Имею право на семью

вательная школа Мантуровского муни-

ципального района Костромской облас-

ти Кешокова Виктория Муратовна.

«Кто в любви и радости живёт, того и кручина неймёт»

Русская пословица.

Каждый человек хочет любить, иметь семью, и имеет на это полное право.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Под семьёй, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением. Стабильные и крепкие семьи имеют только один момент-заключение брака и не имеют другого –развода.

Иначе говоря, первой, или начальной стадией семьи является заключение брака. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзаведшийся собственной семьёй.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткие, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов.

3 стр., 1459 слов

Брак и семья культура брачных отношений

... брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается. 3.Брак Современная семья строится в основном на брачных отношениях. ...

Семья, откуда ушли все дети, называется «пустым гнездом». Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь.

В России, особенно на селе гораздо больше трёхпоколенных семей, когда пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения.

Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной. То есть семья расширяется за счёт 3-4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Наша семья считается многопоколенной, так вместе с нами живёт моя прабабушка, которой 91 год. Всего несколько лет назад она была ещё здоровой, помогала вести домашнее хозяйство: пекла вкусные пироги, водилась со мной и моим младшим братом, напевая разные песенки, а их -то она знает огромное количество, так как моя прабабушка пела в местном фольклорном коллективе «Ухтубужье». Она очень интересно рассказывала о том, как в деревне справляли свадьбы, как родители встречали молодых. Ещё мне запомнилось, что во время свадьбы был обычай выносить наряженную ёлочку, напевая. Я очень удивилась, что прабабушка знает её всю наизусть в таком возрасте. Как только исполнилось прабабушке 90 лет, начались проблемы со здоровьем, и поэтому сейчас мы все заботимся о ней.

Одной из главных ценностей любой семьи является потребность всех её членов, особенно детей, в особой близости и любви, семейном общении. Внутренняя сплочённость современной семьи напрямую зависит от социально-экономического состояния общества, частью которого она является. Ведущую роль играют семейные связи, основанные на стремлении супругов к гармоничным отношениям в семье и в обществе, на взаимопонимании, уважении, глубоком и постоянном чувстве любви. Однако такие отношения требуют правильного воспитания и поведения, как детей, так и взрослых, большого такта, искренности, а когда надо – и гибкости. Постоянство чувств, эмоциональность, которые должны быть присущи современным родителям, являются одним из важнейших условий необходимых для нормальной семейной жизни, как родителей, так и детей.

В каждой семье должно быть равенство между её членами . Почему-то считается, что готовить обед или стирать, мыть посуду – женское дело. Многие мужчины обидятся, если им предложить этим заняться. Но ведь это совершенно неправильно! Родители работают, так почему же именно мама должна, придя домой, ещё и готовить, и убирать, и мыть посуду? И мама может повесить полку на кухне. Тем более что сегодня домашний труд облегчает умная техника, в которой современная молодёжь разбирается лучше своих родителей. Обычно как бывает: кто-то из членов семьи что-то умеет лучше, у него сноровистее получается – вот это и будет считаться его семейными обязанностями.

Я считаю, что самое правильное, если все домашние дела делать сообща. Или их выполняют по очереди, или тот, кто сегодня окажется свободнее. И потом вместе можно отдохнуть: пойти в кино, в театр, устроить домашнее представление, вместе почитать, устроить семейный праздник.

16 стр., 7513 слов

О соблюдении прав детей-инвалидов и их родителей в Российской Федерации

... детства. Права детей-инвалидов и их семей и льготы, предоставляемые таким семьям Льготы по трудоустройству родителей детей-инвалидов Родителям детей-инвалидов ... предоставляется ряд гарантий, направленных на создание условий для сочетания работы с воспитанием и уходом за детьми. Статья 262 ТК предусматривает предоставление одному из родителей детей ...

Современные семьи переживают далеко не лучшие времена, поскольку основные усилия родителей направлены не на формирование духовно-нравственной сферы, а на физическое выживание членов семьи.

Счастливой считается та семья, в которой было бы не меньше двоих детей. Но как прожить такой семье при минимальном семейном бюджете в 5300 рублей. Заработная плата у многих работающих нищенская, и эти семьи едва «сводят концы с концами». Мизерные пособия в размере 150 рублей на детей до 1,5 лет от нищеты не спасают. При нынешнем общественном строе иметь детей для многих россиян стало непозволительной роскошью.

Хорошо, что государство решило помочь родителям, издав закон «О материнском капитале». Исходя из этого закона, семья при рождении второго или третьего ребёнка получит определённую сумму. Воспользоваться ими можно на улучшения жилищных условий, платы за обучение.

Многим людям приходится подрабатывать в вечернее и ночное время, чтобы как-то прожить. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут, что негативно отражается на возникновении духовной близости между ними и соответственно, — на формировании духовно-нравственных качеств детей.

