Регистрация актов гражданского состояния

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. С регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение. Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. акт гражданский государственный регистрация

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах: для того чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.).

Целью работы является исследование регистрации актов гражданского состояния, и выявление пробелов в гражданском законодательстве.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

1. Определить понятие и виды актов гражданского состояния;

2. Описать органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

3. Охарактеризовать государственную регистрацию и запись актов гражданского состояния;

4. Изложить государственную регистрацию рождения;

5. Рассмотреть государственную регистрацию заключения брака и расторжения брака;

6. Проанализировать государственную регистрацию усыновления (удочерения) и установления отцовства;

7. Описать государственную регистрацию перемены имени и смерти.

Согласно цели и задачам построена структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы и 6 параграфов, заключения и списка использованных источников. Первая глава работы рассматривает понятие, виды актов гражданского состояния, органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, а так же государственную регистрацию и запись актов гражданского состояния. Вторая глава работы анализирует государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, а также государственную регистрацию усыновления (удочерения) и установления отцовства и государственную регистрацию перемены имени и смерти.

Нормативно-правовой базой работы явились акты: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием. (в редакции от 30.12.2008); Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 09 февраля 2009 года); Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года (ред. От 30.06.2008); Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (в редакции от 30 декабря 2008); Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. От 09.02.2009); Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г (ред. От 26.11.2008); Кодекс РФ об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ (ред. От 30.12.2008); Федеральный Закон от 15 ноября 1997 г № 143-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об актах гражданского состояния» и другие.

2 стр., 909 слов

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

... Гражданский процессуальный кодекс — третий для России. Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1923 по 1964 годы, второй Гражданский процессуальный кодекс ... актов, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных ... актов гражданского состояния, восстановления ... реферат составлен на основе .

В работе использовались труды таких современных авторов как Алехина С.А., Блажеев В.В., Борисова Е.А., Ваничкина О.Ю., Мусин В.А., Чесина Н.А., Чесота Д.М., Садикова О.Н., Суханова Е.А., Сергеева А.П., Толстова Ю.К., Кальпина А.Г., Масляева А.И., Козлова С.С., Тихомирова М.Ю., и других авторов.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

1.1 Понятие актов гражданского состояния

Возникновение правоспособности гражданина связано, прежде всего, с его рождением. И наоборот, со смертью прекращаются не только жизнь, но и принадлежащая лицу правоспособность, его права, обязанности. Появление и прекращение прав (обязанностей) физического лица — результат не только совершение различного рода сделок, но и заключения, расторжения брака, установление отцовства, усыновления (удочерения).

Перечисленные обстоятельства чрезвычайно важны как для отдельной личности, так и для общества в целом. С правовой точки зрения рождение и смерть являются событиями. Все остальные относятся к действиям, будь то заключение или расторжение брака, установление отцовства, усыновление и, наконец, перемена имени, даже если они воспринимаются лицом как особого рода этап в его биографии.

В некоторых случаях и событие как таковое, и действие вступают в тесной связи. Так, основанием возникновения родительских прав и обязанностей служить лишь происхождение ребенка, удостоверенное в установленном законом порядке, что и происходит при регистрации рождения. Перечень важнейших для личности и общества событий (действий) является исчерпывающим, его можно дополнить, расширить только путем изменения ст. 47 ГК.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных имущественных прав граждан, а также в интересах государства. Она заключается во внесении сведений о нем в книгу регистрации актов гражданского состояния.

Регистрация актов гражданского состояния производится в интересах

Укрепления общественного порядка и защиты субъективных прав граждан. Рождение, вступление в брак, развод, усыновление, смерть и другие важные вещи человеческой жизни приобретают соответствующую правовую значимость после внесения их в книгу записи актов гражданского состояния.

Ранее правила о государственной регистрации актов гражданского состояния содержались в разд. IV КоБС и в многочисленных подзаконных актах: постановление Совета Министров СССР и РСФСР, ведомственных актах Министерства юстиции СССР и РСФСР. С принятием и вступлением в силу с 1 января 1995 г. части первой ГК общие положения об актов гражданского состояния и их регистрации были установлены в ст.47, а решение вопросов об органах, ее осуществляющих, о порядке самой регистрации, о порядке изменения, восстановления и аннулирования актов гражданского состояния, а также о порядке и сроках хранения книг регистрации записи актов гражданского состояния (актовых книг) было отнесено к компетенции специального закона. Такой закон был принят и вступил в силу — Закон об актах гражданского состояния.

