пожароопасный период, что способствует предупреждению правонарушений, совершаемых в указанной сфере.

Для координации и надлежащего взаимодействия лиц, участвующих в тушении пожаров, органов власти и местного самоуправления в республике разработан и согласован с Рослесхозом Сводный план тушения лесных пожаров, Комитетом лесов Республики Коми разработан Регламент тушения пожаров, который предусматривает основные принципы взаимодействия участвующих в организации и непосредственно в тушении лесных пожаров лиц.

При прокуроре республики регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых обсуждаются, в том числе результаты работы в сфере охраны лесов от пожаров, вырабатывается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование надзорной деятельности в названной сфере, перед прокурорами городов и районов, природоохранными межрайонными прокурорами указываются приоритетные направления и ставятся задачи при проведении проверок.

На заседаниях Координационного совета по вопросам местного самоуправления в Республике Коми с участием прокуроров городов и районов, глав муниципальных образований и представителей администрации главы Республики Коми, Правительства Республики Коми обсуждаются в том числе вопросы готовности населённых пунктов к прохождению пожароопасного периода, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, обозначаются приоритетные мероприятия, которые требуют незамедлительного выполнения, особое внимание обращается на ответственность руководителей и иных должностных лиц администраций муниципальных образований за нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности в лесах, а также за ненадлежащее исполнение ими полномочий.

Наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования, используемой в практике органов прокуратуры республики в целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, является обращение с заявлением в суд.

Так, прокурор Корткеросского района предъявил заявления об обязании глав сельских поселений выполнить мероприятия по организации минерализованных противопожарных полос; прокурор Койгородского района направил в суд заявление об обязании МО СП «Ужга» обустроить необходимые противопожарные разрывы между населёнными пунктами и лесным массивом; прокурор Сыктывдинского района предъявил заявление об обязании администрации МО МР «Сыктывдинский» обеспечить надлежащее состояние пожарных водоёмов, а также заявления об обязании администраций сельских поселений «Выльгорт» и «Зеленец» принять в собственность муниципальных образований сельских поселений источники наружного противопожарного водоснабжения, находящиеся на административной территории поселений и не имеющие собственников. Требования, изложенные в заявлениях прокуроров, удовлетворены в полном объёме.

8 стр., 3830 слов

Рациональное использование и охрана лесов

... и централизованное плановое управление - вот основа для ра­ционального использования многосторонних свойств лесов ... влаги в почве и более рациональному ее рас­ходованию. ... полянах, опушках, болотах. Охране и приумножению зеленого богатства ... лесам значительно больший ущерб, чем все те опасности, которые издавна доставляют много хлопот лесному хозяйству: красная гниль и жуки-долгоносики, лесные пожары и ...

Всего по результатам проведённых в 2012 г. проверок исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров выявлено 1240 нарушений закона, внесено 125 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 66 лиц, на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты принесено 26 протестов, в суды направлено 226 исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 82 лица.

Органы прокуратуры республики продолжают проводить проверки исполнения лесного законодательства с одновременной оценкой эффективности реализации органами исполнительной власти республики возложенных на них полномочий в сфере лесных отношений. Вопросы коррупционных проявлений и пожарной безопасности в лесах находятся на постоянном контроле прокуратуры республики. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО — М., Юрайт, 2011 С. 322

Таким образом, Глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых». Санкции схожих между собой по степени общественной опасности преступлений не согласованы друг с другом, а за некоторые опасные преступления предусмотрены более мягкие наказания, чем за менее тяжкие. Так, за загрязнение вод (ч. 1 ст. 250), за загрязнение атмосферы (ч. 1 ст. 251) и незаконную охоту (браконьерство) ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрено назначение ареста на срок от 3 до 6 месяцев. Экологические преступления, в результате которых причинен вред жизни, здоровью, природной среде, хозяйственной деятельности, зачастую наносят больший ущерб, чем преступления против личности, экономические и иные, но лишь три из них отнесены к тяжким (ч. 3 ст. 247, ч. 3 и 4 ст. 261 УК РФ).

Отсутствуют нормы об ответственности за ряд общественно опасных деяний: за экологическую контрабанду, незаконный ввоз в целях захоронения ядерных отходов, экологический терроризм, незаконную торговлю и вывоз животных и растений, занесенных в Красную книгу.