Сертификация продукции по предприятиям, вндущим внешнеэкономическую деятельность

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе определяется тем, что развитие экономики России в связи со сложившимися рыночными условиями в мировом экономическом сообществе невозможно без активного развития внешнеэкономической деятельности страны. Экспорт в нашей стране в значительной степени заключается в вывозе сырьевых товаров. Как уже говорилось выше, эффективное развитие экономики невозможно без активного участия хозяйствующих субъектов страны в мировой торговле. Вопросы сертификации продукции по ВЭД предприятий напрямую затрагивают вопросы внешнеэкономической деятельности отечественных компаний и оказывают на их эффективность значительное влияние. Следовательно, тема курсовой работы достаточно важна и актуальна на текущий момент.

Вопросы сертификации продукции по ВЭД предприятий раскрываются как нормативно-правовых актах, так и в работах таких авторов как И.С. Алексеев, Э.А. Арустамов, Л.Е. Стровский, И.Н. Иванов и др.

Целью курсовой работы является изучение сертификации продукции по ВЭД предприятий.

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристика сущности сертификации, ее целей и основных принципов;
  • описать сертификацию в РФ при экспорте и импорте товаров: порядок, правила и способы проведения;
  • дать характеристику международной унифицированной системы сертификации и стандартизации;
  • описать основные правила и особенности сертификации в развитых стран;
  • описать преимущества и недостатки сертификации продукции во ВЭД предприятий в России;
  • охарактеризовать вопросы совершенствования системы управления качеством на предприятиях ВЭД.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность и способы сертификации

1.1 Характеристика сущности сертификации, ее целей и основных принципов

Термин «сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно», т.е. соответствие подтверждено. Вся наша деятельность сводится к трем взаимосвязанным ее видам: упорядочение и определение (стандартизация), контроль и замер (метрология) и подтверждение результатов (сертификация).

В точном смысле слова сертификация — процедура подтверждения, посредством сертификата или знака, соответствия некоторого изделия, системы или услуги требованиям определенного нормативного документа. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

14 стр., 6844 слов

Сертификация продукции и систем качества

... функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом: повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации; признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и ...

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействие приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли;
  • обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат потребителя;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.

В последнее десятилетие в практике поставок продукции важную роль стали играть документы, подтверждающие соответствие поставляемой продукции требованиям, установленным в стандартах и других нормативных документах. Эти подтверждающие документы являются результатом процедуры, в которой участвуют три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Третья сторона — лицо или орган, признаваемая независимой от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Систему сертификации (в общем виде) составляют:

1) правила и порядок проведения сертификации;

2) нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

3) процедуры (схемы) сертификации;

4) порядок инспекционного контроля.

Любая система сертификации использует стандарты (международные, региональные, национальные), на соответствие требованиям которых проводятся испытания. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

9 стр., 4057 слов

Сертификация продукции на предприятии

... базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, технические условия и другая техническая документация на продукцию, работы, услуги, предложенная заявителем. 2.Системы сертификации. Некоторые виды сертификатов Большая часть сертификатов ...

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

В завершение данного подпункта курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Сертификация — процедура подтверждения, посредством сертификата или знака, соответствия некоторого изделия, системы или услуги требованиям определенного нормативного документа

Систему сертификации (в общем виде) составляют:

1) правила и порядок проведения сертификации;

2) нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

3) процедуры (схемы) сертификации;

4) порядок инспекционного контроля.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.

Далее в курсовой работе будет рассмотрена сертификация в РФ при экспорте и импорте товаров — ее порядок, правила и способы проведения.

1.2 Сертификация в РФ при экспорте и импорте товаров: порядок, правила и способы проведения

В России сертификация как импортных, так и отечественных товаров (продукции) проходит по одним и тем же правилам. Однако подход к обязательной и добровольной сертификации в нашей стране и, например, на Западе сильно различается. За рубежом у вас не купят товар (продукцию) без соответствующего сертификата. В условиях жесткой конкуренции и избытка товаров на рынке его наличие стало непременным требованием обеспечения продаж, реализации продукции. В России, напротив, в период экономического кризиса до предела увеличился объем распространения продукции самого низкого сорта и даже опасной для здоровья человека. В этой связи решение одной из главных проблем российской экономики лежит в области расширения сферы внедрения обязательной сертификации. Ежегодно обновляется и пополняется номенклатура товаров обязательной сертификации.

6 стр., 2903 слов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ

... стране впервые на законодательному ровне была введена обязательная сертификация продукции (товаров, услуг, работ). В соответствии с постановлением ... реферате мы рассмотрим правовые аспекты сертификации и аккредитации в Российской Федерации. 1. Законодательная база сертификации Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается: законамиРФ «О сертификации продукции ...

Первые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, включали детские товары, электроприборы бытового назначения, индивидуальные автотранспортные средства, продукты питания. Не раз заявлялось о необходимости введения процедуры обязательной сертификации продукции на соответствие назначению, совместимости и взаимозаменяемости. Однако столь значительное, огромное по своим масштабам расширение перечня требует колоссальных материальных затрат, упирается главным образом в отсутствие финансового обеспечения. Следует подчеркнуть, что продукция (товары), ввозимая на территорию России и нуждающаяся в подтверждении безопасности, должна помечаться специальным кодом ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).

