Стимулирование труда. Меры поощрения и порядок их применения

Законодательством о труде определены два основных вида поощрения: за успехи в работе, применяемые в коллективах предприятий и за особые трудовые заслуги. В данной статье рассмотрим первый вид.

В ст. 131 КЗоТ РФ и в п. 21 Типовых правил внутреннего трудового распорядка определены примерный перечень основных мер поощрения и общие основания применения их по отношению к отдельному работнику.

Основными мерами поощрения за успехи в труде на предприятии:

1) объявление благодарности;

2) выдача премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение Почетной грамотой;

5) занесение на Доску почета и в Книгу почета.

Основаниями применения мер поощрения за успехи в труде являются: образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная и безупречная работа, новаторство в труде и другие достижения в работе, которые превосходят обычные требования.

Правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также и другие поощрения.

Поощрения применяются при проявлении работником активности с положительным результатом.

Применение мер поощрения, указанных в ст.131КЗоТ — право, но не обязанность администрации. У работника права на эти виды поощрения нет. Такое право может появляться при условии, если в организации принято положение о премировании, в котором установлены, по достижении которых у работника возникает право на определенного вида поощрения. В этом случае администрация обязана применить меры премирования, указанные в положении о премировании.

Показатели активной работы могут быть установлены и в трудовом договоре (контракте).

Кроме того, в нем может быть установлен и размер премии, которую работник получит, достигнув этих показателей.

Образцовое выполнение трудовых обязанностей предполагает поощрение за высокую исполнительскую дисциплину. Условием образцового исполнения обязанностей является высокая квалификация. Основанием для поощрения может быть выполнение какого — то этапа работы, который имеет самостоятельное значение.

3 стр., 1068 слов

Поощрения в трудовом праве

... льгот и преимуществ». Также поощрения за труд определяются как общественное признание достигнутых результатов труда работниками, добросовестно выполняющих свои обязанности. Существует ли определение поощрения за труд в действующем законодательстве Российской Федерации. В настоящее время определения поощрения ...

Повышение производительности труда, как правило, приносит дополнительную прибыль, поэтому для того, чтобы стимулировать повышение производительности труда, целесообразно установить, где это возможно, премию в виде процента от получаемого дохода, от прибыли, образующейся в результате повышения производительности труда.

Улучшение качества продукции, ко всему прочему, повышает престиж организации и также является условием получения дополнительных прибылей.

Продолжительная безупречная работа является формой активности, которая должна поощряться, так как подобная работа под силу не всем работающим. Целесообразно установить определенный период работы, который должен поощряться. Например, через каждые пять лет безупречной работы работнику можно предоставить право на получение поощрения, значимость которого может повышаться.

В правилах внутреннего трудового распорядка организаций нередко насчитывается до 30 дополнительных мер поощрения. Например, такие, как объявление лучшим по профессии, почетным работником, ветераном труда и т.д. поощрениями могут выступать дополнительная оплата, необычные звания, повышение по службе, придание особого статуса, предоставление более престижного помещения для работы. Все перечисленные виды поощрения доказали свою эффективность на практике.

За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Установление государственных наград и почетных званий Российской Федерации отнесено к ведению федеральных органов государственной власти РФ (п. «с» ст. 71 Конституции РФ).

Установление государственных наград и почетных званий Российской Федерации отнесено к ведению федеральных органов государственной власти РФ. Правом награждать государственными наградами и присваивать почетные звания Российской Федерации наделен Президент РФ. В преамбуле Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями, сказано: «Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, образовании, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

  • звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;
  • почетные звания Российской Федерации. Среди государственных наград, предусмотренных Указом,— орден «За заслуги перед Отечеством», орден Почета, орден Дружбы и другие. К числу почетных званий, установленных еще союзными нормативными актами, относятся: «Заслуженный шахтер» «Заслуженный металлург», «Заслуженный энергетик», «Заслуженный деятель науки», «Заслуженный зоотехник», «Заслуженный работник культуры», «Заслуженный юрист» и др.

Законом РФ от 20 марта 1992 г. введено звание Героя Российской Федерации, которое присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

12 стр., 5920 слов

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

... Н. Е. «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации» (2007 г.) Проблема взаимодействия Президента с иными органами власти, изучалось многими авторами. Например, Дегтев Г.В. в своей работе «Некоторые аспекты нормотворческой деятельности Президента РФ» (2007 г.) ...

В целях особого отличия граждан, удостоенных указанного звания, учрежден знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда».

В настоящее время в Российской Федерации существует довольно широкая система почетных званий, присвоенных за особые трудовые заслуги:

«Заслуженный химик», «Заслуженный энергетик», «Заслуженный врач», «Заслуженный рационализатор», «Заслуженный артист», «Народный артист», «Заслуженный деятель науки и техники», «Заслуженный связист», «Народный художник», «Заслуженный экономист», «Заслуженный юрист», «Заслуженный военный летчик», «Летчик-космонавт».

