Уголовная ответственность за халатность

Курсовая работа

Актуальность a темы курсовой работы не вызывает сомнений. Существование любого государства невозможно aбез эффективной деятельности государственного аппарата. Деятельность a должностных a лиц имеет для государства особую a значимость, .поскольку именно посредством этой деятельности государство осуществляет a свою власть. Поэтому a установлению ответственности a за преступления, совершаемые должностными лицами, всегда уделялось большое a внимание, и будет уделяться a впредь, пока существует институт государства.

Неэффективная a работа государственногоa аппарата в целом, неисполнение или ненадлежащее исполнение a должностных обязанностей его сотрудниками, привелиa к необходимости проведения административной реформы. В период a осуществления .административной реформы деятельность должностных a лиц имеет особое значение. Во многом именно от нее зависит успех реформы. Поэтому в настоящее .времяa пристальное внимание уделяется преступлениям, совершаемым a должностными лицами, . деятельность которых взята под a особый, политический контроль.

Анализ уголовно-правовыхa особенностей халатности нашли свое отражение в трудах a А.А. Пионтковского, . В.Д. Меньшагинаa, В.А. Нерсесяна, П.С. Дагеля, А.А. Жижиленко, В.Н. Кудрявцева, a Т.В. Церетели, А.Н. Трайнина, М.Д. Лысова, Г.Р. Смолицкого, Б.В. Здравомыслова, Б.С. Утевского, В.Ф. Кириченко, В.Л. Манохина, В.А. a Владимирова, Н.И. a .Коржанского, А.Б. Сахарова, Б.В. Волженкина, Б.В. Малинина, А.В. Галахову и др.

Объектом курсовой работы a выступают общественные отношения, связанные с уголовной. ответственностьюa за халатность. Предмет исследования – нормы a уголовного права, . связанные с a ответственностью за халатность; доктринальные источники.

Цель работы – системноеa изучение вопросов a уголовной ответственности за халатность. Для достижения a цели поставлены. задачи:

  • уточнить объект и предмет. преступления;
  • исследовать объективнуюa сторону преступления;
  • рассмотреть субъективные .признаки преступления;
  • проанализировать a квалифицирующие признаки преступления;
  • отграничить халатность .от смежных составов преступлений

Методологическую a основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод a материалистическойa диалектики. В качестве общенаучных a методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Нормативно-правовая. база исследования представлена уголовным законодательством a Российской Федерации.

12 стр., 5587 слов

Преступления против конституционного строя и государства

... области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя. Предмет исследования - нормы уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства. Цель курсовой работы рассмотрение уголовно-правовой характеристики преступлений против основ конституционного строя. Для ...

Курсовая работа состоитa из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ХАЛАТНОСТИ

1.1.Понятие халатности. Объект преступления

Под халатностью в настоящееa время следует понимать преступление против государственной a власти, интересов государственной a службы и службы в органах местного .самоуправления, которое заключается в «неисполнении или ненадлежащемa исполнении должностным. лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинениеa крупного ущерба или. существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» 1 .

Общественная опасностьa преступления определяется тем, что в результате неисполнения a или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие. недобросовестного или небрежного отношения к службе a существенно нарушаютсяa не только интересы государственной службы и службы в органах a местного самоуправления, но и причиняется крупный ущерб гражданам, . организациям или государству.

Если говорить об a истории развития российского уголовного законодательства об a ответственности за халатность, то «к бесспорным достижениям дореволюционногоa законодательства. можно отнести принятие общей нормы, a предусматривающей ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; . a формулирование определения понятия «должностное лицо»; определение последствий бездействия власти, причиненного по a небрежности» 2 .

В советский период было сформировано современное понятие должностного лица (дано понятие представителя власти, уточнено понятие административно-хозяйственныхa и организационно- распорядительных полномочий, установлено, что a технический. работник не является должностным лицом); в целом a сформирована a система должностных a преступлений; выделены объективные и субъективные .признаки халатности; достаточно четко по сравнению с ранееa действовавшим законодательством, были a определены последствия общественно a опасного деяния. . Однако одним из основных недостатков a признавалось отсутствие законодательного определения понятия «существенное нарушение правa и a законных интересов», что создавало значительные трудности для .правоприменителя.

По вопросу об объекте a халатности в литературе высказаны различные мнения. Так, одни авторы родовым объектом халатности считают «совокупность общественных .отношений, обеспечивающих a нормальную и законную деятельность органов власти, иныхa государственных органов и органов местного a самоуправления» 3 . При этом непосредственным объектом для халатности является общественное .отношение, a устанавливающее обязанность должностного лица добросовестноa выполнять свои служебные обязанности.

