Применение насилия в отношении представителя власти: уголовно-правовая характеристика и особенности квалификации

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности. Но в тоже время и при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в главе 32 УК РФ. Группа указанных в данной главе преступлений включает в себя некоторые составы, характеризующиеся особой актуальностью и значимостью на сегодняшний день. Среди преступлений против порядка управления есть такие, которые представляют опасность не только возможностью нарушения отношений в сфере управления, но и угрозой жизни или причинением вреда здоровью, унижением чести и достоинства субъектов управленческой деятельности.

Анализ судебной и следственной практики по делам рассматриваемой категории свидетельствует о затруднениях при применении некоторых статей, входящих в главу 32 УК РФ. В частности, сюда относится статья 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Анализ практики свидетельствует о том, что в процессе квалификации преступлений против лиц, выполняющих свой служебный или общественный долг, не всегда полно раскрываются и анализируются признаки субъективной или объективной стороны. В частности, не принимается во внимание, что для правильной уголовно-правовой оценки содеянного особое значение имеет то обстоятельство, что наряду с умыслом, мотивом, необходимо выявление понимание обвиняемого то, что потерпевший исполняет свой служебный или общественный долг1.

Таким образом, изучение проблемы состава преступления по статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» является актуальным, т.к. данная проблема мало разработана в теории и в практике рассмотрения подобных дел судами, вызывает затруднения доказуемость осознанного применения насилия в отношении представителя власти в связи с его профессиональной деятельностью.

15 стр., 7120 слов

Множественность преступлений (2)

... тяжкий (ст. ст. 111, 112, 115 УК), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК), и др. Совершение перечисленных преступлений в ходе беспорядков в целом охватывается признаками состава ...

Целью работы: изучить состав преступления, закрепленный в статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».

Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи: дать характеристику преступлений против порядка управления, проанализировать состав преступления, предусмотренного статье 318 УК РФ «применение насилия в отношении представителя власти» и отграничить его от смежных составов.

Для выполнения вышеуказанных задач была изучена литература по теории уголовного права России авторов Кадникова Н.Г., Л.Л.Кругликова, Ковалевой Н., Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова, Малькова С., Брагиной А, Подзорова С.А, В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова, Саруханян А.Р., Н.И.Ветрова, Ю.И.Ляпунова.

Настоящая работа состоит из двух глав, первая глава состоит из двух разделов, вторая глава – из трех. В первом разделе первой главы, который называется «История развития уголовного законодательства о преступлениях против порядка управления», полагаю необходимым отразить историю развития законодательства об группе преступлений, в которой рассматривается изучаемая статья. Во втором разделе данной главы автор попытался раскрыть основные характеристики данной группы преступлений. В первом разделе главы второй работы дана характеристика объективной стороны и объекта состава преступления с указанием на возникающие проблемы при применении статьи 318 УК РФ. Во втором разделе главы второй дана характеристика субъективной стороны и субъекта состава преступления. В третьем разделе предпринята попытка отграничения состава преступления статьи 318 УК РФ от смежных составов. В заключение работы высказана позиция относительно темы исследования.

Глава 1. Преступления против порядка управления.

1.1. История развития уголовного законодательства о преступлениях против порядка управления.

Нормы о преступлениях против порядка управления были известны уголовному законодательству Российской империи уже в конце ХIХ в. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержало специальный раздел четвертый — «О преступлениях и проступках против порядка управления», в котором выделялись семь глав: глава первая — «О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленным от оного властям»; глава вторая — «Об оскорблении и явном неуважении к присутственным местам и чиновникам при отправлении должности»; глава третья — «О самовольном присвоении власти и о составлении подложных указов или предписаний и других исходящих от правительства бумаг»; глава четвертая — «О похищении бумаг или вещей из присутственных мест, сорвании печатей и уничтожении поставленных или приложенных по распоряжению правительства знаков»; глава пятая — «О взломе тюрем, уводе и побеге находящихся под стражею или надзором»; глава шестая — «О тайных обществах и запрещенных сходбищах»; глава седьмая — «О недозволенном оставлении отечества» (ст. 283-355)2.

Уголовный кодекс 1926 г. в своей первоначальной редакции ответственность за преступления против порядка управления предусматривал в главе второй, куда наряду с преступлениями, предусмотренными Кодексом 1922 г., были включены и другие составы преступлений, ранее помещавшиеся в иных разделах Кодекса, например, хулиганство. Положением о преступлениях государственных 1927 г., включенным в Кодекс 1926 г., в целях разграничения компетенции Союза ССР и союзных республик структура Кодекса была изменена. В главе первой «Государственные преступления» наряду с разд. 1 «Контрреволюционные преступления» был выделен разд. 2 — «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления», а глава вторая именовалась «Иные преступления против порядка управления».

7 стр., 3159 слов

Преступление против человечности

... отмечается, что в настоящее время отсутствует конвенционное определение понятия «преступление против человечности». Несмотря на то что концепция преступлений против человечности приобрела характер общепризнанной нормы, отсутствие конвенционного определения рассматриваемого термина является ...

