Вынужденная миграция в России. Причины и последствия

Курсовая работа

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день России необходимо более четкое понимание вынужденных мигрантов, а также выработка единого подхода к определению разных категорий вынужденной миграции.

В современных условиях в РФ имеет место смешение вынужденной миграции с другими ее видами, несоответствие международным стандартам, особенно в свете феномена «ближнего зарубежья» и сведение ее к политической миграции. миграция международный документ беженец

В соответствии с принятыми ООН и ратифицированными более 100 странами Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г., представляющими собой основные международные документы в отношении беженцев, беженцами признаются лица, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне государства своей гражданской принадлежности», вынуждены были покинуть ее, не желают или не могут вернуться обратно.

В мировом сообществе сегодня уже разработаны определенные концепции и правовые нормы в отношении как беженцев, так и других категорий «вынужденных» мигрантов, действует понятийный аппарат, который, на мой взгляд, нуждается в дальнейшем переосмыслении и уточнении с учетом современных реалий.

Особенного внимания заслуживает категория «лиц, ищущих убежища», часть из которых, попадая в другую страну легально (туризм, соответствующие приглашения, служебная линия и т.п.) в случае отказа, действительно может оказаться в нелегальном положении. Однако, и в этой ситуации полностью отождествлять данные группы мигрантов не является правомерным.

В Российской Федерации существуют две законодательно закрепленные категории вынужденных мигрантов: вынужденные переселенцы и беженцы.

К вынужденным мигрантам следует относить также и так называемых «внутриперемещенных лиц», т.е. лиц, которые были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания вследствие систематических нарушений прав человека, вооруженных конфликтов, техногенных или природных катастроф, не пересекая при этом установленных границ государства в международном порядке.

Основным отличием данной категории вынужденных мигрантов от вынужденных переселенцев выступает временный характер их миграции с возможностью возвращения на места прежнего места жительства по мере стабилизации обстановки.

Рассуждая о будущем вынужденной миграции, хотелось бы особо подчеркнуть, что единственный способ предсказать будущее — это иметь возможность создавать его. Последнее во многом зависит от доброжелательного и позитивного отношения государства и общества к каждому конкретному человеку, где бы он ни находился, с одной стороны, а также от отношения самого человека к окружающей среде, — с другой стороны.

44 стр., 21553 слов

Анализ прав беженцев в международном праве и законодательстве ...

... беженца в соответствии с международным правом. Однако этим перемещенным лицам также может быть отказано во временном убежище или временной защите, безопасной репатриации или компенсации. Главными причинами массовой вынужденной миграции, ...

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает социальное явление вынужденной миграции, а объектом — причины и последствия вынужденной миграции в Российской Федерации.

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение причин и последствий вынужденной миграции в России. В соответствии с поставленной целью был выделен ряд задач, а именно:

  • осветить понятие миграции, ее характеристику и причины;
  • провести историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции;
  • рассмотреть зарубежный и отечественный опыт вынужденной миграции;
  • проанализировать современные проблемы незаконной миграции;
  • разработать пути оптимизации вынужденной миграции населения в РФ.

Методологической основой для написания данной курсовой работы послужили описательный, сравнительный методы, анализ и приведение статистических данных.

Нормативно-правовой базой для написания курсовой работы послужили Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральный закон РФ № 4528-1 «О беженцах».

Теоретической базой для написания курсовой работы выступили труды таких зарубежных и отечественных авторов, как Васильев Э.К., Вишневский А.Г., Глушкова В.Г., Симагин Ю.А., Клупт М., Мальтус Т.Р., Рассел Дж., Рыбаковский Л.Л., Старченков Г. И., Сухов А. Н., Чижова Л.С., Юдина Т. Н. и другие.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ИСТОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ

1.1 Понятие миграции, ее характеристика и причины

Миграция представляет собой перемещение или переселение людей, связанное с изменением их места жительства на срок не менее 6 месяцев. Данное переселение может быть осуществлено как в пределах одного государства (внутренняя миграция), так и из одного государства в другое (международная миграция).

В основе миграционных процессов лежат причины социального, экономического, религиозного и другого порядка.

На сегодняшний день можно выделить, как минимум, три возможных подхода к включению в миграцию разнообразных видов территориального движения населения.

Во-первых, под миграцией понимают многообразие пространственного движения населения, вне зависимости от его целей и характера. В данное понятие относятся ежедневные поездки на учебу или работу за пределы населенных мест, переезды из одного населенного пункта в другой, прибытие в определенный район на временные, а также сезонные работы, поездки в отпуск, командировки и иные перемещения. [11, с.72]

Большинство современных исследователей исключают пространственные перемещения из миграции, совершаемые в пределах одного населенного пункта.

Во-вторых, в миграцию включают также пространственные перемещения, осуществляемые между населенными пунктами, которые приводят к временной или постоянной смене места жительства и представляют собой двустороннее регулярное движение между сферой учебы или труда и местом жительства. Однако, при этом не учитывают эпизодические возвратные рекреационные и деловые поездки из одного населенного пункта в другой.

