Приватизация государственного (муниципального) имущества

  • определить особенности приватизации государственного имущества в РФ и проследить за его этапами;
  • рассмотреть субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности;
  • проанализировать экономическую характеристику приватизации;
  • выявить особенности приватизационного процесса приватизации в РФ.
  • Предмет исследования — правовые и организационно-экономические, особенности приватизации государственного имущества. Объект исследования — государственное (муниципальное) имущество как объект приватизации.

    1.3 Субъекты, объекты и способы приватизации

    Объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.).

    Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги).

    В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ)[28].

    Субъекты приватизации — это продавы, покупатели государственного имущества и государственные органы. В субъектах РФ функционируют территориальные органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Функции по управлению государственным имуществом приведены детально рассмотрены в работе Романова О. «Изменены правила приватизации госимущества»[22].

    Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

    Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

    Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

    5 стр., 2301 слов

    Диплом Приватизация муниципального имущества

    ... государственных органов и органов местного самоуправления1. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» процесс приватизации включает несколько этапов: подача заявки на приватизацию; принятие полномочным органом местного самоуправления решения o приватизации ...

    Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

    Изменен порядок применения некоторых способов приватизации государственного имущества — конкурса, аукциона, продажи через публичное предложение и без объявления цены. Корректировки в ряд правительственных актов внесены постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества[21].

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13, 18-26 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Реализовать такое имущество можно, в частности, через аукцион, конкурс, посредством публичного предложения и без объявления цены, а также посредством преобразования унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Статьи 18—36 Закона о приватизации раскрывают содержание отдельных способов приватизации, порядок реализации которых урегулирован на уровне постановлений правительства. В них и внесены изменения.

    Новации затронули три документа:

    • постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»;
    • постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;

    — постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

    Первая группа изменений связана с принятием Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется только путем преобразования в хозяйственные общества (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

    Кроме того, из Закона о приватизации исключена ст. 27, регулировавшая особенности сделок, связанных с продажей ГУП и МУП.

    Вторая группа изменений связана с процедурными сроками и также обусловлена изменениями, произошедшими в Законе о приватизации.

    Так, в рамках всех названных способов приватизации договор купли-продажи с победителем будет заключаться не ранее десяти и не позже 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи, конкурса или аукциона. Ранее такой договор заключался не позднее пяти рабочих дней (при публичном предложении и проведении аукциона) и десяти рабочих дней (при продаже без объявления цены и проведении конкурса) со дня выдачи уведомления о признании участника победителем/подведения итогов продажи, конкурса или аукциона.

    3 стр., 1215 слов

    Особенности правового регулирования движимого имущества государственного ...

    ... Ведение подобного Реестра движимого имущества государственного или муниципального собственника позволяет осуществлять контроль по специфике использования и сохранности данного имущества. Учет стоимости движимого имущества ведется в рублях. Лужина A. II. Понятие недвижимого имущества и отдельные объекты ...

    При продаже посредством публичного предложения по новым правилам заявку об участии нужно подавать не позднее, чем за три рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов (сейчас не позднее чем за один рабочий день).

    При проведении конкурса лиц, признанных участниками, а также тех, кому отказано в участии, необходимо уведомить об этом не позднее рабочего дня со дня подписания протокола заявок.

    Кроме того, в некоторых случаях сроки исчисляются в рабочих днях (вместо календарных) и наоборот.

    Третья группа изменений касается размещения информации на официальных интернет-сайтах. Эти новшества также связаны с поправками, внесенными в п. 1 и 2 ст. 15 Закона о приватизации.

    Например, информация об отказе в допуске к участию в продаже посредством публичного предложения, конкурса или аукциона публикуется не только на определенных уполномоченными государственными и муниципальными органами Интернет-ресурсах и сайте продавца, но и на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, который определяет Правительство РФ.

    Из Положения об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения исключен абз. 3 п. 24, позволявший субъектам РФ и органам местного самоуправления устанавливать правила оплаты приватизируемого имущества, относящегося к госсобственности субъектов РФ.

    При продаже имущества без объявления цены порядок и сроки перечисления задатка, а также денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества бюджеты субъектов или органов местного самоуправления определяются правовыми актами субъектов и муниципалитетов. Об этом говорится в новом п. 18(2) Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством продажи без объявления цены.

    Рис 1. Способы приватизации

    Глава 2. Приватизация государств енного имущества

    2.1 Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества

    Правительством РФ в 1999 г. была разработана Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации Постановление Правительства РФ «О Концепции управления государственным и муниципальным имуществом и приватизации в Российской Федерации». . В соответствии с ней, государственная политика в сфере приватизации преследует цель «кардинального повышения эффективности функционирования российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом» (пункт 1 часть II Концепции приватизации).

    Между тем, успешное достижение цели приватизации, поставленной Правительством РФ, вызывает определенные сомнения. Отсутствие четких критериев ряда понятий свидетельствует о том, что у сформулировавших их авторов нет однозначного представления о результатах, которые будут получены по выполнению всех поставленных задач. Кроме того, наблюдается неопределенность в терминах. Так, «кардинальное повышение эффективности функционирования» можно трактовать как состояние отечественной экономики, при котором будет наблюдаться резкое увеличение производительности, качества труда и товарооборота в народно-хозяйственном комплексе. В то же время, с учетом задач приватизации, «кардинальное повышение» можно трактовать как деятельность, направленную на достижение состояния.

    26 стр., 12925 слов

    «Управление государственной собственностью

    ... исследования современного состояния системы управления государственной собственностью и проблем, связанных с ней, рассмотреть понятие и особенности управления государственным имуществом, а также предложить пути ... федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента ...

    Для претворения в жизнь указанной выше цели, Правительство РФ постановило решить следующие задачи (пункт 1 часть II Концепции приватизации):

    • создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;
    • вовлечь в гражданский оборот максимальное количество объектов собственности, оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджета на управление государственным имуществом;
    • привлечь инвестиции в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов;
    • создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
    • обеспечить контроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
    • существенно повысить качество менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий;
    • сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;
    • восстановить активность функционирования фондового рынка;
    • осуществить рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации[26].

    Представляется, что большая часть задач, обозначенных в Концепции приватизации, носит декларативный характер, так как исполнить их на практике невозможно. Это связано с тем, что многие из них носят оценочный характер, так как невозможно определить качественное (либо количественное) выражение таких категорий как «благоприятная экономическая среда для развития бизнеса», «существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления», «более эффективная структура горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе экономики», «активное функционирование фондового рынка». Нормативов, по которым бы рассчитывались указанные выше показатели, не выработано, а по некоторым значениям нормативов выработано быть не может. Указанные задачи по своей сути являются дополнительными целями приватизации.

    Задачи приватизации, стоящие перед государственными либо муниципальными органами, на наш взгляд должны отвечать следующим требованиям: быть четко сформулированы; ясны для исполнителя; реально выполнимы; иметь обозначенные границы (темпоральные, территориальные, по субъектам, которые будут выполнять поставленные задачи, по объектам, на которые будут направлены действия и пр.).

    3 стр., 1075 слов

    Особенности управления имуществом государственных учреждений

    ... управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, понятие учреждения как организационно-правовой формы юридического лица, предусмотренной ГК РФ, не совпадает с понятием бюджетного учреждения, предусмотренного БК РФ. Государственное ... учреждению не применяется, что может привести при приватизации имущества государственных учреждений к его недооценке в части имущества, ...

    Соблюдение указанных требований при разработке задач, повышает реальность их исполнения. В этом отношении разработанная Правительством РФ Концепция приватизации государственного и муниципального имущества не выдерживает серьезной критики.

    Развил и конкретизировал основные положения Концепции принятый в декабре 2001 г. федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (вступивший в силу 26 апреля 2002 г.).

    Законом проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Госдума получила контроль над естественными монополиями — Газпромом, РАО «ЕЭС России», транспортными системами МПС, приватизация которых теперь становилась возможной только с ее ведения. Правительству оставлено планирование и общее руководство процессом приватизации. Президенту предоставлено право формировать и утверждать перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определять возможность их приватизации.

    Проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года предлагает новую схему приватизации, переход от приватизации небольших активов к приватизации крупнейших секторов, с одновременным ужесточением требований к компаниям, не подпадающим под приватизацию. Минэкономразвития России намерено изменить систему управления государственным имуществом[11].

    Если ранее основными целями приватизации государственного имущества являлись максимизация дохода от продаж, быстрота реализации, то теперь на первый план выходит привлечение инвестиций в государственные предприятия с целью их развития, развитие конкурентных начал, вовлечение имущества в хозяйственный оборот с целью повышения отдачи и результативности от использования данного имущества[13].

