Финансовые правоотношения, их структура, особенности и виды (2)

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства. Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права. Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а так же местный орган государственной власти. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения; в) финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Задачей данной работы будет являться обстоятельное изучение темы, раскрываться, которая будет согласно содержанию.

Тема, на мой взгляд, весьма актуальна. Это обусловлено тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их регулирования и целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов. правоотношений.

  1. Принципы и источники финансового права

    [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/po-teme-finansovyie-pravootnosheniya/

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

2 стр., 954 слов

Налоговые правоотношения. Финансовое право

... условие функционирования государства. Основное предназначение налоговых платежей — удовлетворение интересов каждого гражданина, общества, государства. Соответственно обязанность платить налоги носит публично-правовой, а не частноправовой характер. Налоговое правоотношение, как и финансовое правоотношение, имеет свою ...

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: общая и особенная.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовых норм и норм нравственности">правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

а) государственной бюджетной системы;

  • б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
  • в) финансов государственных предприятий;
  • г) государственных доходов;
  • д) государственного кредита;
  • е) государственного страхования;
  • ж) государственных расходов;

з) банковского кредитования

и) денежного обращения и расчетов;

  • к) валютного регулирования.

Они имеют соответствующие наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в общей части.

Построение особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

3 стр., 1138 слов

Місце і роль права і системі соціальних норм, поняття системи ...

... єдності та узгодженості всіх її норм, диференційованих за правовими комплексами, галузями, підгалузями, інститутами й нормами права. Право складається з численних правових норм. Аби правильно вибрати ту чи ... ту правову норму для їх реалізації, треба ...

1.1. Источники финансового права

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/po-teme-finansovyie-pravootnosheniya/

Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют право вые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву; так как бюджет — это финансовая основа деятельности государства.

В настоящее время приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.

Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.

Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством).

В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

1.2. Принципы финансового права

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к её финансовой деятельности.

Среди таких принципов можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2 стр., 947 слов

Принципы финансового права

Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Принципы финансового права Все принципы гражданского процессуального права находятся в тесной связи и в совокупности образуют систему. Во-первых, ... России, которое в 2010 году отметило 115-ти летний юбилей своей промышленной деятельности. За всю историю существования завода ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» ...

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.