3 стр., 1097 слов

Курсовая работа специальные административно правовые режимы

... государственного принуждения. Целью данной работы является рассмотрение административно – правовых режимов. Задачи работы: изучение понятие и сущности административно-правовых режимов; определение видов административно – правовых режимов. 1.Административно-правовые режимы: понятие и сущность Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных ...

В-третьих, к миграции относится процесс пространственного движения населения, в конечном счете ведущий его к территориальному перераспределению. Отнесение к миграции пространственного перемещения в данном случае определяется реальным переселением из одной местности в другую. Также при этом происходит совмещение сферы приложения учебы, труда или другой деятельности с местом жительства в одном населенном пункте.

Регулирование процессов миграции на территории России, включая выезд и въезд, позволяет выделить следующие основные миграционные потоки:

  • вынужденная миграция;
  • незаконная миграция;
  • внешняя миграция;
  • внешняя трудовая миграция;
  • внутренняя социально-экономическая миграция.

Субъектами вынужденной миграции выступают лица, которые ищут убежища на территории России. [9, с.150]

Ключевыми принципами реализации мер по приему и дальнейшему обустройству беженцев выступает, в первую очередь, финансовая поддержка беженцев и выделение необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев.

Внешняя миграция в России представлена двумя потоками:

  • эмиграцией;
  • иммиграцией.

В основном, социальную структуру эмиграции образуют высококвалифицированные специалисты, представители интеллигенции м студенчество. В свою очередь, национальную структуру представляют армяне, евреи, греки и другие национальности.

К субъектам незаконной миграции относят нелегальных, неконтролируемых и незаконных эмигрантов. Так, актуальная проблема неконтролируемого въезда иностранцев отрицательно влияет на текущее состояние криминогенной обстановки в крупных промышленных и административных центрах РФ, а также вызывает в ряде регионов страны осложнения социально-экономической обстановки и наносит ущерб государственной безопасности.

Реформы в экономической и политической сфере сформировали условия для вхождения на международный рынок труда РФ, чего, в первую очередь, требуют государственные интересы России.

На сегодняшний день процесс внешней трудовой миграции граждан РФ связан с рядом отрицательных последствий, связанных с нерешенностью целого комплекса правовых, организационных, экономических и других вопросов. В них включают увеличение оттока носителей дефицитных профессий за рубеж и, следовательно, крайний дисбаланс национального рынка труда, социальная незащищенность работающих за рубежом россиян, рост масштабов нелегальной трудовой иммиграции, потеря валютных поступлений от работающих за границей граждан РФ, неполное использование возможностей трудовой внешней миграции с целью формирования эффективной профессионально-квалификационной структуры работников народного хозяйства, а также приобретения в условиях рыночной экономики опыта работы. [18, с. 120]

В рамках государственного регулирования трудовой внешней миграции необходимо:

  • обеспечить защиту прав трудящихся-мигрантов России;
  • обеспечивать поступление валютных средств с помощью переводов трудящихся-мигрантов, а также дальнейшее эффективное использование данных средств;
  • надежно защитить рынок труда РФ от неконтролируемого потока рабочей иностранной силы.

Значительная часть предприятий, осуществляющих направление за рубеж рабочей силы, не имеет соответствующего разрешения на данный вид деятельности, что является причиной ущемления прав российских мигрантов.

12 стр., 5666 слов

Интеллектуальная миграция в условиях глобального экономического кризиса

... года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в ... мировой цивилизации - это история интеллектуальной миграции. Уже средневековые университеты пытались поднять свой престиж, переманивая ученых из университетов других стран. Также история знает немало и ...

Осложнение социально-экономической и общественно-политической ситуации в РФ будет вынуждать российских граждан на поиск рабочих мест за границей. На сегодняшний день в области трудовой миграции необходимо обеспечить эффективное содействие повышению социального статуса как мигрирующих работников, так и членов их семей с условием удовлетворения основных национальных интересов стран-импортеров и экспортеров рабочей силы.

Таким образом, миграция населения является общественным явлением. В свою очередь, население выступает не только совокупностью людей, но и специфической системой социальных отношений и связей, представляя собой подсистему «общество».

Следует отметить, что миграция населения воздействует на развитие общества посредством реализации своих функций, т.е. конкретных ролей, которые миграции населения играют в жизни общества. Функции миграции обусловливают свойства данного явления и выражают его сущность.

1.2 Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции

Проблема поиска убежища и беженцев имела место на протяжении всей истории человечества. Однако, начало первым поискам ее международно-правового решения было положено благодаря деятельности Лиги Наций, созданной в 1919 г.

В 1918-1922 гг., согласно различным источникам, по всему миру разошлись в поисках пристанища и крова около трех миллионов только одних выходцев из России.

Уже к 1923 г. общее число людей, ищущих в Европе убежище (русские, армяне, сербы, болгары, албанцы) достигало двух с половиной миллионов человек. 26.02.1921 г. Совет Лиги Наций принял первую резолюцию по вопросу русских беженцев. [4, с.102]

По инициативе Международного комитета Красного Креста в июне 1926 г. был учрежден специальный пост верховного комиссара по беженцам, первым их которых был избран знаменитый благотворитель исследователь Арктики Ф. Нансен, а также Бюро по делам беженцев.

