Особенности государственного управления в области использования и охраны водных объектов

Воды — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природной среды — гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, водохранилищах, каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове — и входящий в состав водного фонда.

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связаны расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Объектом работы является совокупность водного хозяйства РФ.

Предмет — управление водным хозяйством РФ.

Цели: изучить управление водным фондом, определить проблемы и внести предложения по улучшению управления.

Задачи: изучить госуправление водным фондом; изучить особенности правового обеспечения; изучить структуру управления, проблемы и стратегию управления водным фондом; изучить правовую охрану вод; изучить опыт решения «водных проблем» стран ЕС.

1. Государственное управление водными ресурсами в РФ

1.1 Особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами.

Согласно Водному кодексу, государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют на федеральном уровне — Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а на уровне субъектов РФ — органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы местного самоуправления, не являющиеся органами государства, государственное управление не осуществляют. Однако законодатель предусмотрел, что им могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства.

3 стр., 1255 слов

Право пользования водными ресурсами

... Водным Кодексом. Что же касается отношений по поводу «вод», находящихся в природной среде, в водных объектах, то такие отношения регулируются водным ... исследование текущего законодательства в области водопользования. Данная курсовая ... водными ресурсами; рассмотреть основные виды права пользования водными ресурсами; определить цели права пользования водными ресурсами; изучить ... в ст. 86 ВК РФ 1995 г. при ...

Ведомственные управления землями водного фонда осуществляет Министерство природных ресурсов РФ, которое через свои подразделения на местах осуществляет бассейновое регулирование использования водных ресурсов в РФ. Одновременно узкоспециализированное управление осуществляют такие органы, как санитарно-эпидемиологическая служба РФ, Ветеринарный надзор, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), другие органы власти. Так, например, в функции Госкомэкологии входит: обеспечение совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охраны морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на следующих принципах:

  • устойчивое развитие, т.е. сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;
  • сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
  • разфаничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Бассейновые подразделения осуществляют государственное управление использованием и охраной водного фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта, планируя использование водных ресурсов, установление лимитов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными объектами, государственный учет вод, ведение государственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра, осуществляя контроль за пользованием и охраной водных объектов.

Министерство природных ресурсов РФ, куда вошел бывший Государственный комитет водного хозяйства и его бассейновые подразделения, обеспечивает рациональное использование водных объектов и их охрану, действуя на основе следующих функций:

1) планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;

2) ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

4) осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

5) подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, и иных функций.

1.2 Организационно-функциональная структура управления водным хозяйством России после 2004г

Современная организационно-функциональная структура управления водным хозяйством РФ, по состоянию на конец июля 2008 года, представлена на рис. 1.1. Последнее преобразование в системе, проведённое в мае 2008 года, заключалось в переименовании Министерства природных ресурсов в Министерство природных ресурсов и экологии.

15 стр., 7173 слов

Понятие правовой охраны водных ресурсов

... привлечение к юридической ответственности за нарушение водного законодательства Республики Казахстан. Предлагаемая дипломная работа посвящена проблемам правовой охраны водных ресурсов в Республике Казахстан. В работе дается понятие правовой охраны вод, проводится правовой анализ, определяются проблемы ...

Современная структура управления построена по территориальному (бассейновому) принципу, используемому у нас с 1960-х годов.

Рисунок 1.1 Современная организационно-функциональная структура государственного управления водным хозяйством России

На федеральном уровне вопросы управления водным хозяйством решает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Росводресурсам ведомственно подчиняются бассейновые управления и 51 организация. Территориальным органом Росводресурсов являются бассейновые водные управления, по одному в каждом бассейновом округе.

