Судебная власть в системе органов государственной власти (2)

В настоящее время широко распространенным является утверждение, что наиболее логичное и оптимальное согласование интересов отдельной личности, гражданского общества и государства достигается в условиях правового государства. В этой связи под правовым государством понимается демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также реализован принцип разделения властей на три самостоятельные и независимые ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную.

Целью данной работы является всестороннее изучение одной из ветвей государственной власти – судебной, в том числе, положение суда, как органа судебной власти, в системе органов государственной власти. Актуальность темы определяется высокой ролью суда (как органа судебной власти) в современном обществе, как ключевого звена, обеспечивающего защиту прав и свобод гражданина, с одной стороны, и являющимся основным компонентом в системе сдержек и противовесов всех ветвей государственной власти, с другой.

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы понятия судебной власти, её признаков и функций. При этом особое внимание уделяется ключевой функции судебной власти – правосудию. В работе также освещаются вопросы организации судебной власти на основе современной судебной системы РФ и роли суда как органа судебной власти в системе органов государственной власти. Рассматривая вопросы взаимодействия и взаимного влияния ветвей государственной власти, будут раскрыты полномочия судов РФ, через которые реализуется механизм сдержек и противовесов в отношении органов исполнительной и законодательной властей.

Итогом данной работы является анализ имеющихся проблем в современной судебной системе РФ, а также путей ее развития и совершенствования.

  1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешить столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Многовековой опыт человечества свидетельствует о том, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Это объясняется самой природой человека — в отсутствии внешних ограничений личное, рано или поздно, доминирует над общественным. Этого не смогли избежать самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивалась неограниченная власть, со временем они становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт развития человеческого общества подталкивал к поискам организации государственной власти, исключающей подобные явления.

11 стр., 5320 слов

Система органов исполнительной власти

... 1. Понятие и сущность исполнительной власти в РФ 1 Исполнительная власть в РФ: характеристика, классификация органов исполнительной власти Государственная власть в Российской Федерации основывается на разделении законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная, исполнительная и судебная власть должна быть независимой. ...

Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени теория разделения властей, в соответствии с которой государственную власть целесообразно разделять на три самостоятельных и независимых направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии известным французским просветителем и государственным деятелем Ш. Монтескье.

«В каждом государстве есть три ветви власти, — писал Ш. Монтескье, — законодательная, исполнительная и судебная. Если все власти соединятся в одном лице, свободы не будет, установится диктатура». 1

Разделение государственной власти заключается в специализации государственных органов, предполагая наличие у основных ветвей власти специальных полномочий. Каждая ветвь власти — сложная система, призванная выполнять определенные функции в обществе. Самостоятельность ветвей власти обеспечивается принципом верховенства права и закона.

Говоря о характере взаимоотношений между тремя ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента:

  • необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью;
  • необходимо сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но о втором из вышеперечисленных принципов нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов. Опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия.

Принцип разделения властей лег в основу концепции построения новой России как демократического государства, сформулированной в конце XX столетия, и был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

По справедливому мнению отдельных авторов, разделение властей — второй по важности принцип Конституции РФ (после принципа приоритета прав человека), поскольку именно надлежащее разграничение властей создает гарантии прав человека, составляет один из компонентов правовой государственности 2 .

Особую роль в системе разделения власти играет судебная власть. Действуя в рамках Конституции РФ, процессуального и иного законодательства как самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, она призвана обеспечить справедливое правосудие в обществе, гарантировать и защищать права, свободы и законные интересы граждан, толковать законы и разрешать споры между законодательной и исполнительной властью.

2 стр., 899 слов

Судебное следствие: его содержание, задачи и значение

... новые доказательства (ст. 294 УПК). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате работы над курсовой сделаны следующие выводы. Судебное следствие является основной частью судебного разбирательства, в ходе которого происходит непосредственное исследование представленных сторонами ...

Исследуя понятие судебной власти, ее признаки и роль в обществе, важно обратить внимание на характеристику судебной власти как инструмента самоограничения государства. Известный европейский исследователь института ограничения государственной власти А. Шайо справедливо замечает, что ограничение государственной власти крайне важно в интересах общественного спокойствия 3 .

Роль судебной власти в системе государственной власти — это, с одной стороны, препятствие посягательствам на гражданские права и свободы. С другой стороны, верховенство судебной власти, как и любой другой государственной власти, чревато угрозой ее бесконтрольности и произвола. В этой связи совершенно верен тезис о том, что «судебная власть является одновременно как субъектом, так и объектом ограничений властных полномочий государства».4

  1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Общее понятие власти — категория широкая и многоликая. Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего, это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегируется то, что народ или государство могли бы делать сами, т.е. власть. Соответственно властью государственной принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Еще уже понятие судебной власти.

Проблема, однако, заключается в том, что до сегодняшнего времени не существует единого универсального понятия судебной власти, несмотря на обилие источников. Авторы многочисленных научных статей и книг, посвященных вопросам судебной власти, предпринимают попытки определить содержание судебной власти через такие категории, как «суд», «судебная система», «правосудие» и само понятие власти, как упорядывающего и организующего фактора в системе социальных связей и отношений внутри определенного коллектива людей. При этом авторы, как правило, отталкиваются от того, что судебная власть – это, прежде всего, разновидность государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является особый государственный орган — суд (ст. 118 Конституции РФ), который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому, в одном из источников судебная власть определяется как «возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы»5 .