Другие авторы полагают, что «объект преступного посягательства – это общественные отношения, a регулирующие .нормальное функционирование государственных органов, органовa местного самоуправления, государственных и a муниципальных. учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских a формированиях РФ. Дополнительные объекты – имущественныеa интересы (ч. 1), здоровье (ч. 2), жизнь человека (ч. 2, 3)» 4 .

14 стр., 6607 слов

Введение понятие и признаки должностной халатности

... квалификацией должностной халатности. Структура работы - введение, три раздела, заключение и список использованных источников. 1 Понятие и признаки должностной халатности 1.1 Понятие должностной халатности Халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие ...

1.2.Объективная сторона преступления

Объективная. сторона a халатности состоит в том, что должностное лицо либо не выполняет a свои служебные обязанности, либо выполняет их ненадлежащим a образом, .результатом чего является a последствие в виде крупного ущерба. Следовательно, объективную. сторону составляют три обязательных признака: а) .невыполнениеa или a ненадлежащее выполнение должностным a лицом своих. служебных. обязанностей; б) общественно опасное последствие в виде крупногоa. ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан. или организаций. a либо охраняемых законом интересов общества или a государства; в) причиннаяa связь между. деянием виновного и a наступившим. последствием.

Своеобразие данного .состава преступления a заключается в том, что содержащиеся в a диспозиции ст. 293 УК РФ признаки относятся как к объективной стороне халатности, a.так и к ее субъективной стороне. a Неисполнение должностным лицом a своих. обязанностей означает его бездействие, характеризующееся a непринятием мер по службе, несовершением конкретных действий, входящихa в круг. a полномочий указанного a лица. «Под ненадлежащим исполнением обязанностей понимается .совершение должностным лицом действий a не в полном .объеме либо вопреки установленному порядку или a правилам» 5 .

Для привлечения должностного лица к уголовной ответственности за халатность необходимо точно уяснить круг его прав a и обязанностей (служебную компетенцию), a которые. должны были выполняться виновным в связи с его должностью. Вместеa с. тем нужно a установить, что у субъекта имелась реальная a возможность для .осуществления своих служебных полномочий. Уголовно наказуемая a халатность a предполагает .в обязательном порядке, что a исполнение соответствующих.. обязанностей входило в круг правомочий должностного лица, a закрепленныхa в конкретном законе. либо ином a нормативном a правовом a акте, а также. . в соответствующих должностных инструкциях, приказах, a распоряженияхa и т.д. Отсутствие надлежаще оформленного a правового акта о круге обязанностей . a должностного лица исключает ответственность за халатность. При решении a вопроса об ответственности должностного лица за a совершение .данногоa преступления необходимо a устанавливать, какие a конкретно обязанности не были исполнены либо исполнены им ненадлежаще и имелась ли у него реальная .возможность исполнить a их должным образом. В случае, когда a такая. возможностьa отсутствовала, a ответственность по ст. 293 УК РФ исключается.

Реальная возможность выполнения a a виновным обязанностей по службе определяется совокупностью. объективных и a субъективных факторов. К объективным a факторам относятся внешние. условия, в которых должностное лицо совершаетa свою служебную a деятельность. Это могут быть реальные условия a производства, предельноa допустимый объем работы, обеспечение надлежащей сохранности и a охраны .товарно-материальных ценностей и т.п. К субъективным a факторам. относятся личные качества должностного a лица, т.е. его образование, квалификация, профессиональныйa опыт, возможность a своими силами обеспечить .надлежащее. выполнение служебных a функций и т.д. Если неисполнение илиa ненадлежащее. исполнение служебных a обязанностей (при отсутствии недобросовестности или a небрежного отношения к службе) явилось результатомa недостатка квалификации, знаний, опыта и т.п., содеянное не может быть квалифицировано a как халатность.

3 стр., 1170 слов

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (2)

... Уголовного кодекса РФ устанавливает условия признания задержания преступника правомерным. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и ... задержание преступника. Харьков, 1986. С. 128; Бушуев Г. В. Социальная и уголовно-правовая оценка причинения вреда преступнику при задержании. Горький, 1976. С. 29-32. Данный реферат ...

Объективная сторона a халатности выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении .должностным a лицом своих обязанностей. То есть преступление может a совершаться как путем действия, так и путем бездействия. «Бездействиеa представляет. собой невыполнение должностным лицом возложенных на a него служебных функций, непринятие мер, которые оно в соответствии с a объемом правa и. обязанностей a должно было принимать. Действие при a халатности a заключается в ненадлежащем выполненииa виновным своих должностных функций. (недобросовестно, нерадиво, кое-как).

При a этом вa поведении лица могут… сочетаться неисполнение и a ненадлежащее исполнение обязанностей» 6 .

Как правило, халатность .совершается путем бездействия. a Под бездействием понимается a правоваяa характеристика, которая заключается в несовершении лицом тех действий, .которые a оно должно было совершить. При этом в физическом смысле лицо может вести a себя достаточно активно, в зависимости от того, какую a норму . (обязывающую или запрещающую) он не исполняет. Словарь a русского языка определяетa «надлежащий» как «такой, какой следует, a должный, . соответствующий».

Таким образом, «ненадлежащее исполнение обязанностей» представляет собой «не должное», . «не соответствующее» a их исполнение. Под ненадлежащим исполнением a обязанностейa следует понимать все случаи недолжного либо. несоответствующего a исполнения обязанностей, в том числе и полное их a невыполнение.

Пассивное поведение (действие) должностного a лица образует состав халатности тогда, когда все егоa должностные a обязанности исполняются недобросовестно, . небрежно. Эта пассивность, a как правило, сопровождается систематическим неисполнением или a ненадлежащим исполнением должностныхa обязанностей. Однако .не всегда систематичность может быть присуща пассивному действию. При a определенных обстоятельствах достаточно совершить одно такое действие, . которое приведет к указанным в законе последствиям. Бездействиеa всегда непосредственно сопровождается полным неисполнением должностных a.обязанностей и выражается в том, что должностное a лицо, обязанное действовать по закону, … бездействует. При квалификации данногоa деяния главное a значение имеет точное установление полномочий и должностной a компетенции лица, .совершающего халатность. Правомерно a ставить вопрос об ответственностиa за халатность по службе там, где a должностному лицу надлежало a совершить. указанные в законе действия, которые a входили в круг егоa служебных обязанностей, …но оно этого не сделало. Без установления a конкретных правовых .обязанностей a должностного лица a нельзя a ставить вопрос о. его ответственности aза халатность.

Вторым признаком a объективной стороны является наступление указанных в статье 293 УК РФ вредных . aпоследствий. Поскольку a обязательным элементом объективной стороны a халатности является причинение существенного вреда a государственным. aили общественным интересам либо охраняемым законом правам и a интересам граждан, .…надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, а также a наличие причинной связи между ним aи a действиями. (бездействием) подсудимого.

38 стр., 18642 слов

Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

... преступлений против лиц исполняющих свой служебный и обественный долг, порядка управления и создание теоретической основы для совершенствования регламентации ответственности за подобные посягательства. Глава 1. Уголовно-правовая охрана граждан исполняющих свой общественный ... теме уголовно правовая защита лиц исполняющих ... обязанность» — «служебное место или звание с обязанностями ... и др. Интерес к ней ...

В настоящее время a общественно опасными последствиями могут быть: крупный ущерб или существенное .нарушение a прав и законных интересов граждан или a организацийa либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вместе с тем, . формулировка «существенное нарушение прав и законных интересов a граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества a или государства» является оценочной и вызывает трудности приa квалификации деяния. Анализ данных, … полученных в результате a анкетирования практических. работников, позволяет прийти к выводу о том, что под существенным нарушением прав и законных интересов граждан a или организаций либо a охраняемых законом интересов общества или государства следует понимать нарушение .конституционных a прав граждан, нарушение деятельности органовa государственной власти и местного a самоуправления, создание условий для совершения другого a преступления  , сокрытие другого преступления или причинение… имущественного ущерба»‍ 7

Халатность может a повлечь за собой совершение другого преступления. Изучение судебной a практики .показывает, что «бесконтрольность» должностных лиц a может привести к совершению преступления как самим должностным лицом a (как правило, это злоупотребление должностным положением в целях сокрытия халатности), так и другими лицами. Бесконтрольность может выразиться не a только. в совершении, но и в создании условий для совершения a другого преступления.

Серьезное нарушение деятельности органов a государственной власти и местного самоуправления . причиняется путем невыполнения государственных a планов, приостановления a производственных процессов, перерыва в деятельности учреждений и предприятий. При этом гражданину может быть нанесен a моральный, a физический. и материальный a ущерб. Состав рассматриваемого преступления имеется a лишь в случае, когда по делу установлена причинная связь между. a противоправными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Отсутствие такой связи a исключает a ответственность. по ст. 293 (например, в случае, когда материальные ценности на складе либо в ином a хранилище государственного или муниципального учреждения a уничтожены. ввиду стихийного бедствия).

Признавая лицо a виновным в преступной халатности, суд в приговоре должен a указать, в чем конкретно a она выражалась и имеется .ли причинная связь между бездействием a лица и наступившими .последствиями 8 .