Защита прав потребителей (2)

в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя… (ст. 200 УК)

Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров. В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, это и указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров).

В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.

Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют, например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов, которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”. Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами”.

14 стр., 6550 слов

Особенности работы с претензиями и жалобами потребителей услуг ...

... услуг, в котором отсутствует вежливый и внимательный персонал, обречен на недовольство потребителей. Объектом исследования, Предмет исследования -, Цель исследования исследовательские задачи 1. Определить типы, сущность и проблемы работы с претензиями ...

Из статьи вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК, гражданин-потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом “О защите прав потребителей”. Здесь можно сделать вывод, что ГК и рассматриваемый закон действуют в совокупности и дополняют друг друга. Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительства, то эти документы принимаются в соответствии с ГК и настоящим законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему. Например: Правительство принимает акты регулирующие отношения с участием потребителей в случаях определенно предусмотренных законными актами. Например, ст. 26 Закона (Правила отдельных видов договоров купли-продажи, а так же правила продажи отдельных видов товаров, утверждаются Правительством РФ).

Правительство определило перечень товаров не подлежащих обмену в ст. 25 п.1, и т.д. Отсюда следует вывод, что основные положения закона служат базой для всех остальных нормативных актов, которые издаются для дополнения данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения. Для того чтобы правильно понять и применить законодательство нужно, во первых, определить круг лиц участвующих в отношениях с потребителем. Согласно закону потребителем который имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых нужд) не связанных с извлечением прибыли, является гражданин РФ, иностранцы или лица без гражданства. Права перечисленных граждан законом защищаются одинаково. Закон, как следует из определения не распространяется на юридических лиц, к ним в частности применяются нормы общегражданского законодательства. Такой разный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно объяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами (интересы предприятия защищают юристы, экономисты и т.д.).

4 стр., 1653 слов

Основные положения закона РФ «О защите прав потребителей»

... возвратом товара, отсутствием необходимой информации о товарах у продавцов. Данный реферат прежде всего основан на этой проблеме Актуальность темы в том, что Закон о защите прав потребителей ... Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон ...

Потребитель такой поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В этом случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, услугу, но и того, кто этим товаром, услугой пользуется. Потребителем может быть не только тот кто приобрел работу, услугу или товар, но и кто только собирается это сделать (например; зашли мы в магазин обратились к продавцу с просьбой показать товар, и мы в этом случае являемся потребителями).

Товар, работа, услуга для личных бытовых нужд определяется как товар (работа, услуга) приобретенный для личных нужд не связанных с извлечением прибыли. Приобретенным товаром (работой, услугой) могут пользоваться и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В ГК определяется что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью. Дальше в круге лиц следует изготовитель — организация, не зависимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Здесь сразу же надо сказать, что реализация товаров потребителю происходит не напрямую, а через торговые, оптовые предприятия, посредников. Если изготовитель сразу же реализует товар потребителю, то он будет считаться продавцом. Контрагентами потребителя могут выступать, как коммерческие организации, так и не коммерческие или иностранные юридические лица. Коммерческая организация- это организация для которой основной целью будет извлечение прибыли. Некоммерческая организация не преследует цели извлечения прибыли, но может ее осуществлять если предусмотрено в их учредительных документах.

Под предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг отвечающим целям создания некоммерческой организации, а так же приобретение реализация ценных бумаг. Но нужно выделить общее для этих организаций, для занятия определёнными видами деятельности, они должны иметь лицензию. Другим контрагентом может быть индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица и занимающийся предпринимательской деятельностью. Согласно ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К индивидуальному предпринимателю будут применяться правила которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Из статьи следует, что товар должен производится для реализации потребителю, если он реализует товар (услуги) другому лицу, то такие отношения не подпадают под действие Закона “О защите прав потребителя”.

Следующим является продавец — это организация независимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель реализующий товар по договору купли — продажи. Если товар получен в организации другим путём (по договору мены, подряда), то нормы законодательства к отношениям между сторонами приниматься не будут.