2. Управление водными ресурсами

2.1 Современные задачи управления водными ресурсами. Проблемы и стратегии решения

Базовыми документами для развития водного хозяйства в стране являются одобренные в 2004 году Правительством «Основные направления развития водохозяйственного комплекса России на период до 2012 года» и План мероприятий по их реализации. В компетенцию Министерства природных ресурсов входит решение трёх основных задач:

I. Обеспечение населения и промышленности необходимым количеством воды. По оценке специалистов, ряд крупных речных бассейнов на европейской территории страны входит в маловодную фазу, которая грозит серьёзными проблемами для экономики страны. На фоне этого растут потери воды, изымаемой из водоёмов, и количество воды, используемой в производстве товарной продукции.

Мизерные ставки платежей не стимулируют ресурсосбережение и не подталкивают потребителей к экономному расходованию воды и поддержанию водохозяйственной инфраструктуры в надлежащем виде. Ряд крупнейших потребителей воды — сельское хозяйство и водный транспорт — совсем не платят за использование водных объектов. Для решения данной проблемы Минприроды предлагает:

1. Повысить ставки платы за водопользование. Критика. Это предложение выглядит разумным, поскольку предполагает экономическую ответственность за нерациональное водопользование, но оно требует дифференцированного подхода и не должно быть введено в действие без реализации второго выдвинутого министерством предложения.

2. Разработать дифференцированную систему взимания платы за водопользование в зависимости от количества и качества воды в каждой конкретной территории.

3. Рассмотреть вопрос включения всех категорий пользователей воды в разряд плательщиков водного налога. Критика. Это предложение является спорным, поскольку подразумевает и граждан, но возложение налоговой обязанности на них не может быть правильным шагом правительства, ведь водные ресурсы не являются частной собственностью в России, а, кроме того, по международным актам «право человека на питьевую воду является фундаментальным для жизни и здоровья. Обеспеченность достаточной и безопасной питьевой водой является непременным условием реализации всех прав человека». Иначе, «вода определяется как социальное и культурное благо, а не только как экономический товар». Однако, если правительство станет рассматривать решение о превращении воды в рыночный товар, то, вероятно, правительство должно будет позаботиться и о том, чтобы обеспечить конкуренцию на данном рынке. Иными словами, повышение платы за воду должно повлечь и повышение качества воды, что требует заинтересованных её производителей, но на данном этапе развития управления водохозяйственной деятельностью в стране нет ни достаточно развитой инфраструктуры для этого, ни законодательной базы. То есть, вопрос перераспределения водных ресурсов необходимо решать не за счёт водопользователей, а иным способом регулирования спроса и предложения.

5 стр., 2481 слов

Имущественно-правовой режим и регулирование оборота земель водного фонда

... имеют специфический правовой режим. Обособленные водные объекты согласно ... работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;подъема затонувших судов;из лесосплава в плотах и с применением кошелек;забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель ... воды в системах водоотведения;2) сооружения и системы для утилизации (сброса) сточных вод ... соответствующего акта Минприроды России, а затем ...

II. Поддержание качества воды на должном уровне. Загрязнение водных объектов на территории России остаётся стабильно высоким, при этом относительно чистые реки остались только в Сибири и на Дальнем Востоке. 95 % городских сточных вод (ЖКХ), поступающих в реки, очищены хуже, чем предусматривают российские нормативы. При этом принимаемые меры по строительству очистных сооружений в жилищно-коммунальном хозяйстве носят эпизодический характер. Минприроды видит одну из основных причин ситуации в том, что уровень платежей за сброс неочищенных стоков не покрывает даже десятой части расходов, необходимых на восстановление нормативного качества воды и не создает стимула для реконструкции и строительства очистных сооружений. Для решения проблемы Минприроды предлагает:

1. Закрепить вопросы управления качеством водных ресурсов (нормирование, мониторинг, администрирование платежей за сброс загрязнений) за единым органом государственной власти. Критика. Реализация этого предложения может привести к коррупции в той структуре, которую предлагают сделать «единой» — в России это произойдет наверняка. Кроме того, это подтверждает мировой опыт (для любой страны, разница только в масштабе коррумпированности), который рекомендует распределять полномочия в области организации и контроля между различными, не зависящими друг от друга, структурами управления.

