Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

Продуктивность таможенной политики как важного фрагмента внут-ренней экономической деятельности государства прямо зависит от способности и готовности законодателя конструировать нормы уголовно-таможенного права по принципу их максимального соответствия идее ба-ланса, экономико-правового консенсуса между государством и иными субъектами хозяйствования.

Основная концептуальная идея современного отечественного законо-дательства о предпринимательстве связана с обеспечением экономической свободы в пределах социальной ответственности перед обществом и финансово-правовой ответственности перед государством и подразумевает такой спектр хозяйственных приемов, направленных на извлечение прибыли, который не вступает в коллизию с интересами общественной безопасности, здоровья населения, материальными и политическими интересами государства и Таможенного союза. Последнее обстоятельство актуализируется в сфере таможенного дела и соответствующего законодательства, поскольку не менее заинтересованным лицом в результатах внешнеэкономической деятельности выступает государство, чей бюджет прямо зависит от таких результатов. Чем больше таких поступлений, тем богаче бюджет страны и тем лучше живут граждане страны, нуждающиеся в социальной защите. Поэтому с социальных позиций высокие таможенные пошлины и платежи, их своевременное и полное поступление в бюджет и последующее перераспределение, безусловно, оправданы. Однако увеличение ставок пошлин и платежей, нарушающих сбалансированность интересов государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности, имеет и выраженный негативный аспект, поскольку снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в увеличении объемов или интенсификации такой деятельности. Наблюдается также значительный косвенный негативный эффект  искусственное завышение ценообразования на внутреннем рынке, погашаемое за счет потребителя.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в ре-зультате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В качестве факторов преступности данного вида специалисты называют форсированную ли-берализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства ТС в части регулирования таможенных платежей, рег-ламентации режима их уплаты.

4 стр., 1726 слов

Понятие и виды таможенных платежей

... в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. Глава 2. Виды таможенных платежей В Таможенном кодексе Таможенного союза (Статья 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная ...

Таможенная интеграция Российской Федерации связана с совершенствованием правоохранительных мер, в т.ч. закрепленных в уголовном законодательстве. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за деяния, в том числе, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. В этих условиях актуальна тема анализа уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Анализ этой темы и является целью данной работы. В свою очередь, исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

  • анализ состава рассматриваемого преступления, его квалифицирую-щих и особо квалифицирующих признаков;
  • анализ методов и способов отграничения уклонения от уплаты таможенных платежей от смежных преступлений и административных правонарушений;
  • изучение методов и способов оптимизации уголовной ответственно-сти за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Основная часть (выдержка)

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответствен-ность за ряд деяний, которые по признакам объективной стороны прямо связаны с перемещением тех или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, т.е. по своему содержанию представляют собой разновидности, частные случаи посягательств на таможенную деятельность.

Таможенное дело – это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Термин «таможенное дело» охватывает как таможенную деятельность, так и методы и средства ее регулирования. В этом смысле термин «таможенное дело» отражает регулирование таможенных правоотношений. Однако когда речь идет о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, то используется сочетание «таможенная деятельность».

Именно поэтому термин «таможенная деятельность» представляется более предпочтительным для уголовно-правового и криминологического анализа деликтов в изучаемой сфере экономических отношений. Кроме того, термин «деятельность» включен законодателем в уголовно-правовой лексический инструментарий (глава 22 УК РФ обозначена как «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Соответственно, в логическом подчинении приему законодательной техники и выводится термин «преступления в сфере таможенной деятельности» или «таможенные преступления».

Объектом преступлений в сфере таможенной деятельности является совокупность конкретных общественных отношений, возникающих между государством в лице его уполномоченных органов (таможенных органов) и неограниченным кругом организаций и граждан, обязанных соблюдать порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, правила таможенного оформления, уплачивать таможенные платежи, а также выполнять предписания государственных органов контроля за соблюдением таможенного законодательства. Следует отметить, что в новом законе говорится о двух разновидностях границ, через которые незаконно перемещаются общеопасные предметы: (1) таможенной границе Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (2) Государственной границе Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Напомним, что в старом законе об уголовной ответственности за контрабанду ни таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ни Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза не упоминались вообще.

14 стр., 6681 слов

Дистанционное банковское обслуживание в Российской Федерации: ...

... дистанционного банковского обслуживания и его регулирование., Выявить основные формы дистанционного банковского обслуживания и тенденции его развития., Изучить существующие проблемы дистанционного банковского обслуживания и пути их решения. Объектом исследования является банковское обслуживание Российской Федерации. Предмет-дистанционное банковское обслуживание Российской Федерации. Работа ...

Полагаем верным считать, что преступления в сфере таможенной деятельности – это запрещенные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния (действия или бездействие), посягающие на порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный и иной государственный контроль, другие средства реализации таможенной политики .

Заключение (выдержка)

Ст. 194 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Предмет данного преступления – таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декла-рируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются деяния, совершенные:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • г) в особо крупном размере.

Особо квалифицирующими признаками данного преступления являются деяния, совершенные:

  • а) специальным субъектом – должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;
  • в) совершенные организованной группой.

Формирование национальной системы противодействия уклонениям от уплаты таможенных платежей должно основываться с учетом специфики ситуации, складывающейся в России, на положительных результатах опыта зарубежных стран. Использование зарубежного опыта борьбы с таможенными преступлениями позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию данному виду преступности. В этих условиях необходимо также оптимизация особо квалифицирующих признаков ст. 194 УК РФ.

10 стр., 4827 слов

Понятие финансовой преступности и классификация финансовых преступлений

... различные варианты классификации. Преступления, посягающие на финансовую систему государства. В данную группу преступлений включаются следующие виды преступлений налоговые преступления уклонение от уплаты таможенных платежей уклонение от уплаты обязательных взносов в целевые государственные финансовые фонды нецелевое использование ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplatyi-tamojennyih-platejey/

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

2. Пленум Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №64 «О практике примене-ния судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

3. Безверхов А.Г. Об обратной силе отдельных положений УК РФ о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей и взяточничестве. // Уголовное право. 2012. №5.

4. Грачев О.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты тамо-женных платежей как фактор обеспечения интеграционных процессов России. // Международное публичное и частное право. 2010. №4.

5. Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции. // Адвокатская практика. 2012. №6.

6. Грачев О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица как угроза экономической безопасности России в сфере интеграции. // Налоги. 2012. №6.

7. Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ (постатейный).

– М.: Юрайт, 2013.

8. Скачко О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица в интерпретации действующей ст. 194 УК РФ: бес-спорно позитивные и спорные новеллы. // Российский следователь. 2013. №20.

9. Соловьев О.Г. Уклонение от уплаты таможенных платежей: проблемы уголовной и административной ответственности. // Российский следова-тель. 2008. №23.

10. Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвра-щения. // Законодательство и экономика. 2006. №12.

11. Яни П.С. Товарная контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. // Российская юстиция. 2012. №5.