Приведу наиболее веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:

1.Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров…).

2.Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3.Двойная нагрузка на женщин в семье – и на работу, и на семью.

4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.

5.Бытующее общественное мнение, что мужчина помогает женщине в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остаётся святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей в жизни повсеместно нарушается.

6.Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряжённее. Информация о семейных убийствах не исчезает со станиц прессы.

Из-за нестабильности в нашей стране многая часть детей лишена семейного уюта. Многие дети оказываются на улице и превращаются в беспризорников. У них нет дома, они ночуют, где придётся, едят то, что удаётся выпросить, а иногда и украсть. Они не учатся и не попадают на приём к врачу. У них просто нет детства. Заботу о таких детях вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных, учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребёнка, школы-интернаты, спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров. Согласно закону, такие дети в 18 лет должны покинуть стены спецучреждений. А что их ждёт в родительском доме? Долги за коммунальные услуги, непригодное жильё … Получается, что дети, выросшие в детских домах, не только были лишены нормального детства, но и не могут достойно начать взрослую жизнь, не выплатив долги по квартплате своих пьющих родителей. И не у всех детей, живущих в детских домах, есть хоть какое-то жильё. По закону государство должно выделить им жилплощадь в порядке очереди.

13 стр., 6459 слов

Приемная семья как отдельная форма устройства детей на воспитание ...

... одного до восьми) принимаемых на воспитание детей, а детям, оставшимся без попечения родителей, реализовывать своё право жить и воспитываться в семье. 1.2 Понятие приемной семьи приемный семья воспитание ребенок Многие ученые пытались дать собственное ...

Большое распространение в России получил другой путь воспитания детей – замещающая семья: опекунство, усыновление, патронатные, приёмные семьи. В последнее время стали больше обращать внимания на тех, кто нуждается в помощи, любви, внимании. Проводятся акции «Подари детям радость», «Подари детям праздник», «Подари ребёнку семью». Проблема воспитания ребёнка в неблагополучной семье – это ведущая проблема 21 века. В книге для родителей А.С.Макаренко развил мысль о том, что воспитание в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребёнка, утратившего связи с биологической семьёй, приближённая к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи рассматривается как наиболее перспективное, так как процесс социализации ребёнка проходит легче и естественнее в условиях семьи.

Я считаю, что воспитание в детских домах, приютах, интернатах не обеспечивают в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний, умений.

Замещающая семья может иметь следующие виды: усыновление, опека/ попечительство, приёмная и патронатная семьи.

Усыновление (удочерение) – наиболее предпочтительный вид замещающей семьи, предполагающий устройство детей, лишившихся родительского попечения, при котором ребёнок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Я думаю, если в моей жизни случится быть бездетной по состоянию здоровья, то обязательно усыновлю или удочерю ребёнка или двоих детей раннего возраста. Если бы так поступали все бездетные семьи, то и обездоленных детей было бы меньше.

Опека/ попечительство – это одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14-до 18 лет. Обязанности по опеке/ попечительству исполняются безвозмездно. На содержание ребёнка опекуну/попечителю ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ.

9 стр., 4073 слов

Приёмная семья и её особенности

... при создании приемной семьи 1.1 Приемная семья как правовая форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей Специалисты утверждают, что нахождение ребёнка даже в ... работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи; специфику договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; ...

Цель опеки/попечительства – обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, их болезни или по другим причинам остались без родительского присмотра, а также защита личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы – органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определённые различия. Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Преимущество данного вида замещающих семей заключается в возможности сохранения ребёнком, оставшимся без попечения родителей родственных кровных связей.

Приёмная семья – ещё один вид замещающих семей, который предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями о передаче ребёнка (детей) на воспитание супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в свою семью на срок, установленный договором. Приёмные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать семьям необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приёмных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Супруги или отдельные граждане, желающие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приёмными родителями, их семья – приёмной, а ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, — приёмным ребёнком.

Приёмные семьи дошли и до нашей глубинки. В нашей деревне есть две приёмные семьи, которые взяли на воспитание по одному ребёнку: Воробьёвы Сергей Валерьевич и Лариса Александровна, имеющие своих 3 детей, Смирновы Юрий Викторович и Наталия Александровна, имеющие своих 2 детей. В нашей школе работает учительница Смирнова Наталия Александровна, её приёмный ребёнок учится в 5 классе. В семье Смирновых- Руслан, так зовут мальчика, воспитывается уже год. Внешне он даже похож на Наталию Александровну. Что хочется отметить, что с первого взгляда даже не заметишь, что он не родной ребёнок. У них сложились очень доброжелательные отношения. Я думаю, что для них он уже стал родным. А когда видишь каждый день в школе счастливое лицо Руслана, то думаешь, что в этой приёмной семье ребёнка очень любят, уважают, заботятся о нём. В ответ он платит тем же. Он надеется, что он – человек, личность, который кому-то нужен. А это великое счастье!