При импорте автотранспортных средств предусмотрен сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства». Продукцию, подлежащую обязательному страхованию, в том случае, если не получен сертификат соответствия рекламировать запрещается. Когда же сертификат имеется, о нем желательно упомянуть в рекламе. Добровольную сертификацию осуществляют как юридические лица, имеющие право выполнять функции органов по добровольной сертификации, так и органы по обязательной сертификации. Необходимым условием ее проведения является заключение соответствующего договора между юридическим или физическим лицом и органом по сертификации.

Сертификация не проводится, если международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с зарубежными странами, предусматривают признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в нашей стране и соответственно российских за рубежом. Организация и проведение работ по обязательной сертификации осуществляется под руководством и при участии Госстандарта Российской Федерации. Далее остановимся на рассмотрении схемы системы по сертификации конкретного вида продукции и функций органа по сертификации.

В системах сертификации однородных видов продукции выделяют:

  • национальный орган (Госстандарт России);
  • центральный орган по сертификации (однородной продукции);
  • орган по сертификации (конкретной продукции).

  • разрабатывают и вводят правила и порядок проведения процедур сертификации в системах сертификации;
  • проводят выбор схем сертификации и при необходимости выявляют центральные органы систем сертификации;
  • определяют порядок и требования аккредитации и выдачу лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
  • осуществляют аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также выдачу лицензий на выполнение определенных видов работ;
  • вносят в государственный реестр участников и объектов сертификации;
  • передают в Госстандарт Российской Федерации официальные сведения об участниках и объектах сертификации;
  • определяют требования к признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний на территории России;
  • устанавливают порядок и формы проведения государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
  • выдают сертификат и лицензии на применение знака соответствия;
  • занимаются рассмотрением апелляций по вопросам сертификации и знаков соответствия.

Центральный орган системы сертификации (однородной продукции) занимается:

12 стр., 5765 слов

Промышленность производство : Роль международной сертификации ...

... СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования Конкурентоспособность в современной рыночной экономике во многом определяется соответствием продукции международным стандартам качества. Соответственно уровень конкурентоспособности и товара, и предприятия напрямую зависит от развития стандартизации, сертификации и ...

  • формированием системы сертификации однородной продукции, осуществлением координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий данной системы и общим руководством всей системой в целом;
  • рассмотрением номенклатуры продукции, предлагаемой для включения в систему для прохождения сертификации;
  • разработкой нормативных документов;
  • обеспечением информационного обслуживания системы сертификации;
  • рассмотрением апелляций по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, включенных в систему.

Основной организатор работ в системе сертификации однородных видов продукции — орган по сертификации продукции. Его деятельность охватывает:

  • процесс сертификации продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
  • организацию и проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
  • осуществление мер регулирования функционирования сертификатов;
  • принятие и совершенствование нормативных документов;
  • представление информации о своей деятельности в установленном порядке.

Нам также следует уточнить содержание таких терминов, как испытательная лаборатория (центр), эксперт и идентификация продукции. Испытательная лаборатория представляет собой лабораторию или центр, осуществляющий испытания определенного вида продукции в рамках своей компетенции. Центр по сертификации может совмещать в одном лице функции испытательной лаборатории и органа по сертификации, когда он представлен одним юридическим лицом. Экспертом по сертификации или аккредитации может быть должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации.

Процедура, с помощью которой выявляют соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, установленным к данному типу продукции, называется идентификацией продукции. Эти требования фигурируют в информации о продукции, в нормативной и технической документации. Органы государственного управления ведут государственный реестр участников и объектов сертификации, передают о них информацию в Госстандарт Российской Федерации. В государственный реестр вносятся сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, а также утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, правилах и рекомендациях по сертификации. Порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации устанавливает Госстандарт России. Организацией и осуществлением непосредственного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией занимается орган по сертификации продукции и государственные органы управления. Инспекционный контроль — это повторная оценка уже сертифицированной продукции, проводимая для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Этот вид контроля осуществляют те же органы, которые проводили ее сертификацию. Инспекционный контроль за конкретными видами сертифицированной продукции регламентируется правилами сертификации однородной продукции. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории руководствуются в своей деятельности общими правилами инспекционного контроля.

14 стр., 6587 слов

Правовые основы экологической сертификации

... зарубежных стран. Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции и услуг” — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическая сертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта ...

В настоящее время правила и рекомендации по сертификации приведены в соответствие с действующими международными нормами и правилами таких организаций, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), международными стандартами ИСО серий 9000 и 10000, европейскими стандартами серий 45000 и 29000, а также требованиями документов других международных и региональных организаций по сертификации. Таким образом, сертифицированные виды продукции получили признание результатов сертификации за рубежом. Схемы сертификации — это совокупность наиболее важных вопросов, связанных с порядком осуществления сертификации. Схема (форма, способ) сертификации представляет собой определенный набор действий, подтверждающий официально соответствие продукции заданным требованиям. Сертификация осуществляется в соответствии со схемами, которые определяются системами сертификации однородной продукции.

При обязательной сертификации схемы устанавливаются Госстандартом РФ, а также другими государственными органами управления в пределах их компетенции, регулируемой законодательными актами. При обязательной сертификации принимаются во внимание особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации (например, при использовании схем, применяемых в международной и зарубежной практике сертификации).

Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, технологии ее производства, обращения и использования. Орган по сертификации выбирает конкретную схему сертификации для данного вида продукции. При выборе схемы сертификации учитываются два подхода: первый — предусматривает оптимальное использование возможностей самих систем, второй — учет конкретных особенностей продукции и ее производства, хранения, транспортировки. Правильный выбор схемы сертификации позволяет получить доказательства способности производства, гарантировать стабильный выпуск продукции не ниже заданного уровня качества . При этом показатели экономичности выбранной схемы являются одним из важных критериев. Схему добровольной сертификации определяет заявитель. Он же предлагает ее органу по сертификации.

Сертификаты соответствия могут быть выданы:

  • на каждое (отдельное) изделие (единицу продукции);
  • на определенную партию изделий;
  • на весь объем продукции, изготовленный за весь период действия сертификата.

Как правило, схемы сертификации предусматривают проведение испытаний. Испытания — комплекс сложных мероприятий, требующих больших затрат, проводимый с целью подтверждения заявленных характеристик, свойств, качеств. Следует отметить, что Совет ЕС в 1990 году установил новый порядок оценки соответствия продукции, так называемые европейские модули. Их особенность заключается в том, что помимо (иногда вместо) применяемых при сертификации по схемам ИСО/МЭК процедур испытаний в аккредитованных лабораториях (т.е. третьей стороной), в модулях предусматриваются действия самого изготовителя (первой стороны), направленные на подтверждение соответствия. В этом случае получение сертификата и знака соответствия осуществляется без особого разрешения или лицензии, а только при выполнении изготовителем определенных условий. Кроме этого в модулях применяется проверка систем качества изготовителя, а также контроль его технической документации . Однако для отечественной экономики модули — это следующая ступень организации подтверждения соответствия. Порядок проведения, схемы сертификации и органы по сертификации услуг.

13 стр., 6275 слов

Особенности проведения лицензирования и сертификации отдельных ...

... соответствия продукции, проводящих испытания и независимую оценку рисков, а также экспертов. 2. Новой формой оценки соответствия является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности). Положение о системе независимой оценки рисков (НОР) в ... по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности» [8]. Лицензированию в области пожарной безопасности (ст. 17 ...

Услуга — результаты непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 8402:1994).

Предоставление услуги означает деятельность поставщика, необходимую для обеспечения потребителя. Таким образом, услуга представляет собой часть продукции или комбинацию с другими частями продукции. Следовательно, нормативная документация по сертификации продукции, трактовка качества и управления качеством продукции также относится и к услугам, являясь условием их успешной реализации .

Для выявления объектов стандартизации в сфере услуг целесообразно принимать во внимание специфические особенности большинства услуг:

  • непосредственное взаимодействие в процессе оказания услуг исполнителя и потребителя;
  • прямое воздействие на потребителя условий обслуживания, включающего эстетические, этические, санитарно-гигиенические, временные и другие характеристики;
  • совмещение процесса производства и потребления услуг во времени;
  • оценка качества услуг непосредственно потребителем;
  • отсутствие в процессе стадий транспортировки и хранения услуг.

На качество предоставляемых услуг также влияют следующие характеристики:

  • количество инструментов и оборудования, материалов, штата сотрудников;
  • временные рамки процесса предоставления, ожидания и технологического цикла услуги;
  • степень внимания и компетентности персонала, его мастерства, уровень комфортности и дизайна помещения, удовлетворения исполнением услуги.
  • уровень безопасности, гигиены, надежности и гарантии.

Различают добровольную и обязательную сертификацию. Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям (табл. 1).

Таким уполномоченным органом в России является Федеральная служба по аккредитации. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, может также проводиться изготовителем посредством принятия (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей на соответствие требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольную сертификацию могут осуществлять:

  • юридическое лицо, образовавшее и зарегистрировавшее в Федеральной службе по аккредитации систему добровольной сертификации и ее знак соответствия;
  • юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим систему;
  • орган по обязательной сертификации при наличии в системе знака соответствия добровольной сертификации, зарегистрированного в установленном порядке.

В настоящее время уровень сертификации услуг в Российской Федерации поднялся на новую ступень в связи с принятием Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей», который ввел обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды. Сегодня, в условиях рыночных отношений проведение работ по сертификации услуг уже диктуется не только заботами о повышении качества, но и является также фактором их успешной конкурентоспособности. В передовых странах Запада и Японии давно приняты и действуют законы о защите интересов потребителей, обязывающие производителей давать исчерпывающую и достоверную информацию о качестве товаров и услуг, гарантировать ее, обеспечивать безопасность потребления.

8 стр., 3941 слов

Знаки соответствия и обращения

... зарегистрировано более 200 систем добровольной сертификации. Наиболее крупной из них является Система сертификации ГОСТ Р, которая охватывает весь спектр услуг по сертификации - сертификацию продукции, услуг, систем качества. Сертификация продукции это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая ...

В завершение данного подпункта курсовой работы можно сделать следующий вывод.

В России сертификация как импортных, так и отечественных товаров (продукции) проходит по одним и тем же правилам.

В системах сертификации однородных видов продукции выделяют:

  • национальный орган (Госстандарт России);
  • центральный орган по сертификации (однородной продукции);
  • орган по сертификации (конкретной продукции).