Положение о получении русскими беженцами удостоверений личности было подписано 53 странами и в последствии получило название Положения о «нансеновских паспортах». Сходное Положение об удостоверении личности армянских беженцев было подписано 31.05.1924 г.

Понятие «беженец» впервые было применено к конкретной группе лиц и сформулировано в мае 1926 г. в качестве дополнения к Положениям о получении русскими и армянскими беженцами удостоверений личности.

В соответствии с данным дополнением, русским беженцем было признано «всякое лицо русского происхождения, которое не обладает или более не обладает защитой правительства СССР и не приобрело другого гражданства».

30.06.1928 г. на собранной верховным комиссаром по беженцам международной конференции было принято Соглашение о распространении на другие категории беженцев мер, определенных для армянских и русских беженцев. Данное Соглашение включало в себя рекомендации странам по формированию самостоятельных и независимых служб помощи беженцам после соглашений с национальными правительствами. [12, с.93]

С 1922 по 1928 гг. правительство Франции разрешило создание «русских бюро» в Марселе, Париже и Ницце Лигой Наций. Данные организации реализовывали функции посредников между властями государства пребывания и беженцами.

26 стр., 12819 слов

Права беженцев: международные стандарты и национальное законодательство

... судьба беженцев, перемещенных лиц, апатридов и репатриантов, вынужденных в результате войны покинуть места своего жительства и нуждавшихся в помощи. Эта проблема, безусловно, носила международный и гуманитарный характер. Статус беженца с точки зрения международного права ...

Все перечисленные международные документы в целом носили рекомендательный характер. Иначе говоря, они не предусматривали официальной процедуры признания беженцем конкретного лица.

После смерти Ф. Нансена в 1930 г. Бюро по делам беженцев получило название Нансеновской международной организации по беженцам. Ее основными функциями выступали:

  • регистрация людей;
  • выдача людям проездных временных документов;
  • присоединение как можно большего числа правительств стран Европы к действующим соглашениям по вопросу беженцев.

Установление нацистского режима и приход А. Гитлера к власти в 1933 г. дали толчок для ответной международной реакции, а также предопределили разработку международного обязательного соглашения.

28.10.1933 г. Лига Наций приняла Конвенцию относительно международного статуса беженцев, которую ратифицировали восемь государств.

Впервые в истории положения данной Конвенции были нацелены на официальное закрепление принципов невысылки и невыдачи беженцев («Non-Refoulement»), а также формирование и развитие национальных комитетов по вопросам беженцев. [14, с.38]

Верховный комиссариат Лиги Наций по германским беженцам существовал в 1933-1938 гг., а 4.07.1936 г. было принято Соглашение о статусе беженцев из Германии. Конвенция о статусе беженцев из Германии была принята 10.02.1938 г., однако, ее ратифицировали только три государства.

Соглашение о статусе беженцев из Германии 1936 г. и Конвенция о статусе беженцев из Германии 1938 г. были направлены на предоставление беженцам права временного пребывания на территории страны в том случае, если нет объективной возможности их принять на постоянной основе.

Таким образом, был продолжен процесс внедрения принципа «Non-Refoulement», а беженцам гарантировалось право резиденции и передвижения на территории принимающей страны.

Дополнительный протокол 1939 г. к Конвенции о статусе беженцев из Германии 1938 г. выступил последним международно-правовым соглашением, заключенным в предвоенный период. Данный протокол был призван защитить и охранять жертв нацистского преследования и австрийских беженцев, которые хлынули в страны Европы после оккупации Германией Австрии в марте 1938 г.

Развернувшаяся Вторая мировая война способствовала завершению деятельности Лиги Наций, уничтожив при этом систему международной защиты беженцев.

9.11.1943 г. в самый разгар военных действий, 44 страны организовали Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления («UNRRA»), важнейшими задачами которого явились содействие и поддержка репатриации лиц, перемещенных в течение войны, а также пребывающих на освобожденных территориях и привлечение к данной острой проблеме военных властей, заинтересованных правительств и других органов.

Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления настаивало на добровольном характере любой репатриации. Так, по оценкам современных ученых, Агентство за рекордно короткий срок удалось помочь в Европе двум миллионам беженцев, а также перемещенных лиц.

В январе 1946 г. на первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) на повестку дня был предложен актуальный вопрос о беженцах, который требовал оперативного и эффективного решения.

4 стр., 1680 слов

Социальная работа с мигрантами

... название эмигрантов. Если беженец — это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами. Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, ...

Государства Западного и Восточного блока, сформировавшихся после капитуляции Германии, подошли к проблеме послевоенных беженцев неоднозначно.

Так, страны Восточного блока склонялись к скорейшему возвращению людей в государства, гражданами которых они являлись прежде, а также заключению на данный счет специальных двусторонних соглашений.

В свою очередь, страны Западного блока настаивали на необходимости соблюдения принципа полной свободы выбора человеком места пребывания, который подразумевал добровольную репатриацию.

Международная организация по беженцам (МОБ) была создана15.12.1946 г. на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/1. В данной организации приняли участие 18 государств, среди которых были Китай, Англия, Новая Зеландия, Франция, Канада, Швейцария, Австралия и др.

МОБ приняла на себя одновременно обязательства в отношении как предвоенных беженцев, так и перемещенных лиц, которые были насильственно депортированы в годы войны с территорий своих стран по политическим причинам или в целях отбывания трудовой повинности.

С 1947 по 1951 гг. МОБ способствовало переселению на родину более миллиона перемещенных лиц.

Понятие «внутреннее перемещенное лицо» с течением времени получал более широкое толкование, в то время как его послевоенное значение включало только лиц, депортированных насильственно на протяжении войны с оккупированных территорий.

На сегодняшний день термин «внутреннее перемещенное лицо» в основном применяется по отношению к лицам, подвергшимся принудительному переселению или массовому изгнанию в результате различных вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков и нарушений прав человека. При этом зачастую данный термин при употреблении получает дополнительную смысловую нагрузку, определяя локальность перемещений лиц, которые они совершают в пределах своей страны.

Данным способом пересечение государственной границы выделено как отличительный признак внутренне перемещенных лиц от беженцев.

В 1986 г. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам поставила злободневный вопрос в своем докладе об инициативах международного сообщества по отношению к внутренне перемещенным лицам. [18, с.119]

В 90-е гг. XX в. к проблеме внутренне перемещенных лиц подключилось активно УВКБ ООН, установившее соответствующими директивами критерии для работы с внутренне перемещенными лицами.

Данные критерии полностью совпадали со сходными в отношении беженцев в части, касающейся непосредственно оценки факторов и ситуации, который обусловили исход людей, обеспечения к указанным лицам свободного доступа, а также согласия соответствующей страны на оказание помощи.

Силами ООН в 1996 г. были разработаны и приняты Руководящие принципы внутреннего перемещения, которые представляли собой международную декларацию, включающую в себя гарантии прав внутренне перемещенных лиц, а в частности, права на безопасное пребывание, права на правовое признание, права не подвергаться произвольному выселению.

Таким образом, признание лица беженцем осуществлялось при содействии национальных комитетов и делегаций МОБ. Также был создан Совет по обжалованию отрицательных решений о предоставлении лицам статуса беженца.

За 1947-1948 гг. был заключен ряд специальных соглашений между рядом стран (Бельгия, Англия, Австрия) и МОБ об использовании перемещенных лиц и беженцев в качестве рабочей силы.

11 стр., 5107 слов

Преступность мигрантов

... противодействия миграционной преступности. ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ. ВИДЫ МИГРАЦИИ миграция преступность криминологический борьба Миграция -- это перемещение людей по ... мигрантов. Основные виды миграций: по направлению миграций: внутренние (внутри одной страны) и внешние миграции (переселение в другую страну). ... п.); маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства ...

Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было учреждено Генеральной Ассамблеей ООН 3.12.1949 г. на основании принятой на IV сессии Резолюцией № 319.

Начало деятельности УВКБ ООН было официально датировано 1.01.1951 г. Международная организация труда (МОТ), обладающая особым мандатом в отношении трудящихся-мигрантов была образована в 1946 г. специализированным учреждением ООН. [9, с.133]

Таким образом, необходимость научного осмысления вынужденной формы миграционного движения обусловлена не только резким увеличением ее масштабов, но и актуальностью разработки наиболее эффективных мер в целях эффективного решения проблем вынужденных мигрантов, основывающихся на научных разработках в данной области.

1.3 Отечественный опыт вынужденной миграции

Распад СССР, возникновение локальных вооруженных конфликтов, а также образование независимых государств привели к активному развитию миграционных процессов на территории Российской Федерации и СНГ. Так, в РФ возник новый институт государственного управления — Миграционная служба России.

Политический и экономический кризис конца 80-х гг. XX в. охватил все сферы общественной жизни в стране, существенно повлияв на интенсивность и масштабность миграционного движения, а также на структуру и направленность потоков.

Вынужденное переселение население достигло высокого уровня, образовалась самостоятельная социальная категория беженцев, т.е. лиц, вынужденно перемещенных внутри государства.

Согласно официальным данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в РФ в период 1991-1999 гг. так или иначе затронули свыше 30 млн. чел. выбывших и прибывших, а сальдо миграции в данный период составило свыше 3,5 млн. чел. [6, с.110]

На сегодняшний день вынужденная массовая миграция представляет собой серьезный фактор, выступающий как ограничителем, так и ресурсом, который подлежит обязательному учету. Вынужденная миграция значительно усиливает актуальность и остроту принятия наиболее эффективных решений в сфере социальной политики, взаимоотношений центра, регионов, государства, общества, а также грамотного выбора оптимальных управленческих технологий.

Сегодня в РФ миграционные процессы являются последствиями абсолютно новых обстоятельств или нового характера их проявления, чем это было ранее. В первую очередь, одной из самых конфликтных стала проблема межнациональных отношений. Национальная напряженность охватывает практически всю территорию страны, вовлекая разнообразные социальные слои и этнические группы в открытую конфронтацию, стимулируя увеличение числа беженцев.

Одну из наиболее сложных государственных проблем в РФ сегодня создают стихийные миграционные процессы, как следствие которых тысячам вынужденных мигрантов требуется финансовая и материальная помощь, объемы которой значительно превышают современные экономические и социальные возможности страны и ее отдельных регионов.

