Статус Судьи Конституционного Суда РФ

Основой правового статуса Судьи Конституционного Суда РФ является законодательство РФ. В Российской Федерации правовой статус судей определен Конституцией РФ 1993 г., Законом о статусе судей 1992 г. и Федеральным Конституционным Законом «О конституционном суде РФ». Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако есть некоторые особенности в Статусе Судей Конституционного суда, что закреплено в ФКЗ «О конституционном суде» и других нормативно-правовых актах.

В РФ принят принцип назначения на судебные должности. Судей высших федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда) назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ, а всех других федеральных судей – Президент РФ. Однако самому акту назначения предшествует достаточно сложная процедура проверки кандидата специальными квалификационными коллегиями судей. На должность судьи может претендовать гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее пяти лет. Пребывание в должности судьи, как правило, не ограничено определенным сроком. Федеральные законы могут устанавливать дополнительные условия, что, в частности, сделано Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» 1994г. (более высокий возрастной ценз – 40 лет, большой стаж работы по юридической профессии – 15 лет, возрастное ограничение 70 лет, кроме председателя суда и др.).

Конституция РФ содержит три формулы – основополагающие начала правового статуса судей: «судьи независимы» (статья 120), «судьи несменяемы» (статья 121), «судьи неприкосновенны» (статья 122).

Независимость судей означает, что при осуществлении своих судейских полномочий они подчинены только Конституции и закону; никто не вправе давать им какие — либо указания, оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать какие-либо официальные объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия влечет за собой различные виды ответственности вплоть до уголовной. Создание подлинно независимого суда в РФ – это большая социальная проблема, решение которой хотя и заметно продвинулось, но все еще отягощено наследием прошлого, когда суды были зависимы от партийных и советских властей и активно функционировало «телефонное право». Важнейшей гарантией независимости судей, как и судебной власти в целом, является несменяемость судей.

4 стр., 1763 слов

Конституционно-правовой статус судебной власти в Республике Казахстан

... устанавливает конституционные основы судебной власти. Конституционные нормы конкретизированы в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. В ... обжалованию. Создание чрезвычайных судов прямо запрещено большинством современных конституций. Теперь рассмотрим конституционно-правовой статус судебной власти в нашей республике, где 7 раздел ...

Закон о статусе судей содержит ряд норм и гарантий в развитие конституционных формул, прежде всего принципа независимости судей. Вместе с тем в нем определен круг требований, которые статус судьи налагает на его носителя: судья, осуществляя свои полномочия, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности. Судья не может баллотироваться в депутаты, быть членом политических партий и участвовать в политических движениях, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что современные служебные отношения судьи Конституционного суда требуют к себе должного внимания и нахождения ответов на те вопросы, которые выработала практика. Со стороны конституционно правовой теории, нет окончательного представления о характеристике служебных отношений, которые затрагивают конституционный статус судей.

Объект исследования – Судебная ветвь власти. Конституционные основы и принципы судебной власти РФ.

Предмет исследования – Статус Судьи Конституционного суда РФ, правовая основа статуса Судьи Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ.

Цель исследования – данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с «Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации»

Задачи исследования:

1. определить понятие статуса судьи и конституционного суда РФ;

2.рассмотреть Конституцию РФ и другие законы в отношении статуса Судьи Конституционного Суда ;

3. изучить права и обязанности Судей Конституционного Суда ;

4. проанализировать прекращение полномочий судьи Конституционного Суда;

5. выявить и прокомментировать социальные и материальные гарантии Судьям Конституционного Суда РФ.

Теоретическая основа исследования – В данной работе использовались труды таких авторов как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Кутафин О.Е., Клеандров М. И., Анишина В.

Эмпирическая база исследования – правовой основой исследования являются: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1–ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Закон «О статусе судей в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей»; Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Регламент Конституционного Суда РФ от 24.01.2011 и другие нормативно-правовые акты.

Методологическая основа исследования – Работа основана на методах исторического, нормативного и сравнительно-правового анализа. При изучении общетеоретических основ правового статуса Судей КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА применялись методы диалектического познания, системный и логический подходы, иные приемы исследования, что позволило выявить определенные особенности указанной темы. При решении поставленных задач, в интересах достижения цели работы, была опора на современные методы познания, выявленные юридической наукой, социологическими и философскими исследованиями, как теоретическими, так и практическими. Были использованы следующие методы: 1) всеобщие (философские подходы, метафизика, диалектика); 2) общенаучные (анализ, синтез, дедукция, системный подход); 3) частнонаучные (информационный); 4) сугубо юридические методы (формально-юридический).

14 стр., 6617 слов

Правовой статус и место Конституционного суда в системе органов ...

... его воплощением. Цель работы – определить правовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти. В данной работе поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть состав суда, аппарат и ... решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда. Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение, принятое в виде поправки ...

1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

1.1 Понятие статуса Судьи Конституционного Суда РФ

Предпосылкой к осуществлению судьями судебной власти является их единый правовой статус, закрепленный в нормативно-правовых актах. Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В учебной юридической литературе правовой статус судей часто отождествляется с их правовым положением. 1 Обычно под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей, порядок наделения их полномочиями (путем выборов или назначения), а также правовые гарантии, позволяющие судьям осуществлять свои полномочия в соответствии с законом.

Принципиальным источником правового статуса Судей Конституционного Суда является Конституция РФ. Статьи 125,128 – закрепляют основные положения Конституционного суда и Статуса Судей.

Конституционный Суд наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории

Судьи являются носителями судебной власти. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и руководствуются только Конституцией РФ. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. 3

Все судьи в России обладают единым статусом. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в России. К судье предъявляется ряд требований. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.4

18 стр., 8720 слов

Конституционный Суд Российской Федерации

... конституционно-правовом статусе этого органа. Поэтому основное внимание в данной работе будет обращено к исследованию порядка образования, полномочиям и функциям возложенных на Конституционный Суд Российской Федерации, как орган осуществляющий конституционный ... Конституционным Судом соответствия законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации. Помимо участия Конституционного Суда ...

Как указывалось выше правовой статус Судей, Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются в основном законе страны и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

Стоит отметить несколько недавних нововведений в Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ». Так статья 47.1 закрепляет, что в отдельных случаях разрешать и рассматривать конституционные дела можно без проведения предварительных слушаний. Некоторые правоведы, комментируя ее, давали ей неоднозначную оценку. Можно привести мнение заслуженного деятеля науки Российской Федерации С.А. Авакьяна.

По его мнению, статья 47.1, по существу, является отражением возможностей Конституционного Суда влиять на нормотворческую и правоприменительную практику. Излагая сжато эту пространную статью, отметим, что, рассматривая дела о конституционности ряда видов актов (из перечня исключены конституционные и просто федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ), а также о конституционности закона по конституционной жалобе или запросу суда, Суд имеет теперь право на процесс без проведения слушания. Но при условии: если придет к выводу о том, что оспариваемые положения аналогичны нормам, ранее признанным его постановлениями не соответствующими Конституции, или же что оспариваемая норма, ранее признанная, сохраняющим силу постановлением Конституционного Суда неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы Конституционным Судом необходимо для устранения фактов нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике. 5

Изменения, произошедшие в ФКЗ, коснулись председателя суда, теперь он назначается не коллегией судей, а непосредственно Советом Федерации по представлению президента. В вопросе о том, является ли это гарантией независимости судьи, хотелось бы привести так же точку зрения С.А.Авакьяна:

«Произошло любопытное нововведение в статью 12 Федерального конституционного закона, где сказано, что полномочия судьи прекращаются тогда, когда ему исполняется 70 лет, добавили, что на Председателя Конституционного Суда «предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется». Сначала в голову пришла такая трактовка: стал председателем, например, в 69 лет, срок председательства 6 лет, значит, в 75 лет заканчивается пребывание в должности как председателя, так и судьи. Но логические размышления позволили пойти дальше: а что юридически мешает Президенту РФ по окончании одного срока выдвинуть ту же кандидатуру на следующий срок? Ничего не мешает. Нужно ли это – другой вопрос». 6

Таким образом, Конституционный Суд РФ это – основной независимый судебный орган конституционного контроля, решающий дела, касающиеся несоответствия и противоречия Конституции РФ. Если исходить из того, что Конституция – это основной закон, который определяет государственное устройство нашей страны, то Конституционный Суд, который решает вопросы конституционного контроля – это главенствующий орган во всей судебной системе, занимающий влиятельное положение в системе органов государственной власти. Что касается особенностей статуса судьи Конституционного Суда, то судья Конституционного Суда РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда — только закону. Отталкиваясь от разницы в этих формулах, в юридической среде сформировалось утверждение: «Все судьи судят людей, а судьи Конституционного Суда РФ судят закон».

13 стр., 6087 слов

Конституционный контроль в Российской Федерации

... специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель конституционной юстиции характерна для Российской Федерации. При этом в Российской Федерации органы конституционного контроля, как и ...

Приведем в пример несколько постановлений:

По вопросам судебного рассмотрения дел:

  • Постановлением от 28 ноября 1996г. № 19-П по делу о проверке

конституционности ст.48 УПК РСФСР признана неконституционной норма, наделяющая судью полномочиями возбуждать уголовное дело по подготовленным в протокольной форме материалам органом дознания и формулировать обвинение, т.е. иначе говоря, из круга обязанностей правосудия исключена несвойственная ему функция осуществления уголовного преследовании;

  • Постановлением от 16 марта 1998 г. № 9-П по делу о проверке

конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР запрещена передача дел из суда, которому они подсудны, в другой суд, без принятия соответствующего процессуального акта, обосновывающего такое решение;