Принципы обеспечения международной безопасности

2. Пути укрепления и улучшения положения России на международной арене

2.1 Россия в XXI веке

2.2 Внешняя политика России в отношении Запада

2.3 Внешняя политика России в отношении Азии и Востока Заключение Список литературы

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась вторая мировая война, а после нее «холодная война». Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и полон острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.

В российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование на началах равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения национальной независимости и самоопределения народов, а также их свободное развитие на демократической основе.

6 стр., 2705 слов

Контрольная работа: Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения ...

... способствующим сотрудничеству стран – членов при решении технических проблем развития международного судоходства, обеспечения безопасности человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения моря с судов. Основная форма деятельности ИМО – разработка рекомендаций, которые принимаются ...

Как видно из приведенного определения, международная безопасность выступает лишь как благоприятная внешняя среда для развития государств. Такой подход вытекал из принципов в международной политике именно обеспечения безопасности государства.

Сейчас Россия имеет дело с многоликим международным сообществом, с конкретными государствами и их группами, поэтому линия поведения государства должна быть построена на национальной основе, исходя из совокупных интересов России.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и принципов обеспечения международной безопасности.

Задачи работы:

1) рассмотреть понятие и принципы обеспечения международной безопасности;

2) проанализировать пути укрепления и улучшения положения России на международной арене;

3) сделать выводы по содержанию работы.

Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и принципы обеспечения международной безопасности

1.1 Понятие международной безопасности

Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона «О безопасности», в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином «национальная безопасность заимствованным у США. Причем понимается он совершенно различным образом, для российских специалистов-международников национальная безопасность суть безопасность государства, для тех, кто занимается внутренними вопросами СНГ и России, национальная безопасность это мир между нациями и национальностями. Некоторые ученые стремятся рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том основании, что в российском законе они отнесены к субъектам безопасности. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

Согласно закону .№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие «нация» отождествляется с государством) вытекает из постулата о том, что международные отношения являются результатом столкновения государств которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

4 стр., 1721 слов

Государство как субъект международного право

... физическое, либо юридическое лицо. 1. Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом К числу субъектов международного частного права относятся: 1) физические лица (граждане; лица без ...

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Военная сфера деятельности государства о теоретической точки зрения является составной частью политической области функционирования государства и общества. Однако исторически военные вопросы выделяются в самостоятельную сферу функционирования государства и общества. Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической).

Такой подход к делению безопасности на виды по сферам деятельности государства прослеживается и в Законе «О безопасности» РФ, где указывается, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Рассмотрим некоторые стороны обеспечения безопасности по каждому из видов. Политическая безопасность означает устойчивость государственного и общественного строя конкретной страны от внешних и внутренних воздействий, военная безопасность достигается наличием средств «сдерживания» путем устрашения. В случае с Российской федерацией основным средством «сдерживания» является несомненно ядерный потенциал, достаточный для обеспечения гарантированного уничтожения» в ответном ударе, в современных условиях (в отличие от периода «холодной войны») национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются, прежде всего, на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность, вплоть до последнего времени вопросы экологической безопасности в России не вызывали особых забот ни у руководителей, ни у общественности. сейчас экологический климат резко изменился.

В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. Так в научных сообщениях и печати помяло государственной безопасности используются термины общественная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность, информационная безопасность. Как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств и ведомств. Практика же западных государств, да и российской федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национально-государственной (национальной) безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики для защиты государственных институтов, суверенитета, территориальной целостности и природных ресурсов страны, нерушимости ее границ, конституционного строя и системы управления страной. Деление же национальной государственной безопасности на внутреннюю, внешнюю, общественную и т. п. вряд ли обосновано.

Структура безопасности. Согласно закону российской федерации «О безопасности», международной теории и практики обеспечения безопасности основным субъектом обеспечения безопасности вплоть до настоящего времени выступает государство. После второй мировой войны все больший вес в системе международной безопасности приобретают международные и региональные организации (Организация Объединенных Наций, североатлантический союз, совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе).

4 стр., 1659 слов

Правовое государство и гражданское общество (2)

... с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место — быть лишь механизмом общества, функционирующим под его всесторонним контролем. В основе правового государства лежат ... свободы гражданам дарованы государством. Человек природы обладает правом на жизнь, на достойное существование, на личную безопасность, на защиту чести и т.д., а государство обязано гарантировать ...