В настоящее время уровень сертификации услуг в Российской Федерации поднялся на новую ступень в связи с принятием Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей», который ввел обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды.

В завершение данной главы курсовой работы можно сделать общий вывод по главе.

Сертификация — процедура подтверждения, посредством сертификата или знака, соответствия некоторого изделия, системы или услуги требованиям определенного нормативного документа

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.

В России сертификация как импортных, так и отечественных товаров (продукции) проходит по одним и тем же правилам.

В системах сертификации однородных видов продукции можно выделить:

  • национальный орган (Госстандарт России);
  • центральный орган по сертификации (однородной продукции);
  • орган по сертификации (конкретной продукции).

    2.

Анализ зарубежной практики развития сертификации продукции

2.1 Характеристика международной унифицированной системы сертификации и стандартизации

Вопросами сертификации в настоящее время занимаются такие организации, как: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО, Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК. ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

3 стр., 1475 слов

Добровольная и обязательная сертификация

... добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, ...

Международная организация по стандартизации (ИСО) своими разработками содействует гармонизации процедуры сертификации, что, в свою очередь, делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют. В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК, о чем говорят многие совместные руководства. Основополагающим руководством в области сертификации считается руководство ИСО/МЭК 28 «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации.

ИСО совместно с МЭК разработали ряд руководств, регламентирующих деятельность в области сертификации: руководство ИСО/МЭК-2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности», руководство ИСО/МЭК-7 «Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий», руководство ИСО/МЭК-16 «Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов», руководство ИСО/МЭК-22 «Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям» и ряд других руководств (всего свыше 20).

По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и пр.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) в отличие от ИСО, занимающейся исключительно методологическими проблемами, разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты, в частности, по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции.

Этой организацией в 1985 г. создана Международная система МЭК (МЭКСЭ) сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, объединяющая 34 страны (в том числе Россию).

В 1980 г. в МЭК была создана система сертификации изделий электронной техники с целью содействия международной торговле посредством установления единых требований к этой продукции.

Россия участвует в системе сертификации изделий электронной техники МЭК как правопреемника СССР, который присоединился к Системе в 1982 г.

Европейская экономическая комиссия ООН приняла рекомендации «Признание результатов испытаний», направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимном признании. Этот документ сыграл положительную роль в совершенствовании практики аккредитации испытательных лабораторий.

Важным достижением в работе ЕЭК по сертификации считается принятие (1988 г.) Рекомендаций «Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации». Согласно этому документу правительства стран — членов ЕЭК должны содействовать заключению двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации.

В рамках ЕЭК ООН действует система омологации (сертификации) оборудования дорожных транспортных средств на соответствие установленным правилам. Россия участвует в этой системе. В 1992 г. в России введена в действие Система сертификации механических транспортных средств и прицепов в рамках системы ГОСТ Р.

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания).

Целью работы конференции является значительное сокращение технических барьеров в торговле путем аккредитации испытательных лабораторий на основе согласованных на международном уровне принципов и процедур, что является важнейшим шагом для установления взаимного доверия к результатам испытаний.

В рамках ИЛАК предусматривается два вида международных соглашений:

  • соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний, сертификатов без аккредитации лабораторий;
  • соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий (с распространением признания и на сертификаты).

ИЛАК не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками — уставом, правилами процедуры, постоянным секретариатом, бюджетом и т.п., а представляет собой международный форум, в работе которого принимают участие специалисты отдельных стран и международные организации, поставившие своей целью обмен информацией и опытом по юридическим и техническим аспектам, возникающим при взаимном признании результатов испытаний продукции, являющейся предметом международной торговли.

Рабочими органами ИЛАК являются комитеты по: проведению конференций; прикладному применению аккредитации в торговле; практике аккредитации; практической работе лабораторий; а также редакционный комитет. Для решения конкретных проблем создаются рабочие органы -целевые группы, которые тесно сотрудничают с ИСО и МЭК.

Задачами ИЛАК являются: обмен информацией и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями, путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений по признанию систем аккредитации лабораторий; сотрудничество с заинтересованными международными организациями по вопросам, касающимся аккредитации испытательных лабораторий.

В заключение данного подпункта можно сделать следующий вывод.

Вопросами сертификации в настоящее время занимаются такие организации, как:

  1. Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО;
  2. Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ);
  3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ);
  4. Всемирная торговая организация (ВТО);
  5. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК. ООН);
  6. Международный торговый центр (МТЦ);
  7. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
  8. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

Далее дадим характеристику правил и особенностей сертификации в развитых странах.

2.2 Характеристика правил и особенностей сертификации в развитых странах

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испанию, Италию, Бельгию, Данию, Нидерланды, Ирландию, Австрию, Португалию, Норвегию, Финляндию, Швейцарию и Словению (ассоциированный член).

EQNET — открытая организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами.имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейский стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации систем качества».

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет ЕАС — Европейская ассоциация организаций по аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрудничества между странами-членами с целью достижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитуемые органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNET- Международная независимая организация по сертификации (IIOC) объединяет семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, среди которых — Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия — также член IAF, где она представлена Госстандартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию специализированного подразделения для сертификации систем качества (QSAR), предполагая как можно более широкое распространение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. Поскольку в МЭК имеется система сертификации, которая применяет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совместима с ней. QSAR — двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации систем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами — членами QSAR, имеют право на применение знака QSAR.

