Курсовая работа поощрение и наказание

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В педагогике есть много проблем, но одной из наиболее важных является проблема стимулирования, т.е., как влияние на ребенка, для достижения результата.

Много известных русских педагогов как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, JI . H . Толстой и другие высказывали свои взгляды на применение методов поощрения и наказания в воспитательном процессе. Множество книг этой теме посвятили В.Е. Гмурман и А.Ю. Гордин. Среди зарубежных педагогов по поводу темы применения поощрений и наказаний в воспитании высказывали свои взгляды и идеи Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и другие. К.Д Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. А.С. Макаренко высказывал мнение о том, что опытный педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказании .

Ш.А. Амонашвили считал, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А.С. Макаренко утверждал, что необходимо чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. К применению методов поощрения и наказания нужно обращаться не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. К.Д. Ушинский вообще утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались такие отечественные педагоги, как Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой темой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков.

4 стр., 1605 слов

А.С.Макаренко о поощрении и наказании. Современный взгляд на проблему

... поощрение и наказание? Возможно ли использование поощрения и наказания во взаимосвязи? Исследуемой проблемой применения методов поощрения и наказания занимались великие русские ученые-педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко ... глав, заключения, списка литературы, приложений. ГЛАВА I. Роль поощрения и наказания в воспитании детей В обыденной жизни эти два понятия ...

Обращая внимание на важное значение и актуальность проблемы применения методов поощрения и наказания в процессе воспитания младших школьников, мы считаем, что в настоящее время она еще не до конца изучена как в педагогике, так и в психологии.

Актуальность исследования состоит в потребности учителей начальных классов в теоретическом и в практическом обосновании методов поощрения и наказания в системе воспитательных воздействий, целесообразности и оптимального соотношения использования данных методов для стимулирования социально желательного поведения детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования определяется противоречием в том, что среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разнообразные взгляды на использование методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей и не всегда правильное их применение.

Цель исследования: теоретическое обоснование влияния методов поощрения и наказания, применяемых в школе и семье, на эмоциональное состояние младших школьников.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: методы стимулирования в воспитании младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть виды поощрения и наказания.

Методы исследования: аналитический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме).

1 Теоретические аспекты поощрения и наказания младших школьников

81 стр., 40353 слов

Курсовая работа интеллектуальное развитие младших школьников

... младших школьников ; изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к обучению у младших школьников; реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков для развития мотивации у младших школьников . Объект исследования ... должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей [23, с.129]. Введение в школьную программу ...

1.1 История проблемы поощрения и наказания в воспитании младших школьников

Слепое рабское повиновение – вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия – телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода уравновешивающим началом – развитой системой поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».

Наряду с постепенно отходящими на задний план, но не снимаемыми вовсе с вооружения физическими наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой школы и разного рода «мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. «С ослаблением страха телесных наказаний», – писал П.Ф. Каптерев, – «вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный – страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – множество наград…

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах).

В костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках. В написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или служительниц и т. п.»

В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести грани, отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. «Награждение, с точки зрения педагогики, не есть воздаяние за заслуги». «Наказание педагогическое не есть средство устрашения. Воспитание не может избрать одного воспитанника для того, чтобы на его примере учить других». «Главная цель юридических наказаний – возмездие (или воздаяние), а главная цель педагогических наказаний – исправление». Подобных высказываний из старых пособий и учебников педагогики можно привести немало. Но они были призваны играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой. В условиях воспитания в буржуазном обществе поощрения и наказания никогда не были и не могли быть не чем иным, как средствами «устрашения», «воздаяния», «кары», «платы за услуги» и т. п.

10 стр., 4624 слов

«Телесные наказания детей как педагогическая традиция и ...

... Телесные наказания детей как педагогическая традиция 1.1. Понятие "телесное наказание детей" в современном научном дискурсе Для понимания сущности понятия телесное наказание необходимо уяснить, что такое наказание ... показателями. Объектом исследования являются телесные наказания детей, предметом исследования – отношение к телесному наказанию современных россиян. Источниковедческую базу ...