Законом РФ

Зарубежная типология интересов тесно связана с условиями их сохранения. Для определения степени опасности интересам употребляются три уровня: угроза, вызов и риск. Каждый из уровней означает возможности какой либо страны, группы лиц или явления угрожать («угроза»), противодействовать («вызов») или каким-либо образом мешать («риск») достижению целей национальной безопасности. Законом «О безопасности» российской федерации угроза безопасности представляет собой «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Другие степени опасности российским субъектам безопасности в законодательном порядке не определены, что в известной степени соответствует практике обеспечения безопасности, поскольку она связана с защитой от угроз интересам выживания и жизненно важным.

Понятие цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер безопасности, в США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Защита не требует немедленных действий военного характера.

Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп: политические (от дипломатических нот до «психологической войны» и убийства неугодных политических деятелей) военные (от «демонстрации флага» до применения ядерного оружия), экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Например, либерализация цен в России (экономическая сфера) влечет за собой снижение уровня жизни (социальная сфера).

Аналогично решение о сокращении российских вооруженных сил оказывает влияние на военную сферу отношении внутри страны (увольнение военнослужащих, конверсия) и на систему международных отношений (политических вывод войск, экономических реализаций остающегося за рубежом имущества, экологических ликвидация вредных для природ последствий использования иностранной территории для обеспечения безопасности. Современная теория рассматривает три способа регулирования; конфликтных отношений: предотвращение их эскалации, замораживание на существующем уровне и их разрешение. Предотвращение эскалации конфликтных отношений! предполагает такие действия сторон, которые снижают уровень конфликтности на ранних фазах конфликта. Замораживание означает сохранение конфликтности отношений на существующем уровне или некоторое снижение конфликтности. Классическим примером «замораживания» являете перемирие в Корее. Под разрешением конфликтных отношении понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, по сути, приемлемые для всех и соответствующие взглядам и позициям каждой из сторон.

4 стр., 1703 слов

Международное воздушное право

... безопасности воздушных полетов. Актуальность темы обусловлена научно-техническим развитием в области авиации и его влиянием на международные отношения. Перед курсовой работой поставлены следующие задачи: дать понятие международного воздушного права, рассмотреть его основные принципы ...

Основным методом обеспечения безопасности, несомненно, является предупреждение развития конфликтных отношений между государством. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых «барьеров») на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фрионов в производственных целях и т. п. На протяжении почти всей половины XX вена широкое применение в предупреждении эскалации конфликтных отношены играло «сдерживание» («устрашение»).

Обычно оно связывалось с угрозой применения военной силы. Однако политическая практика, особенно в последнее десятилетие, дает немало примеров использования других средств политического, экономического, психологического характера для воздействия на субъектов конфликтов.

Наряду с принудительными мерами воздействия на субъектов конфликта в последнее время набирают силу мирные способы разрешения конфликтов и кризисов, ведущее место при этом занимают переговоры. Существуют три широких подхода к регулированию конфликтных отношений: правовой (или нормативный), принудительно-переговорный, решение проблемы». Доминирующую роль в урегулировании современных конфликтов играет принудительно переговорный способ или метод торга.

При замораживании конфликтных отношений широко используются миротворческие вооруженные силы. Они применяются для разведения конфликтующих сторон обеспечения снабжения мирного населения, наблюдения за соблюдением договоренностей.

1.2 Принципы международного права

международный право внешняя политика Центральная роль в разработке и реализации международно-правовых механизмов регулирования несомненно принадлежит государствам. Именно государства, являясь первичными субъектами международных отношений, создают, вносят изменения и имплементируют международно-правовые нормы, и регулируют правосубъектность международных организаций. В связи с этим, степень развитости и эффективности международного права непосредственно зависит от желания государств.

Принципы международного права — это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права. Как императивные положения, они не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

3 стр., 1483 слов

Принципы гражданского процессуального права (2)

... Межгосударственная интеграция открывает перспективу закрепления принципов гражданского процессуального права в международных договорах. Так, в масштабе СНГ ставится вопрос о создании Модельного кодекса гражданского судопроизводства, где принципам гражданского судопроизводства будет посвящена отдельная глава ...

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Впервые этот принцип был закреплен в

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

  • запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  • запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
  • предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;
  • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

2 стр., 532 слов

Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере ...