Для признания за рубежом российских сертификатов на системы качества очень важно членство отечественных органов по аккредитации и сертификации в этой системе. Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК «Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)» и Руководства 62 ИСО/МЭК «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества», принятым в 1995 г. Применяемые Госстандартом РФ документы, касающиеся указанных областей, учитывают положения этих Руководств. Например, им соответствуют «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации» и новая для России система сертификации систем качества — Регистр систем качества.

Примером сертификации конкретного вида продукции служит система сертификации электротехнического и электронного оборудования, действующая под эгидой Немецкой электротехнической ассоциации (VDЕ).

Это одна из первых систем, созданных в стране в начале 20-х годов. По соглашению с DIN она организует разработку национальных стандартов в области электротехники, электроники и связи и осуществляет руководство системой сертификации этого оборудования. Она располагает Институтом по испытаниям и приемке, имеющим свои испытательные подразделения и осуществляющим функции национального органа поверки средств измерений.

Под эгидой VDЕ действует четыре системы сертификации со своим знаком соответствия стандартам:

  • сертификация электротехнического оборудования для бытового применения, осветительного оборудования, трансформаторов безопасности (класса 111), телевизионного и радиооборудования и др.
  • сертификация электрических кабелей и шнуров;
  • сертификация оборудования на излучаемые от него электромагнитные помехи;
  • сертификация изделий электронной техники.

Первые три системы сертификации являются обязательными. Практическое руководство системами сертификации осуществляет Институт по испытаниям и приемке, который проводит:

  • испытания продукции на соответствие стандартам;
  • надзор за производством продукции и выборку образцов для периодических контрольных испытаний;
  • испытания и исследования, а при необходимости надзор за производством электротехнической, электронной продукции, изготавливаемой в соответствии с другими признанными правилами на основе специальных соглашений.

Использование знака соответствия VDЕ может быть выдано любому предприятию, но по разрешению Института, которое выдается на основе испытаний образцов продукции, проводимых, как правило, в испытательных лабораториях Института. Кроме того, предприятие-изготовитель должно доказать, что оно способно обеспечить соответствие продукции требованиям стандартов. После первичного обследования предприятия, в соответствии с принятой программой надзора, оно периодически контролируется проведением испытаний образцов серийно выпускаемой продукции.

Таким образом, сертификация, проводимая VDЕ, является сертификацией третьей стороной и предусматривает максимальное количество мероприятий со стороны предприятия-изготовителя и со стороны испытательных лабораторий и органов надзора, что позволяет гарантировать требуемый уровень качества продукции. Важно отметить, что национальные знаки соответствия требованиям стандартов могут получить и иностранные изготовители. В то же время ФРГ является участницей системы сертификации электротехнических изделий, созданной в рамках Международной комиссии по сертификации электротехнических изделий (СЕЕ) и поэтому продукция, изготовленная и маркированная знаком соответствия СЕЕ, признается в стране как соответствующая стандартам VDЕ, за исключением случаев, когда приняты отступления в стандартах VDЕ по отношению к стандартам СЕЕ. Тоже относится к изделиям электронной техники, так как ФРГ является членом Европейской системы сертификации изделий электронной техники (СЕЕС) и системы сертификации МЭК. Ежегодно институт по испытаниям и приемке публикует перечень продукции, получившей сертификаты. Около 50 тыс. предприятий (включая зарубежные) получили право на сертификацию и маркировку своей продукции знаком соответствия VDЕ.

В общей сложности сертифицировано около 250 видов изделий, изготавливаемых различными предприятиями. Таким образом, в ФРГ действует множество систем сертификации, имеющих различный статус: самосертификация; сертификация, предусматривающая аттестацию предприятий; организацию и проведение испытаний в испытательных лабораториях образцов продукции, взятых из сферы производства и торговли.

В Великобритании, как и в других промышленно развитых странах, действует ряд национальных систем сертификации, среди которых — система, созданная Британским институтом стандартов (BSI).

Для продукции сертифицируемой в этой системе, учрежден специальный знак соответствия британским стандартам, зарегистрированный и, следовательно, охраняемый законом. Системы сертификации в Великобритании в основном носят добровольный характер, за исключением областей, где решением правительства стандарты обязательны к применению. Например, предприятия-изготовители велосипедов (национальные и зарубежные) обязательно должны обеспечивать соответствие продукции требованиям соответствующего стандарта, который устанавливает требования по безопасности велосипедов, а также технические требования к отражателям света.

Области обязательных к применению стандартов, а, следовательно, сертификации продукции в основном ограничиваются требованиями безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения и т.п. Использование сертификата или знака соответствия без разрешения BSI не допускается. Причем, сертификация может проводиться только на соответствие британским стандартам, утверждаемым BSI, которые должны содержать необходимые требования.

В завершение данного подпункта курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества.

Практическое направление деятельности — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNET- Международная независимая организация по сертификации (IIOC) объединяет семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, среди которых — Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

По второй главе курсовой работы можно сделать следующий общий вывод.

Можно выделить следующие организации, которые имеют дело с вопросами сертификации:

  • Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО;
  • Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ);
  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК. ООН);
  • Международный торговый центр (МТЦ);
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
  • Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества.

Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Далее, в следующей главе курсовой работы будут рассмотрены проблемы сертификации продукции и направления их решения во ВЭД предприятий.

сертификация стандартизация экспорт импорт

3. Проблемы сертификации продукции и направления их решения во ВЭД предприятий

3.1 Характеристика сертификации продукции во ВЭД предприятий в России: преимущества и недостатки

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые ceртифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов, формируют и актуализуют фонд нормативных документов для сертификации, представляют заявителю по его требованию необходимую информацию. Свою деятельность орган по сертификации строит на основе материалов испытательной лаборатории, которая осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Отечественные экспортеры-производители стремятся приобрести сертификат системы управления качеством по стандарту ISO 9000, разработанный в 1987 г. Сертификат стандартизировал не только товар, но и весь процесс его производства. В настоящее время последняя версия ISO 9000 (1994 г.) имеет три вида: ISO 9001 (всеохватывающий стандарт — распространяется на весь комплекс производственно-технологических операций внутри компании), ISO 9002 (стандарты по операциям производственного цикла), ISO 9003 (стандарты непроизводственных процессов: испытания, тестирования и т.д.)

Процедура сертификации требует от изготовителя (продавца, исполнителя) выполнения следующих действий:

  • представить продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
  • принять декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и зарегистрировать ее в органе по сертификации;
  • обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии;
  • маркировать сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;
  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
  • извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Сертификация импортируемой продукции связана, прежде всего, с защитой прав потребителей и обеспечением безопасности внутреннего национального рынка. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с ГТД и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции в Россию. Для некоторых видов импортируемой продукции требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям безопасности — гигиеническим, ветеринарным, другим. Некоторые иностранные сертификаты не требуют специального подтверждения, так как существуют соглашения о взаимном признании результатов сертификации между странами, например это относится к сертификатам, выданным:

  • DIN GOST TUF(Берлин — Брандебург);
  • SGS (Швейцария);
  • MERTCONTROL (Венгрия).

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган — отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа — отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит а том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

В завершение данного подпункта курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Отечественные экспортеры-производители стремятся приобрести сертификат системы управления качеством по стандарту ISO 9000, разработанный в 1987 г.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган — отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа — отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Далее рассмотрим вопросы совершенствования системы управления качеством выпускаемой продукции на предприятиях ВЭД.

3.2 Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на предприятиях ВЭД

В современных условиях целью управления качеством продукции на предприятии является достижение уровня качества, соответствующего требованиям избранного рынка, с минимальными затратами.

Данная цель предполагает последовательное решение двух задач:

  1. определение степени соответствия качества исследуемого объекта конкретной потребности (оценка качества);
  2. выявление путей достижения требуемого потребителем уровня качества с наименьшими производственными затратами.

Поставленные задачи соответствуют современной концепции менеджмента. Основные положения, которого заключаются в следующем:

  • управление качеством — это часть общего управления предприятием, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели;
  • необходимо адаптировать всеобъемлющее управление качеством (Total Quality Management (TOM)) к общему управлению предприятием, а не наоборот;
  • необходимо охватывать все аспекты (затраты, время, структуру) и все функции (сбыт, производство, испытания и т.д.).

Современная концепция менеджмента представляет собой трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составные: затраты, качество и время. Причем качество оказывается тем комплексным фактором, который увязывает воедино все элементы системы.

Опыт зарубежных фирм и корпораций показал то, что понятие качество — это задача, в высшей степени комплексная. Поэтому решение по совершенствованию не должно сводится к перестройке какой-либо одной подсистемы предприятия. Оно зависит от развития как материально-вещественных факторов производства, так и управленческих структур и методов.

В настоящее время общепризнанно, что магистральный путь обеспечения высокого качества продукции повышение технического уровня производства и его автоматизация. В процессе развития рыночной экономики не маловажную роль играет проблема повышения научной обоснованности управленческих решений по обеспечению качества выпускаемой продукции.

Совершенствование методов управления качеством продукции в условиях рынка базируется на хозяйственной самостоятельности предприятия, отказе от директивных методов руководства на всех уровнях управления, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления качества продукции.

Исследование процессов автоматизации управления качеством продукции и изучение организации этих процессов на предприятиях промышленности, позволили сделать вывод о недостаточной их эффективности.

Вопросы, решаемые в процессе управления качеством продукции, рассредоточены по различным функциональным подсистемам, что не обеспечивает комплексность и оперативность расчетов. Во время проведения автоматизированных вычислений преобладают задачи по учету дефектов, которые не способствуют выявлению причин обнаруженного брака и принятию оптимальных решений по управлению качеством.

Исходя из этого, возникает необходимость выделения комплекса задач по управлению качеством продукции в самостоятельную автоматизированную систему поддержки принятия решений и переосмысления состава задач с ориентацией их на новые экономические условия.

Главным принципом механизма системы качества продукции является охват всех стадий жизненного цикла продукции (петля качества); маркетинг, проектирование и разработка технических требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство, контроль, проведение испытаний и обследований, реализация продукции; эксплуатационное, техническое обслуживание.

Методологический подход к обеспечению качества на основе петли качества показывает, что деятельность по обеспечению качества начинается и заканчивается маркетингом.