И исполнитель — организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора. Основными критерием является признак возмездности. Отношения потребителя и исполнителя возникают на основании заключаемых между ними договоров (перевозка, подряд).

8 стр., 3777 слов

Защита прав потребителя

... вновь после его устранения; изготовитель -организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Глава 1. Права потребителя и ответственность за нарушение прав потребителя. Потребитель имеет право на ...

Роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же устанавливает права потребителя.

Глава 2. Основные права потребителей

2.1 Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)

Получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества является одним из важнейших прав потребителя, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с текстом Закона «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Это означает, что если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Однако требования к качеству товара не исчерпываются теми, которые установлены в договоре по соглашению сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах. Если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям.

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

Закон вводит понятие «срок службы», определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.), применяемыми в зависимости от специфики данного вида товара. Продолжительность срока службы определяется изготовителем, исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями.

Однако установление срока службы является правом, а не обязанностью изготовителя. Однако если изготовитель не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

12 стр., 5845 слов

Защита прав потребителей

... ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества является одним из важнейших прав потребителя, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с текстом Закона «О защите прав потребителей», ... д. ), применяемыми в зависимости от специфики данного вида товара. Продолжительность срока службы определяется изготовителем, исходя из видов используемых материалов, ...

Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило: если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.

Законом введено понятие «срок годности». Так, на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей, устанавливается срок службы (годности).

Цель установления этих сроков состоит в том, что использование соответствующих товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств, в результате их использование становится опасным.

Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров длительного пользования, а срок годности — для пищевых продуктов, лекарств и т. п.

В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные обязанности, направленные на обеспечение возможности использования продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее исполнение.

Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молочные, кондитерские изделия и т. д.).

Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.

Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.

Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или сроков годности устанавливать на товар гарантийный срок. Гарантийный срок — это период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в отдельных случаях и заменить товар на новый.

Гарантийные сроки исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях, когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей товара потребителю, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке (подключении или сборке) — со дня их производства.

Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее принятия по вине потребителя — со дня установленного договором срока исполнения услуги.

Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.

17 стр., 8380 слов

Идентификация и фальсификация мяса и мясных товаров

... исследования: идентификация вида мяса и способы фальсификации и методы их выявления. 1. Общая характеристика мяса и мясных товаров Мясо - ценный продукт, ... годы". Если ранее мясо было менее доступно рядовому потребителю и он в основном потреблял мясо в виде вареных ... Продукцию мясной промышленности классифицируют: по виду животного или птицы, по возрасту, по полу, по упитанности, по термическому ...

Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара.

В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.

Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях — и на замену товара.

2.2 Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

Безопасность использования товара (работы, услуги) является одной из важнейших обязанностей изготовителя (исполнителя).

Требования к товарам (работам, услугам), обеспечивающие их безопасность, устанавливаются либо непосредственно законом, либо в порядке, установленном законом (например, стандартами).

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель).

Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Безопасность использования товаров обеспечивается, во-первых, путем недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред, и, во-вторых, организацией мероприятий, направленных на предотвращение нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

С целью недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред, устанавливаются обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации. Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.

8 стр., 3978 слов

Прокурорский надзор за исполнение законов органами осуществляющими ...

... работы при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Ныне действующий Закон об ОРД не обошел вниманием сферу прокурорского надзора. Статья 21 этого Закона регламентировала прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указав, что надзор за исполнением законов Российской Федерации органами ОРД ...

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров (результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю причиненные убытки. В соответствии с требованиями действующего законодательства вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме.

При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежат утраченный заработок или его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки. Под убытками понимается стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было нарушено (упущенная выгода).

2.3 Право потребителя на получение информации

Закон устанавливает право потребителя на получение информации по ряду вопросов, включая информацию, непосредственно не связанную с качеством товара.

В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).

Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю.

1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).