Идею о том, что «истинное» воспитание – это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К.Д. Ушинского писавшего: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Так утверждал и А.И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность, и Н.А. Добролюбов, и Л.Н. Толстой, и многие замечательные умы России и Западной Европы. А.Дистервег, например, считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения… Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний».

Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за успехи и благонравие – с другой, с ее насилием я лицемерной ложью о справедливом «воздаянии» каждому по его заслугам был, бесспорно, прогрессивным явлением.

В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другой – их страха, в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами – в награду за это родители дарят ему новые книги.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко.

4 стр., 1671 слов

Наказание и принуждение как средство воспитания

... советской школы наказания были совершенно исключены из арсенала средств воздействия на детей. Они запрещались такими документами, как «Положение об единой трудовой школе ... наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д. Глава 2 Методы стимулирования. Принуждение и наказание ...

Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости, каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных особенностей, А.С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

1.2 Поощрение и наказание. Виды и формы поощрения и наказания

Методы поощрения и наказания давно используются в воспитательной практике. Советская педагогика не рассматривает эти методы в качестве основных. Основные методы воспитания направлены на то, чтобы создать новое в воспитании. К поощрениям и наказаниям прибегают в тех случаях, когда хотят усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные. Поэтому к использованию поощрения и наказаний прибегают не всегда. Необходимо иметь в виду, что поощрения и наказания затрагивают всю личность детей и глубоко ими переживаются.

В школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы).

В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести программу утренника и др.

Поощрения в начальных классах определяются характером тех дел, которые выполняются учащимися, и особенностями младших школьников. Они, например, очень чутки к похвале учителя. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. Так, школьники с большим усердием добиваются права выполнять задание в особой тетради с красной звездой или другим почетным знаком.

4 стр., 1627 слов

Поощрение и наказание

... умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом. Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда ... на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”; проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме ...

Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов. Если способный ученик быстрее добился результатов, а другой – медленнее, но более упорным трудом, то особого поощрения заслуживает труд второго ученика.

В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.

В коллективе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. В отношении их нужно быть особенно осторожными. Всей своей работой учитель стремится показать таким учащимся, что сделанное ими доступно многим. Однако он не может не отмечать их. Важно иметь к виду, что к поощрениям очень чувствительны учащиеся начальных и средних классов. Поэтому в работе с ними приходится чаще прибегать к поощрениям. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Поощрять учащихся можно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнять как сами собой разумеющиеся. В школе могут встретиться такие учащиеся, которых не за что поощрять. Опытные учителя не ждут, когда ученик в чем-то отличится, чтобы его отметить. Они организуют его поведение и отмечают первые успехи.

Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Отмечая успехи в деятельности и поведении детей, воспитатели, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше. Поэтому формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными. Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5 – 8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

3 стр., 1024 слов

Поощрение и наказание как методы воспитания

... и мировоззрение. Среди различных методов воспитания выделяют методы, прямое назначение которых заключается в стимулировании положительного и коррекции или торможении отрицательного поведения воспитанников путем непосредственного воздействия на их чувства и мотивы. Это методы поощрения и наказания. Методы поощрения ...

Одна из наиболее распространенных мер поощрения – присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами – премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки, становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательной и творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами. Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

Но, ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность, и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

С этой точки зрения следует критически отнестись к некоторым формам поощрений. Иногда в школе классы зачисляют в передовые на продолжительный срок, заносят учащихся на доску Почета на год и более. Такие приемы вызывают у поощряемых самодовольство и толкают их на то, чтобы скрывать дурные поступки в поведении. Не следует также злоупотреблять премированием. Частое использование этого приема приучает детей учиться за подарки или награды, обещанные воспитателем, и приводит к формированию корыстолюбия.

Используя поощрения, воспитатель ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не внешними побуждениями.