2. Добиться ситуации, при которой водопользователям будет выгоднее реконструировать очистные мощности, чем платить штрафы за сброс загрязнённых сточных вод — увеличивать платежи. Критика. Это предложение вновь направлено на увеличение налогового бремени на водопользователей — как было сказано выше, необходимо, а в условиях рыночной экономики и возможно, решать вопрос финансирования иным путём, нежели принуждением.

3. Разработать комплексный план по реконструкции систем очистки сточных вод ЖКХ, чтобы к 2020 году довести сброс сточных вод до состояния нормативно очищенных. Критика. Это предложение, в условиях отхода от системного подхода и низкого финансирования НИОКР в водохозяйственной деятельности, выглядит формальным.

III. Защита от вредного воздействия воды и безопасность гидротехнических сооружений. В России затоплению подвержены 400 тыс. км 2 , более 300 городов, тысячи мелких населённых пунктов, более 7 млн га сельхозугодий, и тенденция нарастания ущербов от наводнений продолжает увеличиваться. Минприроды называет четыре причины этой ситуации:

1. Понимая, что территории вблизи рек и озёр — это территории возможного затопления, муниципальные образования продолжают выдавать разрешения на строительство. Система выделения земельных участков под строительство сегодня не предполагает согласования с Росводресурсами, в то время как бессистемная застройка привела к тому, что Росводресурсы вынуждено снижать регламентированные пропуски из водохранилищ из-за угрозы затопления тысяч населённых пунктов, расположенных ниже по течению — такая ситуация на Рыбинском и Зейском водохранилищах, в Иркутске, Самаре.

18 стр., 8646 слов

Правовой режим водопользования в Республике Казахстан

... Казахстан, информацию о состоянии водных объектов для осуществления водохозяйственной деятельности; проверять качество и количество предоставляемой воды; защищать свои права на водопользование; на возмещение вреда, причиненного нарушениями прав, в том числе прав на получение воды в ...

2. С 1961 года точность прогнозов притоков воды в водохранилища, которые даёт Росгидромет Росводресурсам, упала на 20 %. Государственная наблюдательная сеть устарела и требует модернизации.

3. Износ сооружений инженерной защиты в целом по стране превысил 90 %. В то же время, на примере 2005 года видно, что выделение средств на борьбу с наводнениями экономически эффективно — бюджетные затраты составили 5,2 млрд руб., а предотвращенный ущерб — 20,5 млрд руб.

4. В начале 1990-х годов в России насчитывалось порядка 65 тыс. гидротехнических сооружений, из них 30 тыс. — напорных и 35 тыс. — безнапорных. Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ГТС, согласно законодательству, возложена на их собственника. Работа по инвентаризации ГТС в России после распада СССР была начата лишь в 2004 году, с созданием Росприроднадзора. Как результат, в удовлетворительном состоянии находится лишь 50 % российских ГТС, подтверждена бесхозности 4 тысяч российских ГТС, 30 тысяч ГТС (в основном находящихся в собственности субъектов федерации и муниципалитетов — небольшие дамбы, плотины, валы) пока не инвентаризованы.

Для решения проблем защиты от вод Минприроды предлагает:

  • внести изменения в градостроительное законодательство с целью запретить строительство объектов в паводкоопасной зоне;
  • разработать и согласовать план по развитию государственной наблюдательной сети в стране и её техническому переоснащению;
  • увеличить вложения в противопаводковые мероприятия — это в итоге прямая экономия бюджетных средств;
  • провести полную инвентаризацию гидротехнических сооружений, подготовить предложения по финансированию ремонта;
  • передать все федеральные ГТС на баланс Росводресурсов;
  • передать полномочия по контролю за безопасностью ГТС от Росприроднадзора Ростехнадзору, т.

к. при проверке этих объектов, в первую очередь, речь идёт о техническом состоянии, а не о влиянии на природопользование;

  • усилить надзор (в т. ч. антитеррористический) за крупными ГТС, в первую очередь в гидроэнергетике.

2.2 Право водопользования

Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод. Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребителей, т.е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами водных отношений.

Объектом рассматриваемого права являются водные объекты или их части. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей:

  • удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения;
  • сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей;
  • отведения сточных и других вод.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Водопользование может быть:

16 стр., 7757 слов

Взаимодействие органов власти и средств массовой информации

... функцию и деятельность пресс-службы Краевой Думы органа, занимающегося взаимодействием; Оценить эффективность взаимодействия Законодательной думы Хабаровского края со средствами массовой информации. Объект исследования – формы взаимодействия средств массовой информации и власти на примере ...

  • общее и специальное;
  • обособленное и совместное;
  • первичное и вторичное.

Требования и условия общего водопользования на водных объектах определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и в области внутреннего водного транспорта. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование осуществляется на условиях, установленных первичными водопользователями по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного санитарного надзора и органами по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Обособленным является водопользование одного юридического или физического лица на основании решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей).

Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.

Гражданско-правовые формы использования водных объектов допускаются в виде аренды, концессии и безвозмездного пользования.

При нарушении правил и условий использования и охраны водных объектов либо нецелевого пользования право водопользования может быть прекращено, кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд населения. Право водопользования ограничивается или прекращается по решению соответствующего государственного органа, предоставившего водный объект в пользование или выдавшего разрешение на специальное водопользование, а также по решению первичного водопользователя, согласованному с соответствующими государственными органами.

Права и обязанности водопользователей установлены Водным кодексом. Водопользователи имеют право:

  • осуществлять пользование водными объектами для различных целей в соответствии с условиями их предоставления;
  • возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, а также очистки, обезвреживания, обеззараживания и отведения сточных вод, осуществлять их реконструкцию;
  • передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с соответствующими государственными органами;
  • получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.

Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем:

4 стр., 1792 слов

Понятие и значение водных объектов

... задач: Определить понятие онятие и значение водных объектов; Охарактеризовать земели водного фонда и порядок их использования; Дать понятие водоохранных зон и прибрежных защитных полос; Определить правовой режим озера Байкал; Кратко ...

  • использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;
  • рационально использовать водные ресурсы;
  • вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;
  • соблюдать режим содержания зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
  • проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;
  • своевременно вносить плату за водопользование и др.

2.3 Правовая охрана вод

Сохранение вод рассматривается как одна из важнейших проблем охраны окружающей среды. Это объясняется жизненно важным значением данного природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к усиливающемуся воздействию человека на окружающую среду.

В природных водах в недопустимых пределах отмечается присутствие тяжелых металлов (меди, никеля, хрома и др.).

Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источники пресной воды, затронувшей не только поверхностные воды (реки, озера) и сопровождающейся эвтофикацией, деградацией, формированием опасных донных отложений, но а подземные воды. Качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПин по химическим показателям и около 6% — по микробиологическим. В местах концентрированной техногенной нагрузки (города, животноводческие комплексы) отмечаются случаи загрязнения глубоких подземных вод, на которых в основном базируется коммунально-бытовое водоснабжение городов.

Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения к истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия.

Правовой основой охраны вод (водных объектов) являются положения Водного Кодекса, в соответствии с которой все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.

Под загрязнением вод (водных объектов) понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды. При этом антропогенное изменение физико-химического состава вод должно достигнуть уровня, который представляет опасность для здоровья людей, рыб и животного мира, для промышленного и сельскохозяйственного использования вод. Загрязнение вод может наступить в результате сброса в водные объекты производственных, бытовых и иных отходов, животноводческих комплексов, удобрений и ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, радиоактивных веществ и отходов и т. д.

13 стр., 6166 слов

Разработка технологии управления объектами недвижимости на примере ...

... недвижимого имущества предприятия (организации); ж. оценить степень достижения сформулированных в ходе выполнения четвёртого этапа курсовой работы целевых установок по управлению имущественным комплексом предприятия (организации). Содержание Введение Характеристика объекта ... соответствии с заданием к курсовой работе необходимо разработать технологию управления имуществом предприятия в соответствии с ...

Засорение вод (водных объектов) представляет собой накопление в водных объектах посторонних предметов. Оно может наступать вследствие сброса в воды строительного мусора, твердых промышленных, бытовых отходов, затонувшей древесины и т. д.

Истощение вод (водных объектов) — это устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод. Уменьшение запасов воды может происходить по причине бесхозяйственного использования вод, уничтожения водоохранных лесов, нарушения правил забора воды для полива, использования прибрежных земель и т. д.

Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод.

Владельцы средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов.

Юридические и физические лица обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водных объектов производственными, бытовыми и другими отходами, отбросами и выбросами, а также нефтяными, химическими продуктами и иными продуктами, которые могут повлечь ухудшение физических, химических и биологических показателей качества вод.

Водным законодательством установлено, что для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранная зона — территория, прилегающая к руслам водотоков или акваториям водоемов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности. В пределах границ водоохранных зон запрещаются:

  • применение пестицидов, внесение минеральных удобрений авиационным методом;
  • размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения и подземных вод;
  • размещение складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры пестицидами, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов в портах, судоремонтных заводах и предприятиях водных путей), а также других объектов, способных вызывать химическое загрязнение поверхностных и подземных вод;
  • устройство объектов размещения отходов, за исключением санкционированных мест временного содержания отходов по согласованию с территориальными органами;
  • удаление объектов растительного мира без утвержденных проектов благоустройства и озеленения, за исключением санитарных рубок, а также разрешенных рубок, обеспечивающих безопасность движения водного и наземного транспорта, и иные действия, предусмотренные законодательством о растительном мире и законодательством о государственной границе;
  • мойка транспортных средств вне установленных мест;

— * строительство и реконструкция сооружений и коммуникаций для очистки сточных вод, зданий, автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания и мойки механических транспортных средств, гаражей и иных мест для постоянного хранения этих транспортных средств, а также размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов, производство земляных, дноуглубительных, мелиоративных и буровзрывных работ, добыча полезных ископаемых и водных растений без согласования с территориальными органами.

10 стр., 4594 слов

Правовой режим земель водного фонда

... -метровую полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования неотъемлемой частью земель водного фонда, тем более что береговая полоса в преимущественных случаях находится в пределах водоохранной зоны. Доминирующими факторами в определении правового режима водных объектов выступают ...

В водоохранной зоне подлежат благоустройству существующие промышленные, сельскохозяйственные и иные объекты, населенные пункты, места водопоя скота, предусматривается централизованная канализация, отвод и очистка сточных вод, устройство водонепроницаемых выгребов.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима, которые рассматриваются как часть территории водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной деятельности по отношению к режиму хозяйственной деятельности, установленному на всей водоохранной зоне.

В пределах границ прибрежных полос дополнительно к указанным выше ограничениям запрещаются:

  • применение всех видов удобрений;
  • выпас скота и организация летних лагерей для него;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением строительства водозаборных и водорегулирующих сооружений, объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта, мостовых переходов, инженерно-технических сооружений пограничных войск в пределах пограничной полосы, осуществление работ по содержанию и техническому обслуживанию уже существующей застройки, проведение ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию каналов, водозаборных и водорегулирующих сооружений, мостов и внутренних водных путей и иных видов работ, связанных с обслуживанием и эксплуатацией объектов, работы на которых не запрещены настоящим абзацем, при этом производственные базы для выполнения указанных работ должны размещаться за пределами границ прибрежных полос;
  • проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (распашка земель, добыча полезных ископаемых и других), за исключением обработки земель для залужения, посева и посадки леса, а также случаев, когда работы, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, не запрещены;
  • удаление объектов растительного мира, за исключением их удаления при проведении работ по содержанию пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий, а также в случаях проведения не запрещенных видов работ, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, и в иных случаях в соответствии с законодательством;
  • ограждение до уреза воды земельных участков, переданных гражданам в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду;
  • размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования судов маломерного флота за пределами отведенных для этих целей мест;
  • заезд и стоянка механических транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных, специальных служб и пограничных войск;
  • мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники;
  • размещение отходов, сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка;
  • размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов, баз отдыха и стационарных палаточных городков (более 5 палаток, или свыше 20 человек);

— * размещение и строительство гидротехнических, гидроэнергетических сооружений, дюкеров (пересечений) инженерно-технических коммуникаций, сооружений и объектов рекреационного назначения и благоустройства, проведение работ, связанных с укреплением берегов и коренным улучшением земель без согласования с территориальными органами.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

В пределах границ прибрежных полос функционирование ранее возведенной жилой застройки допускается только при наличии организованной централизованной канализации, отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройства водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом их содержимого.

Выбор места для устройства выгреба в пределах границ земельного участка должен осуществляться но согласованию с органами государственного санитарного надзора и на максимально удаленном расстоянии от уреза воды.

При невыполнении указанных условий функционирования объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат ликвидации или выносу за пределы границ прибрежных полос.

Законодательством в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос могут быть установлены и другие ограничения хозяйственной деятельности.

В случаях, когда в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос расположены особо охраняемые природные территории, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также леса первой группы и иные территории, для которых законодательством установлен иной режим охраны и использования, хозяйственная деятельность осуществляется в режиме, установленном для этих территорий.

Для водных объектов, расположенных в черте городов и поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос.

Заказчиком по разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос выступают местные исполнительные и распорядительные органы.

Разработанные проекты водоохранных зон и прибрежных полос должны быть согласованы с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос утверждаются:

  • для больших и средних рек — областными исполнительными комитетами по представлению областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • для малых рек и водоемов — городскими или районными исполнительными комитетами по представлению городских или районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды;

— * для водных объектов в черте городов и поселков городского типа — городскими или районными исполнительными комитетами по представлению Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, городских или районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос здания и сооружения, ранее возведенные на территории водоохранных зон и прибрежных полос и являющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат обследованию с целью определения возможности их дальнейшего функционирования и условий эксплуатации с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

До утверждения проектов водоохранных зон и прибрежных полос местные исполнительные и распорядительные органы по представлению территориальных органов устанавливают минимальные размеры (ширину) водоохранных зон и прибрежных полос, которые наносятся на генеральные планы застройки городов и других поселений, планы границ земельных участков землепользовании, землевладений, а также иные планово-картографические материалы.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос устанавливаются:

  • для рек и озер — от среднемноголетнего меженного уровня воды (среднемноголетнего уреза воды в летний период);
  • для водохранилищ и прудов — от уреза воды при нормальном подпорном уровне с учетом зон прогнозирования переработки берегов и постоянного подтопления земель;
  • для родников и ручьев, формирующих сток в водосборном бассейне (исток реки), на прилегающих к ним территориях — от уреза воды.

При этом острова на акватории водоемов и водотоков включаются в состав прибрежных полос. Границы прибрежных полос для искусственных водотоков (каналов) совмещаются с границами полос отвода земельных участков под эти каналы, а при их отсутствии — с бровками этих каналов.

В пределах населенных пунктов и межселенных территорий, предназначенных для развития населенных пунктов, границы водоохранных зон и прибрежных полос устанавливаются исходя из утвержденной градостроительной документации с учетом существующей застройки, системы инженерного обеспечения и благоустройства.

В городах и поселках городского типа при наличии ливневой канализации и набережной границы прибрежных полос они могут быть совмещены с парапетом набережной.

Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Установление информационных знаков в указанных местах осуществляют городские или районные исполнительные комитеты.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос, режим ведения в них хозяйственной деятельности учитываются при разработке градостроительных и других проектов и отражаются в Государственном градостроительном кадастре, земельно-кадастровой документации и лесоустроительных материалах, а также в документах, удостоверяющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право частной собственности на земельный участок и право аренды земельного участка.

При принятии решений о предоставлении (передаче) земельных участков в них указывают ограничения в использовании земельных участков в случае расположения их в водоохранных зонах или прибрежных полосах.

Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных полос водоемов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Водным кодексом предусмотрены меры охраны подземных вод. В частности, определено, что если при проведении буровых и других горных работ, связанных с поисками, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, вскрыты подземные водоносные горизонты, физические и юридические лица, проводящие горные работы, обязаны немедленно сообщить об этом в установленном порядке органам государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органам государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и органам государственного санитарного надзора.

Стратегией предусмотрено, что в сфере деятельности по охране водных ресурсов, качества воды и водных экосистем необходимы:

  • осуществление комплексного подхода к экологически безопасному управлению водными ресурсами (включая планирование устойчивого, рационального водопользования, защиту и восстановление водных экосистем);
  • строительство и реконструкция очистных сооружений с целью глубокой очистки сточных вод в соответствии с прогрессивными технологиями, внедрение мало- и бессточных технологий;
  • осуществление межгосударственного сотрудничества по трансграничным водным объектам, включая разработку межгосударственных и национальных правовых документов по мониторингу загрязнения, реализация международных проектов.

* совершенствование стандартов в области качества поверхностных вод и приведение их в соответствие с международными требованиями;

  • развитие системы питьевого водоснабжения, строительство систем очистки и обезвреживания на питьевых водозаборах, обеспечение населения питьевой водой высокого качества (расширение централизованных систем городского и особенно сельского водоснабжения);
  • организация территорий водосборов с целью предотвращения негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на качество воды поверхностных и подземных источников, водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ, а также зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;

— * осуществление эффективного мониторинга и регулирования качества поверхностных и подземных вод с учетом сокращения объемов загрязнения от крупных точечных и неточечных (диффузионных) источников.

3. Решение проблем водохозяйственной отрасли на примере ЕС. Предложения

Существующая ситуация в РФ отличается от принципов управления в ЕС:

— Речные бассейны на являются единицей управления водными ресурсами. Деятельность территориальных органов управления водными ресурсами и Комитеты природных ресурсов лишь частично основана на принципе гидрографических границ бассейна. Остальные же действуют в рамках административных границ.

  • Отсутствует организация, отвечающая за подготовку и проведение политики управления водными ресурсами в рамках речного бассейна.
  • Местные органы управления и водопользователи не учитывают не участвуют в процессе принятия решений на уровне речного бассейна.
  • Платежи за загрязнение и забор воды существует, однако собирается лишь часть из них, и принцип «вода платит за воду» не реализуется, поскольку лишь часть этих платежей используется на цели воды.

Краткое предложение:

  • В структуре МПР РФ различные отделы, занимающиеся водными ресурсами, должны быть объединены ф Федеральную водную службу (департамент), которая будет непосредственно подчинена существующему заместителю министра.

— В основе территориального управления водными ресурсами должен лежать принцип гидрографических границ речного бассейна. Наиболее крупноречные бассейны могут быть поделены на под-бассейны с учетом демографических и экономических особенностей конкретных территорий и вопросов управления водными ресурсами в верхнем и нижнем течении реки. Общее координирование всего речного бассейна должно осуществляться посредством специального органа.

— Необходимо создать представительный орган управления водными ресурсами. Данный орган будет отвечать за Генеральную схему комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна, которая может разрабатываться определенной исполнительной структурой. В состав будут входить представители органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а так же представители водопользователей.

  • Необходимо создать исполнительный орган, осуществляющий на практике управление речным бассейном. Данные функции после внесения необходимых изменений существующие бассейновые водные управления.
  • Необходимо провести четкое разделение полномочий между существующими органами управления водными ресурсами, которые в настоящее время находятся в ведении различных федеральных структур.
  • Необходимо разработать полную финансово-экономическую схему управления водными ресурсами.