К иным преступлениям против порядка управления относились такие преступления, как: неплатеж в установленный срок налогов и сборов по обязательному окладному страхованию (ст. 60); отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производства работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 61); уклонение от опытных и поверочных мобилизаций (ст. 66); подделка удостоверений и иных выдаваемых государственными и общественными учреждениями документов, предоставляющих права или освобождающих от повинностей в целях их использования (ст. 72); сопротивление представителям власти (ст. 73); публичное оскорбление представителей власти (ст. 76); самовольное присвоение звания или власти (ст. 77); похищение, повреждение, сокрытие или уничтожение официальных или частных документов из государственных учреждений (ст. 78); срыв или повреждение печатей, наложенных по распоряжению власти с целью охранения определенных предметов или помещений (ст. 89); самоуправство (ст. 90) и др. Следует отметить и такую особенность, отраженную еще в Уголовном кодексе 1922 г., что в этой же главе располагались и ряд статей об экологических преступлениях, преступлениях против правосудия и преступлениях в сфере экономической деятельности (в современном понимании): незаконная охота (ст. 861); незаконное производство рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов (ст. 86); контрабанда (ст. 83); незаконное освобождение из-под стражи (ст. 81); побег (ст. 82) и др3.

В структуре Уголовного кодекса 1960 г. глава девятая именовалась «Преступления против порядка управления». В разделе II «Иные государственные преступления» главы первой сохранились нормы о бандитизме (ст. 77), контрабанде (ст. 78), массовых беспорядках (ст. 79), уклонении от очередного призыва на действительную военную службу (ст. 80), уклонении от призыва по мобилизации (ст. 81), уклонении в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов (ст. 82), нарушении режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 83) .

Впоследствии в эту главу были введены нормы о незаконном изъятии, перемещении или уничтожении пограничных знаков (ст. 83.1), о действиях, дезорганизующих работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 77.1) воспрепятствовании деятельности конституционных органов власти (ст. 79.1).

Таким образом, с принятием УК 1960 г. законодатель отказался от деления преступлений против порядка управления на две группы4.

В главе девятой Уголовного кодекса 1960 г. были предусмотрены статьи о таких преступлениях, как: сопротивление представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка (ст. 191); оскорбление представителя власти или представителя общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка (ст. 192); угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг (ст. 193); самовольное присвоение звания или власти должностного лица (ст. 194); похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков (ст. 195); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст. 196); нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне (ст. 197); нарушение паспортных правил (ст. 198 — исключена Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 1982-1); самовольный захват земли (ст. 199); самоуправство (ст. 200); нарушение законов о записи актов гражданского состояния (ст. 201 — исключена Законом РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-1); незаконное пользование знаками Красного Креста и Красного Полумесяца (ст. 202); незаконный подъем Государственного флага Российской Федерации или суверенной республики в ее составе на торговом судне (ст. 203); неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия судна (ст. 204); повреждение морского телеграфного кабеля (ст. 205).

34 стр., 16509 слов

Государственное управление и исполнительная власть

... Исполнительная власть - это государственное управление, осуществляемое исполнительной властью. 4.ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Таким образом, исполнительная власть является политико-правовой категорией, а государственное управление ... проступки могут перерасти в уголовное преступление. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Система административного ...

Увеличение к концу 90-х гг. более чем вдвое количества статей в гл. 9 по сравнению с первоначальной редакцией УК 1960 г. явилось отражением общей тенденции развития уголовного законодательства советского периода, при которой глава о преступлениях против порядка управления выполняла роль своеобразного накопителя. В эту главу помещались нормы о тех преступлениях, объект посягательства которых первоначально однозначно не был определен, и поэтому точное место этих норм в системе Особенной части УК не было найдено. С течением времени юридическая природа этих преступлений становилась более понятной, уточнялся круг общественных отношений, которым причинялся вред при совершении этих преступлений, и в законодательство вносились соответствующие коррективы. Поэтому при подготовке УК 1996 г. законодатель фактически вернулся к первоначальной редакции УК 1960 г., оставив всего 14 статей. Остальные нормы либо вообще были исключены из УК, либо помещены в другие разделы и главы УК 1996 г5.

Таким образом, несмотря на выделение специальной главы о преступлениях против порядка управления, круг деяний, относимых законодателем к числу соответствующих преступлений, как и по УК 1922 г., и по УК 1926 г., и по УК 1960г., и по УК РФ 1996г., по-прежнему неоднороден, и они существенно различаются по объективным и субъективным характеристикам.

1.2. Общая характеристика преступлений против порядка управления.

Работа государственных органов управления регулируется нормами конституционного, административного, финансового, трудового, гражданского и других отраслей права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением управленческой деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, причиняют значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к уголовно-противоправным деяниям.

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или препятствующие их деятельности.

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и ...

Видовым объектом содержащихся в гл. 32 УК РФ преступлений является установленный нормативными актами порядок реализации функций органами государственного управления исполнительной ветви власти.

Глава 32 УК РФ объединяет в себе 16 видов преступлений, каждое из которых имеет собственные непосредственные объекты преступлений. Кроме того, многие преступления имеют дополнительные объекты. К обязательным признакам значительного числа составов преступлений относится предмет преступления (ст. 320, 323–3271, 329 УК РФ).

В некоторых составах преступлений в качестве обязательного признака предполагается особый потерпевший (как разновидность предмета преступления): ст. 317, 318, 319, 321, 3221 УК РФ. Таким образом, абсолютное большинство составов преступлений против порядка управления в качестве обязательного признака объекта имеют предмет преступления.

К особенностям объективной стороны этой группы преступлений можно отнести то, что практически все составы имеют формальную конструкцию, т.е. не предусматривают наступление каких-либо последствий. К материальным можно отнести только составы, предусмотренные ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323, ст. 330 УК РФ.

Одно преступление — уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ) совершается путем бездействия. Все другие составы преступления предполагают форму поведения виновного в виде действия. Для некоторых составов преступлений характерны иные обязательные признаки объективной стороны: время и обстановка совершения преступления (ст. 319 УК РФ), место совершения преступления (ст. 322 УК РФ), способ (ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 330 УК РФ).