16 стр., 7982 слов

» «Правовая культура учителя»

... теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры учителя. Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и ... политическим учениям прошлого и др. Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, ...

Наказание – мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми. Последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания. Стремление избавить детей от наказания имело под собой известные основания, так как наказание всегда вызывает переживание воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком. В значительной степени под влиянием теории свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания были совершенно исключены из арсенала средств воздействия на детей. Они запрещались такими документами, как «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и Устав единой трудовой школы.

Однако в практике работы наказания использовались. Поэтому несостоятельность запрещения наказаний была подвергнута критике. Особенно определенно с этой критикой выступил А.С. Макаренко. Он утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

В школе наказание выражается в форме словесного осуждения. Виды его различны: замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе директора. Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.

Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока. Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

6 стр., 2807 слов

Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово» «Гражданская ...

... Гражданскую войну, для того чтобы скрыть их взаимообусловленность и переложить ответственность за войну на внешнее вмешательство. Причины Гражданской войны. ... Советской Республики сосредоточить все силы на разгроме антисоветских сил. На Дону в роли организатора борьбы с ... и даже мелких частных собственников. Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное ...

Не случайно, поэтому удаление из класса – одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры. Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику. Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе, завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор – это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата. Но все, же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

  1. Поощрение и наказания бывают нескольких видов:
  2. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  3. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  4. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Рассмотрим вначале основные формы поощрения – эо одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение – простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Похвала – это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же, как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Благодарность – коллективная и индивидуальная. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетного места в соревновании – широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами – премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами.

Поручение почетных обязанностей. В школе это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьма положительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав.

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных форм наказания : наиболее распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младших классах.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форма наказания, как приказание ученику встать у парты . Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его да место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса.

Весьма серьезная форма наказания – выговор . Смысл выговора – в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказания становится весьма сильной.

Исключение из школы или перевод в другой класс как одна из форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем более в другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, если есть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательный эффект. Гласное решение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций, учителей обеих школ – вот единственно возможный путь для педагогически целесообразного решения подобной проблемы.

Используется, такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.

Отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле . Использование этой формы целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.

  1. Поощрение и наказание в педагогическом процессе начальной школы

Поощрение и наказание сравниваются обычно с антиподами, то есть являются противоположностями. Если разбирать семантическую и смысловую составляющую этих слов, то эти составляющие являются весьма обширными. Сравнивая значения этих слов (русском, украинском, немецком, французском, английском), можно заметить, что их значения могут либо быть совсем противоположными, либо быть слишком близкими друг другу.

Поощрение означает одобрение или стимулирование, содействие или придача храбрости и т.д. Наказание ассоциируется и сравнивается с выговором и наставлением, с требованиями и штрафами, обременениями и т.д. С этимологической точки зрения между этими понятиями есть что-то и общее, это общее мы видим в воспитательном процессе, где они неразрывно связаны.

Поощрение принято называть одобрение или выражение доверия к ребенку, похвала и другие действия со стороны педагога рассчитанные на стимуляцию положительных эмоций у ребенка. К наказанию можно относить любые угрозы и порицания, осуждения. Методы поощрения и наказания принято применять при коррекции поведения детей.

Существуют формы косвенного требования положительные и отрицательные. К положительным требованиям относятся просьбы, одобрения и так далее, к отрицательным – угроза и осуждение. Косвенные формы требований воспитатели детских садов и педагогов начальной школы используются практически ежедневно и на каждом шагу. Учитель использует поощрение и наказание на каждом шагу в ситуациях, когда нет никакой необходимости выделять ученика из всего класса или всей группы.

Например, «Ты сейчас так хорошо пишешь, стараешься!!!» – эту фразу говорят многие учителя, в особенности в начальной школе. «Ты сегодня не внимательный». Причём одна и та же фраза за урок может быть адресована не одному ученику.

