Свободные экономические зоны: сущность, возможности, сложившаяся практика

На страницах настоящей курсовой работы исследована тема «Свободные экономические зоны: сущность, проблемы, сложившаяся практика».

Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Во-первых, свободные экономические зоны представляют собой новый механизм государственно-частного партнёрства, и как всё новое приковывает к себе пристальное внимание общественности. Во-вторых, свободные экономические зоны являются мощным стимулом для развития отечественной экономики, что придаёт настоящему исследованию особо актуальный характер.

Цель курсовой работы – изучить сущность, проблемы и сложившуюся практику формирования и развития свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1) изучить теоретические основы свободных экономических зон и их роль в современной экономике;

2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;

3) изучить проблемы развития свободных экономических зон в Российской Федерации и наметить пути их минимизации.

Предметом курсовой работы является сложившаяся практика формирования и развития свободных экономических зон в Российской Федерации.

Объект курсовой работы – свободные экономические зоны Российской Федерации.

При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы:

  • метод сопоставления единиц наблюдения;
  • метод экономико- статистического анализа;
  • метод прогнозирования.

В основу курсовой работы были положены ведущие труды известных отечественных авторов в области экономики, планирования и прогнозирования, бухгалтерского учёта, статистического анализа и т.д.

Информационной базой курсовой работы стали статьи журналов и газет за последние 3 года. Кроме того, при подготовке и проведении исследования были задействованы нормативно- правовые документы, регулирующие вопросы формирования и развития свободных экономических зон в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ТеоретическИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие ОЭЗ, их виды и значение

Свободная экономическая зона представляет собой ограниченную территорию с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, созданную для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории.

9 стр., 4040 слов

Курсовая работа вменяемость и невменяемость в уголовном праве

... урегулирования возможных правовых пробелов в этой области. При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить общие характеристики, а также особенности проблематики вменяемости и невменяемости в уголовном праве России. 2. Проанализировать ...

Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ термин «свободная экономическая зона» заменён термином «особая экономическая зона», который и будет использоваться для целей настоящей курсовой работы.

В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» «Особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности» (ст. 2).

Нормами ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определяются основные цели создания ОЭЗ (ст. 3).

Это:

1) развитие инфраструктуры и обрабатывающих отраслей экономики;

2) развитие высокотехнологичных отраслей;

3) производство новых видов продукции;

4) развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

К задачам создания ОЭЗ в России можно отнести следующее:

  • а) создание территории новой экономики;
  • б) создание комфортных условий для работы и отдыха;
  • в) создание высокорентабельных инновационных производств;
  • г) привлечение инвестиций в основные фонды, оборудование и человеческий капитал;
  • д) создание благоприятных условий для инвесторов (налоговые льготы, таможня, администрирование);
  • е) выбор территории, определение границ, строительство инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.

Характерными чертами ОЭЗ в Российской Федерации являются:

  • а) наличие локальной, обособленной системы управления, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком спектре;
  • б) всесторонняя поддержка со стороны государственной власти;
  • в) применение различных видов льгот и стимулов, характеристика которых представлена в таблице 1. [15]

Таблица 1

Характеристика льгот и стимулов, применяемых в ОЭЗ

Виды льгот и стимулов

Характеристика льгот и стимулов

Внешнеторговые

Снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций

Фискальные

Налоговое стимулирование конкретных видов деятельности. Могут затрагивать налоговую базу, отдельные ее компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения

Финансовые

Различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде, так и косвенно

Административные

Упрощают процедуры регистрации предприятий, режимы въезда – выезда иностранных граждан

Такие страны, как Германия, Япония, Англия и США, первыми заинтересовались свободными экономическими зонами и способствовали их росту. Первыми СЭЗ, размещенными в стратегических местах и ставшими международной лабораторией, были: остров Дельфос в Средиземном море, Гамбург, Марсель (Испания), Гонконг, Сингапур, Шанон, Колон (Панама), Икике (север Чили), Барранкилья (Колумбии).

В настоящее время свободные экономические зоны существуют по всему миру и страны осознают, насколько они важны как центры экономического развития. В США действуют 260 зон, в них размещены более 2000 фирм с годовым оборотом 230 миллиардов долларов США, 70% из которых предназначены для внутреннего рынка. В Китае размещены 124 особые зоны с более чем 10000 инвестиционных проектов, со 120 миллионами долларов США годового дохода, 8 % которого предназначается на экспорт. Великолепным примером роста и конкурентоспособности может послужить СЭЗ Тянжин — Теда: ее площадь равна 33 км 2 , в ней размещены 128 предприятий, инвестируется 10 млрд. долл. США, 1350 млрд. долл. США получаются за счет экспорта.

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. [11]

Российское законодательство определяет возможность создания в России четырёх типов ОЭЗ:

а) промышленно-производственных (ПП ОЭЗ);

  • б) технико-внедренческих (ТВ ОЭЗ);
  • в) туристско-рекреационных (ТР ОЭЗ);
  • г) портовых (ПО ЭЗ).

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35 %, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40 % прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений.

ОЭЗ могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической политике, способным быстро создавать преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий.

1.2 Нормативно-правовая база создания и функционирования ОЭЗ в России

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс создания и функционирования ОЭЗ в России перечислены в таблице 2. [23]

Таблица 2

Нормативно-правовая база создания и функционирования ОЭЗ в России

Категории нормативно-правовых документов

Нормативно-правовые документы

Федеральные законы

ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ

ФЗ РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 № 76-ФЗ

ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.10.2007 № 240-ФЗ

Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» от 13.12.2005 № 758

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13.09.2005 № 564

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» от 13.09.2005 № 563

Приказы Минэкономразвития РФ

Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны» от 31.03.2006 № 84

Центральное место среди нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ОЭЗ, занимает ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ, закрепивший принципиально новую концепцию правового регулирования экономической деятельности на данных территориях.

Основная цель создания зон с особым правовым режимом – активизация международной торговли и привлечение инвестиций путем освобождения товаров, помещаемых в данные зоны, от импортных таможенных пошлин и налогов.

В Российской Федерации долгое время не существовало унифицированных правил, определяющих правовой режим особых экономических зон. Законодательство в данной области было представлено небольшим количеством нормативных актов, касающихся создания свободных экономических зон в конкретном географическом районе, причем не только не согласующихся между собой, но и противоречащих во многом федеральному законодательству в области таможенного и налогового регулирования. Более того, не были разработаны основные цели и принципы функционирования данных зон, система управления и контроля, что фактически превратило все созданные свободные экономические зоны в нерегулируемые территории, на которых регулярно применялись схемы ухода от уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внес кардинальные изменения в российское законодательство.

Как было указано выше, на территории Российской Федерации могут быть созданы два вида особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Площадь этих зон строго ограничена. Таким образом, было прекращено функционирование экономических зон в размере региона, что позволило упростить процедуру обустройства территории и создало дополнительные возможности для осуществления более эффективного управления и контроля за деятельностью предприятий уполномоченными органами государственной власти.

В пределах ОЭЗ устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности, однако он распространяется только на резидентов особой экономической зоны – коммерческие организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны. Основным принципом приобретения и использования статуса резидента ОЭЗ является обоснованность деятельности, осуществляемой на ее территории. Для выполнения данного условия разработан механизм представления и рассмотрения заявок на получение статуса резидента, а также особые требования к инвестиционным проектам заявителей.