Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций

И если бы его требования пользовались более высоким приоритетом, то после расчетов по ним вероятность удовлетворения требований других кредиторов была бы достаточно малой.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь (наряду с лицами, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью) удовлетворяются требования граждан-вкладчиков, а также требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и ЦБ РФ в связи с осуществлением ими выплат в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и соответственно Федеральным законом № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» .

Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (см. п. 4 ст. 63 ГК).

При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, что характерно для ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства), оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными.

5 стр., 2196 слов

Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования

... других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы. Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются ...

2.

3. Несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации коммерческой организации Статья 65 ГК рассматривает несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации коммерческой организации (юридического лица).

Коммерческая организация может быть признана несостоятельной (банкротом) в принудительном порядке — по решению суда или объявлено несостоятельным (банкротом) в добровольном порядке — по решению, принятому коммерческой организацией совместно с его кредиторами.

Признаками банкротства коммерческой организации являются ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды).

Несостоятельным (банкротом) может быть признано (объявлено) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку при недостаточности имущества казенного предприятия по его обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества казенного предприятия — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (см. п. 5 ст. 115 ГК).

Если стоимость имущества соответствующего юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном комментируемой статьей (см. п. 4 ст. 61 ГК).

В случае если после принятия решения о ликвидации юридического лица — должника обнаруживается, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В период после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (см. ст. 224 Закона о банкротстве).

В соответствии с п. 3 статьи 65 ГК основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о банкротстве. При этом требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный выше Закон применяется с особенностями, установленными Законом о банкротстве кредитных организаций.

11 стр., 5406 слов

Проблемы ликвидации юридического лица

... обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом. Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, ... ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении ...

Закон о банкротстве предусматривает возможность применения к неплатежеспособному юридическому лицу не только процедур, имеющих следствием ликвидацию юридического лица, но и комплекса мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.

Основная черта процедур банкротства состоит в том, что они преследуют цель удовлетворения общих интересов кредиторов, в том числе и за счет интересов отдельных кредиторов, как индивидуальных истцов. Применение указанных процедур по общему правилу имеет следующие последствия: передача всех дел должника в ведение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего); объединение активов юридического лица в единое целое (имущество должника или конкурсную массу); формирование единого коллектива кредиторов (собрание кредиторов); прекращение индивидуального удовлетворения требований кредиторов; предоставление всем кредиторам равных условий удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.

Заключение

Подводя итог настоящей работе, можно сделать вывод о том, что в настоящее время значение института ликвидации в значительной степени возросло, что связано с проводимыми преобразованиями в экономической сфере, а также с сопутствующим им обновлением законодательства РФ.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Данная статья предусматривает два способа и, соответственно, два порядка ликвидации юридических лиц: добровольный (обычный) и принудительный. Применительно к этим способам в п. 2 ст. 61 ГК РФ сформулированы и основания для ликвидации юридических лиц.

Так, по мнению законодателя, в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо; с достижением цели, ради которой оно создано.

Следует отметить, что перечень оснований для ликвидации юридических лиц в добровольном порядке не является исчерпывающим, так как учредители (участники) юридического лица вправе его ликвидировать в любой момент. Важным моментом при этом является соблюдение установленного порядка ликвидации юридических лиц.

Конституции РФ

Особым случаем ликвидации коммерческой организации является признание ее несостоятельной (банкротом).

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расширяет круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Действие Закона теперь распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Кроме того, следует иметь в виду, что новый Закон о банкротстве предусматривает применение конкурсной процедуры в отношении юридических лиц лишь в случаях, когда общая сумма заявленных кредиторами требований составляет не менее 100 тыс. руб. и они не погашены в течение трех месяцев с даты наступления их исполнения.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что принудительная ликвидация юридического лица во всех случаях имеет место по решению суда.

4 стр., 1868 слов

Ликвидация предприятий

... – директора и главного бухгалтера компании. Такой способ ликвидации является самым быстрым, простым и безопасным способом избавиться от юридического лица. Альтернативная ликвидация предприятия – это изменение состава его учредителей и единоличного ...

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая

3. Федеральный закон № 395−1- ФЗ «О банках и банковской деятельности «

4. Федеральный закон № 4015−1- ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»

5. Федеральный закон № 123-ФЗ «Об акционерных обществах»

6. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

7. Федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Гусева Т. А.

574.

А. А. Ликвидация

178.

В. Ф. Яковлева

М.: Юрид. лит., 2007. С. 489.

11. О рекомендациях по рассмотрению дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в ст. 61 ГК, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.

08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» (ВВАС РФ. 2004. N 10).

12. Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.

01.2000 N 50) .

Ф. М. Предпринимательское

672.

14. Рассказова Н. Ю Коммерческое право: Учебник для ВУЗОВ. М. Проспект 2007. С.

491.

С. В. Арбитражная

Гражданский кодекс РФ. Часть первая. ст.

61.

О рекомендациях по рассмотрению дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в ст. 61 ГК, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.

08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» (ВВАС РФ. 2004. N 10).

Пленумов ВС

Налоговый кодекс РФ. Часть первая. ст.

31.

Федеральный закон № 395−1- ФЗ «О банках и банковской деятельности «ст.

23.1.

Федеральный закон № 4015−1- ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» ст. 30

В. Ф. Яковлева

см. п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.

01.2000 N 50) .

Федеральный закон № 123-ФЗ «Об акционерных обществах» п.

4.ст.

21.

С. В. Арбитражная

Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст.

12.

Рассказова Н. Ю Коммерческое право: Учебник для ВУЗОВ. М. Проспект 2007. С.

71.

Ф. М. Предпринимательское

81.

Федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ст.

23.

А. А. Ликвидация

41.

Зубов В. И.

87.