Право и социальная справедливость

В наши дни перед российским обществом стоит острая проблема реформирования основ общественной жизни. Решение этой проблемы невозможно без критического осмысления прежнего опыта, необходимого для выработки нового понимания того, какими должны быть новые формы общественной жизни. Одними из наиболее значимых ориентиров в этом осмыслении являются для нас сегодня идея демократического, правового и социально-ориентированного государства и тесно связанная с ней идея гражданского общества. Ориентация российского общества на демократическое правовое государство зафиксирована в статье 1 Конституции РФ. Однако для воплощения этой идеи в действительность необходимо широкое внедрение правовых идей и механизмов в жизнь российского общества, которое должно поставить предел всесилию власти государства, сросшегося с теневыми и криминальными структурами, должно создать условия для интенсивного социально-экономического развития России, для возвращения ее в сообщество цивилизованных стран. Гражданское правовое состояние как раз и создает возможность для легальной индивидуальной и групповой активности, столь необходимой для возрождения былого величия России. Реализация правовых механизмов в жизни общества невозможна без актуализации основополагающих идей и категорий морально-правового сознания. Одной из таких категорий является категория справедливости, характеризующая «понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав» 1 . О значимости понятия справедливости для юриспруденции свидетельствует латинское изречение, которое гласит «Юриспруденция есть знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и несправедливом»2 . Целью данной работы является выяснение содержания понятия справедливости, а также ее взаимосвязи с таким понятием как право.

Неразрывная связь понятий «справедливость» и «право» зафиксирована в языковой практике. В «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля понятие «справедливый» истолковывается как «правильный, сделанный по закону, по правде, по совести, по правоте», а понятие «право» — как «уверенье в истине чего-либо, сокращенно ″пра″, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю, данная кем-либо, или признанная обычаем» 3 .

С другой стороны, народная мудрость, а также латинские изречения, многие мысли, высказывания римских юристов приобрели характер крылатых выражений. Они используются не только в качестве украшений речи, но и имеют практическое значение. Это не случайно. В латинской фразеологии заключена мудрость юридической мысли. Некоторые изречения древнеримских юристов рассматриваются в качестве принципов создания тех или иных законов. Многие из них, будучи своего рода принципами права, часто выступают в качестве основы для разрешения конкретных юридических казусов, особенно когда нормы закона либо отсутствуют, либо выражены неопределенно. Это выразилось в таких изречениях как «По естественному праву справедливо, чтобы никто не обогащался за счет другого или в результате причинения ему вреда», » Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит справедливости», «Право — наука о добром и справедливом» и др. Таким образом, уже в древности стала очевидной необходимость тесной взаимосвязи права и справедливости в соответствии с морально-правовыми нормами. Одной из регулятивных идей здесь становится идея справедливости.

8 стр., 3699 слов

Аристотель о праве и законе

до н. э.). Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе. Аристотель родился в Стагире, небольшой греческой колонии на ... и справедливого закона. Распределяющая справедливость — это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.) что может быть разделено между членами общества. ...

Таким образом, изучение проблемы взаимосвязи понятий права и справедливости стала актуальной еще и в древности, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней крылатые выражения и пословицы.

Справедливость в различных ее пониманиях, а также взаимосвязи ее с

понятием право изучена в таких работах, как «Социальная справедливость и право» Мальцева Г.В., «Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса» Алексеевой Т.А. и др.

Основной целью данной курсовой работы является путем анализа и обобщения различной литературы (периодической, монографии), касающейся тематики моей курсовой работы, изложить суть понятий права и социальной справедливости, а также постараться отобразить их взаимосвязь.

По ходу выполнения курсовой работы, передо мной будут поставлены такие задачи, как, во-первых, изучение литературы, касающаяся содержания понятий права и социальной справедливости, во-вторых, определение сущности права и социальной справедливости, а также их составляющих, и, в-третьих, отображение взаимосвязи права и социальной справедливости.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав (Глава 1 —Понятие права, которая состоит из двух пунктов; Глава 2 — Понятие социальной справедливости, которая состоит из двух пунктов; Глава 3 —Взаимосвязь права и социальной справедливости), заключения, списка использованной литературы.

Таким образом, обратимся к подробному анализу содержания данной курсовой работы.

Глава 1 Понятие права

1.1 Современное нормативное понимание права

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления. К таким наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер; 2) нормативность; З) властно-регулятивная природа.

Следует также иметь в виду, что нормативное понимание права сообразно современному развитию юридической науки в России, претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов. Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций.

6 стр., 2886 слов

Право и справедливость

... Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени обращать ... моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. 3. Роль права в жизни общества и достижении справедливости Тенденция к ...

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания.

Право немыслимо вне волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля выражена как закон, установленный властью, она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.

Особо следует выделить такой духовный общефактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

С тех пор как провозглашенные ес тественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания; впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятом ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно-признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

13 стр., 6308 слов

, учение Платона о Праве и государстве

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь ... он, тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. По справедливому замечанию Гирке, учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии и ...

Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранеё отрыва от естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Итак, в том, что право — государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие — с его формой.

Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная опрёделенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

14 стр., 6524 слов

Право в системе социальных норм общества

... и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Задачи курсовой работы: 1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и особен-ности видов социальных норм, структурное ...

Связь права с государством состоит в том, что составляющие правовые нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права).

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение обеспечивается принудительной силой государства Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда стоит аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений — одна из наиболее важных особенностей права.