... что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Тогда возникает вопрос: Сохраняют ли они свой международно-правовой характер, если станут частью правовой системы России? ...

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

Современное понимание данного в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.

Принцип самоопределения народов и наций — это право народов и наций, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств.

Принцип суверенного равенства государств

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

4 стр., 1826 слов

Принципы Арбитражного процесса (2)

... отправными положениями при сопоставлении с арбитражным процессуальным правом других государств. Система принципов арбитражного процесса - это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Основные классификации принципов арбитражного процесса: по функциональному признаку по ...

Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в

Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Считается что принцип возник с 1648 г (Вестфальское соглашение после 30летней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.

Принцип нерушимости государственных границ

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

10 стр., 4661 слов

Понятие и принципы правового государства

... нем ценностей. Принятие нашим обществом формулы правового государства означает переворот в представлении о соотношении государства и права. Правовое государство предполагает, в первую очередь, господство ... культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов ...

  • ? признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
  • ? отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
  • ? отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип территориальной целостности государств

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился

Принцип уважения прав человека и основных свобод

Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.

Глава 2. Пути укрепления и улучшения положения России на международной арене

2.1 Россия в XXI веке

Современные геополитические перспективы России во многом являются производными от тех тенденций, которые господствовали в течение тысячелетнего периода территориальной экспансии древнерусского государства.

Насколько можно судить сегодня, появляющаяся на месте биополярной новая полицентрическая модель международных отношений не будет механическим повторением уже осуществленных мировым сообществом схем. Распад «социалистического содружества», а затем и самого СССР не изменил существа перемен в структуре международных отношений. В то же время дезинтеграция одного из двух основных глобальных центров силы придала им определенное своеобразие, которого могло не быть или которое было бы менее выражено, сохранись Советский Союз и область его геополитической гравитации. Речь идет и начавшемся разделе между ведущими государствами мира и их объединениями бывшей сферы советского влияния, а также о возможности распространения этого процесса на республики бывшего ССС, включая саму Россию. В принципе данный процесс в зависимости от того, насколько зайдет, может обернуться третьей за нынешнее столетие перекройкой сфер влияния в глобальном масштабе. В отличие от двух переделов, ставших результатом войн и закрепленных в положениях Версальского договора (1918) и Ялтинских соглашений (1945), третий передел мира проводился бы в основном экономико-политическими средствами, но его кратко и особенно долгосрочные последствия были бы менее значительными, в первую очередь для России. Этот неблагоприятный для нас геополитический процесс передела сфер влияния уже заявил о себе фактическим отсечением или «тихой» переориентацией на другие центры силы стран Восточной и Центральной Европы, юга Европы Балтии, а также ряда социалистических государств Юго-Восточной Азии и Африки. В изложении сотрудника фонда Карнеги П. Гобла очка зрения звучит так: «Западные страны должны признавать новое деление Евразийского материка. Они не должны позволить России считать, будто Запад рассматривает постсоветское пространство как «Россию плюс зависимые от нее страны».

Наоборот, Западу следует поддержать законную независимость новых стран и признать, что многосторонние соглашения в этом районе, такие как СНГ, пережили свою первоначальную полезность».

Опираясь на исторический опыт российских реформ, опыт революций и войн, включающий создание и распад Российской империи и СССР, сформулируем условия, определяющие область выбора национальных целей России:

1. Национальные интересы и цели России могут быть деструктивными для страны, разрушающими ее демографический, экономический, культурно-духовный, природно-ресурсный и геополитический потенциал.

2. Национальные интересы и цели опираются на проверяемую систему ценностных ориентаций и предпочтений. Ценностные приоритеты проверяются по критериям политического, экономического, геополитического, духовно-культурного суверенитета, национальной безопасности страны.

3. Национальные цели России должны включать стремлении к разрушению имиджа «империи зла», «гнезда международной преступности и терроризма», политической неустойчивости и коварства. Россия будет целью ля мировой цивилизации XXI века, для мирового сообщества наций полным исключением этих угроз и опасностей. Эти блага и создадут благоприятный международный климат для вложения мировых ресурсов модернизации (технологий, информации, кадров) в Россию.

Россия, безусловно, не должна нарочито дистанцироваться от кого-либо мировых лидеров: с каждым из них нужно стремиться находить области, где кооперация возможна и желательна для каждой из сторон. Не стоит избегать участия и в многонациональных проектах, но только тех, которые действительно отвечают ее интересам.

Парадоксально, но именно нынешнее кризисно-неопределенное состояние России увеличивает ее шансы играть роль такого «довеска»: для новых мировых лидеров она на данном этапе не является вызывающим тревогу конкурентом, зато для большинства из них привлечение на свою сторону ее еще неангажированных ресурсов весьма желательно.

России вряд ли стоит предпринимать сверхэнергичные усилия для сглаживания подобных противоречий: их сохранение не только обеспечивает Москве большую свободу действий, но и затрудняет возможность ее международной изоляции, образование глобальной или региональной антироссийской коалиции. Именно такие коалиции могут представлять для нас потенциальную военную опасность. Отдельные, даже крупные военные державы и союзы в условиях многополярности не так уж страшны. Угроза России со стороны одного центра силы не оставит равнодушными другие мировые и региональные державы и их партнеров, ибо успешная реализация этой угрозы означала бы изменение общего баланса сил не в их пользу.

Важнейшим условием успешного осуществления политики и «балансирующей равноудаленности» является сохранение России в качестве весомой и, следовательно, привлекательной для соперничающих центров силы геополитической единицы. Это означало бы, во-первых, сохранение полного национального контроля над технико-экономическим потенциалом и промышленными ресурсами страны. Во-вторых, государственную поддержку и защиту. В-третьих, создание благоприятного налогового климата для «возвращения на родину» российских частных вкладов в зарубежные банки. В-четвертых, обеспечение высокой эффективности военного потенциала России, недопущение новых «глубоких сокращений» вооружений и вооруженных сил, учитывая, что оружие, особенно ядерное, является на сегодня наиболее доступным и действенным инструментом сохранения национальной самостоятельности России и ее влияния на мировую политику. Геополитическая субъективность России, а, следовательно, геополитическая целостность и нерасчлененность ее восточных территорий от западных, наличие собственной геополитической стратегии у России являются необходимыми условиями геополитического равновесия, баланса геополитических сил Евразии и всего мира.

Новая геополитическая стратегия России не может опираться на интеграцию в мировую экономику. Геостратегия России, для которой ее геополитическая значимость определяется территорией, ресурсами и географией Урала, Сибири и Дальнего Востока, Севера России, должна опираться в первую очередь на собственные ценности.

Социально-экономическое развитие Сибири должно быть объявлено составной частью российской геостратегии. Для этого имеются необходимые предпосылки. Только на этих просторах можно в десятки раз увеличить население. На территории края можно создать тысячи новых индустриальных гигантов, в сибирских недрах находятся практически все элементы таблицы Менделеева, доступные промышленной переработке. Только с территории сибирского Севера можно осваивать богатства Северного Ледовитого океана.

Современные реформы в России ослабили опасности, происходящие из старой геостратегии СССР, ориентированной на победу над мировой империей капитала. Но они поставили под угрозу геополитический статус России как мировой державы территориальным расчленением мировой социалистической системы, ССР и вероятным расчленением России, главным образом Урала, Сибири и Дальнего Востока, на слабые территориальные образования.

Разбалансировка равновесия мировых центров силы претензий США на мировое лидерство, активные действия панисламизма, китаецентристские концепции мироустройства, выдвижение воссоединенной Германии с 80-миллионнным населением на роль мирового лидера в центре Европы — вот подлинные силы, которые могут реально дезинтегрировать (расчленить) Россию.

Предотвратить дальнейший распад России, особенно с Дальнего Востока, ориентировать геополитический центр мира в Азиатском Тихоокеанском регионе, включая Юго-Восточную Азию, можно созданием системы сибирских и дальневосточных центров, балансирующих европейский Центр России с его ослабевающим и отчуждающим воздействием на сибирскую и дальневосточную периферию.

При направленности геополитической стратегии России на Восток геополитическая (экономическая, политическая, культурологическая) ценность Сибири стоит в том, что она начинает объективно играть роль центрального ядра России, балансирующего западную и восточную периферию страны с своими политическими центрами. Западная и Восточная геополитические оси России будут одновременно обращены и к американско-европейскому мировому центру и к американо-японо-китайскому в Азиатско-Тихоокеанском бассейне, обеспечивая мировой баланс сил в ХXI веке.