Можно встретить требования – одобрение и требование – осуждение. Требование – одобрение не относится как таковое к поощрению, а требование – осуждение не есть наказание. С одной стороны, это требования, с другой стороны наказание и поощрение является средством коррекции. Между этими двумя сторонами находится очень тонкая грань. В случае поощрения или наказания воспитатели и учителя, а также другие дети принимают решение, которое каким-либо образом влияет на одного из учеников и тем самым выделяет его из общей массы, как следствие происходят изменения во взаимоотношениях, правах или обязанностях детей.

Применение методов поощрения и наказания как методов коррекции должно сопутствоваться определенной ситуацией. В ходе принятия решения, особенно в случае применения наказания, стоит быть более внимательными и не привести к ситуации, когда ребенок может стать изгоем группы детей, либо целого класса.

Ситуации поощрения и наказания – это весьма характерные эпизоды сложных психолого-педагогических ситуаций, разрешение которых сопровождается необходимостью регулировки взаимоотношений, также такие ситуации характеризуются внесением в них конкретных точно определенных изменений, по-другому педагогической коррекции. Возникновение и использование подобных ситуаций педагогически целесообразное и определено необходимостью развития новых, более существенных в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива в целом.

Условно можно назвать ситуацию поощрения соревновательной и творческой. Поощрение, обычно связывают с каким-либо неофициальным или официальным проявлением соревнования в классе. Дети начальных классов творчески относятся к решению поставленных перед ними задач, они проявляют инициативу, прикладывают какие-то трудовые усилия для поставленной перед классом задачи. Учитель должен поддерживать инициативу детей, он должен помочь детям утвердиться в своих внутренних позициях. Учителя должны помогать формирующейся личности – это составляет основу сложившейся психолого-педагогической ситуации.

Гмурман В.Е. призывал к использованию поощрения в различных видах деятельности учащихся и детей. По его словам, что бы ни было захваливания отдельного ребенка или группы детей, нужно поощрять самые различные достижения в самых различных областях деятельности. Кстати, поощрения различных видов деятельности, позволить замотивировать учащихся к разным видам деятельности, причем, не только к учебной, но также и к внеурочной, кружковой и т.д.

В первое время работы с конкретным классом учитель поощряет отдельные действия совершенные его учащимися. Например, отлично убранный класс, или помощь при организации похода или поездки, хорошую организацию субботника и т.п. действия. Далее педагог, учитель начинает уже выделять в качестве предмета поощрения не отдельные действия учеников, а устойчивое проявление каких-либо моральных качеств, будь то ответственность или организованность, принципиальность или взаимопомощь.

Поощрение за выполнение каких-либо общественных обязательных для коллектива дел связывают с проявлением таких качеств как инициативность и самостоятельность, стремление и умение сделать для своего классного коллектива как можно больше хорошего. Таким образом, происходит переход от поощрения за отдельно взятые поступки и действия, к поощрению определенных качеств – ициативность, ответственность и т.д.

Ситуации наказания можно отнести к конфликтной ситуации. Мне кажется, что сводить возникшие в ходе процесса обучения и воспитания конфликты нельзя к ошибкам учителей и родителей. В жизни на практике мы можем увидеть возникающие противоречия между требованиями учителей, класса и поведением отдельных детей. Противоречия между перспективами всего класса и личными перспективами могут послужить источником конфликта, подобные противоречия возникают не только в формирующихся коллективах, но и в уже сформированных коллективах, в которых можно проследить присутствие общественного мнения и значимых традиций. Можно выделить псевдоконфликтные ситуации, они не отражают положительной логики использования наказания. Это ситуации, в которой источник конфликта – ошибка педагогического характера, связанная с отсутствием у учителя или педагогического работника опыта работы или такта общения и отношения с ребятами.

Примером псевдоконфликтной ситуации может послужить следующая ситуация. В ходе урока один из учащихся попытался навести солнечного зайчика на своего одноклассника, который сидел через несколько парт от него. Учитель, заметив мальчика пускающего солнечных зайчиков, потребовала от ученика отдать ей зеркальце, которым ребенок пускал солнечных зайчиков. Ребенок стал упрямиться, отказывался отдавать зеркальце и не выполнил требование учителя. В результате ученика удалили из класса, соответствующую запись сделали в дневнике, далее последовал вызов родителей в школу. В результате ряда стандартных мер только обострился конфликт между учителем и учащимся. Если бы учитель повел себя иначе, проявил себя мастером педагогического искусства, то подобного конфликта можно было избежать.