Сущность современного понимания маркетинга можно выразить формулой: производить и продавать только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться заставить потребителя брать то, что удалось произвести.

Основным направлением маркетинга в системе качества на предприятии является определение рыночного спроса и сфер реализации продукции и услуг определение требований к качеству продукции, формированию политики предприятия в области качества, определение потенциальных потребностей потребителей в видах продукции и услугах, информирование руководителей и соответствующих специалистов предприятия о результатах маркетинговых исследований в области качества, завоевание доверия потребителей путем надлежащей рекламы и создание своего образа (фирменного стиля), представление интересов предприятия во взаимоотношениях с потребителями, изучение вопросов ценообразования. Обратная информация о качестве дает возможность более точно определять характер и масштабы проблемы, связанной с пожеланиями потребителей.

Исходя из вышеизложенного, система качества предприятия должна основываться на следующих положениях:

  • система качества разрабатывается и документально оформляется как средство обеспечения соответственно установленных требований;
  • система качества функционирует характерным образом наряду со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними;
  • ответственность за определение политики в области качества и за решения, касающихся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководителей предприятия;
  • все элементы и компоненты системы качества должны быть предметом постоянной и регулярной внутренней проверки и оценки;
  • реализация целей системы качества обеспечивается техническим, административным и человеческим факторами, влияющими на качество производимой продукции;
  • система качества должна быть надлежащим образом документирована.

На управление качеством большее влияние оказывает достоверность и точность контроля, своевременное обнаружение отклонений в технологическом процессе, прослеживаемость и идентификация.

Основные причины, определяющие необходимость повышения качества продукции в условиях рыночной концепции, это: постоянное усиление конкуренции, как на мировом, так и отечественном рынках, непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей, что соответственно вызывает со стороны потребителей систематическое увеличение требований к техническому уровню нашей продукции, повышение роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики, управления и всего мирового сообщества, усложнение конструкций выпускаемой продукции и повышение ответственности выполняемых ею функций, неприятие потребителем продукции с относительно невысоким уровнем качества, ужесточением требований к повышению эффективности производства, как необходимого фактора благополучного существования предприятия.

Повышение качества промышленной продукции и соответственно обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без эффективного управления, которое должно предполагать сосредоточение всего внимания и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях управления качеством продукции.

В работах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрено множество путей по совершенствованию системы качества на предприятиях. Они заключаются в рассмотрении как частных изменений существующих структур по управлению качеством на предприятии, методов, форм учета качества, так и в коренных изменениях в этих направлениях. В данном разделе рассмотрим некоторые, наиболее интересные варианты совершенствования управления качеством на предприятии.

Итак, концепция управления качеством продукции переходный период должна включать три неразрывных элемента: двух объектную систему управления, что обусловлено различием форм собственности и видов объектов управления, требующих различных методов управления.

Различие в методах управления предприятием предопределяет и различия в методах управления качеством выпускаемой продукции; управление качеством на двух уровнях.

Решение проблемы качества требует реализации комплекса радикальных мер на макро и микроуровне, их тонкого сочетания. По мере развития рынка, стабилизации экономики, становления систем качества на российских предприятиях сфера государственного регулирования качества будет последовательно сужаться, в свою очередь, в комплексе мер государственного воздействия на качество будет сокращаться доля прямых административных рычагов и повышаться значение косвенных регуляторов; увязку форм государственного воздействия на качество с этапами петли качества. Сегодня государственное участие в той или иной форме должно распространяться на все этапы формирования и поддержания качества продукции.

При этом выбор формы государственного регулирования, на наш взгляд, должен по возможности определяться спецификой конкретного этапа петли качества, хотя и не всегда можно проследить четкую однозначную связь между ними. Такое сложное, противоречивое явление как качество трудно уложить в схему, тем не менее, мы попытались схематично изобразить связь отдельных форм государственного воздействия с этапами петли качества.

Сложившаяся в переходный период в экономике России ситуация, сокращение и качественная деградация производственного потенциала при значительных темпах инфляции и резком снижении инвестиционной активности, высокая степень монополизации экономики и отсутствие развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды, сдерживающие включение рыночных механизмов не является благоприятной для решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

При этом главным препятствием для создания условий улучшения качества является отсутствие механизма рыночной конкуренции производителей (как внутренней, так и внешней), что существенно снижает их заинтересованность в росте качества.

При решении проблемы связанных с улучшением качества российской продукции в период перехода к рынку необходимо основываться не просто на копировании зарубежных концепций и подходов к управлению качеством, а на осознании, сбережении и эффективном использовании уже имеющегося у нас «потенциала качества».

Преодоление проблемы качества отечественной продукции в условиях перехода к рынку, с изменением масштабов и методов государственного регулирования, отношений собственности и организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, целей и условий их деятельности требует принципиально иных, ориентированных на изменяющийся хозяйственный механизм, подходов. При этом необходим учет специфических особенностей экономики России, сложившихся в прошлые десятилетия и в известной степени сохраняющихся в наши дни.

В современных условиях, когда рынок насыщен, и конкурентная борьба сама по себе обеспечивает поддержание высших технических параметров изделия для достижения коммерческого успеха недостаточно. Необходимо обеспечить максимальное соответствие главных его характеристик конкретным потребностям данного рынка. Подобному требованию наиболее отвечает понимание качества как степени соответствия запросам потребителя.