    Основываясь на необходимости привлечения внебюджетных средств, оптимизации управления, стимулирования фондового рынка, прогнозный план приватизации, рассчитанный на период с 2011 по 2013 год, предполагает отчуждение из федеральной собственности около 1300 акционерных обществ, из них 26% относятся к сферам торговли, финансов, оказания услуг, 23% принадлежат сфере сельского хозяйства, 20% относятся к промышленности, 15% к строительству.

    На сегодняшний день механизм управления федеральным имуществом регламентируется нормативно-правовой базой, основанной на принципах открытости и согласованности решений и действий соответствующих органов государственной власти. Существующие правовые положения способствуют оптимизации процессов управления государственным имуществом путем создания казенных и автономных учреждений. Определены условия использования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, в коммерческом обороте. Регламентирована возможность реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, с дальнейшим преобразованием в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, в автономные некоммерческие организации. Создана информационно-коммуникационная сеть, позволяющая увеличить эффективность процессов управления государственным имуществом[5].

    Наряду с положительными изменениями, остается ряд проблем, требующими дальнейших поступательных действий в данном направлении. К проблемам относятся недостаточная эффективность управления федеральным имуществом; избыточность федерального имущества; нарушение конкурентных позиций в секторах со значительной долей государственного участия; чрезмерная активность компаний с государственным участием по приобретению активов в высококонкурентных отраслях; отсутствие корректной системы учета объектов федеральной собственности; недостаточность ответственности участников данной сферы; отсутствие полномасштабного контроля эффективности процессов; отсутствием достаточной технической, информационной базы, необходимой для реализации поставленных целей и задач[5].

    9 стр., 4193 слов

    Управление государственной собственностью: тенденции и перспективы развития

    ... и о государственном предпринимательстве. 1. Управление государственной собственностью Согласно статье 214 Гражданского Кодекса государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - (собственность субъекта РФ). ...

    С учетом существующих проблем, Концепция направлена на достижение следующих целей: определение и однозначная конкретизация состава федерального имущества; создание механизма оценки эффективности объектов управления; приватизацию федерального имущества, необходимого в коммерческом обороте; создание системы контроля и учета федерального имущества, отвечающей современным требованиям.

    Основными принципами управления федеральным имуществом названы: принцип определенности, предполагающий четкое персонифицированное определение целей, способов их достижения, порядка принятия решений и предоставления отчетности по объектам государственного имущества; принцип прозрачности, базирующийся на открытости, полноте, точности и доступности информации об объектах и субъектах, функционирующих в рамках данного направления; принцип сбалансированности интересов, основанный на позициях экономической эффективности и социальной ответственности; принцип непрерывности осуществления контроля; принцип проектного подхода, предполагающий четкий планируемый результат и конкретизацию способов его достижения; принцип ответственности за результативность деятельности; принцип результативности и эффективности управления федеральным имуществом.

    Концепции по управлению федеральным имуществом предполагает к 2018 году существенный рост доли акций компаний с государственным участием, имеющих возможность выхода на рынок ценных бумаг РФ; ликвидацию федеральных государственных унитарных предприятий; обеспечение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний с государственным участием; достижение открытости и публичности в деятельности федеральных государственных учреждений.

    Реализация поставленных целей предполагает определенный алгоритм. В первую очередь, необходимо определить целевую функцию управления применительно к каждому объекту федерального имущества, что обеспечит в дальнейшем эффективное функционирование данного имущества в качестве объекта федеральной собственности, либо выявит необходимость его приватизации. Далее следует эффективное управление отчуждением объекта федерального имущества, предполагающее укрупнение активов вплоть до долей рынка. Параллельно осуществляются мероприятия, направленные на рост эффективности функционирования объектов федеральной собственности, предполагающие улучшение качества корпоративного управления. В современных условиях необходимой составляющей квалифицированного управления является обязательный учет рисков с целью минимизации возможных негативных сценариев. Предполагается разработка механизмов оценки эффективности деятельности участников данной сферы, повышение уровня ответственности субъектов деятельности, повышение квалификационного уровня управленческого персонала. Обязательным является совершенствование системы контроля и учета, предполагается детализация объектов учета, увеличение достоверности сведений, персонализация ответственности за деятельность в сфере управления федеральным имуществом.

    2 стр., 982 слов

    Принципы государственного административного управления

    ... целом и ее отдельных сфер и областей. Заключение В данной работе были рассмотрены понятия государственного аппарата, административного управления, государственного управления, разделения полномочий государственной власти. Были описаны принципы административного управления. Была достигнута цель поставленная в ...

