Закономерности возникновения государства

Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, так как различные науки, такие как этнография и история дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины.

Такое множество теорий можно объяснить рядом причин: «во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические

Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.

Исходя из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:

— определение основных признаков государства;

— исследование множества концепций возникновения государства.

8 стр., 3989 слов

Образование Древнерусского государства. Споры о понятии Русь ...

... XI – началу XIII вв. Цель реферата: изучить особенности образования Древнерусского государства (территорию, занятия населения, власть), рассмотреть причины возникновения норманнской теории и выявить происхождение понятия «Русь». Норманнская теория (норманизм) - направление в историографии, ...

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе формирования государства.

Предметом исследования являются основные теории возникновения государства.

Глава 1. Государство и его основные признаки

Государственная власть представляет собой разновидность общественной власти. Всякая власть предполагает наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления. Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности1 .

Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, так как она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья — первичная ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом.

Государственная власть — это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.

Рассмотрим наиболее характерные черты государственной власти2 .

Во-первых, государственная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Соответственно и принимаемые властные решения государственной власти распространяются на все население — на всех, кто находится на территории данного государства, независимо от их кровнородственных связей и отношений.

Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку3 .

В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.

Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения4 .

В-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения — налоги, не известные родовому устройству общества.

3 стр., 1464 слов

Человек его права и свободы как высшая ценность общества и государства

... (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство, их объем исторически всегда определялся положением индивида в общества; данные блага условно и могут быть названы правами человека; к особенностям основных прав и свобод человека и гражданина ...

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти приведенную ее характеристику следует дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (слоев общества), она вместе с тем так или иначе учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, религиозному, а впоследствии и национальному, размежеванию и противоборству, но и к взаимному согласию, к компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития Общие особенности структуры государственной власти можно раскрыть через введенное Ф. Энгельсом и часто используемое в литературе понятие «особой публичной власти», сменившей систему власти доклассового общества Публичная власть — система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства, то есть касающиеся фиска, казны.

Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов5 .

Первоначальные функции государства обусловливались основными причинами его появления и были связаны с необходимостью:

— совершенствования управления обществом в связи с его усложнением в силу развития производства, появлением новых его отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур и их укрупнением, ростом численности населения и тому подобное;

— организации крупных общественных работ и объединения в этих целях большой массы людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие;

— подавления сопротивления эксплуатируемых слоев общества. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества на богатых и бедных, а вместе с этим — к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

— поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость и стабильность общества, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних племен и государств. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка (включая правосудие), применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все население соблюдало нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались кем бы то ни было как не отвечающие их интересам или несправедливые;

7 стр., 3101 слов

Политическая система общества и государство

... (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций институтов, норм, отношений, ...

— обеспечения охраны своих территориальных зон, ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; заключения межгосударственных союзов и соглашений.

В большинстве случаев указанные причины действовали совокупно, в различных сочетаниях, в разных условиях (исторических, природно-географических, демографических и иных) одни из них становились решающими и определяющими, другие отходили в тень первых. В процессе дальнейшего развития государства его функции стали классифицироваться как внутренние и внешние.

Формы и способы реального осуществления государственной власти представляют собой сложную и причудливую совокупность признаков конкретного государства, исторически сформировавшуюся под воздействием различных объективных и субъективных причин и отличающую одно государство от другого. В теоретическом плане связанные с этим вопросы схватываются понятием «форма государства», включающем в себя три оставляющих: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Исследовав в предыдущем параграфе вопрос определения государственной власти, ее структуры, функций, формы и способов осуществления и опираясь на них необходимо отметить, что основными признаками государства можно выделить следующие:

Во-первых, в отличие от первобытнообщинного строя самым существенным признаком образования государства является возникновение и наличие особой публичной власти, которая выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Иначе говоря, государство имеет органы, издающие законы и выносящие решения от имени государства, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом государственного принуждения (и защиты общества), состоящим из вооруженных сил и карательных органов, выделенных из общества, существующими специально для выполнения этих специфически государственных функций6 .