Необходимо определить поток финансовых средств, поступающих о сбора платежей за воду. Следует использовать рычаги экономического стимулирования.

  • Необходимо определить и организовать мониторинг, управление и информационный поток.

Заключение

Современная организационно-функциональная структура управления водным хозяйством страны построена по территориальному принципу и имеет пять уровней управления и четыре основные блока структур различного уровня:

Рис. 1.2 Система управления водным хозяйством России

  • на федеральном уровне — Министерство природных ресурсов и экологии России, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в структуре министерства;
  • на межрегиональном уровне — бассейновые водные управления (БВУ), подчиняющиеся Росводресурсам;
  • на региональном уровне — организации, подведомственные напрямую Министерству в лице Росводресурсов;
  • на уровне субъектов РФ — отделы водных ресурсов в региональных администрациях.

Нынешняя структура управления, несмотря на серию преобразований в течение переходного периода, незначительно преобразилась со времени окончания советского этапа. Эффективность системы управления не повысилась, поэтому преобразования продолжаются до сих пор. Структура управления в настоящее время сориентирована главным образом на решение технических проблем, доставшихся водному хозяйству страны после разрухи переходного периода, в то время как стратегические вопросы управления практически не решаются из-за недостатка ресурсов. Кроме этого, время требует внедрения современных методов менеджмента в управление системой водного хозяйства, а это, прежде всего, управление людскими ресурсами, а также финансами, стратегией и информацией, но процедуры менеджмента на сегодняшний день тоже не до конца выстроены, хотя, конечно, используются.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osobennosti-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-ispolzovaniya/

2. Водный кодекс РФ от 03.06.2006г.

3. Федеральный закон от 14.07.2008г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов».

5. Приказ 269 от 14.11.2008г. «О внесении изменений в приказ от 27.08.2008г. № 181 «Об организации работы по согласованию значений целевых прогнозных показателей и мероприятий, направленных на их достижение, финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2010-2012 году».

6. Порядок составления и предоставления отчетности за 4 квартал 2012г. субъектам РФ.

7. Абрамов Н.Н. «Водоснабжение». Москва, Изд.: «Стройиздат», 2002 (стр. 241).

8. Воронов Ю.В. «Охрана окружающей среды». Москва, Изд.: «ИЗТ-Стандарт», 2006 (стр. 359).

9. Гладкий Ю.Н. «Экономическая география России». Москва, Изд.: «Стройиздат», 2009 (стр. 404).

10. Голубев Ю.В. «Окружающая среда и ее охрана». Москва, Изд.: «Просвещение», 2005 (стр. 213).

11. Давиденко И.В. «Земля твой дом». Москва, Изд. «Недра», 2002 (стр. 140).

12. Демичев Д.М. «Экологическое право. Особенная часть». Москва, Изд.: «Высшая школа», 2007 (стр. 308).

13. Ермаков В.Д. «Экологическое право России». Москва, Изд.: «Эколог», 2003 (стр. 349).

14. Олдак П.Г. «Колокол тревоги». Москва, Изд.: «ГЛОБУС», 2003 (стр. 190).

15. Подосенова Е.В. «Технические средства защиты окружающей среды». Москва, Изд.: «ГЛОБУс», 2003 (стр. 296).

16. Реймерс Н.Р. «Природопользование: Словарь». Москва, Изд.: «Мысль», 2000 (стр. 637).

17. Сергеев Е.М. «Рациональное использование и охрана окружающей среды». Москва, Изд.: «АБТ», 2004 (стр. 302).

18. Яковлев С.В. «Канализация». Москва, Изд.: «Стройиздат», 2007 (стр. 319).

19. http://lib.rus.ec.

20. http://www.bibliotekar.ru.

21. http://www.defree.ru.