Прекращение брака в Древнем Риме

Санкт-Петербургский Государственный Университет, Юридический факультет, Кафедра теории и истории права и государства, Курсовая работа

Тема:

Прекращение брака в Древнем Риме

Студентки …, Преподаватель: …, Оценка _________________, Дата проверки ___________, Санкт-Петербург

2008 год

Понятие «римское право» означает правопорядок, действовавший на протяжении тринадцативековой истории Рима, со времени основания Города (754 г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. до н.э.), когда завершилась более чем тысячелетняя эпоха этого правопорядка, что отразилось в знаменитой кодификации, известной под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского права).

Сейчас изучение римского права носит исключительно историографическое значение. Причина необходимости такого изучения, прежде всего, кроется в том, что научная разработка права достигла у римлян такой глубины, которой не достигали никакие народы до них, даже с более древней культурой. Можно говорить, что эта разработка не превзойдена до сих пор. Римские юристы первыми создали строгую специальную терминологию, которой и сейчас пользуется весь цивилизованный мир, разработали юридические категории и понятия, основали и развили метод юридического рассуждения.

Во-вторых, изучение права предполагает не только формирование представлений относительно современных правовых норм, но и понимание причин их возникновения и эволюции. Именно римское право представляет собой важнейший пример историко-правовых источников современного права, история которого хотя и связана с историей государства, однако имеет собственную логику, которая задана эволюцией общественных отношений во всех сферах жизни социума.

В-третьих, поскольку в результате тысячелетней традиции римское право пронизало содержание и форму всех современных кодексов, то их нельзя понять и интерпретировать, не поднимаясь к первоистокам.

Все вышесказанное в большей мере относится не к римскому праву вообще, а к римскому частному праву, которое является более ценным массивом римского права, нежели римское публичное право, т.к. оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота.

13 стр., 6462 слов

Системы уголовного права в современном мире

... уголовного права В большинстве работ указывается на то, что принципы и нормы международного уголовного права ... система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права «правовые институты». Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: Государственное (конституционное) право - это отрасль права, ... рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, ...

В свою очередь, очень интересным при исследовании римского права является наблюдение за развитием института семейного права, в частности, вопросами брака и его расторжения, т.к. этот институт в силу своих гражданско-правовых корней рассматривался как разновидность сделки, очень близкой к сделкам из имущественных отношений.

Римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Современное гражданское (в т.ч. семейное как его подотрасль) право рассматривает брак как сложную юридическую сделку, в которой имеют место волеизъявления сторон и государства. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей, хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия.

В нашем праве брак возникает посредством начального торжественного акта – «бракосочетания», и прекращается лишь в результате столь же торжественного акта (юридическое постановление о разводе) или смерти одного из супругов. Римский же брак такого торжественного акта не предусматривал. Он возникал и существовал по причине наличия двух элементов: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих элементов прекращался.

Однако взгляд римского права на брак как на состояние вещей не означает материалистического воззрения на сами эти отношения. «Напротив, римское представление о браке высоко духовное и исполнено благородства.

Брак основан на постоянной affectio meritalis (супружеская любовь), которая сообщает совместному проживанию характер возвышенного достоинства. Отсутствие affectio расторгает его ipso jure, поскольку теперь брак являлся бы лишь «узами» в изначальном смысле этого слова»1 .

В случае, когда терялось наличиствование хотя бы одного из вышеуказанных моментов, брак подлежал расторжению. Причем юридическая возможность, условия, поводы и порядок расторжения римского брака в разное время говорили не только о развитии права вообще, но и о состоянии нравственности общества в том числе2 .

Цель данной работы – подробно рассмотреть объективные основания прекращения брака и субъективные, которые в определенный период времени имели свою специфику.

В отличие от признания брака недействительным, где решался вопрос о действительности самого соглашения о заключении брака как сделки, под прекращением брака понимают прекращение на будущее время отношений супружества, возникших из действительного брака3 . Римское право издавна признавало только один гражданский вид брака, известный под равнозначными названиями: nuptae, justae nuptae, justum, legitimum matrimonium. К его расторжению могли привести объективные или невольные причины, т.е. те, которые упраздняли одно из необходимых условий действительности брака.

Брак нередко прекращался ipso jure сам собою, совершенно независимо от воли супругов, а именно вследствие:

  • смерти одного из супругов;
  • утраты свободы одним из супругов;
  • утраты гражданства одним из супругов;
  • изменения семейного состояния одного из супругов;
  • назначения мужа вольноотпущенницы сенатором;
  • наступающего кровосмешения.

Смерть одного из супругов., Утрата свободы одним из супругов

утрата римского гражданства

17 стр., 8068 слов

Понятие семьи и брака по семейному праву их признаки

... отличается друг от друга. Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи. В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни ...

изменение семейного состояния одного из супругов

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором

наступающее кровосмешение

К субъективным причинам расторжения брака можно отнести те причины, которые зависели от воли супругов или их pater familias.

Для римлян на протяжении существования этого народа всегда был характерен прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.

Существовало три формы перехода во власть мужа:

Usus. Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение года. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая над собой установления власти мужа фактом давностного с ней сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Confarreatio

Coemptio состояла в особом применении mancipatio. Естественно, что при таком типе брака (cum manu) не могло быть и речи о разводе в том смысле, в котором его понимают в наше время и как его стали понимать римляне в более поздние времена. В данный период речь могла идти только о том, что муж, не желая больше держать у себя жену, избавлялся от нее таким же путем, каким ее приобретал8 . Изначально расторжение брака было по сути расторжением договора купли-продажи. Контрагенты договора по взаимному согласию определяли условия, при которых возможно было возвратить женщину обратно в ее семью. Со временем такие договоры становились привычными, последовательно повторялись, становились обычными и могли подразумеваться там, где о них не было даже упомянуто. Так создавались обычные правила об основаниях, по которым возможно было возвратить жену родителям или об основаниях развода в первоначальном смысле слова.

С усилением религиозного освящения брака и, в особенности, с появлением чисто религиозной формы совершения брака (confarreatio) купля-продажа для брака выходит из употребления. Это обстоятельство оказывает сильное влияние на строй семейных отношений. Жена перестает быть покупаемой вещью и наряду с мужем участвует в отправлении семейного культа. Таким образом, появляются основания для развода, лежащие в религиозных воззрениях и верованиях. К противорелигиозным поступкам долгое время относили прелюбодеяние как действие, нарушающее интересы семейного культа, делающее сомнительным происхождение ребенка и возможным введение в семью чужой крови.

4 стр., 1857 слов

Социология.. Структура и функции семьи. Мотивация браков и разводов

... называемая терапевтическая функция брака. Реферат структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе раскрывается структура и функции семьи, дается определение «семья». Во второй главе изучается мотивация браков и причины разводов. Научное ...

С уничтожением купли-продажи обстоятельства развода должны были перемениться: с одной стороны, муж больше не сдерживался в вопросе о разводе материальными расчетами, с другой стороны, усложнились взаимные отношения между супругами. И должны были увеличиться поводы к разводу. Но в действительности дело обстояло не так. При указанных обстоятельствах у мужа мог появиться несправедливый произвол в вопросе о разводе. Жена, находящаяся под властью мужа-хама, за себя постоять не могла, т.к. была persona alieni juris, т.е. являлась лицом чужого права. Но за нее могли вступиться и вступались ее родственники. Ведь беспричинный, несправедливый развод считался обидой по отношению как к женщине, так и по отношению к ее родным. Эта обида могла вызвать отмщение со стороны обиженных.

При таком порядке отношений муж, желавший расторгнуть брак во избежание ссоры с близкими жены, должен был постараться получить одобрение своих действий с их стороны. Вследствие этого родственники вместе с мужем обсуждали поступки обвиняемой жены и решали вопрос о разводе.