Для работников некоторых категорий отдельных отраслей народного хозяйства были введены специальные почетные звания, например: «Почетный железнодорожник», «Почетный горняк», «Почетный строитель», «Почетный шахтер» и другие.

Свои почетные звания имеются и в республиках в составе Российской Федерации.

Одной из форм поощрения за особые трудовые заслуги является награждение Почетными грамотами органов власти и управления Российской Федерации и ее субъектов.

Все перечисленные меры поощрения носят правовой характер, поскольку установлены или санкционированы органами власти.

Заключение

Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является стимулирование, определенная модель которого существует на каждом предприятии или фирме. Она представляет собой взаимосвязанные принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системы.

Прежняя «уравниловка» в оплате труда работника на современном российском предприятии уступает место дифференцированной системе материального стимулирования. Дифференциация заработной платы и дополнительных материальных выплат может осуществляться в зависимости от пола, возраста, профессионального статуса, уровня образования, квалификации, стажа работы на предприятии, значимости занимаемой должности и даже с учетом морально-психологических характеристик работников.

К наиболее актуальным подходам в настоящее время относят следующие:

Комиссионные — один из наиболее естественных и распространенных способов повышения заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан — напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно — каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету. Премия — также довольно распространенный способ стимулирования, но он может рассматриваться как индивидуальное право каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии. К финансовой помощи можно отнести транспорт, ссуду на покупку недвижимости, оплату медицинской и других страховок, которые могут распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника. Пенсии. Эта привилегия гораздо меньше ценится молодыми сотрудниками и поэтому не всегда является мотивирующим фактором. Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались с личной жизнью сотрудника. Стимулировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать).

3 стр., 1038 слов

Контрольная работа: Профессиональная этика сотрудников внутренних дел

... правоохранительной деятельности органов внутренних дел / Сборник статей. Вып. № 8. С. 20. 9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дубова. – М., 2003. 10. ... несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а ...

Качества и условия самой работы. Пытаться стимулировать человека, находящегося не на своем месте, всегда трудно. Дать сотрудникам возможность развить в себе новые навыки и получить новые знания, а также «сменить обстановку» можно, организуя рабочие группы для выполнения проектов или специальных заданий.

Оборудование. Ноутбук, пейджер, мобильный телефон и т.д., которые могут использоваться также и в личных целях, — все это очень веские стимулирующие факторы. Ответственность. Большинство людей получают удовлетворение от возложенной на них ответственности как от чего-то, что принадлежит только им. Они могут считать это своей собственностью и гордиться результатом. Передача ответственности не обязательно должна иметь большие масштабы, но какой бы, ни была ответственность, она рождает более обдуманное и внимательное отношение к методам работы и ее конечным результатам и, соответственно, влечет за собой рост продуктивности и эффективности, стимулируя вместе с тем работу в команде.

Продвижение и рост. Ощущение собственного прогресса само по себе мотивирует. Категории и звания можно использовать для создания уровней в пределах одной должности, чтобы сотрудники имели возможность более регулярного роста.

Признание и поощрение — например, выбор «сотрудника месяца». Подобные меры должны быть организованы так, чтобы возможность выиграть была у всех. Если каждый раз это будет один и тот же человек, — этот фактор перестает быть стимулирующим: вскоре команда поймет, что победитель уже давным-давно выбран, и в результате интерес и доверие к такой системе будут потеряны.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pooschrenie-v-trudovom-prave/

1. Егоршин, А. П. Управление персоналом [Текст]: А.П. ,Егоршин //. — Н. Новгород: НИМБ, 2004 — 607с.

2. Капустин А. Мотивация менеджмента — залог стабильности компании // ЖУК, №6, 2003

3. Козычева Н. Б., Козычев Б. С. Проблемы, задачи, меры поощрения персонала // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001.

4. Менеджмент (Современный российский менеджмент) [Текст]: Учебник/Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. — М.:ФБК-Пресс, 2002. — 504 с.

5. Миграбян А. В., В погоне за стимулированием// ЖУК, №3, 2004.

6. Бовыкин В.И.,

7. Платова К.Н., Индивидуальный подход к стимулированию отдельных сотрудников//Управление персоналом, №9, 2004

8. Самоукина Н. В., Стимулирование персонала как проблема.//Управление Персоналом, № 7, 2004.

9. Тульчинский Г. К., Поддержание стимулирования // Персонал Микс, №1, 2001.

10. Удалов А.Ф., Стимулирование и поощрение персонала.// Персонал Микс, №1, 2001.

11. 2003_02_07_1797.html

32 стр., 15547 слов

Теоретические основы менеджмента

... теоретические основы менеджмента Пособие содержит материал, систематизированный по четырем разделам: 1) общие представления о содержании менеджмента и управленческой деятельности; 2) интеграционные процессы в менеджменте; 3) функции менеджмента; 4) эффективность управления. ...