13 стр., 6261 слов

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

... РФ). Целью дипломной работы является выявление особенностей правового регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми по действующему российскому законодательству. Поставленная цель решается посредством следующих задач: рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми; охарактеризовать ...

Мне нравится пословица: «Сироту пристроить – что храм построить». Проблему российского детского сиротства можно решить только всем миром. Взять детей в свои семьи я считаю благородным делом.

Патронатная семья – это разновидность замещающих семей, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в патронатные семьи на тот срок, который необходим ребёнку для его реабилитации или установления статуса: краткосрочно – на срок от 1 дня до 6 месяцев; досрочно – от 6 месяцев и более.

Преимущество патронатной семьи от других видов семейного жизнеустройства детей данной категории заключается в том, что ответственность за ребёнка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатным родителем и учреждением из которого ребёнок был помещён в патронатную семью. Это даёт возможность патронатным родителям получать необходимую помощь и поддержку от специалистов разного профиля при необходимости и курирование психолога.

Патронатная семья для России — новый вид замещающей семьи. Она имеет ряд принципиальных отличий в организации жизнедеятельности, связанных, в первую очередь, с тем, что она часть определённой системы, отражающей принципиально новый подход к опеке и попечительству, а также помощи детям, нуждающимся в поддержке государства.

Есть семьи, которые берут детей в свои семьи из корыстных целей, поэтому быстро возвращают их, как вещи, обратно в детские дома, интернаты. Такие горе-родители совсем не задумываются о душевном состоянии ребёнка, о его дальнейшей судьбе, а надо бы… Только люди с добрым сердцем могут создавать приёмные, патронатные семьи.

В России действуют проекты и программы «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети Костромской области», «Здоровый ребёнок», «Одарённые дети», «Семья для ребёнка» и другие.

Закон Небес гласит: нет любви – нет семьи.

С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются следующие:

  • отсутствие общих взглядов и интересов;
  • несходство характеров;
  • любовь к другому человеку;
  • супружеская неверность;
  • алкоголизм и связанные с ним грубость и побои;
  • отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;
  • вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Причины развода и мотивы развода – вещи разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тёщей или свекровью вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут психологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой они не всегда признаются в правде и стараются рационализировать свои поступки.

Нужно ещё учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Некоторые семьи немножко поссорятся и сразу бегут в ЗАГС писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но кто-то идёт до конца.

23 стр., 11153 слов

Развод в современном обществе

... Принятие семьей новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. Введение детей во внесемейные институты. Принятие подростковости детей. Экспериментирование с независимостью. Подготовка к уходу детей из семьи. Уход детей из семьи, принятие ...

Сегодня среди учёных начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз.

Как быть при разводе с детьми? Только суд должен защитить права детей и права каждого из бывших супругов. Суд должен учесть интересы детей, оставшихся без одного родителя, решить с кем они будут жить, а кто из родителей станет «приходящим», назначить денежное содержание – алименты, которое бывший супруг (или супруга) должен будет выплачивать на содержание детей до его совершеннолетия.

Развод – это, конечно, плохо, но запретить его нельзя. Считаю, что нужно более осмысленно подходить к выбору партнёра, и когда он произошёл, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке.

Человека в семье можно удержать только любовью. Ни деньгами, ни детьми, ни силой, ни магией семью без любви сохранить невозможно.

Повторюсь, что семья является ячейкой общества, то есть попадает под действия законов страны. Основным законом в нашей стране считается Семейный кодекс, которому юридическая энциклопедия даёт такое определение: «Кодекс — … законодательный акт, объединяющий нормы, которые регулируют отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье». В этом кодексе прописано всё: каковы обязанности супругов друг перед другом; как государство должно помогать родителям воспитывать детей; каковы обязанности выросших детей перед состарившимися родителями… в этом же своде документов чётко определено: как и кому можно усыновлять детей, за что мать или отца можно лишить родительских прав и многое другое.

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, платное обучение в ВУЗах, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Без любви, взаимного расположения и привязанности не стоит заводить семью – она будет непрочной.

Если ваш родной дом будет уютным и красивым, семья дружной, то ваша дальнейшая жизнь будет согрета огнём домашнего очага. Станет счастливой и радостной! Только в счастливых семьях растут крепкие, здоровые дети. А значит, в них живут вера, надежда и любовь!

Каждый человек должен иметь семью!

Я надеюсь, что у меня будет большая и крепкая семья.

Хочется закончить свою работу словами Д.Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать всемогущим».