Тактика и методика прокурорского надзора

Понятие и значение прокурорского надзора

Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними

Надзор за соблюдением трудовых прав работников

Дать определения понятиям

Задача

1. Понятие и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону (принятии мер выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

2 стр., 818 слов

«Прокурорский надзор за административной деятельностью ОВД» (артикул 0010941)

... и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими административную деятельность. Предмет дипломной работы — теоретические, организационные, правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими административную деятельность в органах внутренних дел. Цель дипломной работы — разработка теоретических, ...

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» — собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания — в органах и учреждениях военной прокуратуры).

Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

6 стр., 2722 слов

Общий надзор органов прокуратуры: понятия, содержание и акты ...

... направлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, в различных отраслях надзорной деятельности. 1.2. Законодательное регулирование общего надзора Особенности прокурорского надзора за исполнением ... установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании ...

Прокурорский надзор как учебная дисциплина — часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и — наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

15 стр., 7287 слов

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной ...

... правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности. Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, ...

Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие).

К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского реагирования — широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

8 стр., 3978 слов

Прокурорский надзор за исполнение законов органами осуществляющими ...

... надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Ныне действующий Закон об ОРД не обошел вниманием сферу прокурорского надзора. Статья 21 этого Закона регламентировала прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указав, что надзор за исполнением законов Российской Федерации органами ОРД осуществляют Генеральный прокурор ...

Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более того, приемы применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

2. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними

Следствие, производимое органами прокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его производстве определяются характер и объем обвинения правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер уголовного наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производств представляют собой одну из существенных гарантий быстрого полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование организации следственного аппарата, усиление прокурорского надзора за законностью его деятельности. Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждение невиновных.

Несмотря на то, что деятельность органов следствия и прокурорского надзора с годами совершенствуется, улучшается качественно состав кадров прокуроров и следователей (возрос их образовательный ценз, отныне все прокуроры и следователи имеют высшее юридическое образование, подавляющее большинство из них имеют большой стаж работы по избранной специальности), тем не менее, в деятельности правоохранительных органов допускается немало нарушений законности. Генеральный прокурор РФ в приказах № 7 от 11 марта 1992 г. и № 20 от 28 мая 1992 г. потребовал решительно покончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведении предварительного следствия и дознания. Из практики работы правоохранительных органов должны быть полностью исключены факты необоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Каждый такой случай расценивается как чрезвычайное происшествие, и по нему должна проводиться тщательная проверка с принципиальными выводами.

11 стр., 5494 слов

Орган дознания как субъект уголовного процесса

... производство предварительного следствия не обязательно. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно- ... уголовных дел, оперативно-розыскной работы не вели, равно как не осуществляли и каких-либо иных функций. Их деятельность лишь формально могла считаться дознанием, ...

Проявление предвзятости, тенденциозности, безразличия к судьбам людей, защита «чести мундира» при производстве следствия и прокурорском надзоре за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства, попытки в ущерб законности и справедливости отстаивать неподтвердившиеся выводы при предъявлении обвинения расцениваются как поведение, несовместимое с работой в органах прокуратуры.

Важнейшими критериями оценки работы каждого следователя и в целом следственного аппарата является обоснованность возбуждения уголовных дел, соблюдение требований закона о всесторонности, полноте и объективности расследования, обеспечение конституционных гарантий неприкосновенности личности. Если дать в целом оценку деятельности органов дознания и предварительного следствия, то надо отметить, что за последние годы значительно снижается качество производимых дознания и предварительного следствия. Наиболее ярким показателем качества расследования преступлений является количество возвращенных прокурорами и судами уголовных дел на дополнительное расследование. Количество таких уголовных дел растет из года в год. Если в 1989 г. на дополнительное расследование было возвращено 8,2% уголовных дел, то в 1994 г. — 12,5%. Попытки некоторых прокуроров объяснить этот негативный процесс возросшими требованиями судов к качеству предварительного следствия не выдерживают критики: подавляющее число уголовных дел содержат явные пробелы, упущения и недостатки, которые препятствуют дальнейшему судоговорению. Единственно правильное решение в данной ситуации — возвратить дело на дополнительное расследование.

Порядок производства расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Помимо этого работники органов дознания и предварительного следствия руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следственной работы, обязательными для исполнения всеми следственными органами. Также обязательны к исполнению этими органами и постановления Пленума верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального закона, имеющие руководящий характер. Осуществляя свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.