В соответствии с требованиями Закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:

  • фирменное название (наименование) организации;
  • место нахождения организации (юридический адрес);
  • режим работы организации.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

3 стр., 1042 слов

Право і закон. Проблеми їх співвідношення

... не стільки теоретичне, скільки прикладне, практичне значення. Важливість проблеми співвідношення права і закону обумовлена ​​постійною необхідністю співвідносити право і закон в процесі правотворчої, правозастосовчої та правоохоронної діяльності, бо не ...

Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия.

Глава 3. Органы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей

Законом «О защите прав потребителей» определена система государственной защиты прав потребителей товаров (работ, услуг) в условиях формирующихся рыночных отношений.

Статьями 40 и 42 указанного закона определены полномочия государственных органов в области защиты прав потребителей. К специальным государственным органам по защите прав потребителей относятся: Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ПСАП); Госстандарт России, Госкомсанэпиднадзор России, Государственная торговая инспекция, МВД РФ, Минэкологии России, Таможенный комитет России и их территориальные органы, а также администрация субъектов Федерации и территориальные органы управления торговлей (потребительского рынка), если это предусмотрено в специальных нормативных актах, принятых органами власти субъектов Федерации. Так, согласно закону г. Москвы «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы*, принятого в 1994 году Московской городской думой, право проверки соблюдения правил торговли и наложения санкций предоставлено Департаменту потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, органам управления административных и муниципальных округов.

В соответствии со ст. 42 закона (абз. 3 п. 1) органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности (в пределах предоставленных им полномочий).

Например, к числу таких нарушений закон относит несоблюдение изготовителем (продавцом, исполнителем) требований; 1) о разработке и доведении до сведения потребителей специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки товаров; 2) о соблюдении установленного порядка обязательной сертификации товаров; 3) о запрете реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата; 4) о доведении потребителям информации о сертификации; 5) о приостановке производства товаров, которые могут причинить вред, а также о снятии таких товаров с производства; 6) об установлении срока службы (годности) на товары; 7) о запрете реализации товаров по истечении срока годности; 8) о доведении потребителям установленных сроков службы (годности) товаров; 9) об обеспечении безопасности товаров в течение срока их службы; 10) о соответствии товаров обязательным требованиям стандартов, обеспечивающих безопасность потребителей, и других требовании, установленных законодательством. Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе давать предписания об их устранении.

5 стр., 2047 слов

Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов

... об оспаривании решения третейского суда, вправе подать ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока по правилам, установленным главой 9 ГПК РФ, одновременно с подачей заявления об отмене решения третейского суда. Если суд ... которым при подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъясняется их право обратиться за разрешением спора в третейский суд, а также порядок ...

Указанные органы вправе также предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров. Ст. 43 закона предусматривает основания для применения санкций (штрафов) к изготовителям (продавцам).

Два из них относятся к компетенции ГКАП (уклонение от предписания или несвоевременное исполнение предписания).

Госстандарт и другие органы, осуществляющие контроль за безопасностью товаров, применяют штрафы по следующим основаниям: 1) уклонение от исполнения предписания; 2) несвоевременное его исполнение; 3) причинение ущерба потребителю товаром, не отвечающим требованиям по безопасности; 4) нарушение правил сертификации товаров.

Указанная статья устанавливает предельный уровень штрафа. Конкретный его размер определяется соответствующим контролирующим органом в зависимости от вины нарушителя. Те же основания применения штрафов предусмотрены и в отношении должностных лиц — руководителей предприятий и органов по сертификации. Здесь штраф исчисляется в пределах минимальных размеров оклада. За одно и то же нарушение могут быть привлечены к ответственности и юридические лица -изготовитель, продавец и индивидуальные предприниматели.

В случаях, когда потребителю причинен ущерб товарами, не отвечающими предъявленным требованиям по безопасности, он возмещается в полном объеме (ст. 17 закона).

Особым основанием применения штрафных санкций служит нарушение правил сертификации товаров органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами).