23 стр., 11188 слов

Проектирование информационной системы регистрации бракосочетаний ...

... исследования является процесс регистрации бракосочетаний и изменения гражданского состояния населения в ЗАГСе Балашихинского района. Целью данного курсового проекта является улучшение качества обслуживания клиентов и увеличение эффективности работы ЗАГСа за счет разработки ...

Акты гражданского состояния — действия и события жизни человека, которые влияют на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, а также установление его правового положения. Возникновение правоспособности человека связано с его рождением. И наоборот, со смертью прекращаются не только жизнь, но и принадлежащая лицу правоспособность, его права и обязанности.

Статьей 3 Закона об актах гражданского состояния устанавливается в соответствии со ст. 47 ГК РФ перечень событий, которые подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законам об актах гражданского состояния. Это перечень является исчерпывающим, никакие другие события и действия не подлежат государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Значение этих актов в том, что каждый из них оказывает определенное влияние на гражданские права и обязанности. Так, с моментом рождения закон связывает возникновение правоспособности граждан. С заключением брака, усыновлением (удочерением), установление отцовства связано возникновение определенных имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, регулируемых семейным законодательством. Наконец, смерть гражданина влечет возникновение права на принятие наследства.

Акты гражданского состояния признаются действительными, если они зарегистрированы в установленном законам порядке. Из этого правила пунктом 3 статьи 3 Закона об актах гражданского состояния предусматривается исключение. В случае если акты гражданского состояния были совершены по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их совершения. Государственная регистрация таких актов гражданского состояния в последующем не требуется.

Например, признание правовой силы брака, совершенного в церковной форме и не и требующего последующей государственной регистрации, возможно только тогда, когда этот брак совершился на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса.

1.2 Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния

Пунктом 1 статьи 4 закона об актах гражданского состояния устанавливается, что государственную регистрацию актов гражданского состояния производят органы актов гражданского состояния.

Органы записи актов гражданского состояния образовываются органами государственной власти субъектов РФ на территориях этих субъектов. И все вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, решаются субъектами РФ самостоятельно на основании Федерального закона об актах гражданского состояния и принятого в соответствии с ним закона субъекта РФ.

26 стр., 12987 слов

Организация деятельности органов записи актов гражданского состояния ...

... возможности получения услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде. Также актуальной является проблема управления и планирования развития кадрового потенциала органов ЗАГС. Кадровая работа одно из наиболее ответственных ...

Государственная регистрация актов гражданского состояния относится к федеральным полномочиям, которые Законам об актах гражданского состояния передаются органам государственной власти субъектов РФ. При этом органам государственной власти субъектов РФ предоставляеться право законом этого субъекта делегировать полномочиям органам местного самоуправления, на территориях которых отсутствует созданные в установленном Законом об актах гражданского состояния порядке органы загса.

Статья 4 Закона об актах гражданского состояния определяет порядок финансирования органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния за счет субвенций из федерального бюджета впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Порядок и объем субвенции из федерального бюджета осуществляются на основании и в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»» (с изм. и доп. От 29 декабря 2004 г.).

Пунктом 2 статьи 4 Закона об актах гражданского состояния предусматривается наделение органов местного самоуправления, муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органов местного самоуправления сельских поселений — на государственную регистрацию рождения, заключения и расторжения брака, установление отцовства, смерти.

Право делегировать органам местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляется субъекту РФ в том случае, если на этих территориях отсутствуют органы загса, образованные в соответствии с Федеральным законом об актах гражданского состояния.

Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями законом субъекта РФ, при этом органам местного самоуправления передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства.

Этим же законам субъект РФ определяет место хранения и место восстановление утраченных записей актов гражданского состояния, которые составлены органами местного самоуправления сельских поселений.

Органом государственной власти субъектов РФ производится контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочии на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Пунктом 4 статьи 4 Закона об актах гражданского состояния устанавливается, что координация и обеспечение деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) определяется, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиций утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждает совместно с другими министерствами и ведомствами порядок хранения записей актов гражданского состояния.

13 стр., 6315 слов

Государственная регистрация юридических лиц (3)

... юридических лицах По состоянию на 28 апреля 2003 г. государственный реестр содержит - 2289,4 тыс. записей, в том числе: о ранее зарегистрированных юридических лицах, представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" ...

Также установлен порядок предоставление средств субъектам РФ на реализацию полномочий, связанных с осуществлением государственной регистрации актов гражданского состояния, в виде субвенции.

Субвенции предусматриваются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (далее — БК РФ) (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) в составе Федерального фонда компенсации и в порядке исполнения федерального бюджета зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ.

Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния устанавливается законам субъекта РФ, принятым на основании Федерального закона об актах гражданского состояния.

Регистрация актов гражданского состояния и в государственных интересах — для того чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.) эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Органом записи актов гражданского состояния производится государственная регистрация актов гражданского состояния посредством составления записи актов гражданского состояния, основания и порядок внесения которых устанавливаются Федеральным законам об актах гражданского состояния. На основании записи актов гражданского состояния органом загса выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 «об утверждении правил заполнения бланков записи актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) утверждены правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, которые являются обязательными для органов, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Данным Федеральным законом устанавливаются сведенья, обязательные к указанию для внесения в записи актов гражданского состояния и в свидетельства, выдаваемые на основании этих записей актов.

Помимо обязательных сведений статьей 6 Закона об актах гражданского состояния предусматривается возможность включения в запись акта гражданского состояния иных сведений, которые обусловлены особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Записи актов гражданского состояния производится на бланках строгой формы, которая утверждена Постановления Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.).

Этим же Постановлением утверждены формы бланков свидетельств, которые выдаются на основании записей актов гражданского состояния.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния являются документами строгой отчетности и изготавливаются типографическим способом на специальном материале с водными знаками, изображающими Государственный герб Российской Федерации, и иными видами защиты от подделки, каждый такой бланк имеет серию и номер.

10 стр., 4716 слов

Акты гражданского состояния (2)

... задачи: 1. Дать определение понятию актов гражданского состояния и раскрыть функции и организацию их государственной 2. Рассмотреть порядок запись актов гражданского состояния. 1. Понятие об актах гражданского состояния и их регистрации Акты гражданского состояния (англ. acts of civil ...

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются по единому образцу, утвержденному Министерством юстиций Российской Федерации, на государственном языке Российской Федерации-русском языке, а в случае установления республикой — субъектом РФ своего государственного языка (языков) бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния могут изготавливаться на русском языке и на государственном языке (языках) республики.

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Все делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации, которым является русский язык. В случае если законам субъекта РФ (республикой) установлен в соответствии с действующим законодательством свой государственный язык, делопроизводство ведется на двух языках: на русском языке и на языке субъекта РФ (республики).

Пунктом 6 статьи 6 Закона об актах гражданского состояния устанавливается ограничение для работников органа загса на проведение государственной регистрации актов гражданского состояния. Работник органа загса не имеет права производить регистрацию актов в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).

В этом случае государственная регистрация акта гражданского состояния может быть произведена в другом органе загса или в этом же органе загса, но другим работником, на которого данное ограничение не распространяется.

Руководитель органа записи акта гражданского состояния как должностное лицо несет ответственность за правильность провидения государственной регистрации актов гражданского состояния, качество и правильность составления записей актов гражданского состояния.

Предусматривается взимание государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния в размере предусмотренном действующим законодательством о налогах и сборах.

Статьей 333.26 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) (с изм. и доп. от 2 Февраля 2006 г.) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, государственная пошлина устанавливается в следующих размерах:

1) за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачи свидетельства, — 200 рублей;

2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • а) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, — 200 рублей с каждого из супругов;
  • б) при расторжении брака в судебном порядке — 200 рублей с каждого из супругов;
  • в) при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, — 100 рублей;

3) за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, — 100 рублей;

18 стр., 8947 слов

Граждане как субъекты гражданского права

... а именно о правоспособности граждан. Прежде всего гражданам Российской Федерации предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме. Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права могут быть иностранцы ... могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти, нельзя трактовать как предусмотренный законом случай возникновения правоспособности до рождения человека. Если ребенок не ...

4) за государственную регистрации перемены имени, включая выдачу свидетельства о перемени имени, — 500 рублей;

5) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельства, — 200 рублей;

6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния — 100 рублей;

7) за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов, — 50 рублей.

Порядок освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния также определяется НК РФ.

Порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния регламентируется гл. 36 ГПК РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143- ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Пунктом 3 ст.47 ГК РФ установлено, что аннулирование записи акта гражданского состояния производится органом загса на основании решения суда. Это требование закона распространяется и на актовую запись о рождении ребенка, включающую в себя сведения, в том числе об отце и матери ребенка.

