Реферат подведомственность административных дел

Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

  • Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  • Коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  • Единоначальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (рефераты).

  • Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: . – Мн. -2008

    Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Гавриленко. – Мн. – 2002.

    Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Рябцева Л.М. – Мн. – 2006.

    Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007.

    Рефераты:

    Судьи по административным делам, их компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

    Компетенция органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

    Контрольно-надзорные органы.

    1) районным (городским) судом;

    2) хозяйственным судом;

    6) органами внутренних дел;

    7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

    8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

    9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

    10) органами государственного санитарного надзора;

    11) пограничными войсками Республики Беларусь;

    12) таможенными органами;

    13) налоговыми органами;

    14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

    15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

    16) органами Национального банка Республики Беларусь;

    17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

    18) органами железнодорожного транспорта;

    19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

    20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

    21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

    22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

    19 стр., 9493 слов

    Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь

    ... министерстве.[8] Поворотным событием для службы стал Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь», которым объединение «Охрана» при МВД преобразовано в Департамент охраны ...

    23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

    25) органами государственной безопасности;

    26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

    27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.

    ^

    Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.

    Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.

    Подведомственность в широком смысле слова — это оп­ределение объектов, на которые распространяется власть субъектов — носителей властных полномочий.

    Что же касается подведомственности дел об админист­ративных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрис­дикции, которые уполномочены рассматривать дела, отне­сенные законом к их компетенции, и налагать на физичес­ких и юридических лиц административные взыскания.

    При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

    Выделяют следующие основные виды подведомственнос­ти дел об административных правонарушениях:

    ^

    территориальной подведомственности

    В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

    Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.

    Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

    Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

    8 стр., 3902 слов

    Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    ... Российской Федерации . Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении ...

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.

    должностная подведомственность

    Кроме того, перечень дол­жностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.

    К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).

    В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

    Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

    ^

    Определение круга органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать и решать дела об административ­ных правонарушениях, имеет большое значение для обеспе­чения справедливого и законного привлечения правонару­шителей к административной ответственности.

    Рассмотрение дел об административных правонарушени­ях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осу­ществляет только суд, так как от правосудия администра­тивный процесс отличается оперативностью и относитель­ной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочис­ленные и разнообразные административные дела (а их разно­образие связано с наличием многочисленных отраслей адми­нистративной деятельности и существующих в них отноше­ний), нужно обладать специальными знаниями и быть ком­петентным в данной области.

    Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достига­ется еще и тем, что эти же органы и должностные лица систе­матически осуществляют контроль за соблюдением соответ­ствующих правил.

    Органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях, отличаются также и неод­нородностью субъектов. Отдельные из них созданы специ­ально для paзрешения дел об административных правонару­шениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основ­ных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных ор­ганов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, госу­дарственные инспекции).

    3 стр., 1386 слов

    Особенности форм реализации права на обжалование действий и решений ...

    ... и теоретических вопросов обжалования действий и бездействий административных органов на современном этапе развития, анализа существующей практики обжалования решений и действий административных органов выявить особенности форм реализации права на обжалование действий и решений административных органов и недостатки ...

    территориально-отраслевому при­нципу

    К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комис­сии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.

    Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать де­ла об административных правонарушениях, непосредствен­но связаны с.отраслями государственного управления и функ­ционируют на основании специализации и четкой иерархич­ности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вы­шестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обяза­тельные последним указания по конкретным делам об адми­нистративных правонарушениях.

    Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осущест­вляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрас­ли, но и на определенной территории. Однако органы меж­территориального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы кото­рой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.

    В настоящее время, несмотря на все многообразие орга­нов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать де­ла об административных правонарушениях, они системати­зированы следующим образом:

    • административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях;

    • сельские, поселковые исполнительные комитеты;

    • районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

    • районные (городские) суды (судьи);

    • органы внутренних дел, органы государственных ин­спекций и другие органы (должностные лица), уполномочен­ные законодательством рассматривать дела об администра­тивных правонарушениях.

    Правовыми основами этой системы являются: Конститу­ция Республики Беларусь, и иные законодатель­ные акты Республики Беларусь.

    Указанные органы (должностные лица) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению ПИКАП и иными нпа Республики Беларусь.

    ^

    Коллегиальными органами

    Законодательством Республики Беларусь регламентирует­ся порядок образования и заседания коллегиальных органов.

    3 стр., 1084 слов

    Административную ответственность за совершенные правонарушения военнослужащих

    ... административную ответственность военнослужащих в РФ. Объектом работы являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, складывающиеся в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных ... аспектов и правовых особенностей юридической ответственности представляют монографические работы, журнальные статьи таких ученых и практиков ...

    Например, в соответствии с Постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 21.09.2001 г. «Об утвержде­нии Примерного положения об административной комис­сии» административная комиссия при сельских, поселко­вых, городских исполнительных комитетах образуется по решению соответствующего исполнительного комитета, а при местных администрациях — по решению городского ис­полнительного комитета.

    Общее руководство деятельностью административной ко­миссии осуществляет местный исполнительный и распоря­дительный орган, при котором образована комиссия.

    В состав административной комиссии при городских, районных исполнительных комитетах (местной администра­ции) входят:

    • председатель административной комиссии (один из за­местителей председателя исполкома либо управляющий де­лами);

    • заместитель председателя (представитель структурного подразделения исполкома (администрации));

    • члены комиссии (представители органа санитарного надзора, органы внутренних дел, жилищно-эксплуатационной службы и т.д.);

    • освобожденный ответственный секретарь комиссии.

    Состав административной комиссии при сельском, посел­ковом исполнительном комитете несколько отличается от ранее рассмотренного состава исполкома и включает:

    • председателя административной комиссии (председа­теля исполнительного комитета);

    • его заместителя и других лиц исполкома;

    • представителей организаций, находящихся на данной территории;

    • ответственного секретаря административной комиссии, назначаемого из числа членов административной комиссии (не освобожденный).

    Заседания административной комиссии созываются от­ветственным секретарем по согласованию с председателем административной комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в 15 дней.

    О дне заседания административной комиссии извещается прокурор города (района в городе, района).

    Председательствующим на заседании административной комиссии является председатель административной комиссии, а в его отсутствие либо по его поручению — заместитель председателя административной комиссии.

    Административная комиссия вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов ее состава.

    Постановление административной комиссии принимается простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. Постановление административной комиссии может быть обжаловано в местном исполнительном и распорядительном органе, при котором образована административная комиссия, или в суде в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

    Ст. 3.4. Административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.24, 10.8, 15.8, 15.13, 15.16, 15.17, 15.20, 15.21, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.25, 15.27–15.29, 15.31, частью 2 статьи 15.35, частью 2 статьи 15.37, статьями 15.38, 15.39, 15.42–15.44, частью 1 статьи 15.46, частью 1 статьи 15.47, частью 1 статьи 15.54, статьями 15.57, 15.58, 16.9, 17.4, 18.2–18.4, частями 3 и 4 статьи 18.5, статьями 18.6–18.8, 18.10, 18.11, 18.30–18.34, 18.35 (за исключением правонарушений, совершенных водителями транспортных средств), 19.3–19.7, 20.6, 20.7, 20.9, 20.10, 21.1–21.5, частями 1 и 2 статьи 21.6, статьями 21.13–21.15, частями 1 и 3–6 статьи 22.3, статьями 22.4, 22.5, 22.12, частью 1 статьи 23.38, частью 2 статьи 23.56, частью 2 статьи 23.58, статьями 23.62, 23.63, 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    2 стр., 923 слов

    Административная деятельность органов внутренних дел в системе ...

    ... - теоретические, организационно-правовые и прикладные вопросы административной деятельности органов внутренних дел. - нормативные правовые акты, регулирующие полномочия и административную деятельность органов внутренних дел. При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления Правительства Российской ...

    Постановление СМ РБ от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».

    Районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 17.4 (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими — невыполнение обязанностей по воспитанию, вовлечение в антиобщественное поведение) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних образуются районными исполнительными комитетами или местными администрациями в составе от 5 до 15 человек (заместитель председателя исполнительного комитета или главы администрации, который является председателем соответствующей комиссии, заместитель председателя комиссии, должность которого приравнивается к должности начальника основного отдела исполнительного комитета (местной администрации), 2–5 социальных педагогов и педагогов-психологов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации (в зависимости от численности населения административной территориальной единицы), и исполняющие свои обязанности на общественных началах другие члены комиссии).

    В состав комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов по должности могут входить руководители органов государственного управления образованием, органов по труду, занятости и социальной защите, органов государственного управления здравоохранением, органов внутренних дел, органов, учреждений и иных организаций культуры, досуга, спорта и туризма, а также депутаты Советов депутатов (с их согласия), представители профсоюзных и иных общественных организаций (объединений), осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с их согласия).

    Заседания районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) комиссий по делам несовершеннолетних созываются председателем комиссии по делам несовершеннолетних по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов от установленного состава комиссии. О времени заседания соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних в установленном порядке информируется прокурор.

    20 стр., 9960 слов

    Административная ответственность несовершеннолетних

    ... производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних; дать характеристику административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям; осуществить анализ правоприменительной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Объектом выпускной квалификационной работы являются административно-правовые отношения ...

    Решение комиссий по делам несовершеннолетних принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, которое должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. Решение комиссий по делам несовершеннолетних оформляется постановлением.

    Члены комиссии по делам несовершеннолетних не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

    Член комиссии по делам несовершеннолетних, не согласный с принятым постановлением в целом или в части, вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к постановлению, о чем извещаются члены комиссии во время заседания и несовершеннолетний, его родители либо лица, их заменяющие.

    В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.

    Постановление объявляется немедленно по его принятии.

    Сельский, поселковый исполнительный комитет рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14–15.17, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.23, 15.24, 15.44, 21.8, 21.14, 21.15, частью 1 статьи 23.74 (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего сельского Совета депутатов и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма), статьей 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушения лесопользования, землепользования).

    Заседания правомочны при наличии не менее двух третей состава исполнительного комитета.