Получение статуса вынужденного переселенца связано с определенными сложностями.

Большинство вынужденных мигрантов, прибывших в РФ со второй половины 90-х гг. XX в. — выходцы из стран Центральной Азии, стремящиеся к быстрой адаптации в России, облегчаемой наличием у них статуса вынужденного переселенца или российского гражданства. В отличие от вынужденных мигрантов прошлых лет, среди которых преобладали эвакуирующиеся из зон военных конфликтов лица, они располагали возможностью заранее подготовиться к своему переселению в РФ, включая продажу недвижимости, получение гражданства и вывоз имущества. Таким образом, они являются репатриантами, которым сложно каким-либо образом доказать вынужденный характер своего переселения, чего от них требует законодательство РФ.

4 стр., 1872 слов

Преступность мигрантов (2)

... преступности с обществом и преломления влияния последнего через собственные специфические характеристики преступности. Преступность мигрантов выделяется на основании такой характеристики субъекта преступления, как его перемещение через границы тех или иных территорий ... новые явления в миграции и ее криминологически значимых характеристиках. При этом многие аспекты миграции, носившие в прошлом ...

К 2000-х гг. иссяк поток вынужденных мигрантов, а статус беженца получали около двух сотен человек ежегодно, статус вынужденного переселенца — около сотни человек, временное убежище просили около двух тысяч человек. К началу 2014 г. статус беженца был у 632 человек, а вынужденными переселенцами официально были признаны 30 834 человека.

Рассмотрим численность вынужденных беженцев и переселенцев в РФ, получивших статус в соответствующем году в виде графика, представленного на рисунке 1.1 [9, с.215]:

Рисунок 1.1 — Численность вынужденных беженцев и переселенцев в РФ, получивших статус в соответствующем году

Вынужденные миграции вновь стали активно развиваться в связи с последними событиями в Украине. Так, около 6 тыс. человек обратились с соответствующим ходатайством о предоставлении статуса беженца, предоставление временного убежища запросили 332 тыс. человек (на 8.04.2015 г.)

В современных условиях центральную роль в организации помощи вынужденным переселенцам и беженцам играет Федеральная миграционная служба России (ФМС), основанная еще в 1992 г., в задачи которой входит:

  • защита прав и интересов мигрантов;
  • регулирование миграционных потоков.

В рамках работы данной службы мигрантам оказывается индивидуальная и групповая психологическая помощь, осуществляемая в рамках консультаций. Эта мера, в первую очередь, необходима безработным, пребывающим в состоянии депрессии, с плохим самочувствием, пессимистическим настроем сниженной активностью.

Как правило, подобные люди часто испытывают сложности в коммуникациях как со своими знакомыми и родными, так и с возможными будущими работодателями. Для работы с ними применяются специальные психологические методы и приемы.

Следует отметить, что беженцы и иммигранты обладают значительным экономическим потенциалом, который может быть эффективно использован в сфере общественного производства, а также, что немаловажно, для возрождения российских безлюдных территорий, которое требует на сегодняшний день дополнительных капиталовложений

Таким образом, на сегодняшний день в РФ в целом наблюдается обострение миграционной ситуации. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ закрепляет за каждым человеком абсолютное право свободного перемещения, т.е. человек самостоятельно, основываясь на личной мотивации, принимает соответствующие решения о собственной миграции, что значительно усложняет действие механизма регулирования миграционных процессов.

Вынужденная миграция может трансформироваться в насильственную миграцию, если существуют прямые распоряжения властей о перемещении населения (ссылка, депортация, лагерный режим, организованная эвакуация и т.д.)

По данным информационной системы ФМС РФ, на территорию России за 10 месяцев 2015 г. въехало в общей сложности 15,3 млн. иностранных граждан (16,1 млн. — в 2014 г.), а количество находящихся на территории России с января по ноябрь 2015 г. варьировалось в границах от 10 до 10,4 млн. человек (11,7 млн. — в 2014 г.).

6 стр., 2844 слов

Незаконная миграция

... и нелегальной формах. Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают ...

Среди прибывающих, граждане стран-участниц СНГ составляют 70,5% от общего числа мигрантов, въехавших на территорию РФ, из стран-участниц ЕС — 10,3% .

Количество въехавших граждан СНГ на территорию РФ в 2015 г. снизилось на 8,6%, что продолжает тенденцию, наметившуюся в конце 2014 г. Наблюдается уменьшение числа въехавших граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдовы (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%).

Однако, при этом увеличился въезд граждан Казахстана (на 16,9%).

Лидирующее положение занимают граждане Украины при снижении их въезда на территорию РФ (на 12,9%).

Вынужденная миграция в РФ сегодня представляет собой территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию и преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера. Значительную часть вынужденных мигрантов составляют беженцы, лица, ищущие убежище и некоторые другие категории мигрантов, которые нуждаются в международной защите их прав и свобод.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

2.1 Современные проблемы незаконной миграции

Сегодня на государственной границе РФ наблюдается устойчивая тенденция увеличения транспортного и пассажирского потоков на пунктах пропуска через государственную границу. К числу вызовов безопасности, порождаемых незаконной вынужденной миграцией относятся:

1) Увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ. Основную массу данных лиц представляют выходцы из Центрально-Азиатского региона, выходцы из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Увеличение миграционных потоков способствует возникновению новых каналов для незаконной миграции, которые могут быть использованы для осуществления экстремистской деятельности.

