Региональная структура управления

Непосредственной реализацией г осударственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

  • комитеты по бюджетно- финансовой политике;
  • налогам, сборам, использованию государственной собственности;
  • по экономической политике;
  • по социальным вопросам;
  • по природным ресурсам;
  • и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... структуры законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; С. С. Алексеева В структуру работы входит введение, две главы, объединяющих пять параграфов, заключение и библиографический список. Глава 1. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, ...

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше).

Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.).

3 стр., 1251 слов

Акты управления органов исполнительной власти: понятие, виды, значение

... правовых актов управления рассмотрим основные требования предъявляемые к актам управления. Рассмотрим один из наиболее важных вариантов правовых актов управления – как опротестование и обжалование. Правовые акты управления - акты исполнительных органов и должностных лиц, являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации исполнительной власти. ...

Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств).

Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • финансовое управление;
  • управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • управление по внешнеэкономическим связям;
  • комитет по инвестициям;
  • управление цен;
  • департамент транспорта;
  • департамент промышленности;
  • департамент агропромышленного комплекса;
  • управление ЖКХ;
  • другие.

В управлении социальной сферой:

  • управление здравоохранения;
  • управление образования (образования и науки);
  • управление культуры;
  • комитет по физкультуре и спорту;
  • управление по делам молодежи;
  • управление социальной защиты населения;
  • комитет по труду;
  • департамент занятости
  • другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • управление капитального строительства;
  • управление архитектуры и градостроительства;
  • управление автодорог;
  • государственный архитектурно-строительный надзор;
  • другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • комитет по земельным ресурсам;
  • комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • управление лесами;
  • управление водного хозяйства;
  • другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона — анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

3. Структура управления городом Москвой– субъектом РФ

3 стр., 1317 слов

Структура и деятельность органов Государственной власти в г.Москве

... Созыв заседаний Правительства Москвы осуществляется Мэром или лицом, исполняющим его обязанности. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными Правительству Москвы, являются департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции. Территориальными органами исполнительной власти города, подведомственными Правительству Москвы, являются 10 ...

В отличие от других крупных городов общемосковские органы местного самоуправления не создаются, такие органы образуются только во внутригородских образованиях. В Москве таких внутригородских образований 146.

Согласно территориальному делению в Москве 125 районов и 21 поселение. Наряду с районами и поселениями в Москве имеется 12 крупных административных округов. Они объединяют в среднем по 12 внутригородских муниципальных образований. Округа не являются единицами местного самоуправления. Они, как и районы создаются для административного управления соответствующими территориями. Образование, преобразование, упразднение административных округов, присвоение им наименований, изменение границ осуществляется высшим должностным лицом города Москвы (субъекта РФ) – Мэром Москвы.

Система органов власти Москвы строится по общей схеме, предусмотренной федеральным законодательством, и не отличается сколько-нибудь существенно от схемы органов власти других субъектов РФ. Законодательный орган — Московская городская Дума, Мэр – глава субъекта РФ, Правительство Москвы.

Правительство Москвы состоит из 18 членов:

  • Мэра Москвы
  • 8 заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы
  • 10 министров Правительства Москвы.

Система органов исполнительной власти города Москвы включает в себя 50 органов (в том числе 32 департамента, 8 комитетов, 2 главных управления, 4 управления и 4 государственных инспекции), не считая Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов.

Мэр Москвы — высшее должностное лицо города Москвы, возглавляет Правительство Москвы.

Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы (возглавляет заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы )
  • Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (возглавляет министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы )
  • Департамент культурного наследия города Москвы (возглавляет министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы )
  • Департамент финансов города Москвы (возглавляет министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы )
    • Главное управление государственного финансового контроля города Москвы
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
  • Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль)

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы

Осуществляет руководство Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих

  • Департамент информационных технологий города Москвы
  • Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
  • Управление делами Мэра и Правительства Москвы
  • Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы
  • Комитет государственных услуг города Москвы
  • Управление мэра Москвы
  • Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы
  • Управление референдумы Мэра и Правительства Москвы
  • Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы
  • Управление по организации работы с документами Правительства Москвы
  • Организационно-аналитическое управление Правительства Москвы
  • Контрольное управление Мэра и Правительства Москвы
  • Правовое управление Правительства Москвы

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

10 стр., 4691 слов

Органы местного самоуправления Москвы и Санкт-Петербурга

... включает в себя несколько районов города. Границы административного округа не могут пересекать границ районов. префект административного округа распоряжения, представляют мэру или Правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятельности. ...

Осуществляет руководство Комплексом градостроительной политики и строительства города Москвы.

Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

  • Департамент строительства города Москвы
  • Департамент градостроительной политики города Москвы
  • Департамент развития новых территорий города Москвы
  • Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)
  • Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор)
  • Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
  • Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве, контролю (надзору) в области долевого строительства

Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы: