Производство в суде надзорной инстанции (2)

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав, свобод, законных интересов. В настоящее время Россия переживает сложный период судебной реформы, одним из главных направлений которой является повышение эффективности отправления правосудия по гражданским делам, которое зависит от чёткой и безукоризненной работы всех звеньев судебной системы, в том числе и при пересмотре в порядке надзора судебных постановлений по гражданским делам.

С вступлением в законную силу 1 февраля 2003 года Гражданского процессуального кодекса институт надзорного производства претерпел существенные изменения, что еще более повышает актуальность и практическую значимость темы дипломного исследования.

В надзорном производстве согласно новому ГПК изменился круг субъектов, имеющих право на обращение в суд надзорной инстанции, впервые в гражданском процессе установлен срок, в течение которого можно ставить вопрос о проверке судебного акта в порядке надзора, усилилось действие принципа диспозитивности, закреплено положение, в соответствии с которым проверка некоторых судебных постановлений, в частности, определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в надзорном порядке, возможна только при условии, что такие постановления нарушают единство судебной практики. Эти и другие новеллы ГПК РФ требуют тщательного научного исследования, практической апробации и теоретического осмысления.

Ряд вопросов, связанных с осуществлением производства в порядке надзора, такие как задачи и цели данного производства, пределы проверки судебных постановлений судом надзорной инстанции, не утратили своего значения и после принятия ГПК РФ, оставаясь по-прежнему дискуссионными. Все вышесказанное обусловливает актуальность и своевременность темы курсового исследования.

Проблемы, связанные с полномочиями суда надзорной инстанции в гражданском процессе, нашли отражение в работах И.Н. Балашова, К.С. Банченко-Любимовой, Т.Н. Добровольской, Г. А. Жилина, В.М. Жуйкова, С.Ю. Кац, Н.И. Клейн, К.И. Комиссарова, Л.Ф. Лесницкой, С.Ю. Никонорова, М.Ю. Новик-Качан, М.Д. Олегова, Ю.К. Осипова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова, П.Я. Трубникова, М.С. Шакарян, В.В. Яркова и др. ученых.

3 стр., 1438 слов

Особый порядок судебного разбирательства: проблемы применения ...

... В обмен на формальное согласие с обвинением уголовно-процессуальное законодательство стран Западной Европы гарантирует упрощение процедуры рассмотрения дела и (или) смягчение наказания обвиняемому. Особый порядок судебного разбирательства ... признания обвиняемым своей вины в уголовном процессе // Использование специальных познаний в области психологии и психиатрии в судопроизводстве: учеб, пособие / ...

К сожалению, большинство научных трудов, посвященных данной теме, было написано в период действия еще ГПК РСФСР, более 20 лет назад. В связи с принятием нового ГПК РФ отдельные научные взгляды, существующие в литературе, устарели, другие требуют переосмысления и уточнения.

Объектом курсового исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией полномочий судом надзорной инстанции в гражданском процессе. Предметом исследования являются нормы гражданского процессуального права, регулирующие производство в порядке надзора; доктринальные источники; судебная практика.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы реализации полномочий судом надзорной инстанции в гражданском процессе. Для достижения указанной цели автором поставлены задачи:

рассмотреть сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора;

проанализировать право на обращение в суд надзорной инстанции (понятие, содержание, субъекты);

выделить основания к отмене и изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.

1. Возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации

Изучение памятников русского права позволило Е.И. Алекссевской.1 сделать вывод о том, что причиной возникновения проверки законности судебных постановлений послужило ограничение судебной власти на местах князьями удельной Руси. Практика обращений спорящих сторон и судей-наместников к князю в случаях невозможности разрешения дела в силу противоречий в законе либо наличия пробелов в праве санкционируется в Судебнике 1474 года и развивается в Судебнике 1550 года и Уставе гражданского судопроизводства 1864 года. По мере реформирования государственного управления высший судебный орган наделялся полномочием по проверке законности судебных постановлений и правом дачи разъяснений по судебным делам.

История института проверки судебных постановлений свидетельствует, что в силу динамичности общественных отношений и перманентных преобразований государства и, как следствие, нестабильности законодательства постоянно существует объективная потребность в институте, который способствует укреплению законности и формирует единообразную судебную практику в целях защиты нарушенных прав и законных интересов всех субъектов правоотношений.