Уровень качества товара обуславливается конкретной рыночной ситуацией. В этих условиях важнейшей задачей маркетинга, используемого в качестве эффективного инструмента обеспечения взаимосвязи производства и рынка, адаптации предложения к постоянно меняющемуся спросу, целевого воздействия на спрос и создание преимуществ в конкурентной борьбе, является определение так называемого для каждого из рассматриваемых рыночных сегментов. Именно таким постоянным взаимодействием с потребителями и определяются первостепенное значение маркетинга в управлении качеством продукции. С выходом отечественных предприятий на путь рыночных отношений, развитием конкуренции, либерализацией внешнеэкономических связей главным условием реализации продукции, устойчивой и прибыльной работы, достижения основных рыночных целей большинства отечественных предприятий становится решение проблемы конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Определяющим в комплексе элементов конкурентоспособности является качество, без которого товара не существует. С качеством продукта, так или иначе, связаны все основные составляющие его конкурентоспособности.

В завершение данного подпункта курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Решение проблемы качества требует реализации комплекса радикальных мер на макро и микроуровне, их тонкого сочетания. По мере развития рынка, стабилизации экономики, становления систем качества на российских предприятиях сфера государственного регулирования качества будет последовательно сужаться, в свою очередь, в комплексе мер государственного воздействия на качество будет сокращаться доля прямых административных рычагов и повышаться значение косвенных регуляторов; увязку форм государственного воздействия на качество с этапами петли качества.

В завершение третьей главы курсовой работы можно сделать следующий общий вывод по ней.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган — отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа — отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

При переходе к рынку и в связи со вступлением России в ВТО — решение вопросов качества продукции является одним из основных условий успешной работы отечественных предприятий на зарубежных рынках.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Соответствие продукции определенным требованиям — техническим, экологическим, безопасности и т.д. — подтверждается сертификацией.

Сертификация — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Для реализации указанных целей предприятия — участники ВЭД проводят обязательную или добровольную сертификацию.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  1. декларирования соответствия — путем принятия декларации изготовителя о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией), в порядке, установленном техническим регламентом;
  2. обязательной сертификации — подтверждения уполномоченным органом — Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии — соответствия товаров, работ и услуг обязательным требованиям.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

В процессе осуществления сертификации продукции, являющейся объектом ВЭД, важное внимание уделяется документальному подтверждению качественных характеристик товара, работы, услуги.

Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

Можно выделить следующие организации, которые имеют дело с вопросами сертификации: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО; Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК. ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества.

Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган — отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа — отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

При переходе к рынку и в связи со вступлением России в ВТО — решение вопросов качества продукции является одним из основных условий успешной работы отечественных предприятий на зарубежных рынках.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/po-sertifikatsii-i-litsenzirovaniyu/

1.Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

«О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 28.07.2012)

«О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс»

Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 602

«Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (вместе с «Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации») // СПС «КонсультантПлюс»

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (ред. от 18.06.2012)

«Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» // СПС «КонсультантПлюс»

Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 №32 (ред. от 25.07.2012)

«О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» // СПС «КонсультантПлюс»

Постановление Госстандарта РФ от 05.08.1997 №17 (ред. от 05.07.2002)

«О принятии и введении в действие Правил сертификации» (вместе с «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс»

Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 №26 (ред. от 05.07.2002)

«Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

Приказ Росстандарта от 13.12.2011 №815-ст «Об утверждении национального стандарта» ГОСТ Р 54659-2011

«Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)» // СПС «КонсультантПлюс»

Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К°, 2012. — 302 с.

Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: сущность и основы организации ВЭД в России: учебник / Арустамов Э.А., Андреева Р.С. — М.: Интерэксперт, 2011. — 269 с.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник /под ред. Л.Е. Стровского. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 799 с.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. И.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 295 с.

Внешнеэкономическая деятельность: вспомогательные операции и государственное регулирование: учебное пособие /под общ. ред. В.И. Черенкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 632 с.

Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление : учеб. пособие / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова ; под ред. Е.П. Пузаковой. — М.: Экономистъ, 2006. — 495 с.

Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. — [6-е изд.]. — М.: Дело, 2011. — 422 с.

Мандрик Р.А. Энциклопедический словарь экономики и права Специально для сайта: Краткие словари Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: особенности менеджмента и маркетинга: учебное пособие. — Изд. 4-е, доп. — М.: Ось-89, 2010. — 367 с.

Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — М.: Дашков и Кш, 2011. — 423 с.

Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. — 3-е изд., с изм. — М.: Экономистъ, 2012. — 588 с.

Авдашева С. Спрос на сертификацию: теория и данные о модернизации российских предприятий //Вопросы экономики. — 2009. — №11. — C. 136-149.

Мигин С. Оценка соответствия в техническом регулировании: особенности рынка и влияние на конкурентоспособность российских предприятий // Вопросы экономики. — 2009. — №11. — C. 124-135.

Травина О.В. Сертификация. О контроле за качеством товаров и услуг // Право и экономика. — 2012. — №8. — С. 14 — 19.

Цуциев С.А. Роль добровольной сертификации в новых экономических условиях развития России //Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. — 2012. — №9. — С. 14-21.

Щербина В., Любимов М. Техническое регулирование: прошлое и настоящее // Алгоритм безопасности. — 2010. — №5. — С. 56-62.