2) Обострение в РФ социально-политической обстановки в итоге роста безработицы, незаконной коммерческой деятельности, усиления социальных противоречий.

Так, этнические структуры незаконных мигрантов образуют неконтролируемый рынок, ведут противоправную коммерческую деятельность и занимаются другими видами уголовно наказуемых деяний.

3) Осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации в целом. Большинство незаконных мигрантов, не имея возможности легализоваться в РФ, являются резервом для пополнения криминальной среды, объединяясь в преступные группы, поддерживающие связь со своей этнической родиной.

4) Наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения.

Следует отметить, что заселение мировых столиц беженцами из других стран приводит к перерождению внутренней тектоники демографических центров, которые провоцируют дезинтеграционные и сепаратистские процессы, разрушающие национальные государства. [16, с.85]

5) Ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.

Управление ООН по делам беженцев официально заявило, что только за октябрь 2015 г. в страны Европы прибыло 218 тыс. человек, в отличие от 173 тыс. человек, прибывших в сентябре данного года.

Данная тенденция выступает неотъемлемой чертой развития современных европейских государств, несмотря на принятие соответствующих законов, которые запрещают незаконную занятность и пребывание в целом иностранцев.

Наибольшее число незаконных мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки сконцентрировано в ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах, Северной Ирландии и Великобритании. Активный рост нелегальной миграции объясняется разными факторами как экономического, так и политического характера.

Значительное усиление миграционного контроля в странах Европы, затронувшее практически все категории мигрантов, существенно ограничило возможности для их легального въезда и послужило причиной поиска новых нелегальных каналов проникновения на территории Европы. Зачастую мигранты пересекают Средиземное море. Также отмечаются попытки использования территории РФ жителями Ближнего и Среднего Востока, Африки как транзитного пункта для проникновения в европейские страны.

Следует отметить, что данные мигранты предпринимают попытки нелегального проникновения в страны ЕС в основном на западном и северо-западном участках границы РФ, считая эти направления наиболее короткими и безопасными. Кроме того, территорию РФ для незаконной транзитной миграции в страны Европы активно используют граждане Сирийской Арабской Республики, Алжирской Народной Демократической Республики и Ирака.

Сегодня отмечаются попытки использования недостатков в осуществлении миграционного контроля иностранными гражданами при пересечении границы в целях легализации своего пребывания на территории РФ. Например, к особенностью миграционного законодательства относится определение срока временного пребывания в РФ, который в не требующем получения визы порядке, не должен превышать суммарно 90 суток на протяжении каждого периода в 180 суток.

Иностранные граждане используют данное положение для обнуления срока пребывания в РФ при получении новой миграционной карты (к примеру, прибывая без миграционной карты в пункт пропуска), а фактически сроки их временного пребывания могут превышать установленные законодательно нормы в разы.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. одной из главных задач определяет противодействие незаконной миграции. В свою очередь, одними из ключевых направлений государственной миграционной политики РФ выступают разработка и дальнейшее принятие программ противодействия незаконной миграции, а также проведение совместных международных оперативных и профилактических мероприятий.

На сегодняшний день для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности пограничных ведомств и уровня надежности охраны границ стран СНГ, Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) предприняла комплекс мер по практическому выполнению мер, ориентированных на создание эффективной системы пограничной инфраструктуры и охраны государственной границы. [17, с.92]

Таким образом, к основным современным проблемам, порождаемым незаконной миграцией можно отнести:

  • увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ;
  • обострение социально-политической обстановки;
  • Осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации;
  • наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения;
  • ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.

2.2 Пути оптимизации современной вынужденной миграции населения в РФ

Усилия мирового сообщества за последние годы были направлены на формирование нормативно-правовой базы защиты прав беженцев и мигрантов. Защита прав человека выступает одним из основных направлений деятельности большинства как российских, так и международных организаций.

По причине обострения на Ближнем Востоке вооруженного конфликта в Европу хлынул огромный поток вынужденных мигрантов. За прошедший 2015 г. в странах Европы соответствующие прошения о предоставлении статуса беженца подали свыше 800 тыс. человек.

Основная масса желающих получить статус беженца в государствах Евросоюза являются гражданами Афганистана, Сирии и Ирака. Огромное количество прошений поступает в том числе и от трудовых мигрантов.

На сегодняшний день государства-члены Евросоюза всерьез обеспокоены острыми проблемами слабо контролируемого потока мигрантов с Ближнего Востока, и стремятся найти наиболее эффективные методы и способы решения миграционного кризиса.

В Российской Федерации обострилась проблема вынужденной миграции в связи с нарастанием потока беженцев с восточных областей Украины, а также других категорий мигрантов.

Российская Федерация, основываясь на принципах братских отношений с народом Украины и гуманизма, проводит последовательную политику «открытых дверей», несмотря на связанное с их приемом серьезное бремя.

Гражданам Украины, пребывающим на территорию РФ, были предоставлены возможности легализации правового положения в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ред. от 30.12.2015) или обратиться за убежищем на основании Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

Ситуация с гражданами Украины, Афганистана и Сирии, прибывающими на территории РФ, на сегодняшний день полностью контролируется и находится в рамках правового поля.

Вместе с тем, возникшая в ряде регионах мира нестабильность, вызывает острую необходимость актуализации нормативно-правовых документов по вопросам работы с лицами, которые ищут убежища, а также другими категориями граждан.

В 1992 г. РФ присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и касающемуся статуса беженцев Протоколу 1967 г, тем самым приняв на себя все международные соответствующие обязательства о предоставлении убежища лицам без гражданства и иностранным гражданам в соответствии с действующими нормами международного права. [15, с.39]

В целом, действующий в настоящее время ФЗ № 4528-1 «О беженцах» полностью соответствует перечисленным документам, а также международным договорам, которые были разработаны под эгидой Совета Европы.

Однако, сравнительный анализ европейской практики, правоприменительной практики предоставления убежища в РФ и применения действующей редакции ФЗ № 4528-1 «О беженцах» выявил ряд недостатков данного нормативно-правового акта.

Так, в нем содержится ряд пробелов, в основной массе, процессуального характера, которые не позволяют грамотно исследовать ходатайство о признании беженцем. Кроме того, некоторые нормы затруднительны для понимания и нелогичны, что является причиной возникновения проблем при реализации Закона в настоящее время.

Следует отметить, что процедура признания беженцем лица крайне затянута. Предусмотренные действующим законодательством промежуточные стадии (принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, предварительное рассмотрение ходатайства) значительно усложняют процедуру, что приводит к длительному сроку рассмотрению ходатайства.

Таким образом, целесообразным представляется исключить стадию предварительного рассмотрения ходатайства из ФЗ № 4528-1 «О беженцах», превратив ее в одноступенчатую. Также следует ввести такие понятия, как:

  • «временная защита»;
  • «безопасная страна»;

— «третья безопасная страна» на законодательном уровне, а также детализировать понятие «член семьи», при этом предусмотрев возможное совмещение процедуры предоставления временного убежища и процедуры признания беженцем, что позволит существенно сократить срок для определения правового положения лица на три месяца в среднем. [21, с.103]

Кроме того, целесообразно разработать механизм перераспределения по территории РФ лиц, которые заявили о предоставлении убежища, при помощи ежегодного установления ФМС РФ специальных распределительных квот заявлений о предоставлении временного убежища и о признании беженцем в РФ для соответствующих территориальных органов.

В целях безопасности как ищущих убежище лиц, так и признанных беженцами лиц, которым предоставлена временная защита или временное убежище территории РФ, необходимо запретить без их письменного согласия предоставление любой информации о данных лицах государственным органам, организациям, гражданам страны их гражданской принадлежности, СМИ, за исключением органов исполнительной власти РФ и других организаций, уставная деятельность которых содержит оказание помощи этим категориям граждан на территории РФ и Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Целесообразно предусмотреть полное исключение принципа невысылки лиц, пребывание которых на территории РФ каким-либо образом угрожает национальной безопасности РФ, а также осужденных приговором суда, вступившим в силу, за совершение особо тяжкого преступления на территории РФ, представляющих угрозу общественной безопасности в соответствии с п. 1 ст. 32 Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев. [19, с.52]

На сегодняшний день нет острой необходимости в приеме заявлений о

предоставлении убежища за пределами территории РФ на территории третьих государств, так как в данной ситуации, если заявители не признаются под юрисдикцией РФ, становится невозможным предоставить им международную надежную защиту и проверить обоснованность их заявлений.

В данной ситуации необходимо предусмотреть особый порядок рассмотрения заявлений о предоставлении убежища лиц, которые находятся в транзитной зоне международного морского или речного порта, а также международного аэропорта РФ. Важнейшим нововведением в законопроекте должно послужить установление определенных критериев для предоставления временного убежища на территории РФ иностранным гражданам.

Кроме того, необходимо исключить в ФМС РФ процедуру досудебного обжалования решений территориальных органов и уточнить порядок рассмотрения в судах жалоб.

Данные меры позволят сократить сроки подачи жалобы на соответствующие решения территориальных органов ФМС РФ до 15 дней, а в некоторых случаях — до семи дней с момента ознакомления лица с определенным решением.

Также особо следует отметить актуальность детализации порядка и правил приема групп мигрантов в ситуации их экстренного прибытия на территорию РФ в поисках временной защиты, установив при этом правовое положение лиц, которые получили временную защиту. Следовательно, на сегодняшний день вопросы предоставления международной защиты ищущих убежище в РФ лиц, рекомендуется решать путем внесения соответствующих поправок, изменений и дополнений в действующее правовое поле.

Таким образом, совершенствование законодательства в сфере оптимизации вынужденного миграции должно решать следующие задачи:

  • повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, а также поддержание его в соответствии с наиболее актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
  • создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов РФ, обеспечение безопасности общества, личности, государства в области противодействия незаконной миграции;
  • повышение эффективности действия как существующих, так и создаваемых нормативно-правовых норм в данной сфере;
  • обеспечение тесной взаимосвязи российского законодательства и международного права, а также установление соответствия принимаемых новых нормативно-правовых актов и международных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция населения является общественным явлением. В свою очередь, население выступает не только совокупностью людей, но и специфической системой социальных отношений и связей, представляя собой подсистему «общество».

