Соотношение системы права и системы законодательства (2)

Раздел I. Общая характеристика законодательства

Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство — основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1

Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение. 2

Возможны две трактовки законодательства. При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, а также подзаконные акты (акты органов управления и судов).

При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов (законы и постановления парламента).

Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства — это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно.

Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.3

3 стр., 1404 слов

Общая характеристика подзаконных нормативно-правовых актов

... эффективное действие конституционных и законодательных норм. Объектом курсовой работы является все многообразие подзаконных нормативных актов, существующих в Российской Федерации. Основная цель данной работы заключается в том, что я хотел ...

Признаки законодательства:

1.Является основным источником права.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sistema-prava-i-sistema-zakonodatelstva-ih-sootnoshenie/

2.Включает акты законодательных органов и подзаконные акты

3.Принимается законодательным органом или непосредственно населением

4.Регулирует определенную сферу в общественных отношениях.

1.2.Виды законодательства

По отраслевому принципу деления существуют следующие виды законодательства:, Такой ученый как Р.З. Лившец предлагает свое разделение видов законодательства на блоки:, Первый блок –

  • гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство);
  • хозяйственное законодательство;
  • законодательство о предпринимательстве;
  • финансовое законодательство (включая налоговое законодательство);
  • законодательство об инвестициях;
  • патентное законодательство;
  • другие отрасли.

Второй блок –

  • трудовое законодательство;
  • авторское законодательство;
  • законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство);
  • жилищное законодательство;
  • законодательство об образовании;
  • законодательство о здравоохранении;
  • брачно-семейное законодательство;
  • другие отрасли.

Третий блок –

  • сельскохозяйственное законодательство;
  • земельное законодательство;
  • законодательство о недрах;
  • водное законодательство;
  • законодательство о лесах;
  • законодательство об охране животного мира;
  • законодательство об охране атмосферного воздуха;
  • другие отрасли.

Четвертый блок –

  • законодательство о судоустройстве;
  • законодательство о прокуратуре;
  • законодательство об органах безопасности и милиции;
  • законодательство об адвокатуре;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражный процесс;
  • законодательство об административных правонарушениях;
  • уголовное законодательство;
  • уголовный процесс;
  • исправительное законодательство;
  • другие отрасли.

Пятый блок –

Раздел I I.Система законодательства.

2.1.Понятие и виды системы законодательства.

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. 6

Система законодательства- система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правових актов определенного государства , прежде всего законов ,которые являются формой существования правовых норм.

Система законодавства ,как и система права,имеет определенную структуру , которая определяется интересами государства, необходимость правового регулирования между институтами права.

Система законодательства виражает правовые нормы, правовые институты, сферы права, а так же принципы права. Кроме того, по своему обьему законодательство включает так же правовые поняття, заданния, мотивы принятия нормативно-правових актов, декларации , преамбули, программные положения, механізм реализации нормативных актов и норм права.

8 стр., 3744 слов

Конституционное право ,как отрасль права: история и современные ...

... науки конституционного права; охарактеризовать конституционное право, как систему права; Само конституционное право выступает предметом курсовой работы в рамках изучения его как науки и как отрасли права. Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права. Нормативно правовые акты являются ...

Система законодательства имеет два основных вида: > отраслевой (то есть за предметом правовой регуляции), обусловленный конкретными общественными отношениями. Этот вид еще называют горизонтальной системой законодав ства; > иерархический (субординационный), который отображает иерархию государственной власти и нормативно правовых актов за их юридической силой. Во главе этой системы находится Конституция, дальше — законы, потом — другие подзаконные акты. Такую систему законодательства также называют вертикальной.

В зависимости от объекта правовой регуляции может складываться комплексная система законодательства, например, природоохранное законодательство, экологическое законодательство и тому подобное.7

Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.).

Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) — одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.

В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего пра-вотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.)8

В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности — административного, гражданского, трудового права.9

5 стр., 2381 слов

Налоговое право как наука и отрасль права

... из отрасли финансового права – налогового права (налоговое право как наука и отрасль права). 1. Налоговое право как наука и отрасль права Понятие налога определяется в доктрине и в законодательстве. ... налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью «налогового права». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом ...

2.2.Виды систематизации законодательства.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация – это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.10

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.