С этих организаций может быть взыскан штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а с изготовителей товаров (продавцов) взыскивается штраф в размере стоимости реализованных товаров (п. 2 ст. 43).

Предусматривая применение санкций к продавцу (изготовителю) за нарушение прав потребителя, закон одновременно предусматривает и контроль судебных органов за обоснованностью и правомерностью применения штрафных санкций со стороны органов, выполняющих функции по защите прав потребителей. Предприятие, организация или должностное лицо, в адрес которых направлено предписание или в отношении которых применен штраф, могут обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания любого контролирующего органа либо отмене или изменении решения о наложении штрафа,

Наряду с органами государственной защиты прав потребителей — органов государственного управления, полномочия которых предусмотрены ст. ст. 40 — 42 закона, этим же законом (ст. 44) предусмотрено создание структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Эти органы самостоятельно образуются администрацией, их финансирование, как правило, осуществляется из средств местного бюджета

В качестве независимых самоуправляемых общественных организаций могут создаваться на основании ст. 45 закона общества потребителей, которые объединяют на добровольной основе граждан в целях коллективной защиты своих прав как потребителей.

В настоящее время в рамках движения потребителей действуют различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации), построенные как по территориальному, так и по функциональному типу. Эти организации добровольно объединяются в Союз потребителей РФ, а в рамках СНГ — Международную конфедерацию обществ потребителей.

Как структурам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, так и общественным организациям по защите прав потребителей закон предоставляет широкие возможности влияния на качество потребительских товаров и услуг, участвовать в проверках правил торговли, контроля за применением цен и т.д. К важнейшим их функциям относится их право на предъявление исков в судебные органы по защите прав потребителей.

Глава 4. Право потребителя на судебную защиту

Если потребитель обнаружил недостаток в купленном товаре или какая-нибудь услуга не соответствует договору — потребитель должен известить об этом другую сторону. Написать заявление об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых передается продавцу (исполнителю), а на втором продавец (исполнитель) делает отметку о полученном заявлении. В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца (исполнителя).

Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд. Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление (отражающее суть возникшего спора).

Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (кол-во ответчиков).

К заявлению должны быть приложены документы подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов, они подаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда. По Закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте, или передать лично судье. При приеме судьей заявления выдается повестка для следующего приема, на котором будет ответчик. Дальше идет время подготовки к судебному разбирательству. Срок досудебной подготовки не превышает 7 дней (по сложным делам до 21 дня).

В этот период судья вызывает истца и ответчика и выясняет суть претензии. Если ответчик не явился на прием, судья может перенести на другой день, если он опять не явился судья назначает дату судебного разбирательства, а ответчика вызывают в суд повесткой. Потом следует судебное разбирательство, которое начинается с проверки явки участников. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. В судебном заседании ведется протокол, куда заносятся все, что происходит в ходе рассмотрения дела. Стороны имеют право заявлять ходатайства, отводы, знакомятся с материалами делопроизводства, задавать вопросы друг другу, право обжаловать решения и определения суда. Они имеют право представлять и участвовать в их исследовании. Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для экспертизы необходимо определение суда. На время производства экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, представляет право сторонам выступить. После объяснений сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату, для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора. Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течение 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще, решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик, либо его имущество. Получив исполнительный лист нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. После чего последний посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней. За исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест на случай его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения не связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные или письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение занимаемое должником. Производить осмотр всех хранилищ (если они есть).

Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд, для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте. Если денег находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган который регистрировал это имущество.

Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 1996

Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3

Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

Я. Парций. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / СПС «ГАРАНТ»

Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992 №15, с изменениями и дополнениями от 09.04.96, С/З, 1996 г. №3.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29.09.94 г. «О рассмотрении судами дел о защите прав потребителя», РГ от 26.11.94.

Леонова «Договор розничной купли-продажи», Закон 1994 г., №12, стр. 34-37.

Ветрянский «Купля-продажа» // Хозяйство и право 1996 г. №1, стр. 4-24.

Викторова «Потребитель в законе» 1995 г.