В.А. Крутецкий и Н.С. Лукин – особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякой одобрения».

Более опытные учителя не ждут момента, когда груз отрицательных эмоций и поведения станут явно преобладать над учеником, чтобы можно было обрушить на него ряд мер репрессивного характера. Если использовать наказание в качестве средства коррекции, то стоит помнить о том, что лучше его применять на ранней стадии, с осторожностью дозируя. Следовательно, использование наказания при условии нормально протекающего процесса обучения и воспитания возможно и в ситуациях, когда отношения ученика, в общем, направлены положительно. Примером может послужить опыт А.С. Макаренко. Были известны случаи, когда за маленькое происшествие, всего на несколько минут, налагали довольно суровые меры наказания, в особенности к лучшим воспитанникам.

Соображения о принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации, когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в ситуации доминирования положительно направленных отношений важны, мне кажется, для понимания диалектической взаимосвязи этих средств воздействия как двух сторон единого метода педагогической коррекции. В большей части жизненных ситуаций использование средств поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.

При использовании средствами поощрения и наказания в единстве проявляются ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные моменты. Учителю очень важно обладать умениями провести дифференциацию и уметь разграничивать личное и ситуативное, личное и возрастное. По сломам Рубинштейна С.Л. «в силу многообразия потребностей, интересов и установок личности одно и то же действие или явление может приобрести всякое, и даже противоположное эмоциональное значение (положительное и отрицательное).

Иногда недостаточно точный и своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных моментов использования поощрений и наказаний может привести к серьезным ошибкам.

Пример: «Встаньте прямо, опустите руки», ученики эту фразу воспринимают, как должное, и как следствие достигается желаемый результат. Если эту же фразу сказать учащимся старших классов, то в следствие можно услышать негативную реакцию и негативное поведение.

Из практики работы учителя начальных классов: Один из учеников обращается к учителям и говорит о том, что тетрадь с домашней работой съела кошка. Вы представляете, я смотрел телевизор, а кошка прыгнула на стол и съела тетрадь. Учительница попросила показать язык. Всё с тобой понятно сказала учительница, когда же твой язык научиться говорить правду? Обо всей твоей истории, правда, то, что ты смотрел телевизор. Почему ты сказал неправду, спросила учительница. Я не буду больше врать. Я боялся, вы поставите «2» и будете ругаться.

Классный руководитель оставил в кабинете после уроков продежурить несколько человек. Один из оставшихся учеников изрисовал парту ручкой. испачкал парту чернилами. Провинившийся ребенок должен был убрать и вымыть парты за собой. Выполнив то, что полагалось, мальчик, увлеченный работой, протер от пыли и полил стоявшие на подоконниках цветы. Например, ребенок может услышать такие слова: «Ты молодец, ты, оказывается, умеешь и любишь работать. Я надеюсь, ты научишься также следить и за собой и будешь более аккуратным». Ребенок, осознавая, что выполнил долг, испытывает чувство радости, эту радость Левитов Н.Д. относил её к психическому состоянию, подкрепляемому в данном случае словами похвалы со стороны учителя. Сначала ребенок был наказан, наказанием было выполнение какого-то задания по классу, затем последовали слова похвалы, то есть ситуация дополнилась поощрением. Вместе с этим происходит перемещение мотивов и потребностей, интересы личности проникают «вовнутрь» ее деятельности, а это в свою очередь совпадает с разрешением ранее возникшего конфликта. Воспитательный процесс корректируется и вступает в нормальное русло.

Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально огромное значение для анализа эмоциональной сферы использования средств поощрений и наказаний. Наиболее удачные примеры. На которых это можно проследить, это примеры ошибок педагогического характера, которые связаны с ситуациями наказания и поощрения.