Уголовное судопроизводство ставит перед собой двуединую задачу: быстрое и полное раскрытие и расследование каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; с другой стороны, оно должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

10 стр., 4864 слов

Органы дознания и предварительного следствия

... дознание и предварительное следствие. Дознание является наиболее простой разновидно­стью (формой) расследования преступлений. Под дознани­ем понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляе­мых специально управомоченными на то административ­ными органами и ...

Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Законе «О прокуратуре РФ», в УПК и приказах Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:

  • ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
  • задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
  • никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
  • никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;
  • соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;
  • при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
  • выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон. Уголовно-процессуальный закон (ст. 4 УПК) провозглашает важное правило в связи с этим: никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.

Практике известны неединичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило, прежде всего, из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.

4 стр., 1811 слов

Органы предварительного следствия рб

... заместителем. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 190 УПК РБ). В-шестых, дознание отличается от предварительного следствия по степени ... исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни. Во-вторых, при выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия ...

Многие прокуроры и следователи трудятся весьма напряженно, с полной отдачей моральных и физических возможностей и с сознанием высокой ответственности за порученное дело.

Успех в работе заключается, в частности, и в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие сверяют с законом, требованиями, изложенными в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ и других нормативных актах. Ни один закон, ни одна из норм уголовного процесса не является препятствием для проявления следователем и прокурором инициативы и творческого мастерства при раскрытии и расследовании преступления.

Наоборот, требований закона и норм создает условия для полного, всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления и привлечения виновного к законной ответственности. Более того, курсу, обозначенному в Уголовно-процессуальном кодексе является верным компасом для следователя и прокурора при раскрытии и расследовании преступлений.

С другой стороны, практика подтверждает, что там, где укоренилось пренебрежение к законам, нормам и правилам судопроизводства, где стало правилом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где принижена личная ответственность следователя и прокурора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.

Известны многочисленные факты, когда вследствие утраты некоторыми работниками органов внутренних дел и прокуратуры личной ответственности за выполнение служебного долга, пренебрежительного отношения к сбору, закреплению и проверке доказательств и доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорирования обстоятельств, опровергающих или ставящих под сомнение обвинение, допускаются нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров и другие.

Генеральный прокурор РФ предлагает руководителям органов прокуратуры обеспечить действенный надзор за соблюдением требований закона и норм уголовного процесса в период: расследования преступления и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Имеется в виду соблюдение законности, момента возбуждения уголовного дела и заканчивая сое обвинительного заключения. Особо важное значение приобретает законов при выполнении тех процессуальных действий, которые обеспечивают движение уголовного судопроизводства от стадии к стадии. Речь идет о соблюдении норм процесса при выполнении таких процессуальных действий, как то: прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; возбуждение уголовного дела; задержание подозреваемого и избрание в отношении его меры пресечения, в особенности содержания производство выемки, обыска и наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; обвиняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела; составление и утверждение обвинительного заключения.

13 стр., 6247 слов

Дознание как форма предварительного расследования

... исследования является дознание, как форма предварительного расследования. Предмет исследования. Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы сущности и значения дознания в Республике Беларусь. Методы исследования, применяемые при написании курсовой работы: описательный; исторический; ...

Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работником органов дознания и следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, выше, при их выполнении нeoбходимо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может повлечь и нередко влечет за собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.

Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия

Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией. Необходимо отметить, что качество предварительного следствия и дознания, а также состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства, как было сказано выше, за последнее время заметно ухудшилось. По значительной части уголовных дел не обеспечивается надлежащего расследования, по многим делам нарушается закон и допускается волокита, многократно, нередко без достаточных оснований, продлеваются сроки расследования. Отмечаются профессиональные просчеты в работе следователей, неудовлетворительная раскрываемость преступлений, низкий уровень оперативно-розыскной работы, ослабление прокурорского надзора за следствием и дознанием. Из-за роста организованной преступности участились случаи уклонения должностных лиц правоохранительных органов от решений по совершенным правонарушениям, послабления опасным преступникам и особо опасным рецидивистам.

Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 7 от 11 марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованно отмечает, что за последнее время ослаблен надзор за исполнением законов о предупреждении и пресечении преступных проявлений. Некоторые прокуроры не смогли сконцентрировать свои действия на конкретных надзорных участках: неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступления, оперативном и квалифицированном расследовании уголовных дел. Нет должной отдачи от деятельности ряда транспортных прокуратур, в серьезных изменениях нуждается работа военных прокуратур. В этой связи предложено отработать четкую систему прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Оценивать деятельность прокуроров не по статистическим показателям, а по тому, насколько конкретно и своевременно обеспечивается нарушений порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлений, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и производство расследования преступлений.

В приказе № 20 от 28 мая 1992 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.

Состояние борьбы с преступностью, уровень деятельности правоохранительных органов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия, усиления контроля за исполнением принимаемых решений. Назовем некоторые кардинальные меры по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении нарушений закона, м первую очередь, связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.

2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.

3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом (ст. 127 УПК) права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу. При этом следует обусловить срок выполнения этих действий, чтобы это не повлекло за собою нарушение сроков следствия и содержания обвиняемого Меры оперативно-розыскного характера следователи и прокуроры должны применять при раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, таких как умышленное убийство, бандитские или разбойные нападения, грабежи и другие, когда трудно, а то и невозможно иным путем установить виновных, а также лиц, причастных к преступлению.

4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.

5. Деятельность следственного аппарата органов прокуратуры и внутренних дел с каждым годом все более осложняется. Лица, совершающие преступления, все чаще и чаще действуют изощренно, применяют при совершении преступлений способы, затрудняющие их раскрытие и расследование. В этой связи Генеральная прокуратура Российской Федерации рекомендует руководителям органов прокуратуры применять специализацию при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях общегосударственного имущества, взяточничестве и других сложных по доказательствам уголовных дел. Это означает, что одна группа следователей специализируется на раскрытии преступлений против личности, другая — по хозяйственным преступлениям, третья — по взяточничеству и т.д. При выборе категории уголовных дел должны учитываться опыт и степень квалификации следователей, их профессиональная ориентация, то есть склонность следователей к расследованию определенного вида преступлений. Прокурор не может навязывать следователям ту или иную специализацию, если то не отвечает их интересам. Практика убедительно подтверждает, что правильно организованная специализация способствует болеe успешному раскрытию и расследованию преступлении.

6. Одним из эффективных средств по предупреждению нарушений законности в уголовном судопроизводстве является использование материалов судебной практики для устранения недостатков и повышения качества дознания и предварительного следствия. С этой целью как в стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона и норм уголовного процесса.

7. В целях предупреждения нарушений закона и воспитания работников органов дознания и предварительного следствия в духе точного и неуклонного использования законов целесообразно рассматривать проблемы законности в уголовном судопроизводстве на оперативных и межведомственных совещаниях, заседаниях коллегий органов внутренних дел и прокуратуры. Весьма полезным бывает присутствие судей при обсуждении этих острых и злободневных вопросов.

8. При анализе причин и условий, способствовавших нарушениям закона, оказывается, что некоторая часть работников правоохранительных органов имеет низкую профессиональную подготовку, отдельные работники плохо знают действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и вследствие этого допускают нарушения закона при производстве по уголовному делу. Поэтому прокурорам надлежит постоянно повышать квалификацию и профессиональный уровень следственного аппарата, используя для этого как стационарные учебные заведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, так и обучение на местах.

На практике используются также и другие формы по дальнейшему совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел (на правах основного управления).

Управления или отделы по надзору за следствием и дознанием созданы также в прокуратурах республик краев и областей. В прокуратурах городов и районов надзор за

исполнением законов следователями прокуратуры осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора города или района.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурорам необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Их полномочия по контролю и своевременностью действий следователя по расследованию и предупреждению преступлений регламентированы законом (ст. 1271 УПК).

Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем. Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участи в производстве отдельных следственных действий. Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственное отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения.

3. Надзор за соблюдением трудовых прав работников

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению представленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. 1).

Исходя из задач, стоящих перед в современный период перед российским государством, сформировавшейся федерального законодательства и сложившейся практики работы прокуратуры, выделяют следующие направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов:

  • социальная сфера,
  • экономическая сфера,
  • оборонная сфера,
  • внешнеэкономическая сфера,
  • административно-юрисдикционная сфера.

Надзор за исполнением законов в области трудового законодательства относится к социальной сфере.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны.

2. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако,