Теория отечественного государства и права» «Сравнительный анализ формационного и цивилизованного подходов в типологии государств

Курсовая работа

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Типология – это учение о типах, больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Таким образом, типология – это своеобразная научная классификация. Типология направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования.

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

Сразу же следует отметить, что вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

  1. Понятие государства

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

2 стр., 906 слов

История становления и развития судебной власти в России

... объект, определены основные направления работы. В основной части проведен исторический анализ развития судебной системы в России. Также была произведена попытка раскрыть современную судебную систему Российской Федерации и ... к улучшению деятельности органов судебной системы. ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ §1. История развития судебной системы в России до 1917 ...

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.

Сказанное, разумеется, еще не раскрывает понятие государства ни в широком, ни в узком смыслах. Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть признаки государства, поскольку понятие, есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.

В учебниках по теории государства и права, а также научных трудах при освещении признаков государства, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле – это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства в широком смысле и признаки государства в узком смысле.

Поскольку государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие основные признаки.

Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей, объединенных какими-то началами.

Во-вторых, это союз, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей.

В третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство.

В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т.д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.

3 стр., 1309 слов

Правовое государство и гражданское общество

... человека. Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: из системы государственных институтов; позитивного права, издаваемого государством; гражданина. Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе ... зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в ...

В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, именуемую тоже государством.

Итак — государство в широком смысле (государственно организованное общество) – это политико-террито­риальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

2. Типология государств

Типология — разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства — это вид государства. Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права 1 .

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

2.1. Подходы к типологии государств

Более глубокое выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса соотношения с социально-экономическим строем, так и особенно проблемы типологии государства. Решение того и другого вопроса в отечественной теории государства ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, т.е. на формационный подход.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, как и других социальных институтов определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, государство обусловлено экономическим строем общества.

Наряду с формационным подходом широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода. Данный подход исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего, духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Сторонники цивилизационного подхода утверждают, что в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на эти факторы достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая обозначается термином «культура» или «цивилизация». В итоге «цивилизация», ее уровень, ее ценности влияют и на социальную, в том числе государственную организацию общества.

15 стр., 7239 слов

Теория ограничений, его типы

... управление рисками. Цель курсовой работы - раскрыть сущность теории ограничений, рассмотреть типы ограничений, узкое место. Задачи работы: привести общую характеристику теории ограничений; рассмотреть пять шагов для ликвидации "ограничения"; изучить методы, предлагаемые теорией ограничений; рассмотреть практические аспекты применения теории ограничений в ...

В формационной теории большое значение имеет типология государства. Это связано с тем, что по мнению сторонников этой теории природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. В рамках этой теории утверждается, что всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

С позиции формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марксистско-ленинской теории государства, тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его природе, определяется тем, какому классу (классам) оно служит, а значит какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Другими словами, тип государства с этих позиций есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.

В соответствии с формационной теорией типология государств своим основанием имеет общественно-экономические формации. Каждая такая формация вызывает к жизни определенный тип государства. Поскольку в истории человечества таких формаций выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (социалистическая), и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства. Был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. С точки зрения формационной теории, рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис этого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только орудия и средства производства, но и на работников производства – рабов.

Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирию, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю.

В соответствии с традиционной трактовкой формационной теории феодальное государство является вторым историческим типом государства. Это особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства., сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на феодалов.

3 стр., 1464 слов

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества

... бюрократии. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства. Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. ...

Феодальное государство, с позиции формационного подхода, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. К основным разновидностям феодального исторического типа государства этот подход относит раннефеодальные государства: княжества, герцогства, графства, пришедшие им на смену абсолютистские государства и свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и другие.

Третий исторический тип – буржуазное государство. Как надстройка над экономическим базисом она закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы удержать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои. На первый план здесь выходит экономическое принуждение.

В рамках формационной теории это государство предстает сложным социальным организмом, не исключающим противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домоно-политические буржуазно-демократические государства, империалистические государства государственно-монополистического капитализма и современные государства Запада.

Наконец, еще один исторический тип государства, выделяемый в рамках формационной теории – социалистическое государство. Оно представляет собой высший и последний исторический тип государства. Марксистская формационная теория определяла его сущность как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. В отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах.

Во-первых, экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Все перечисленные выше типы государств основывались на частной собственности.

Во-вторых, социалистическое государство становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающихся. Добуржуазные и буржуазные государства – это государства угнетателей, средство поддержания эксплуатации человека человеком, подавление и угнетение трудящихся.

В-третьих, социалистическое государство имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое названное государство.

Говоря об основных исторических типах государства, как они выглядят с позиции традиционного формационного подхода, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства существуют его многообразные конкретные разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической базе и классовой природе объясняется наличием специфических конкретно-исторических условий их рождения и функционирования. К этим условиям относится соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние угрозы и другие.

26 стр., 12697 слов

Происхождение государства: договорная теория и теория насилия

... для теории государства и права определять, какие формы организации власти и социально- регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие- в обществах производящей ... роль в жизни общества. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Производящая экономика объективно ...

Иначе решается вопрос о типе государства (и соответственно типологии государства) в рамках цивилизационного подхода. Согласно этой теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.

Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

1. Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться как часть мира культуры.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

Для уяснения цивилизационного подхода важно иметь следующее. Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.).

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская исламская и др.) с соответствующими типами государств. И третий этап – современная цивилизация с ее государственностью.

Существуют самые различные основания для типологизации цивилизации и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.д. Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню организации. Подобная классификация означает деление цивилизаций, а следовательно и их государств на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества. 2

4 стр., 1558 слов

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

... Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные ... межсекторного общественного взаимодействия: сотрудничества и взаимного доверия предпринимателей и государства. При наличии всех приведенных обстоятельств среда предпринимателей, которая особенно заинтересована в развитии ...

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

3. Современная теория государства

Современная общая теория государства рассматривает современное государство как правовую форму организации и функционирования политической власти — с точки зрения международного права.

В первую очередь теория государства ориентируется на развитую институционную форму современной государственности, которая обозначается понятием демократического конституционного государства.

Термин «конституционное» применяется здесь далеко не к любому государству, в котором есть конституция (сам основной закон), а лишь к тому, где государственная власть ограничена правом в целях создания оптимальных условий для функционирования саморегулирующегося гражданского общества.

Общая теория государства настаивает на том, что организация политической власти, откровенно попирающая права человека, например не признающая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, осуществляющая террор против народа своей же страны, не может признаваться государством в современном смысле этого понятия.

«Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизни человека. Кроме того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что любое государство, претендующее называться современным, должно быть, прежде всего, правовым.

Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.

Формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми без исключения государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

3 стр., 1251 слов

Акты управления органов исполнительной власти: понятие, виды, значение

... исполнительной власти. Данный вид юридических актов опосредует взаимоотношения между управляющей и управляемой сторонами регулируемых управленческих отношений, между субъектами и объектами управления. Определенное место в иерархической системе юридических актов занимает правовой акт управления; ...

Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

Представляя собой собирательное понятие, он означает ряд связанных между собой и вместе с тем относительно самостоятельных организационных парадигм. 3 Так, с позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает наличие государственности и гражданского состояния. Философско-антропологическая концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

Заключение

В данной работе изучены типы государств, согласно двум основным подходам – формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый — экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй — надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы).

С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.

5 стр., 2194 слов

Устав акционерного общества

... редакции 2001 г., определяет обязательное условие устава, которое должно в нем присутствовать, но не всегда, а только если в отношении общества используется особое право, именуемое «золотая акция», ... частности, по месту нахождения АО должны проводиться общие собрания акционеров, если устав либо внутренний документ общества не предусматривают иное, это установлено п. 2.9 Положения «О дополнительных ...

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sotsialisticheskaya-teoriya-prava/

  1. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999.

  2. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.

  3. Марченко М. Н. учебное пособие по специальности «Юриспруденция» Москва юристъ 2001.

1 М. Н. Марченко учебное пособие по специальности «Юриспруденция» Москва юристъ 2001.

2 Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999

3 Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль, 1999, № 3

18