Закон как основной источник российского права

  • Изучить понятие и особенность закона;
  • Проанализировать закон как вид нормативно-правового акта в Российской Федерации.
  • В основу нашей работы легли следующие методы научных исследований:

    1. Метод анализа документов.

    2. Описательный метод.

    3. Сопоставительный метод.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

    В первой главе разбираются понятия, признаки и виды законов, их юридическая сила и место в системе нормативных актов. Во второй главе подвергается анализу закон как источника права, его понятие и особенности, а также закон рассматривается как вид нормативно-правового акта в Российской Федерации. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

    1) структурность;

    2) внутреннюю системность структурных элементов, выступающих в виде подсистемы;

    3) целостность;

    4) взаимозависимость системы и ее внешней среды.

    Сложность как интегральное системное качество выражается, прежде всего, в разнообразии видов источников права, которые находятся в нелинейных взаимосвязях. Источники права, объединенные в систему, отличаются друг от друга не только особенностями их возникновения, но и внутренней организацией правового материала, характером норм, в них содержащихся, и т.д.

    Таким образом, состав, тенденции развития и свойства отдельных видов источников права находятся в непосредственной зависимости от их системных качеств и свойств. Всякое предложение о признании или исключении новых видов источников права должно рассматриваться через призму их системно-функциональных связей.

    Под судебным прецедентом понимается судебное решение по конкретному делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных споров и ситуаций.

    Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Этот постулат характерен для всей системы общего права.

    В странах романо-германской и примыкающих к ней систем права судебные решения, хотя и обладают известным авторитетом, тем не менее, кроме чрезвычайных случаев, они не рассматриваются как фиксация норм права.

    В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее юридические нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон договора, но и на установление норм права, которым обязуются подчиняться его будущие участники.

    2 стр., 941 слов

    Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

    ... их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно отражается ... Закона, затрагивает интересы многих потребителей этого вида продукции - юридических и физических лиц. ... Тумаковым, Соколовым и Напесочным были нарушены нормы лесного законодательства РФ. Согласно ст.99 гл.13 ...

    Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права. Особенное значение договора как источника права проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное право.

    Признаки закона:

    Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придавая ему качество верховенства.

    Верховенство закона в свою очередь означает:

    • в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
    • никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего;
    • все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
    • законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

    — Хотя законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

    В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

    Конституция — «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства».Рахманина Т.Н. Закон как высшая форма кодификации. // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.37. 1987. Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

    • Принимается народом (или от имени народа).

    12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции.

    • Имеет учредительный характер.

    В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства.

    • Обладает высшей юридической силой.

    Об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

    4 стр., 1896 слов

    История развития муниципального права в Российской Федерации

    ... Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (1991г.) сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав ... учреждений не было. Свое теоретическое обоснование в России земская и городская реформы нашли в работах таких сторонников концепции общественного самоуправления, как ...

    • Является основной для всех иных источников права

    Особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

    • Имеет прямое действие и всеохватывающий характер

    Это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.

    • Отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специально процедурой внесения поправок

    Итак, в Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975. С. 73. Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.

    • Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра ее содержания.

    Как сказано в Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

    Итак, право на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ имеют:

    • Президент РФ
    • Правительство РФ;
    • Совет Федерации
    • Государственная Дума;
    • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
    • Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    И только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей

    3 стр., 1050 слов

    Понятие, предмет, метод административного права и его место в ...

    ... осуществления исполнительной власти и управления делами государства. 1.2. Предмет и метод административного права Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно ... имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает ...

    Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

    Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

    Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

    После того, как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

    По своей структуре Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы.

    Первый раздел Конституции России включает девять глав.

    1. Основы конституционного строя (ст. 1-16).

    2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).

    3. Федеративное устройство (ст. 65-79).

    4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93).

    5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).

    6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117).

    7. Судебная власть (ст. 118-129).

    8 Местное самоуправление (ст. 130-133).

    9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

    Второй раздел Конституции России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использования законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

    Отметим, к числу конституционных законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов — не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.

    Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия — Конституционного Суда — заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных — юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов.

    7 стр., 3301 слов

    Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...

    ... в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество. ^ Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности ... эту тему для курсовой работы? Дело в том, что "Российская Федерация - демократическое правовое государство [1] и Человек, его права и ...

    Обыкновенные законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы — это федеральный закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс — законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

    Так как Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Иванов Р.Н. Виды нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. М., 2005.

    а) федеральные законы принимаются парламентом — Федеральным Собранием — и имеют силу на всей территорию Российской Федерации,

    б) законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей) Они принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

    Еще одно деление закона — по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы, гражданские законы, финансово-кредитные законы, природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права.

    Рассмотрев законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что они очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

    3 стр., 1046 слов

    Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

    ... охарактеризовать предмет и метод правового регулирования финансового права как самостоятельной отрасли российского права, представляющей собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления ...

    Определим нормативный правовой акт как официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.