Правовое регулирование международных перевозок

Курсовая работа

Транспорт обеспечивает развитие международных экономических связей, создает условия для рационального размещения производительных сил и взаимовыгодного разделения труда между странами мира.

Международной перевозкой признается перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой место отправления и место назначения расположены:

Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные конвенции принимаются применительно к отдельным видам транспорта или охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика.

Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок.

Задачи:

1) Определить понятие и особенности международных перевозок;

2) Дать характеристику видов международных перевозок;

3) Подвести итоги по данной теме.

Данная тема актуальна в современном обществе, так как Республика Беларусь активно сотрудничает с многими государствами и заключает с ними различные договоры в том числе договоры связанные с перевозкой грузов.

К важнейшим актам, регулирующим международные автомобильные перевозки, относятся:

1. Конвенция о дорожном движении от 19.09.1949 г.

2. Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19.09.1948 г.

3. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г. (Конвенция ЦМР).

Республика Беларусь присоединилась к ней в 1993 году.

4. Таможенная конвенция МДП от 15.01.1959 г. (в 1978 г. вступила в силу новая редакция — Конвенция МДП-ТИР).

5. Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа от 01.03.1973 г. (Конвенция КАПП).

3 стр., 1439 слов

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов

... и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)». Книжки МДП выдаются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными ...

В связи с выгодным географическим местоположением Республики Беларусь международные автомобильные грузоперевозки (МАГ) являются одним из основных направлений развития транспортной системы нашей страны, что, в свою очередь, способствует развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции между Беларусью, Россией, Украиной, Прибалтикой, Европой, Ближним Востоком и другими государствами. Продвижение на внешний рынок предполагает качественную и своевременную доставку грузов перевозчиком. В процессе доставки груза возникают определенные транспортные расходы. От оптимизации этих расходов зависит получение прибыли от каждой такой грузоперевозки.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

1.1 Понятие, особенности международных перевозок

Международные перевозки — это перевозки грузов и пассажиров из одной страны в другую на взаимно согласованных или принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.

Также под международной перевозкой грузов понимают перевозку грузов для нужд промышленности или торговли за плату или без таковой в том случае, когда на пути следования имеется, по крайней мере, один переезд границы между двумя

Международной перевозкой признается перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое на том или ином виде транспорта, при котором место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательственные отношения (в дальнейшем — транспортные конвенции).

Транспортные конвенции в международном частном праве именуются по-разному: договоры, статуты, соглашения, правила и т.д.

Транспортные конвенции, как правило, принимаются применительно к отдельным видам транспорта. Вместе с тем имеются конвенции, которые охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта. Например, Таможенная конвенция 1972 г., касающаяся контейнеров, регулирует контейнерные перевозки на всех видах транспорта, а также в смешанном сообщении.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т.д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую конвенцию.

По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:

1) об общих принципах и организации международных перевозок;

2) об условиях перевозок грузов и пассажиров;

3) о тарифах на международные перевозки;

4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т.п.);

5) регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;

9 стр., 4238 слов

Договор транспортного агентирования

... договору транспортной экспедиции, а не по договору перевозки. В договоре также указывается, могут ли его стороны передавать свои права и обязанности третьим лицам. ^ 2. Договор транспортного агентирования ... лицами. ^ Особенности договоров экспедирования и агентирования внешнеторговых грузов 1. Договор транспортного экспедирования Согласно договору транспортного экспедирования экспедитор строит ...

6) предусматривающие защиту имущественных интересов сторон договора в сфере международных перевозок.

В регулировании международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву. Обусловлено это рядом причин:

  • во-первых, транспортные конвенции не затрагивают некоторые сферы международных перевозок. Такого рода ниши, как правило, заполняются актами внутреннего права;
  • во-вторых, отдельные транспортные конвенции содержат рекомендации, предусматривающие издание на уровне национального законодательства норм, регулирующих те или иные вопросы международного транспорта.

Кроме того, внутреннее право соответствующего государства в полной мере распространяется на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транспортной конвенцией. В рамках ООН разработкой проектов транспортных концепций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), КНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др. [1, с. 248].

Разработкой проектов транспортных конвенций занимается также Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА).

В Республике Беларусь приняты законы «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транспорте», Воздушный кодекс и др. ‘

Участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.

Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром — с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке.

Договор международной перевозки имеет свои особенности:

  • во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их отсутствии — актами внутреннего права;
  • во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;

— в-третьих, в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).

Кроме того, имеются существенные отличия в порядке оформления такого договора. Специфичны условия ответственности перевозчика, процедура предъявления к нему претензий, исков и т.д.

При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон. В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозки. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа [2, c.141].

42 стр., 20805 слов

Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом

... виды и особенности правового регулирования транспортных обязательств. Вторая глава посвящена особенностям правового регулирования договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Следует подчеркнуть, что ... деятельности», определяющий основы транспортной деятельности и принципы ее осуществления, устанавливающий основные права, обязанности и ответственность субъектов транспортной деятельности ...

Услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров и людей между двумя или более странами, т.е. в международных сообщениях.

При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости стоимость произведенной транспортной продукции во время перемещения.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав, а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы, относящиеся к транспортным системам отдельных

Международным перевозкам присущи два основных признака:

1) они осуществляются между двумя и более странами;

2) их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.

Первый признак следует из особенности международного транспорта, которая состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу. При этом возникают специфические вопросы транспортного характера, отличающие международные перевозки от внутренних.

Второй признак связан со спецификой правовых отношений при международных перевозках. Поступление грузов и пассажиров на территорию иностранного государства может осуществляться в двух различных юридических ситуациях: при наличии двустороннего или международного соглашения о международном сообщении либо при его отсутствии. Различия в эксплуатации тех или иных видов транспорта в

разных государствах часто не позволяют осуществить перевозку на дорогах на основании норм внутреннего права (особенно это касается железнодорожного транспорта).

Для устранения возникающих трудностей на практике заключают международные соглашения о перевозке.

Перевозки не являются международными, когда транспортный процесс ограничен территориальными переделами одного государства, несмотря на то, что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир или перевозчик) — иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса международного перемещения [13, с. 2].