    На базе Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года разработана Государственная программа «Управление федеральным имуществом», рассчитанная на период с 2013 года по 2018 год и реализуемая в два этапа.

    В рамках Программы намечена реализация подпрограммы «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации». К 2015 году вследствие осуществления планируемой деятельности в рамках данной Подпрограммы заявлено достижение следующих результатов: формирование персонифицированных целей относительно каждого объекта федерального имущества; создание методологии определения целей и «дорожных карт»; формирование реестра имущества в федеральной собственности; создание «дорожных карт», способствующих корректной приватизации объектов федеральной собственности. К 2018 году планируется сформировать персонифицированные цели управления федеральными имущественными объектами; начать реализацию сформированных «дорожных карт» согласно разработанным методикам. Вторая Подпрограмма «Управление государственным материальным резервом» относится к сведениям, являющимся государственной тайной. Без учета данной Подпрограммы, объем финансирования, составит 33, 4 млрд. руб. Прогнозный объем дополнительного финансирования увеличит данную сумму, вследствие чего совокупный объем финансовых ресурсов составит 52,5 млрд. руб[6].

    Рис. 2. Динамика приватизации в 2002-2010 гг [25]

    Эффективное управление федеральным имуществом способно повысить конкурентные преимущества РФ, увеличить инвестиционную привлекательность, усилить инновационные тенденции развития экономики РФ, что является неотъемлемой составляющей поступательного социально-экономического развития государства[18 ]..

    2.2 Проблемы приватизации в России и пути их решения

    Приватизация, как и другие реформы в этой области, проводились в РФ предварительной разработки какой-либо программы, методом «проб и ошибок». Приватизация велась в обстановке политических разногласий, при отсутствии единого мненияде в обществе и постоянных дебатов в государственных органах.

    Переход России к новой политической формации осуществляла и переходом к информационному обществу, что вызывало проблемы в государственном управлении происходящими процессами.

    Приватизация проходила сжатые сроки, что вызывало ошибки и и всякого рода злоупотребления.

    При советской власти тенденции огосударствления проникло во все сферы жизни общества, охватив все общественные отношения.

    Из-за отсутствие рыночных оценок государственного (муниципального) иущества снижалась цена приватизируемого имущества При этом отсутствовал сдерживающий механизм контроля за исполнением продажи государственного имущества. В результате чего средства не шли на развитие общества.

    До настоящего момента еще не продуманне эффективный механизм управления государственной собственностью.

    Решить вышеуказанные проблемы государство предполагает на третьем этапе приватизации государственного (муниципального) имущества, начанающийся со вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    23 стр., 11418 слов

    Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

    ... 1. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа законодательный орган конституционный чеченский в Конституции РФ И. В. Законодательные, В Конституции РФ органа субъекта РФ принимать законы, определяющие статус края, области, города ...

    В Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества»процесс приватизации представляется более прозрачным, так как более детально разработан порядок формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации государственного (муниципального) имущества.

    Важным нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе предприятий соответствует государственной политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

    Развитие российской экономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, так как препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному обороту земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. Поэтому Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для подъема российской экономики. Земельный кодекс позволяет решить ряд задач в сфере земельных правоотношений. В частности, поставит существующий нелегальный оборот земли под государственное регулирование, что будет способствовать активизации экономической жизни в стране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.

    Также будут создаются условия для развития ипотеки, так как предоставит гражданам возможность улучшать свои жилищные условия за счет залога земли.

    Государственная собственность слабо защищена от злоупотреблений. Сами контролеры стремятся извлечь ренту из своего положения и склонны к коррупции Государственные предприятия используют свои административные и политические связи в процессе конкуренции частными компаниями; это снижает стимулы для частного сектора, препятствует его развитию. Управление государственной собственностью требует расходов, которые несет бюджет и которые не отражаются в калькуляции издержек предприятия. Даже если государственное и частное предприятия имеют совершенно одинаковые показатели, первое должно быть признано менее эффективным. Аргумент другого характера в пользу приватизации — ожидание инвестиций от нового собственника в приватизируемый объект. Поскольку эти инвестиции не вошли в государственную программу, их народнохозяйственная эффективность, скорее всего, ниже нормы, принятой при оценке государственных проектов. Но тогда у компании-покупателя должны быть какие-то особые обстоятельства (например, она располагает новыми технологиями) для того, чтобы ей были выгодны вложения в приобретаемый объект. Эти обстоятельства целесообразно выявить в процессе приватизации, чтобы увеличить вероятность достижения поставленной цели. Еще один аргумент — развитие финансового сектора. В процессе принятия решения о приватизации этот аргумент может играть определенную роль, поскольку он отражает интересы финансовых структур. На наш взгляд, с народнохозяйственной точки зрения этот аргумент следует принимать во внимание, если государство не ставит перед предприятием никаких дополнительных целей кроме извлечения прибыли.

    3 стр., 1411 слов

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    ... приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений. Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию ...

    Еще проблемы: отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов; дезорганизацию; интенсификацию перераспределительных процессов. К первому пункту относятся издержки на подготовку и принятие решений о приватизации, организацию аукционов, конкурсов или продаж акций на биржах, мониторинг соответствующих контрактов. В нынешних российских обстоятельствах эти издержки в расчете на приватизированное предприятие кратно возрастают, поскольку значительное число (по некоторым данным — ?) фирм, выставленных на продажу, остаются в собственности государства из-за отсутствия покупателей. Дезорганизация возникает вследствие смены менеджеров, необходимости адаптироваться к новому статусу фирмы. Наряду с обычными источниками издержек, здесь необходимо иметь в виду упущенную выгоду вследствие отказа перспективных партнеров от заключения контрактов уже на этапе подготовки к приватизации: смена собственника увеличивает вероятность нарушения договоренностей8. Наконец, активизация перераспределительной деятельности вызвана противоречивыми стремлениями покупателя и продавца добиться наиболее выгодной для себя сделки; лоббирование и коррупция — неизбежные спутники приватизационных процессов.

    Неверная стратегия приватизации приводит не только к долгосрочной неэффективности, но и к сильным отрицательным экстернальным эффектам, к формированию плохого инвестиционного климата на десятилетия из-за нелигитимности возникшей частной собственности в глазах массы населения и, как следствие, отсутствия гарантий обеспечения прав на нее.

    В этом отношении Россия оказалась едва ли не в худшей ситуации.

    «В России процесс приватизации проходил беспорядочно Население России с подозрением относится к новому туру приватизации. В подобной ситуации неудача реформы может привести к серьезным имиджевым потерям для высших администраторов и, не исключено, — к социальным протестам, что в свою очередь может негативно сказаться и на производстве. Чем ниже качество государственного управления, тем меньше прибыль государственных предприятий, но одновременно — тем больше трансформационные издержки. Следовательно, неэффективность государства по сравнению с частным сектором, даже если она имеет место, не является решающим аргументом в пользу приватизации. Иначе говоря, «плохое» государство вероятней всего не справится и с задачей быстрого реформирования, так что в первую очередь нужно искать способы постепенного улучшения качества государственного управления. Для успеха и приватизации, и национализации необходима реформа управления государственной собственностью. Только определив цели и оценив возможности государственных предприятий в каждой отрасли, можно рассматривать вопрос об их приватизации — в случаях, когда эти цели оказываются недостижимыми или уже достигнутыми. Одновременно необходимо проводить социальную политику, а также исчерпание задач промышленной политики.

    Как и любая другая реформа, приватизация может сталкиваться с ограничениями ресурсного, технологического, культурного, политического или институционального характера. Все эти ограничения должны быть учитываются в проектах приватизации. Известно, например, что приватизация, в результате которой из одной монополии возникает цепочка монополий, ведет к росту цен и падению производства Подобный же эффект должен наблюдаться при расчленении рассредоточенных по территории и недостаточно плотных сетевых систем. Это и ряд других обстоятельств не были учтены при реформе РАО ЕС. В результате через семь лет после завершения реформы министр энергетики говорит о необходимости решения тех же самых задач.

    Если каждая покупка или продажа активов экономики, увязанные с задачами структурной политики, планами реформирования отдельных отраслей, полномочиями соответствующих ведомств. Должны быть поставлены или уточнены цели и задачи участия государства в капитале хозяйственных обществ.

    Целесообразно также выработать рекомендации по использованию тех или иных механизмов приватизации. Следует обязать правительство ежегодно отчитываться перед парламентом о результатах работы государственного сектора; отчет должен содержать рекомендации по продаже государственной собственности и создании (приобретении) тех или иных компаний. Во-вторых, для каждого крупного предприятия — кандидата на приватизацию, необходимо разработать проект, обосновывающий ее целесообразность. В качестве процедуры приватизации, видимо, следует использовать конкурс проектов, предусматривая возможность возврата предприятия в собственность государства при невыполнении условий приватизационного договора.

