Деятельность Комиссии по правам человека при Президенте РК

Жузбаев Е. , заочной формы обучения

Научный руководитель:

Данекенова А,

ст.преподаватель

Костанай, 2013

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан (далее — Комиссия) является консультативно-совещательным органом, содействующим реализации Главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

Основными задачами Комиссии являются:

1) создание условий для реализации Президентом Республики Казахстан его конституционного статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан;

2) содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) содействие деятельности центральных и местных государственных органов по реализации государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) участие в разработке концепций и программ государственной политики в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека;

5) содействие укреплению международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Республика Казахстан и международная правозащитная сфера

В своей деятельности в области защиты прав человека Республика Казахстан как государство — член ООН исходит из приоритетного характера положений Устава ООН над положениями других международных документов. Важнейшим положением Устава ООН является признание приоритетности прав человека мировым сообществом и обязанность осуществлять международное сотрудничество «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

На национальном уровне политика Казахстана в данной области основана прежде всего на нормах Конституции Республики Казахстан, в которых нашли отражение основные положения Всеобщей декларации прав человека.

В настоящее время Казахстан является стороной более 14 многосторонних международных договоров, регулирующих различные аспекты защиты прав человека — Конвенции о правах ребенка, Женевских гуманитарных конвенций и дополнительных протоколов к ним, некоторых конвенций Международной организаций труда о защите прав трудящихся в производственной сфере и других. Казахстан, последовательно расширяя государственную правозащитную деятельность, активно участвует в международном сотрудничестве в области защиты прав человека.

Процесс участия Казахстана в многосторонних международных договорах в области прав человека в целом носит последовательный и взвешенный характер. В основе принятия решения о присоединении нашего государства к конкретному международному договору лежат его комплексная, всесторонняя оценка, изучение динамики развития международного сотрудничества в рамках каждого конкретного договора, возможности реального выполнения предусмотренных в нем обязательств. Казахстан в условиях объективно тяжелого экономического перехода к рыночной экономике принял обязательство первоочередного обеспечения защиты прав наиболее уязвимых социальных групп населения.

Позиция Казахстана в этом вопросе состоит в естественном, поэтапном вхождении в правовое пространство важнейших международных договоров. Соблюдение норм и процедур, предусмотренных тем или иным международным документом, должно быть не только на уровне государства, необходимо, чтобы часть обязательств взяли на себя формирующиеся институты казахстанского гражданского общества.

В области прав человека Казахстан проводит открытую политику. Не отрицая отдельных объективных трудностей социального развития, придается большое политическое значение процессу укрепления правозащитной деятельности и готовности последовательно создавать систему обеспечения прав человека в Казахстане в соответствии с международными стандартами в данной области.

О СОБЛЮДЕНИИ СВОБОДЫ СЛОВА. ПРЕССА В КАЗАХСТАНЕ

Свобода слова является критерием и гарантией демократичности общества, а для Казахстана — показателем того, насколько серьезно ее продвижение к демократии и каким является уровень политических реформ.

Право гражданина на выражение своих мнений, на свободу доступа к информации является основой для реализации других прав и свобод. Положение дел в этой области показывает, что в Казахстане нет прямых и грубых ограничений свободы слова, но при этом имеет место недостаточное удовлетворение казахстанскими СМИ спроса граждан на общественно значимую информацию.

Действующий Закон «О печати и других средствах массовой информации» стал реальным правовым основанием для утверждения в нашем обществе свободы слова. Ликвидирована монополия государства на СМИ и печатное дело, ежегодно пополняются ряды новых изданий и телерадиокомпаний. Средства массовой информации, являясь одним из активнейших институтов политической системы, сегодня нуждаются в более эффективной правовой регламентации. Принятый Закон «О печати и других средствах массовой информации» уже сыграл свою положительную роль в становлении демократической прессы. Теперь необходим новый закон, регулирующий и закрепляющий правовую, экономическую и организационную основу средств массовой информации, учитывающий мировой опыт взаимодействия СМИ со всеми структурами государства, а также практику деятельности самих средств массовой информации. В настоящее время ведется активная разработка такого закона.

Проблемы свободы слова не исчерпываются лишь политическими и экономическими ограничениями. Основная задача информационной политики Казахстана на сегодняшний день заключается в том, чтобы обеспечить разумный баланс между свободой СМИ и их эффективной деятельностью в правовом и этическом русле. Решение ее связано с необходимостью четкого концептуального осмысления ситуации в казахстанском обществе, с одной стороны, требующей функционирования прессы по правилам и нормам свободы, а с другой, нуждающейся в корреляции журналистами своей деятельности в связи с неизбежными и объективными для процессов социально-экономического и политического реформирования трудностями и издержками.

О СОБЛЮДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Социальная сфера является наиболее уязвимым местом в любом обществе. При имевшей место нестабильности производства, росте официальной и скрытой безработицы наметились позитивные сдвиги в решении социальных проблем. В первую очередь это касается проблем занятости населения, выплат пенсий, заработной платы.

Социально-экономическая обстановка в республике, как свидетельствуют показатели, постепенно приобретала характер улучшения и стабилизации. По сравнению с реальным объем внутреннего валового продукта вырос на 2 процента, соответственно возрос на 4 процента объем промышленного производства. Впервые за последние годы отмечалось увеличение объема инвестиций в основной капитал на 118,7 процента, и он составил около 1,9 млрд. долларов США. К позитивным моментам следует отнести подавление инфляции, приостановление падения курса национальной валюты, снижение банковской процентной ставки.

В стабилизации промышленного производства и общей экономической ситуации немаловажную роль сыграли приватизация и передача во внешнее управление предприятий страны. В минувшем году количество таких предприятий, чьи госпакеты акций переданы в управление иностранным и отечественным инвесторам, было 200, из них 29 представляют базовые отрасли промышленности.

Вместе с тем комиссия отмечает определенное снижение социальной защищенности населения, особенно наиболее уязвимых групп. Для значительной части снижается доступность социальных благ и услуг.

Обращает на себя внимание сфера труда и занятости, где имеют место явления дискриминации в отношении женщин, подростков, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других категорий граждан, имеющих право или нуждающихся в особой социальной защите.

В условиях становления рыночной экономики приобретает актуальность проблема соблюдения трудовых прав граждан. Обращения граждан в комиссию свидетельствуют, что на ряде предприятий как государственного, так и частного сектора допускаются грубые нарушения трудового законодательства. Переход к рыночной экономике не только обострил многие копившиеся десятилетиями социальные проблемы, но и породил новые, до сих пор не известные обществу, ставшие результатом трансформации существовавшей ранее системы минимальных социальных гарантий.

Недостаточная социальная защищенность, страх за будущее, связанный с потерей работы, затрудняют социальную адаптацию граждан к новым условиям рыночной экономики.

Комиссия отмечает, что явления, несущие непосредственную угрозу правам и свободам работников, особое распространение приобрели в негосударственном секторе экономики. Выявилось, в частности, множество пробелов в законодательном регулировании трудовых отношений, возникающих в этой сфере, а также отсутствие действенных механизмов контроля.

Распространенным стало нарушение прав работников при найме и увольнении. Нередким явлением на частных предприятиях стало заключение трудовых договоров, условия которых ухудшают положение работников по сравнению с предусмотренными в законах о труде.

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

Для реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» государством принят ряд законодательных документов: это законы Республики Казахстан «Об охране здоровья населения Республики Казахстан» «Об охране труда» , «О социальной защищенности инвалидов» , постановление Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В республике уделяется внимание созданию условий для обучения, воспитания и корригирования детей с ограниченными возможностями и обучению детей-инвалидов. Система специального образования включает 15 видов специального обучения, реализуемых в 8 основных типах коррекционных учреждений с обеспечением специального содержания, методов и форм организации. Всего по республике работают 97 таких учреждений с контингентом 16 863 человека. Кроме того, для улучшения диагностической помощи детям и организации дефектологической службы создан Республиканский центр социальной адаптации и трудовой реабилитации, а также в 9 областях и г. Алматы действуют психолого-медико- педагогические консультации. В соответствии с государственной программой «Охрана здоровья народа» в Казахстане продолжается реализация проектов по линии фонда народонаселения ООН в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях, ЦАРАК (ВОЗ) — в Алматы и Алматинской области, АСПЕРА — в регионе Аральского моря. Успешно функционирует первый республиканский реабилитационный центр «Балбобек» под эгидой детского благотворительного фонда Казахстана «Бобек».

Наряду с этим анализ тенденции и характеристик человеческого развития показывает ухудшение положения женщин в республике. Имеются проблемы в сферах соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека, участия женщин в деятельности органов государственного управления, охраны здоровья, материнства, обеспечения реальных равных прав на рынке труда, отмечается наличие различных форм насилия в отношении женщин. Сложности переходного периода сказываются и на росте таких негативных явлений, как женская преступность, алкоголизм, наркомания. Уголовная статистика свидетельствует о том, что ситуация с женской преступностью в стране по сравнению с предыдущими годами не претерпела положительных изменений, прямым следствием этого является увеличение числа неблагополучных семей, разводы, лишение материнства, рост детской преступности. Тревогу вызывает социальное сиротство.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В условиях демократических преобразований и осуществления в республике радикальных реформ одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная роль прокуратуры особенно проявляется при осуществлении надзора за законностью в социально- экономической сфере.

Надзор за соблюдением конституционных прав граждан в части обеспечения полноты и своевременности выплаты заработной платы, пенсий и пособий является одним из основных приоритетов деятельности прокуратуры. Принятыми мерами только в пенсионный фонд возмещено более 10 млрд. тенге. По протестам прокуроров отменено и изменено свыше 5,5 тысячи незаконных правовых актов, регулирующих как трудовые, так и социальные, в том числе и пенсионные правоотношения.