Судебная власть Украины

Объектом исследования в работе является сущность и основные правовые положения, связанные с судебной властью Украины.

Целью исследования — всестороннее изучение объекта на основе нормативно-правовой литературы, периодических изданий, учебных и методических материалов.

Основными задачами для рассмотрения служат следующие:

  • охарактеризовать основные исторические факторы разделения власти в правовом государстве на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную;
  • обозначить задачи судебной власти в правовом государстве;
  • указать основные принципы судоустройства и судопроизводства в Украине;
  • описать статус судей;
  • дать характеристику Конституционного Суда Украины, его статуса и возложенных на него задач;
  • указать состав и полномочия судов общей юрисдикции;
  • представить базовые условия судебного процесса.

Судебная система в правовом государстве должна обеспечивать базовые условия соблюдения демократии и правозаконности. Поэтому трудно переоценить важность этого института государственной власти и правовых условий его современного развития.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины[1].

Третья в традиционной последовательности ветвь государственной власти — судебная — занимает далеко не последнее место в механизме государства. Органы судебной власти имеют свою четко установленную Конституцией и законами Украины компетенцию и действуют относительно независимо от органов законодательной и исполнительной власти, играя исключительно важную роль в общей системе сдержек и противовесов, которая предусмотрена принципом разделения власти.

Осуществляется судебная власть исключительно специально созданными с этой целью органами — судами. Правильное осуществление правосудия является основной задачей судебной власти. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются[1].

Понятие «правосудие» по-латински переводится, как «юстиция». Традиционно правосудие определяется как рассмотрение и решение судами уголовных, гражданских и других дел, которые осуществляются в специальной процессуальной форме. В зависимости от характера жизненных ситуаций, которые требуют разрешения, различаются виды осуществления правосудия: конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство, а также хозяйственное (арбитражное) судопроизводство.

4 стр., 1798 слов

Исполнительная власть в системе разделения властей

... принципы функционирования исполнительной власти Российской Федерации в системе разделения властей. Цель работы – теоретический анализ исполнительной власти, механизма ее осуществления и места в системе разделения властей на современном этапе развития российского государства. Постановка цели определила следующие основные задачи исследования: ...

Согласно Конституции Правосудие Украины осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.[1]

К основным задачам правосудия относятся

  • защита прав и свобод человека, законных интересов физических и юридических лиц, государства в целом путем признания за ними в результате судебного рассмотрения определенных прав (например, права на наследство, на жилую площадь, на спорное имущество, на восстановление на работе и т.д.);
  • определение субъектов правоотношений, виновных в совершении правонарушения, и назначение наказания или иных мер, которые должны быть применены к нарушителю;
  • разрешение правовых противоречий (коллизий законодательства), прежде всего признания соответствия или несоответствия конкретных оспариваемых правовых актов конституции государства.[7]

2. Основные принципы судоустройства в Украине

Проблемам суда и правосудия посвящен ряд специальных законов (Уголовно-процессуальный кодекс, Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 г., Закон Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1992 г.), но наиболее важные принципы этой деятельности закреплены в Конституции Украины (раздел VIII «Правосудие»).

К принципам судоустройства, то есть организации деятельности судов, согласно конституционным нормам, относятся:[6]

  • осуществление правосудия исключительно судами;
  • распространение юрисдикции (то есть компетенции давать правовую оценку) судов на все правоотношения, возникающие в государстве;
  • участие народа и осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных;
  • построение судов общей юрисдикции на принципах территориальности и специализации (территориальность означает, что суды создаются с учетом административно-территориального устройства Украины, а специализация подразумевает создание отдельных судов для рассмотрения определенных категорий дел);
  • недопустимость создания чрезвычайных и особых судов (создание аналогичных судов в прошлом всегда приводило к произволу и нарушению прав и свобод граждан);
  • независимость и неприкосновенность судей, которая обеспечивается особым порядком назначения судей на должность, запрещение любого влияния на них;
  • осуществление правосудия только профессиональными судьями.

В Конституции Украины закреплены следующие основные принципы судопроизводства, то есть порядка судебного рассмотрения дел:[1]

3 стр., 1431 слов

Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента

... качества правосудия. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие. Кроме того внедрение информатизации судебной ...

  • законность (дела рассматриваются и решаются судом в соответствии с законом, все участники судопроизводства действуют в строгом соответствии со своими правами и обязанностями, установленными законом);
  • равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом (ко всем применяется одно и то же законодательство, никто не имеет при этом никаких преимуществ и не подвергается никакому ограничению в правах);
  • обеспечение доказанности вины (в случае, если вина лица не доказана, лицо считается не виновным; лицо не обязано доказывать свою невиновность, его вину должны доказать те органы, которые выдвинули обвинение);
  • состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;
  • поддержка государственного обвинения в суде прокурором (прокурор от имени государства выдвигает обвинение против подсудимого в совершении преступления и одновременно способствует выполнению требований закона о всеобщем, полном и объективном судебном рассмотрении дела, вынесению законного и обоснованного судебного решения);
  • обеспечение обвиняемому права на защиту (сотрудники органов правосудия обязаны разъяснить обвиняемому право иметь защитника или защищать себя лично, предоставить ему возможность защищаться установленными законом средствами от обвинения, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав);
  • гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами (рассмотрение дел во всех судах является открытым за исключением случаев, четко определенных законом);
  • обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом (закреплена возможность участников судебного процесса подать жалобу в суды высшего уровня, которые проверяют законность и. и обоснованность вынесенных приговоров и решений),
  • обязательность решений суда.

3. Судьи и их статус

Статус судей определен Конституцией Украины и специальным Законом Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1992 года. Судьей может стать гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком.[10]

16 стр., 7847 слов

Конституционный суд Украины

... судей Конституционного суда Украины должен быть одет в мантию. Судья Конституционного суда Украины имеет нагрудный знак, описание и форма которого утверждаются Верховной Радой Украины. 3.1. Полномочия и деятельность судей Статус судьи Конституционного суда Украины определяется Конституцией и законами Украины. Полномочия судьи Конституционного суда Украины ...

Независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины. Влияние на судей каким бы то ни было образом запрещается.[1]

Судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:

1) окончания срока, на который он избран и назначен;

2) достижения судьей шестидесяти пяти лет;

3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

4) нарушения судьей требований относительно несовместимости;

5) нарушения судьей присяги;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его;

7) прекращения его гражданства;

8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.[1]

Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.

Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.[1]

Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее грех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.

Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.

Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и их профессионального уровня устанавливаются законом.

Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, установленном законом. Лицо, впервые ставшее судьей, назначается на должность Президентом сроком на 5 лет. В случае успешного выполнения своих обязанностей на протяжении этого срока судья избирается Верховной Радой Украины бессрочно и пребывает на своем посту до достижения им 65-летнего возраста. Судьи независимы от любой власти и подчиняются только Конституции и чаконам Украины.

Судьи неприкосновенны. Это, в частности, означает, что судья не может быть арестован или задержан до вынесения судом обвинительною приговора без согласия на то Верховной Рады Украины,

4 стр., 1728 слов

Статус Судьи Конституционного Суда РФ

... основа статуса Судьи Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ. Цель исследования – данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с «Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации» Задачи исследования: 1. определить понятие статуса судьи и конституционного суда РФ; 2.рассмотреть Конституцию РФ и другие законы ...

Судьи являются должностными лицами государственной власти, которые в конституционном порядке наделены полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Они обязаны:

  • соблюдать Конституцию и законы Украины, обеспечивать полное, всестороннее и объективное рассмотрение судебных дел с соблюдением установленных законом сроков;
  • не разглашать сведения, которые, согласно закону, содержат тайну, сведения о личной жизни граждан;
  • не совершать поступков, порочащих звание судьи и вызывающих сомнение в его объективности, непредубежденности и независимости.[6]

В Украине действует Высший совет юстиции, к ведению которого относится:

1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

2) принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства о отношении судей [6] Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции состоит из двадцати членов, Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждении назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры — двух членов Высшего совета юстиции.