Пример: На втором этаже, где расположены кабинеты начальной школы, во время большой перемены появляется директор. Он замечает группу детей из 3-го класса, которые гоняли по полу кусочек мела, представляя игру в футбол. Жестом директор позвал мальчишек и поставил рядом с собой. Когда прозвенел звонок, и все дети отправились на урок, директор сказал мальчишкам: «Отправляйтесь на первый этаж к Наталье Ивановне возьмите у неё ведро, тряпки и швабру. Будете здесь натирать пол до блеска, пока он не станет блестящим и совершенно чистым.»

Директор удивился, когда увидел, как мальчишки с удовольствием побежали вниз за инвентарём и с не меньшим энтузиазмом принялись за дело.

Это не удивительно, при учете того, что эмоциональная направленность отношения мальчишек к деятельности, избранной директором для осуществления наказания, была очень положительной. Надо помнить, что дети начальной школы, обычно, весьма охотно берутся за всякую работу, которая связана с затратой физической энергии. В рассматриваемом примере, положительно отношение к данной ситуации ещё усилилось в связи с существующей в школе традицией, натирание полов поручалось лишь детям старшей школы. И как следствие данной традиции подобная работа считалась почетной, ассоциировалась с привилегиями, которые предоставлялись их старшим товарищам. Наказания изначально не получилось, да и не могла получиться, так как мальчишки восприняли всё происходящее как поощрение изначально. Запланированное директором средство воспитания перешло в противоположность и стало средством поощрения.

Соблюдение меры является немаловажным условием развития самостимуляции в процессе использования наказаний и поощрений. Весьма трудно определить, что является более вредным, излишнее поощрение, захваливание или наказания по любому поводу. Поощрение и наказание в качестве средств коррекции должно использоваться реже, чем формы косвенных требований (одобрение и осуждение).

Эффект от применения наказаний и поощрений обратно пропорционален частоте использования данных средств. К поощрению и наказанию стоит прибегать в тех случаях, когда в конкретной ситуации это необходимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что правильное, умелое использование методов поощрения и наказания – это искусство, которым овладевает не каждый родитель и, даже, не каждый опытный педагог. Овладение этим искусством требует немалых усилий и от родителей, и от педагогов. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», – подчеркивал А.С. Макаренко [8]. То же самое следует сказать и в отношении поощрения.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства, в семьях всё меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрения и наказания. Педагог должен стараться помогать родителям в воспитании младших школьников. Хотелось бы, чтобы методы поощрения и наказания применялись как точно рассчитанное и точно осуществляемое воздействие воспитывающего на воспитуемого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pooschrenie-i-nakazanie/

  1. Х.Бекетов. – Алма-Ата, 1954
  2. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н.Ф. Бунаков – М., 1953
  3. Герцен А.И. Педагогические высказывания / А.И. Герцен – М., 1951
  4. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе / В.Е. Гмурман – М., 1958
  5. М., 1962
  6. Л.Ю. Гордин – М., 1971
  7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег – М., 1956
  8. Каптерев П.Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании / П.Ф. Каптерев – СПб., 1957
  9. Козлов И.Ф. и др. методика воспитательного процесса / И.Ф. Козлов и др. – М., 1969
  10. у подростков / В.А. Крутецкий., Н.С. Лукин. – М., 1960
  11. Левитов М.Д. О психических состояниях человека / М.Д. Левитов – М., 1964
  12. Магарик Н.Е. О мерах поощрения и наказаниях младших школьников / Н.Е. Магарик – Л., 1979
  13. М.: Лениздат, 1981
  14. М., 1957-1958
  15. М., 1962
  16. Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка / Е.И. Николаева – СПб.: Речь, 2010
  17. К. Норктон Паркинсон, С. Паври. – С., 1992
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960
  19. М., 1980
  20. С., 1961
  21. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах / К.Д. Ушинский – М., 1952-1953
  22. Фа В.И. Фармаковский – О., 1931