Между тем, в практике органов загса возник вопрос, в праве ли сам орган загса без решения суда исключить сведения об отце ребенка из актовой записи о рождении и внести новую запись об отцовстве другого лица при наличии об этом просьбы со стороны матери ребенка, лица, записанного в качестве отца ребенка, и фактического отца ребенка.

Пленум по данному вопросу в этом же п. 9 Постановления разъяснил следующее: «Суд в исковом порядке рассматривает и требования об исключении записи об отце, произведенной в актовой записи о рождении в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 51 СК РФ, и внесений новых сведений об отце (т.е. об установлении отцовства другого лица), если между заинтересованными лицами (например, между матерью ребенка, лицом записанным в качестве отца и фактическим отцом ребенка) отсутствует спор по этому вопросу, поскольку в силу п. 3 ст. 47 ГК РФ аннулирование записи акта гражданского состояния полностью либо в части может быть произведено только на основании решения суда».

Итак, акты гражданского состояния — действия и события жизни человека, которые влияют на возникновения, изменение или прекращение его прав и обязанностей, а также установление его правового положения.

Государственную регистрацию актов гражданского состояния производят органы загс. Органом загс производится государственная регистрация актов гражданского состояния по средствам составления записи актов гражданского состояния, основания и порядок внесения которых устанавливаются Федеральным законом об актах гражданского состояния. На основании записи акта гражданского состояния органом загса выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Глава 2. ВИДЫ АКТОВ ГРАЖДАСКОГО СОСТОЯНИЯ

2.1 Государственная регистрация актов гражданского состояния

30 стр., 14711 слов

«Гражданские правоотношения» консультация (9 класс)

... субъектом гражданских правоотношений, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица ... состоянием (определенный ряд взаимосвязанных фактов, состояние в браке). б)Основания гражданских правоотношений ... гражданские права и нести обязанности. У граждан возникает с момента рождения и до момента смерти. Для юридических лиц правоспособность возникает с момента государственной регистрации. ...

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 47 ГК РФ рождение ребенка подлежит обязательной государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

В случае если роды у женщины происходили в присутствии врача, независимо от того, в медицинской организации или вне ее, основанием для государственной регистрации факта рождения ребенка является представленный в орган загса документ — медицинское свидетельство о рождении, выданный по форме, утв. Приказом Минздрава РФ от 7 августа 1998 г. N 241.

Медицинское свидетельство о рождении обязана выдать любая медицинская организация независимо от ее организационно-правовой формы, в том числе и частная клиника, в которой происходили роды женщины. В случае если роды происходили вне медицинской организации, свидетельство о рождении обязана выдать та медицинская организация, работником которой является врач, оказывавший помощь при родах, либо в которую мать обратилась сразу после родов, либо выдается врачом, занимающимся частной медицинской практикой, в присутствии которого происходили роды.

В медицинском свидетельстве о рождении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и место постоянного жительства матери, родившей ребенка, ее семейное положение, образование, по желанию матери может быть указана ее национальность, указываются время и дата родов, пол родившегося ребенка (детей), место родов, дата выдачи свидетельства и его номер.

Законом заявителю предоставляется право выбора места регистрации рождения ребенка. Регистрация рождения ребенка производится тем органам загса, который находится на территории фактического места рождения ребенка либо по месту жительства родителей ребенка или одного из них.

Независимо от того, каким органам загса производится регистрация рождения ребенка, при указании места рождения ребенка в записи акта о рождении указывается наименование государства, субъекта РФ или наименование административно-территориального образования иностранного государства, наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования, где ребенок был фактически рожден или найден, за исключением случаев.

Федеральным законом от 29 апреля 2002 г. N 44-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» в Закон об актах гражданского состояния были внесены изменения, в соответствии с которыми по желанию родителей родившегося ребенка или одного из них, которые проживают в сельском поселении, местом рождения ребенка может быть указано не фактическое место рождения, а место жительства родителей этого ребенка или одного из них.

Пунктом 3 и 4 ст. 5 Закона об актах гражданского состояния урегулирован порядок регистрации органом загса рождения ребенка, если он родился в транспортном средстве в пути следования (на судне, в поезде, в самолете и др.) или отдаленной местности (в экспедиции, на полярной станции и др.), где отсутствует органы загса.

В этих случаях государственная регистрация рождения ребенка производится органом загса по месту жительства родителей или одного из них либо любым органом загса, который расположен по пути следования транспортного средства (если ребенок родился в транспортном средстве), при этом местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации его рождения, либо органом загса, который является ближайшим от фактического места рождения ребенка (если ребенок родился в отдаленной местности, где отсутствуют органы загса).

14 стр., 6737 слов

Институт брака в семейном праве

... брака; сущность и значение регистрации брака; условия вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; а также правовое регулирование заключения брака ... Для юридических наук ... брака недействительным и правовые последствия недействительности брака. 1. исторические аспекты становления брака 1.1 Исторические формы брака и семьи " Брак ... ЗАГС г. Кокшетау Н. Жумагуловой «количество браков ...

Статьей 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) капитану судна вменяется в обязанность при каждом случае рождения ребенка на судне составлять соответствующий акт и делать запись о рождении ребенка в судовом журнале. Статьей 70 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ РФ) (с изм. и доп. от 20 декабря 2005 г.) обязанность капитана в случае рождения ребенка на судне ограничивается обязанностью сделать запись в судовом журнале, составление соответствующего акта не требуется.

Заявление о государственной регистрации рождения ребенка может быть подано в орган загса как в письменной, так и в устной форме не позднее чем через один месяц со дня рождения ребенка.

Родители (один из них), лицо, присутствовавшее при родах, если роды происходили вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, обязаны заявить о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния. В случае невозможности родителей ребенка лично явится в орган загса заявление о рождении может быть сделано любым уполномоченным родителями (одного из них) лицом либо должностным лицом медицинской или иной организации, где происходили роды или находился ребенок.

В заявлении о рождении указываются сведения о заявители и документе, удостоверяющем его личность, а также фамилии, имена, отчества, дата рождения, гражданство, место рождения и жительства отца и матери ребенка, сведения о документе, удостоверяющем их личности, и сведения о документе, являющемся основанием для внесения записи об отце ребенка, национальность родителей ребенка указывается по их желанию.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 47 ГК РФ смерть гражданина подлежит обязательной государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Основанием для государственной регистрации смерти гражданина являются представленные в орган записи актов гражданского состояния документы, подтверждающие факт установления смерти гражданина.

Приказом Минздрава РФ «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х» утверждены формы свидетельств, которые подтверждают факт установления медицинскими работниками смерти гражданина и являются основанием для регистрации смерти гражданина в органе загса. Медицинское свидетельства об установлении смерти выдаются на бланках строгой отчетности медицинскими организациями за подписью медицинского работника этой организации либо частнопрактикующими врачами за их подписью и печатью.

В медицинском свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество умершего, пол, дата рождения, место постоянного жительства, где и кем работал, дата смерти, место смерти (указывается почтовый адрес и наименование места, где последовала смерть, т.е. в стационаре, дома и др.), в результате чего наступила смерть (заболевание, несчастный случай, убийство, самоубийство либо невозможность установить род смерти).

В случае если смерть произошла от несчастного случая, отравления или травмы, указывается дата травмы (отравления), при несчастных случаях, не связанных с производством, указывается вид травмы (бытовая, уличная, дорожно-транспортная, школьная, спортивная и прочие), место и обстоятельства, при которых произошла травма (отравление).

Медицинское свидетельство выдается получателю под роспись. Корешок выданного свидетельства, согласно Приказу Минздрава России N 241, хранится в учреждении, выдавшем свидетельство, 5 лет после календарного года, в котором выдано свидетельство.

Вторым основанием для государственной регистрации смерти гражданина предусматривается получение органом загса вступившего в законную силу решение суда, которым устанавливается факт смерти гражданина либо гражданин объявляется умершим.

Признание гражданина умершим либо установление факта его смерти в судебном порядке производится по правилам, установленным ст. ст. 276 — 280 ГПК РФ.

В решении суда указываются в отношении умершего помимо фамилии, имени, отчества и последнего известного места жительства ряд дополнительных признаков, таких как дата и место рождения, а также начало безвестного отсутствия, а для объявленного умершим — дата смерти гражданина.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом истечения срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были полечены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (ч. 2 ст. 42 ГК РФ), днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решение суда об объявлении его умершим, а в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК РФ).

Конкретная дата смерти гражданина, объявленного умершим, может быть признана судом и указана в его решении только в случае, если в гражданском деле имеются доказательства, дающие неоспоримые основания полагать о его гибели в определенный день.

Статьей 64 Закона об актах гражданского состояния как основание для государственной регистрации смерти гражданина предусматривается, помимо указанных выше оснований, получение органом загса документа, подтверждающего факт смерти гражданина, который был необоснованно репрессирован и впоследствии реабилитирован как жертва политических репрессий.

Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изм. и доп. от 1 июля 2005 г.) устанавливаются порядок и основание реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел РФ, федеральные органы государственной безопасности, государственные архивы и органы, осуществляющие хранения дел, связанных с репрессиями, по ходатайствам граждан, а также государственных и общественных организации оказывают правовую помощь в вопросах, связанных с реабилитацией, включая пересылку выписок из дел, копии документов и других материалов по установлению фактов применения репрессий и последующей реабилитации.

По ходатайству заявителей органы в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», осуществляющих архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны, если располагают соответствующими сведениями, сообщить время, причины смерти и место погребения реабилитированного и выдать соответствующую справку, на основании которой орган загс произведет государственную регистрацию смерти реабилитированного гражданина.

Заявителю предоставляется право выбора места регистрации смерти гражданина из перечисленных в статье 65 Закона об актах гражданского состояния. Регистрация смерти гражданина производится органом загса, который либо находится по последнему месту проживания умершего, либо по месту наступления смерти умершего, либо по месту обнаружения тела умершего, либо по месту нахождения организации, которой был выдан документ, подтверждающий факт смерти гражданина.

Пунктами 2 и 3 статьи 65 Закона об актах гражданского состояния урегулирован порядок регистрации органом загса смерти гражданина, если смерть последнего наступила в транспортном средстве в пути следования (на судне, в поезде, в самолете и др.) или в отдаленной местности (в экспедиции, на судне, в поезде, в самолете и др.) или в отдаленной местности (в экспедиции, на полярной станции и др.), где отсутствуют органы загса.

Если умерший гражданин в момент наступления смерти находился в транспортном средстве во время его следования, регистрации его смерти может быть произведена на территории того места, где умерший был снят с транспортного средства.

Если умерший гражданин в момент наступления смерти находился в отдаленной местности, на территории которой органы записи актов гражданского состояния отсутствуют, регистрация его смерти может быть произведена органом загса, который является ближайшим от фактического места наступления смерти гражданина.

Статьей 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ капитану судна вменяется в обязанность при каждом случае смерти на судне составлять соответствующий акт в присутствии двух свидетелей и врача (если он имеется на судне) и делать запись о смерти в судовом журнале. Статьей 70 Кодекса торгового мореплавания РФ обязанность капитана в случае смерти гражданина на судне ограничивается обязанностью сделать запись в судовом журнале, составление соответствующего акта не требуется.

Заявление о государственной регистрации смерти может быть подано в орган загса как в письменной, так и в устной форме. В заявлении, согласно Постановлению Правительства РФ N 1274, указываются фамилия, имя, отчество, место жительства и номер документа, удостоверяющего личность заявителя и известные заявителю сведения об умершем.

Статьей 66 Закона об актах гражданского состояния определяется круг лиц, обязанных не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего сделать заявление о смерти в орган записи актов гражданского состояния.

Обязанность заявить в орган загса о смерти лежит на супруге, пережившем другого супруга, любом другом члене семьи, которому стало известно о наступлении смерти родственника, а также на лице, которое присутствовало в момент смерти умершего или было иным образом информировано о наступлении смерти.

Если смерть гражданина наступила в период его нахождения в медицинской организации или в учреждении социальной защиты населения, в учреждении, исполняющем наказание в период отбывания умершего наказания в местах лишения свободы, руководители данных организаций или учреждений обязаны заявить об этом факте в орган загса.

Руководитель органа внутренних дел в случае приведения в исполнения исключительной меры наказания (смертной казни), командир воинской части, в которой умерший проходил на момент наступления смерти военную службу, а также руководитель органа дознания или следствия, которым производится расследование в связи со смертью или по факту смерти, если личность умершего не установлена, также обязаны заявить в органы загса, место нахождения которого определяется в соответствии с правилами ст. 65 настоящего Закона.

Запись акта о смерти производится работником загса на бланках строгой отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 709, с учетом правил их заполнения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 432.

К сведениям, обязательным для указания в записи акта о смерти, относятся следующее: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего; причина смерти (на основании документа, которым подтверждается факт смерти); указываются реквизиты документа, подтверждающего факт смерти.

При регистрации смерти неизвестных либо неопознанных лиц в запись акта о смерти вносятся только те сведения, которые указаны в документе, подтверждающем факт смерти гражданина.

После государственной регистрации смерти гражданина в соответствии со ст. 8 настоящего Закона лицу, обратившемуся с заявление о регистрации, выдается свидетельство о смерти по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ N 709.

Статья 68 Закона об актах гражданского состояния предусматривается перечень сведений, которые должны быть указаны в свидетельстве о смерти. К таким сведениям относятся следующие:

1. фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего;

2. дата составления и номер записи акта о смерти;

3. место государственной регистрации смерти (с указанием органа записи актов гражданского состояния, в котором была произведена государственная регистрация смерти);

4. дата выдачи свидетельства о смерти.

2.2 Государственная регистрация заключения брака и расторжения брака

В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 47 ГК РФ заключение брака подлежит обязательной государственной регистрации. При отсутствии государственной регистрации в органах записи гражданского состояния брак считается недействительным и не порождающим никаких правовых последствий.

Основанием для государственной регистрации заключения брака является поданное в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление лиц, которые намериваются вступить в брак.

Совместное заявление о заключении брака лиц, вступающих в брак, подается в орган записи актов гражданского состояния на бланке строгой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», с указанием всех сведений, предусмотренных ст. 26 настоящего Закона.

Заявление принимается под роспись должностным лицом — работником отдела загса, который обязан принять заявление, проверить правильность его заполнения, поставить дату принятия и регистрационный номер. Датой принятия заявления о заключении брака считается дата, когда заявление было фактически передано должностному лицу — работнику загса.

На заявление работником загса устанавливается дата и время государственной регистрации брака лица, подающих совместное заявление.

Безусловно, совместное заявление является основанием для государственной регистрации брака. Однако подача этого заявления в орган записи гражданского состояния сама по себе никаких правовых последствий не порождает и никоим образом не связывает лиц, подавших такое заявление.

Каждый из них в праве в любое время до даты государственной регистрации брака, указанной в заявлении, отказаться от вступления в брак и отозвать свое заявление. Неявка одного из лица, подавшего заявление о заключении брака, в день государственной регистрации брака, указанный в совместном заявлении, расценивается как отказ от вступления в брак.

Статьей 25 Закона об актах гражданского состояния устанавливается правило, в соответствии с которым лица, желающие вступить в брак, имеют право обратиться в любой орган записи актов гражданского состояния, расположенный на территории Российской Федерации, для государственной регистрации брака.

Руководитель органа записи актов гражданского состояния не имеет права отказать в государственной регистрации брака лицам, желающим его зарегистрировать, по той причине, что они обратились с совместным заявлением в орган загса не по месту жительства.

Совместное заявление о заключении брака мужчина и женщина, желающие вступить в брак, подают в орган загса в письменном виде на бланке строгого образца, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».

Органом загса производится государственная регистрация заключения брака, если мужчина и женщина, вступающее в брак, выражают добровольное волеизъявление на заключение брака, достигли брачного возраста или имеют решение органа местного самоуправления о снижении в отношении их брачного возраста.

Форма заключения брака на территории России независимо от гражданства бедующих супругов определяется российским законодательством. Это значит, что брак должен заключатся только в органах записи актов гражданского состояния.

Условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Например, при заключении брака российской гражданки с гражданином Бельгии в отношении последнего должны быть соблюдены требования бельгийского законодательства о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российской гражданки требования СК РФ.

Если в России заключается брак двух иностранных граждан, то к каждому из них должно применятся законодательство государства, гражданином которого лицо является.

Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство РФ, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Устанавливается месячный срок с момента подачи совместного заявления о заключении брака и до момента заключения брака и государственной регистрации заключения брака органами загса.

Органу загса позволяется зарегистрировать брак до истечения месячного срока при наличии уважительных причин, которые могут быть самыми разнообразными. Действующим законодательством их перечень не приводится, что позволяет самим вступающим в брак и органу загса решить этот вопрос самостоятельно. Безусловно, к числу таких уважительных причин должны быть отнесены и беременность невесты, и рождение ею ребенка, и призыв жениха для службы в армии, и срочный выезд в командировку, и то обстоятельство, что вступающие в брак лица уже давно состоят в фактических брачных отношения. Однако данным перечисление списка уважительных причин для сокращения месячного срока не исчерпывается.

Орган загса в соответствии со ст. 11 СК РФ может увеличить месячный срок для регистрации брака, но таким образом, чтобы общий срок с момента подачи заявления до дня регистрации брака не превышал двух месяцев.

Этими причинами могут быть самые различные обстоятельства, в том числе сугубо бытовые мотивы, например желание лучше подготовиться к свадьбе, закончить срочную работу, дождаться приезда родителей или близких друзей и т.п.

По желанию лиц, вступающих в брак, устанавливается обязательность органа загса произвести государственную регистрацию заключения брака в торжественной обстановке.

Если по какой-либо уважительной причине, например из-за тяжелой болезни, вступающие в брак лица или одно из них не в состоянии прибыть в орган загса для государственной регистрации заключения брака, регистрация брака может быть произведена сотрудником органа загса, наделенного соответствующими полномочиями, по месту нахождения лица, вступающего в брак, например, дома или в больнице.

Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящемся под стражей или отбывающем наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, которое определяется начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа загса в порядке, предусмотренном Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы ».

Запрещается государственная регистрация брака при наличии обстоятельств, которые в соответствии со ст. 14 СК РФ препятствует его заключению.

Совместное заявление супругов о расторжении брака, поданное по установленной законом форме, является достаточным основанием для расторжения брака и государственной регистрации расторжения брака непосредственно в органе загса только в том случае, когда в соответствии с п. 1. ст. 19 СК РФ соблюдены два условия: имеется обоюдное согласие обоих супругов на расторжение брака и у супругов нет общих детей, которые не достигли совершеннолетия, в том числе и усыновленных. В этом случае по совместному заявлению супругов о расторжении брака органы загса производят государственную регистрацию расторжения брака в порядке, установленном ст. 33 настоящего Закона.

Заявление одного из супругов является основанием для государственной регистрации расторжения брака органами загса в том случае, если супруг, подающий данное заявление, предоставит органу загса в соответствии с п. 2. ст. 19 СК РФ вступившее в законную силу решение суда о том , что другой супруг признан судом в порядке ст. 42-44 ГК РФ безвестно отсутствующем, либо признан судом в соответствии со ст. 29 ГК РФ недееспособным, либо осужден решением суда к лишению свободы на срок более трех лет за совершение преступления. В этом случае по заявлению одного из супругов органы загса производят государственную регистрацию расторжения брака в порядке, установленном ст. 34 настоящего Закона.

Основанием для государственной регистрации расторжения брака органом загса в порядке, установленном ст. 35 Закона об актах гражданского состояния, является решение суда в том случае, если брак между супругами был расторгнут в судебном порядке, предусмотренном ст. ст. 21-24 СК РФ.

В отличие от места государственной регистрации заключения брака, которое лица, вступающее в брак, могут выбрать по своему желанию, ст. 31 Закона об актах гражданского состояния устанавливается четкое определение места государственной регистрации расторжения брака органом загса.

На основании ст. 18 и п. 1 ст. 19 СК РФ загс, когда имеется обоюдное согласие супругов, которые при этом не имеют общих детей, не достигших совершеннолетия. Эта норма носит императивный характер и исключает возможность обращения супругов с иском о расторжении брака в суд, кроме случаев, предусмотренных ст. 21 СК РФ. Если между супругами имеется спор о разделе совместного имущества, он подлежит рассмотрению в судебном порядке независимо от расторжения брака в органе загса (ст. 20 СК РФ).

В этом случае для государственной регистрации расторжения брака супруги подают в орган загса совместное заявление о расторжении брака. Совместное заявление подается письменно на бланке строгого образца, по форме, утвержденной Постановление Правительства РФ N 1274.

В заявлении супруги письменно подтверждают взаимное добровольное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих несовершеннолетних детей, в том числе и усыновленных в период брака. Если у супругов имеются не общие несовершеннолетние дети, за исключением усыновленных, это не может являться основанием к отказу органом загса в государственной регистрации расторжения брака. Отсутствие у супругов, расторгающих брак, несовершеннолетних детей подтверждается предъявлением должностному лицу работнику загса паспортов.

Заявление о расторжении брака должно быть обязательно подписано супругами в присутствии должностного лица — работника загса, который обязан принять его под роспись, проверить правильность заполнения, поставить дату принятия и регистрационный номер.

Статьей 34 Закона об актах гражданского состояния предусматривает возможность оформления волеизъявления супругов о расторжении брака отдельными заявлениями.

Такая ситуация может возникнуть в связи с невозможностью супругов заполнить одновременно заявление о расторжении брака и совместно подать его в орган загса (например, если супруги проживают или находятся в разных местах и совместная подача заявления для них затруднительна).

В этом случае совместное заявление в загс может подать один супруг при условии, что подпись супруга на заявлении о расторжении брака, который не имеет возможности, лично явится в отдел загса, должна быть нотариально удостоверена.

Датой принятия заявления о расторжении брака считается дата, когда заявление было фактически передано должностному лицу — работнику загса.