2.2 Внешняя политика России в отношении Запада

Основополагающей несущей конструкцией современной системы коллективной безопасности является комплекс отношений по линии Россия — Запад. В условиях распада биполярного миропорядка как Россия, так и ведущие западные страны очутились перед необходимостью переоценки своего места и роли в современных геополитических реальностях.

Большинство руководителей стран Запада и специалистов по внешней политике убеждены в том, что развал Советского Союза и окончание «холодной войны» отвечают коренным жизненным интересам этих стран и что любая политика России или какого-либо иного государства, направленная на экономическую, политическую и военную консолидацию постсоветского пространства, этим интересам противоречит.

Считается, что распад СССР открыл перед Западом благоприятные с геополитической точки зрения возможности для проникновения в важные для нее, но ранее практически закрытые регионы постсоветской Центральной Азии и Закавказья. А это в свою очередь позволяет укрепить позиции его в отношениях с Китаем в регионе Персидского залива и на южных окраинах Евразии. Разумеется, Запад в целом и США в особенности приложат все усилия к тому, чтобы сделать изменения, происшедшие в России и СНГ, необратимыми. Одним из важных векторов их политики в этом направлении является явное или неявное противодействие интеграционным процессам в СНГ. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что 29 марта 1994 г. сенат США принял поправку к проекту закона о бюджете на 1995 г, в которой было зафиксировано положение о том, что США должны всеми силами препятствовать объединению Российской Федерации с бывшими союзными республиками в экономической, военной и других областях.

Было бы ошибкой считать, что США и Запад в целом заинтересованы в полном развале, дезинтеграции России, утрате Москвой контроля за нынешней российской территорией. Очевидно, что такие категории, как военная сила, баланс сил и интересов, игра с нулевой суммой и т. д. не могут насовсем исчезнуть с повестки дня. Но все же с переделенными оговорками можно сказать, что в настоящее время отсутствуют фундаментальные, неразрешимые противоречия между национальными интересами России и западных стран Будучи не заинтересованы в появлении на мировых рынках нового сильного конкурента, они одновременно имеют с Россией ряд совпадающих интересов, среди которых можно назвать следующие: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, обоюдная заинтересованность в предотвращении региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека и т. д.

Запад не может не сознавать, что Россия самим своим существованием обеспечивает некий баланс сил и тем самым играет позитивную геополитическую роль на мировой арене и что подрыв этой роли привел бы к дальнейшему усилению дезинтеграционных тенденций и нестабильности. А это в свою очередь может отрицательно отразиться на глобальных интересах США и всего Запада. Руководители Запада не могут не понимать, что сами масштабы России, ее географическое местоположение, сохранение за ней места в ядерном клубе, а также места постоянного члена в Совете Безопасности ООН и т. д. обеспечивают ей значительные власть и влияние. По-видимому, без согласия Советского Союза операция «Буря в пустыне» могла бы и не состояться или во всяком случае быть не столь успешной.

Не случайно распад СССР, имеющий потенциальные долговременные непредсказуемые последствия для всего мирового сообщества, тогдашний государственный секретарь США Дж. Бейкер назвал «величайшим взрывом», перед которым оказалась Америка на исходе XX столетия. Озабоченность судьбами России и возможными последствиями тех или иных перспектив ее развития со всей определенностью высказывали и представители нынешней американской администрации.

При всех трудностях, переживаемых в настоящее время Россией, здравомыслящие лидеры западных стран прекрасно отдают себе отчет в том, что она слишком большая величина, чтобы ею можно было пренебречь. Симптоматично, что авторы одного из документов Пентагона середины 90-х годов, ратуя за утверждение единоличной гегемонии США в мире, вместе с тем признавали, что Россия и сейчас «остается единственной силой в мире, имеющей потенциал для уничтожения Соединенных Штатов». По данным опроса общественного мнения, проведенного в конце 1994 г. Чикагским Советом по международным проблемам, большинство опрошенных назвали Россию среди первых трех стран, в которых США имеют жизненно важные интересы.

Поэтому правящие круги великих держав безопасность своих стран теснейшим образом увязывают с развитием событий в России.