    Проекты должны быть опубликованы и подвергнуты широкому обсуждению. Процедуры формирования конкурсных комиссий и отбора проектов должны быть тщательно разработаны, с тем чтобы минимизировать возможности нечестной приватизации.

    В-третьих, необходимо наладить постприватизационный мониторинг. Только с его помощью можно добиться эффективности приватизации и убедить в этом россиян.

    В-четвертых, необходимо прекратить практику расширения госпредприятий за счет успешных компаний частного сектора. Сфера активности каждого крупного госпредпрятия должна быть ограничена его уставом или специальным постановлением, а ее расширение должно требовать тщательного обоснования и соответствующего юридического оформления. Госпредприятия должны не препятствовать частной инициативе, а напротив, содействовать ей.

    В-пятых, следует признать, что распространенный тезис, согласно которому госпредприятия должны находиться ровно в тех же условиях, что и частные фирмы, неточен. Перед госпредприятиями должна быть поставлена задача развития соответствующих отраслей путем реализации модернизационных проектов, совместных с частными фирмами. Соответственно, оценка их деятельности должна зависеть не только от их собственных достижений, но и от степени их влияния на развитие народного хозяйства в целом. Решение о приватизации должно принимать во внимание эту оценку. При таком подходе механизм приватизации может стать важным инструментом совершенствования экономики.

    В настоящее время в России, как показывает анализ, он является, скорее, инструментом политической борьбы. В-шестых, для успеха приватизации необходимо содействовать повышению качества рынка — внедрению современной деловой этики, формированию высоких стандартов корпоративного управления. Государственные предприятия должны служить образцом в этом отношении, тем самым влияя и на все бизнес-сообщество. Весь имеющийся в России опыт подтверждает этот вывод.

    Изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров должны обеспечить рост экономики России, создание новых эффективных собственников, что должно привести к формированию среднего класса в России.

    3.1 Ц ели, задачи и принципы приватизации государственного имущества области

    Согласно закону «О приватизации государственного имущества Ростовской области»[7] приватизация государственного (муниципального) имущества Ростовской области осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым Законодательным Собранием Ростовской области Прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Ростовской области на очередной финансовый год и плановый период[8].

    Представленный проект областного закона «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ростовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — законопроект) разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18.07.2002

    № 255-ЗС «О приватизации государственного имущества Ростовской области» на основании предложений отраслевых министерств области, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики, и содержит:

    • перечень областных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в 2014 году, включающий 2 областных государственных унитарных предприятия;
    • перечень иного государственного имущества Ростовской области, планируемого к приватизации в 2014 году, включающий 9 объектов государственного имущества казны Ростовской области.

    Иных предложений о приватизации государственного имущества Ростовской области в плановом периоде 2015 и 2016 годов от отраслевых министерств области, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики, не поступало.

    В законопроекте указаны характеристики планируемого к приватизации государственного имущества Ростовской области и предполагаемые сроки приватизации.

    Областные государственные унитарные предприятия, исходя из величины их чистых активов, подлежат преобразованию в открытые акционерные общества.

    Что касается объектов недвижимого имущества, внесённых в перечень иного государственного имущества Ростовской области, которое планируется приватизировать в 2014 году, то необходимо отметить следующее.

    Указанные в законопроекте объекты недвижимости (позиции 1-3) были в установленном порядке изъяты из оперативного управления ГКУ РО «Центр занятости населения города Ростова-на-Дону», ГБОУ начального профессионального образования Ростовской области профессионального училища № 68, ГБОУ начального профессионального образования Ростовской области профессионального училища № 32 как не используемые по назначению. В 2013 году данные объекты неоднократно выставлялись на торги, но в связи с отсутствием заявок торги были признаны несостоявшимися. Учитывая, что неиспользуемое непрофильное имущество подлежит вовлечению в хозяйственный оборот, объекты повторно предложены к приватизации в 2014 году.

    Кроме того, в проекте указаны объекты недвижимости, которые при приватизации ГУП РО «Донэнерго» не вошли в состав приватизированного имущества. Данные объекты планируется реализовать ОАО «Донэнерго» в случае признания по решению суда за обществом первоочередного права их приобретения по рыночной цене.