Идея создания в молодой социалистической стране единого верховного судебного контроля законодательно была выражена в Декрете «О суде» от 7 марта 1918 г. N 2 СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347.. Так, статья 6 указанного Декрета определяет сущность судебного надзора следующим образом: «В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается в столице верховный судебный контроль. В состав его входят представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва и переизбрания как со стороны окружных судов, так и Советов Раб., Солд., Кр. и Казачьих Депутатов.

10 стр., 4655 слов

Верховный Суд Российской Федерации

... вступили в свою юридическую силу. Верховный Суд РФ предназначен осуществлять рассмотрение дел по порядку судебного надзора в отношении уже вступившего в силу приговора любого федерального суда. - В определенных случаях он может ...

Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями, выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. В случаях же обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона. Отменять решения верховного судебного контроля может только законодательный орган советской власти.

Реализация идеи создания единого судебного контроля относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «О Высшем судебном контроле» СУ РСФМР. 1921. N15. Ст. 97. было утверждено Положение о высшем судебном контроле. Осуществление высшего судебного контроля первоначально возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который должен был пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе. Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей политике правительства.

Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора.

В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. Ведомости Верховного Совета. 1938. N 31. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.

Согласно ст. 16 Закона судебные приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу, могли быть опротестованы лишь Прокурором СССР, прокурором союзной республики, Председателем Верховного Суда СССР и председателем Верховного Суда союзной республики. Право рассмотрения надзорных протестов принадлежало только судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам Верховных Судов союзных республик, Судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам Верховного Суда СССР и Пленуму Верховного Суда СССР. Таким образом, в союзных республиках пересматривать судебные дела в порядке надзора мог лишь один орган — судебная коллегия Верховного Суда республики. Верховный Суд СССР был вправе истребовать в порядке надзора любое дело из любого суда независимо от того, рассматривалось ли оно судебно-надзорным органом союзной республики. В тоже время надзорные права Верховных Судов союзных республик в связи с упразднением пленумов и президиумов этих судов были ограничены. Областные и приравненные к ним суды лишились права судебного надзора. Существовавшие в данных судах пленумы были ликвидированы.

10 стр., 4737 слов

Суд и судебная система СССР

... для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных ...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей» ВВСС. 1954. N 17. Ст. 360. был существенно изменен порядок пересмотра приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу. Право пересматривать дела в порядке надзора было предоставлено созданным в соответствии с Указом Президиумам Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов. Положение о Верховном Суде СССР, утвержденное Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г., внесло важные изменения в компетенцию Верховного Суда СССР как органа надзора за деятельностью судебных органов. Он был освобожден от пересмотра большого количества дел.

К компетенции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР отнесено рассмотрение в порядке надзора протестов Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на решения Верховных Судов союзных республик по гражданским делам в случае противоречия этих решений общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее — Европейский суд), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда. Его постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов — Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного. Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели с этого времени право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Для обращения в этот Суд гражданам России достаточно было обжаловать решение суда в кассационном порядке, чтобы исчерпать все эффективные внутригосударственные средства правовой защиты, несмотря на то, что ГПК РСФСР.2 предусматривал еще одну возможность обжалования судебных решений, определений и постановлений — надзорное производство. Пересмотр дел в порядке надзора, однако, не являлся с точки зрения Европейского суда, эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, поскольку граждане не могли лично возбудить надзорное производство и оно не являлось обязательной частью производства по делу. К тому же отсутствие сроков для возбуждения надзорного производства создавало ситуацию правовой неопределенности, которая могла растянуться на несколько лет и сводила на нет правило шести месяцев, установленное для подачи заявления в Европейский суд.

Кроме того, Европейский суд по правам человека усмотрел в отмене надзорной инстанцией установленного судом права нарушение прав человека на «справедливое судебное разбирательство», гарантированное ст. 6 Европейской конвенции. По его мнению пересмотр дела в порядке надзора нарушает принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено (res judicata — принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного дела).

8 стр., 3861 слов

Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации

... Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что правовой статус человека и гражданина, прежде всего, ...

Данный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.