Следует отметить, что миграция населения воздействует на развитие общества посредством реализации своих функций, т.е. конкретных ролей, которые миграции населения играют в жизни общества. Функции миграции обусловливают свойства данного явления и выражают его сущность.

Необходимость научного осмысления вынужденной формы миграционного движения обусловлена не только резким увеличением ее масштабов, но и актуальностью разработки наиболее эффективных мер в целях эффективного решения проблем вынужденных мигрантов, основывающихся на научных разработках в данной области.

На сегодняшний день в РФ в целом наблюдается обострение миграционной ситуации. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ закрепляет за каждым человеком абсолютное право свободного перемещения, т.е. человек самостоятельно, основываясь на личной мотивации, принимает соответствующие решения о собственной миграции, что значительно усложняет действие механизма регулирования миграционных процессов.

По данным информационной системы ФМС РФ, на территорию России за 10 месяцев 2015 г. въехало в общей сложности 15,3 млн. иностранных граждан (16,1 млн. — в 2014 г.), а количество находящихся на территории России с января по ноябрь 2015 г. варьировалось в границах от 10 до 10,4 млн. человек (11,7 млн. — в 2014 г.).

Среди прибывающих, граждане стран-участниц СНГ составляют 70,5% от общего числа мигрантов, въехавших на территорию РФ, из стран-участниц ЕС — 10,3% .

Количество въехавших граждан СНГ на территорию РФ в 2015 г. снизилось на 8,6%, что продолжает тенденцию, наметившуюся в конце 2014 г. Наблюдается уменьшение числа въехавших граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдовы (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%).

Однако, при этом увеличился въезд граждан Казахстана (на 16,9%).

Лидирующее положение занимают граждане Украины при снижении их въезда на территорию РФ (на 12,9%).

К основным современным проблемам, порождаемым незаконной миграцией можно отнести:

  • увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ;
  • обострение социально-политической обстановки;
  • осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации;
  • наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения;
  • ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.

Совершенствование законодательства в сфере оптимизации вынужденного миграции должно решать следующие задачи:

  • повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, а также поддержание его в соответствии с наиболее актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
  • создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов РФ, обеспечение безопасности общества, личности, государства в области противодействия незаконной миграции;
  • повышение эффективности действия как существующих, так и создаваемых нормативно-правовых норм в данной сфере;
  • обеспечение тесной взаимосвязи российского законодательства и международного права, а также установление соответствия принимаемых новых нормативно-правовых актов и международных стандартов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vyinujdennaya-migratsiya-i-bejentsyi/

1. Федеральный Закон РФ № 4528-1 «О беженцах» от 19.02.1993 г.

2. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.

3. Вишневский А.Г. Цивилизация, культура и демография // ОНиС. — 2014. — № 5. — С. 47 — 66

4. Волгин Н.А. Демография: учебник. — М.: Изд-во РАГС, 2013.- 294 с.

5. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Демография: учебное пособие. — М.: КноРус, 2014. — 289 с.

6. Димаев А. Н. Социально-политические последствия миграционной мобильности // Государственная служба. — 2014. — № 8. — С. 167 — 180

7. Елисеев И.И., Васильев Э.К. Демография и статистика населения: учебник.- М.: Финансы и статистика,2015. — 688с.

8. Клупт М. Демография регионов Земли. — СПб.: Питер, 2012. — 347 с.

9. Косов П.И., Берендеев А.Б. Основы демографии: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2013. — 318 с.

10. Клех И.А. Миграции. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 432 c.

11. Лукин А.Л. Ждет ли нас «демографический мир»? // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 9. — С. 68 — 80

12. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения, в кн.: Антология экономической классики, т.2. — М.: Инфра-М, 1993. — 420 с.

13. Медков В.М. Демография: учебник. — М.: Инфра-М, 2014. — 576 с.

14. Рассел Дж. Исторические миграции армянского населения. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 82 c.

15. Рассел Дж. Миграция населения. — Москва: Книга по Требованию, 2013. — 158 c.

16. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал. Понятие и критерии оценки // СОЦИС. — 2013. — № 11. — С. 33 — 50

17. Рязанцев С. В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция. — М.: Экономика, 2015. — 314 c.

18. Старченков Г. И. Проблемы занятости и миграции населения. — М.: Наука, 2014. — 368 c.

19. Сухов А. Н., Трыканова С.А. Миграция в Европе и ее последствия. — М.: Флинта, 2015. — 316 c.

20. Трыканова С. А. Организационно-правовое регулирование миграции в России и Европе. Сравнительный анализ. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2012. — 192 c.

21. Чижова Л.С. Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда: монография. — М.: Экономика, 2014. — 438 с.

22. Чистякова О.В. Проблемы миграции и этнонационализма. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 339 c.

23. Юдина Т. Н. Миграция. Словарь основных терминов. — Москва: РГСУ, Академический Проект, 2013. — 480 c.