Понятие и значение усыновления (удочерения)

Курсовая работа

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными.

В последние годы уменьшается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. − 113 913, в 2004 г. − 123 200, в 2007 г. − 132 900, в 2009 г. −106 716 2011г.− 82 177. В прошедшем 2011 году было принято в семьи иностранных граждан 31,4 % детей, в то время как россиянами было принято 68,6% от общего количества усыновленных детей.

Усыновление — сложный правовой институт. От верного выбора усыновителя, семьи, в которой будет находиться ребенок, зависит его судьба. Важным считается защита прав и интересов ребенка.

Данная тема достаточно актуальна в наше время, так как количество детей оставшихся без опеки растет с каждым днём в очень больших количествах.

Объектом курсовой работы являются правоотношения по усыновлению (удочерению) детей как комплексный социально-правовой институт.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в части усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации и за её пределами.

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.

Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
  • установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
  • изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
  • установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
  • определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

12 стр., 5988 слов

Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей

... рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей, в том числе в случаи усыновления детей иностранными гражданами. Глава 1. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей 1 Понятие, правовые особенности и субъекты усыновления К сожалению далеконе все дети имеют возможность быть ...

Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комплексный характер настоящей курсовой работы определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.

В основу курсовой работы положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: Петрова С.Н., Антокольской М.В., Гришаева С.П., Кузнецовой И.М., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., П.В. Крашенинникова.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)

Русское древнее право предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время: через обряд фиктивного рождения; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого ребенка в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым. Усыновление долгое время не подвергалось изменениям. В Московском государстве имелось лишь единственное важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Основное появление законодательства, посвященного усыновлению, отмечено началом XIX века. Усыновление разрешалось всем лицам. Семейное право в 30-х и 40-х гг. XX века характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей: постановление СНК СССР № 75 от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»; инструкция НКВД «О порядке регистрации актов рождения, смертей, браков, прекращения браков и отмены усыновления в органах загса».

В большей степени институт усыновления приобрел свою актуальность во время Великой Отечественной войны, явившись одной из форм предупреждения детской беспризорности и борьбы с ней и способом замены родителей детям, лишившимся их в связи с гибелью на войне как основным фактом. Семейное законодательство 40-х гг. об усыновлении было скоординировано событиями во время войны и после нее, этим и определялась специфика издаваемых нормативных актов. 1 октября 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт — Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик. На основании данного документа в 1969-1970 гг. были созданы семейные кодексы союзных республик. С этого момента регулирование вопросов усыновления относилось к совместному ведению СССР и союзных республик. 1 ноября 1969 г. был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее КоБС), который действовал с последующими изменениями и дополнениями вплоть до принятия нового Семейного кодекса которым мы сейчас и пользуемся с изменениями и дополнениями на сегодняшний день. Кодекс 1969 года впервые закрепил термин «удочерение», урегулировал положения о защите интересов ребенка, одновременно не допуская нарушения прав его родителей.

Несмотря на значительные изменения, внесенные впоследствии в семейное законодательство, российское государство столкнулось с необходимостью создания нового Семейного кодекса (далее СК), который урегулировал бы основные положения, касающиеся защиты прав и интересов детей-сирот, число которых очень сильно росло. 8 декабря 1995 г. Государственная Дума приняла новый СК Российской Федерации, который вступил в силу 1 марта 1996 г. Настоящий Кодекс отдает большее предпочтение семейному воспитанию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, которое обеспечивается при проживании детей в семье своих родителей. Новый СК подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления как более лучшей формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью обеспечить права и интересы детей при усыновлении законодатель впервые устанавливает в новом кодексе судебный, а не административный порядок усыновления. Институт усыновления получил многочисленные изменения, связанные с социально-экономической обстановкой в стране, становясь со временем более распространенным и правовым. В России международное усыновление получает распространение после 1990 г. Однако в нашем государстве в то время отсутствовали нормативно-правовые акты, которые регулировали бы усыновление иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство. Необходимость законодательного закрепления положений об усыновлении иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, поставила перед органами законодательной власти новые задачи, причинами которых явились: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие в полной мере обеспечить благополучное существование этих детей.

11 стр., 5406 слов

Государственная регистрация нормативных правовых актов в Российской Федерации

... регистрации различных видов нормативных правовых актов, исследованы структурные элементы механизма обеспечения единого правового пространства, определена роль в нем государственной регистрации нормативных правовых актов. Функциональный анализ позволил уяснить сущность государственной регистрации нормативных правовых актов как функции Министерства юстиции Российской ...

За период действия СК РФ были приняты иные нормативные правовые акты, определяющие и конкретизирующие порядок реализации отдельных норм данного кодекса. Важнейшим из них является Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. В гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации урегулированы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел об усыновлении (удочерении).

СК РФ установил судебный порядок усыновления (удочерения) в отличие от КоБС РСФСР, который предусматривал усыновление (удочерение) по решению органов опеки и попечительства. Гарантии защиты прав несовершеннолетних детей были конкретизированы Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». На основании и во исполнение положений СК РФ Правительством РФ принят целый ряд нормативных правовых актов.

Создание новой системы нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения в Российской Федерации, обусловило формирование новой судебной практики по семейным спорам, в том числе принятие Верховным Судом РФ новых актов по поводу официального толкования нормативных правовых актов.

В Российской Федерации усыновление детей стало производиться в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, по месту жительства усыновляемого ребенка.1 Была запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Если данную функцию выполняли другие лица, то это считалось посредничеством, которое запрещено нашим законодательством.

30 стр., 14950 слов

Институт усыновления (удочерения) детей в семейном российском законодательстве

... квалификационной работы мы будем проводить исследование правовых вопросов института усыновления (удочерения) по семейному законодательству Российской Федерации. 1. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.1 ...

Хотелось бы в конце параграфа подчеркнуть то, что на протяжении существования института усыновления он очень быстро и активно менялся относительно положения в стране. Основным фактором изменением законодательства, как не странно, становилось увеличение количества детей оставшихся без попечения родителей.

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Основной и главной целью усыновления является создание детям наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит и в интересах усыновителей тоже, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить свою потребность в отцовстве и материнстве. Но не смотря на все это, на первом месте должны находиться интересы ребенка. Под интересами следует понимать создание для детей благоприятных условий (материального и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка обычной семье.

В настоящий момент, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечения им подходящих условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные трудности. Российской Федерации понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала проявляться в жизни.

В семейном праве России регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Одно из главных мест занимают институты призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка.2

Известно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Таким образом, устройство в семью, по моему и не только мнению предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

14 стр., 6677 слов

Особенности воспитания приемного ребенка. «педагогические ...

... вынуждающих население страны к хаотической миграции. Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все приемные дети в тот или иной жизненный период ... ровным голосом, при этом глядя малышу в глаза. Воспитание приемного ребенка будет качественнее, если новые родители будут личным примером показывать как правильно поступать в ...

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления.

Семейный кодекс действующий на данный момент также не дает единого определения усыновления. Законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей, и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. 3 Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Настоящее законодательство восприняло только одно из понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.