Правовое регулирование национально-культурной автономии

В настоящее время в обществе все больше осознается необходимость научно обоснованной, ориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Сегодня на территории Российской Федерации проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Взаимодействуя, эти культуры дают мощный заряд национально-культурному развитию каждого народа.

Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу — дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия.

В основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».

Следовательно, национально-культурное развитие является важнейшим нациосохраняющим компонентом, обеспечивающим сохранение этнокультурной, языковой жизни, национальных традиций, обычаев, обрядов, религий, материальной культуры и так далее.

В июне 1996 года вступил в действие Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который определил правовые механизмы реализации прав и свобод граждан в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Национально-культурные автономии выступают и как важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать: этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались предоставленными им Законом правами, что подтверждено практикой деятельности национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия — это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией.

13 стр., 6287 слов

Защита прав национальных меньшинств

... права на национально-культурную автономию". 1.2. Защита прав национальных меньшинств в рамках Лиги Наций Проблемы защиты меньшинств и предоставления им особых прав ... то же время, на сохранение их как наций. Особенно ... национальных организаций в Волгоградской области. Глава 1. История развития механизмов защиты прав национальных меньшинств. ... России и Оттоманской империи. Народы, находящиеся под властью ...

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, значение общественных национально-культурных автономий, возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны. Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций.

Во-вторых, в условиях проведения реформ в России, затрагивающих, в том числе, национальные федеративные отношении обращение к теме национально-культурной автономии является очень актуальным.

Это и предопределило цель и задачи исследования.

Целью данной работы является изучение понятия и сущности национально-культурной автономии, выявление ее специфических особенностей, а также рассмотрение вопросов, касающихся правового статуса национально-культурных автономий.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

  • изучение понятия и сущности национально-культурной автономии;
  • рассмотрение предпосылок возникновения национально-культурной автономии;
  • изучение правового статуса национально-культурной автономии;
  • выявление проблем, касающихся правового регулирования национально-культурных автономий и негативно сказывающихся на их развитии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме развития национально-культурных автономий. Основным законом, который использовался в работе, является Федеральный закон РФ «О национально-культурной автономии».

Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати, ресурсов Internet, отчётов органов местного самоуправления по вопросам организации информационных ресурсов.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел –«Понятие и сущность национально-культурной автономии»; второй раздел – «Правовое регулирование национально-культурной автономии»), заключение, список использованных источников.

1 Понятие и сущность национально-культурной автономии

1.1 Понятие и виды национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий. Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры [1].

9 стр., 4391 слов

Административно–территориальное и национально–территориальное ...

... в различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах; тесная связь административно - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития; единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, ...

Национально-культурная автономия основывается на принципах

  • свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
  • самоорганизации и самоуправления;
  • мгногообразия форм внутренней организации национально- культурной автономии;
  • сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
  • уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
  • законности.

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

2 стр., 823 слов

Национальное движение в Башкортостане (1905-1917)

... башкирского национального движения, его взаимоотношения с местными и центральными властями, последовательная борьба за автономию Башкортостана в сложнейших условиях революции и гражданской войны, разрухи ... российской революции 1905-1907гг. при советской власти была одной из центральных тем. Наиболее значительной работой советского периода является монография Р.М.Раимова «1905 год в Башкирии» ...

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания местной национально культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.

1.2 Предпоссылки возникновения национально-культурной автономии в России

Широко распространено мнение, что в России национально-культурная автономия не получила реального осуществления. Это утверждение, однако, не совсем верно. В действительности национально-культурная автономия являлась одной из альтернатив решения национальных проблем в России в начале 20 века, особенно в переломные – 1917-1922 годы. Достаточно сказать, что национально-культурная автономия, отстаивавшаяся практически всем спектром политических партий России, как общероссийских, так и национальных, получила воплощение в политической и законотворческой практике большинства всероссийских, областных и национальных правительств. установление советской власти.

Теоретиками и разработчиками программы культурно — национальной автономии были видные австрийские социал — демократы О. Бауэр и К. Реннер. Если К. Реннер делал упор на нацию как на некую духовно — культурную общность, то О. Бауэр добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова «национальный» и «культурный» подчас менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно. Причем яблоком раздора для них был, в основном, вопрос о том, как должны «автономизироваться» нации — по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо — правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции. Однако у этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали территориальную автономию, элементы федерализма и национально-культурной автономии [2].

6 стр., 2884 слов

Конституционные основы природопользования и охраны окружающей ...

... России, определяющая предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Приветствуя закрепление в Конституции правовых основ охраны окружающей среды, ... повысить эффективность конституционно-правовых гарантий реализации прав граждан в сфере охраны окружающей среды и использования ... законодательства, регулирующего вопросы использования и охраны объектов животного мира, порождает вопрос о возможном отнесении ...

Уже в начале века австромарксисты увязывали культурную автономию отдельных наций с их сохранением в составе единого государства, передающего национальным областям право решать вопросы культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов, не ставя при этом вопрос об их независимости. Практически идеи национально — культурной автономии стали робко и частично осуществляться после Первой мировой войны (Австрия, Чехословакия), но особое распространение они получили после Второй мировой войны в Австрии, Венгрии, Румынии, Швеции, Норвегии и других странах, где создавались советы, общественные объединения и даже этнопарламенты не только рассеянно, но и компактно проживающих этносов, а также территориально перемещающихся этносов (например, саамы в Норвегии).

Поэтому существующее в юридической литературе мнение, что национально — культурная автономия применяется лишь там, где этнические группы живут разрозненно, требует уточнения. Однако вопрос гораздо более сложен.

В современном мире опыт создания национально — культурных автономий не так уж велик. В некоторых странах эта форма используется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других этнических групп. При этом они создают свои организации и выборные органы, прерогативой которых являются преимущественно культурно — языковые вопросы; иногда посылают представителя своей этнической группы в парламент с правом совещательного голоса; имеют своего представителя или избранный этнической группой совет при правительстве. В качестве примера в юридической литературе приводится родина «австромарксизма» Австрия, где институт национально — культурной автономии применяется в отношении дисперсно проживающих венгров, словенов, хорватов и чехов (в том числе советы при правительстве); Венгрия, где имеется более десяти этнических групп, а также скандинавский ареал (Швеция, Норвегия, Финляндия), где расселены саамы. Последние создают выборные советы, которые часто называются саамскими парламентами.

В мировой практике национально — культурная автономия применяется и для компактно расселенных этнических групп. Например, в России региональные национально — культурные автономии татар практически созданы только в местах их компактного проживания (Ульяновская область).

Аналогично решается вопрос немцами Поволжья и представителями казахской диаспоры в Оренбургской области, Республике Алтай и др. В Австрии в 1976 г. был принят Закон о национальных меньшинствах, касавшийся прежде всего словенского меньшинства, проживавшего в Южной Земле Австрии — Каринтии. Закон не только зафиксировал равные права нацменьшинств с правами остальных граждан Австрии, но и определил порядок тех особых прав, которыми пользовались меньшинства в местах их компактного проживания. Там создавались специальные Советы национальных меньшинств, вводились двуязычные топографические обозначения, закреплялось право использования языка меньшинств в госучреждениях, находящихся в соответствующих населенных пунктах, и т.д [3].

О том, что национально — культурная автономия может существовать на территориях компактного расселения народа, свидетельствует опыт лужицких сорбов. В 1990 году федеральный канцлер ФРГ Г. Коль обязал правительства земель Бранденбург и Саксония, где проживают лужицкие сорбы, определить правовое положение сорбских сограждан с точки зрения конституционного права. В июне 1991 года Саксония, Бранденбург и Федерация создали Фонд (общественную организацию) с целью сохранения прав и национальной идентичности лужичан. Финансирование этой государственной программы было разделено следующим образом: 50 процентов — Федерация, 35 процентов — Саксония и 15 процентов — Бранденбург. В отличие от датчан, проживающих в Шлезвиг — Голштинии, которые хотя и представляют в Германии национальное меньшинство, но имеют свою государственность, собственную партию (Союз избирателей Южного Шлезвига) и, соответственно, представителя в ландтаге, лужичане, также представляя национальное меньшинство, считают себя обделенными государством. Их «защитное объединение» Домовина все более активно поднимает вопрос о расширении своего политического и культурного статуса.Не все просто и с саамским парламентом. Представители саамов, отмечая важность своего парламента для отстаивания экономических, территориальных (районы выпаса оленей) и культурных интересов этого народа, в то же время признают, что данный орган по своим полномочиям принципиально не отличается от существовавших до этого саамских национальных организаций.

22 стр., 10699 слов

Конституция России 1918 г

... страны, национальный вопрос. Федерация, которую предлагал Рейснер, являлась не свободным союзом советских республик народов России, не ... 1918 г.) III Всероссийский съезд советов пору­чил ВЦИК разработать проект Конституции. Однако реально ВЦИК смог заняться вопросом о конституции ... хотели достичь, во-первых, автономии местных властей от большевистского центра, ибо автономия органов самоуправления от ...

Тем не менее такого рода издержки не должны порождать скептического отношения к институту национально — культурной автономии. Происходящий в мире процесс нарастания конфликтогенных ситуаций на этнической основе требует как раз усиления внимания к данной форме общественной организации. Например, она может помочь разрешению ряда насущных проблем русскоязычного населения стран Балтии, лезгин в Азербайджане и т.д. Для полиэтнической России эта форма особенно актуальна.

В России идеи О. Бауэра и К. Реннера, особенно после издания их книг, разделяли не только социалистические и национальные, но и либеральные партии. Известна, в частности, работа одного из видных российских социал — демократов В. Медема. Он отстаивал идею культурной автономии как «федеративного союза национальных сеймов», своего рода «национального самоуправления», рассматриваемого им в качестве дополнительного компонента областной автономии.

Резко отрицательное отношение к национально — культурной автономии демонстрировали В.И. Ленин и его соратники. Они считали, что пропаганда этого института препятствует классовому единству пролетариата различных наций и открывает путь к сотрудничеству с национальной буржуазией.. По заданию Ленина и при непосредственном участии знавшего немецкий язык Н.И. Бухарина специальному разбору «несостоятельности» идеи национально — культурной автономии посвятил свою статью «Марксизм и национальный вопрос» И.В. Сталин. Его работа на долгие годы политически и теоретически табуировала вопрос о применимости национально — культурной автономии в нашей стране. Эту программу как «утонченный вид национализма» Сталин критиковал не только с позиции классового подхода, но и за «сохранение и развитие национальных особенностей народов», за то, что она корреспондировала с парламентарной моделью государственного устройства и т.п.

12 стр., 5801 слов

Тенденции развития гражданского общества в России

... развития». Конкретно нас интересуют выступления доктора исторических наук Б.И. Коваля «Вступительное слово» , доклад доктора политических наук А.Н. Аринина под названием «Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России» ...

Не смог преодолеть настороженное отношение к национально — культурной автономии и последний партийный реформатор М.С. Горбачев. В принятом Пленумом ЦК КПСС 20 сентября 1989 года документе «Национальная политика партии в современных условиях» дальше реабилитации «национал — уклонистов» дело не пошло.

Переломить общественное мнение в отношении института национально — культурной автономии в многонациональной России удалось лишь к середине 90-х годов. Федеральный закон «О национально — культурной автономии» был принят 17 июня 1996 года. Он определяет законодательные основы национально — культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально — культурного развития.