Такую же готовность к сотрудничеству со своей стороны демонстрирует и Россия. Обе стороны полны решимости неукоснительно соблюдать важнейшие договоренности, составляющие краеугольный камень постбиполярного миропорядка. Речь идет о договорах по противоракетной обороне, СНВ-1, не ратифицированном еще Государственной Думой РФ СНВ -2 и др.

Так уж повелось, что российско-американские встречи на высшем уровне, как правило, становились исторической вехой во взаимоотношениях обоих государств. Оно и понятно. Как ни велик был соблазн оттеснить Россию на обочину международной жизни, воспользовавшись чередой ее социально-экономических проблем, затея не сработала. Причины очевидны, и о них говорилось выше объективные истины заставляют США и Запад осознавать необходимость проведения диалога с Россией на паритетных началах. Собственно в таком ключе и состоялся визит Президента США Джорджа Буша в Россию в мае прошлого года.

Еще до начала визита американского президента главный результат саммита уже был предопределен.

Это, безусловно, новый договор о сокращении ядерных вооружений, как следствие этого: ликвидация наследия «холодной войны», укрепление взаимной безопасности, безопасности экономической и улучшение отношений. Кроме того, достигнуто соглашение о создании Совета РОССИЯ-НАТО, о том, что Президент США будет содействовать отмене поправки Джексона-Вэника от 1974 года, которая узаконила дискриминацию Москвы в области торговли, вступлению России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Иными словами, речь идёт об уменьшении геополитического соперничества.

2.3 Внешняя политика России в отношении Азии и Востока

На протяжении многих лет Россия и Япония мало уделяли внимания поиску согласия и взаимоприемлемых решений С конца 70-х — начала 80-х гг. советско-японские отношения практически не развивались. Ввод советских войск в Афганистан (1979) год вызвал протесты во всем мире, в том числе и со стороны Японии, которая поддержала экономические санкции Запада в отношении Советского Союза. В это время началось размещение советских войск на острове Итуруп в качестве жеста недовольства в ответ на сближение Японии и КНР. В 80-е гг. в своих отношениях с СССР Япония твердо придерживалась принципа «неразделимости политики от экономики».

Визит Горбачева в Токио в апреле 1991 года также не решил территориальную проблему. Несмотря на то, что в СССР произошло серьезное изменение политической обстановки, значительная часть советской общественности к каким-либо территориальным уступкам относились по-прежнему негативно.

После развала Советского Союза Российская Федерация стала непосредственным соседом Японии на Дальнем Востоке. Япония практически сразу признала Россию в качестве государства преемника СССР, но не отказалась от курса «неразделимое политики и экономики», т. е. МИД Японии свою политику в отношении России по-прежнему рассматривает через призму спорных островов.

В Японии на центральное место выдвигается концепция сбалансированного расширения отношений («какудай кинко»).

В связи с этим следует учитывать, что даже публичные высказывания премьера и министра иностранных дел нередко противоречат друг другу или носят взаимоисключающий характер. В японской политологии для характеристики указанной ситуации имеется специальный термин «нигей гайко» (дуализм в дипломатии).

В 1970 г Япония — главный торговый партнер СССР после ФРГ. Во время визита Ельцина 13 октября 1993 г. опубликована «Токийская декларация об отношениях между Россией и Японией». Токийская декларация подтверждала стремление России и Японии полностью нормализовать отношения между двумя странами посредством решения проблемы «северных территорий» и переговоров о подписании «мирного договора». Однако Россия продолжала вести себя пассивно из-за нестабильности внутриполитической обстановки и отрицательного отношения общественности страны к проблеме передачи «северных территорий» Японии.

В 1996 году наметились благоприятные признаки активизации контактов между двумя странами. Регулярные встречи, взаимные визиты выкокопоставленных лиц России и Японии не могли не оказать определенного влияния на решение проблемы северных территорий». Тогдашний Министр иностранных дел России Е. Примаков выдвинул новую инициативу оставить решение российско-японского территориального вопроса следующему поколению. В ноябре того же года во время своего визита в Японию Е. Примаков выступил с предложением о совместном освоении «северных территорий» до окончательного решения вопроса о суверинитете над островами. В связи с этим нельзя не отметить значения «встречи без галстуков» Президента России и премьер-министра Японии 1−2 ноября 1997 года в Красноярске. Главные итоги красноярской встречи выразились в «Плане Ельцин — Хасимото» и в принятии одного из важнейших политических решений — до 2000 г. заключить российско-японский мирный договор.