Учет и анализ банкротства, реорганизации и ликвидации коммерческой организации

Приложение

Стабильность экономики любой страны невозможна без финансовой устойчивости предприятий. Нарушение такой устойчивости может стать причиной банкротства. Банкротство является одним из значимых оснований для прекращения деятельности должника и требует особого административно-организационного и правового регулирования, а также финансового управления, поскольку затрагивает интересы и имеет негативные последствия не только для собственника имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров.

В рыночных условиях особо актуальным становится упорядочение управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Унифицированная методика принятия управленческих решений должна быть предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден, и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий. Это важно, поскольку позволяет транспорентно выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы воздействия на развитие предприятия, наметить пути преодоления возникших проблем.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не были приняты соответствующие профилактические меры, способны привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия, когда оно может оказаться неспособным продолжать финансовое обеспечение производственного процесса, что квалифицируется как банкротство.

Подтверждением актуальности и повышенного внимания к теме вызвано тем, что анализ финансового состояния предприятия позволяет своевременно выявить недостатки в его деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

  • имущественное состояние предприятия;
  • степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами ;
  • достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
  • потребность в дополнительных источниках финансирования;
  • рациональность привлечения заемных средств;
  • обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансовой деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятия. В частности, усилилась зависимость финансового состояния субъектов от внешних экономических процессов, надежности поставщиков и покупателей.

В результате инструментарий современного финансово-экономического анализа расширяется за счет новых приемов и способов, позволяющих учитывать эти явления.

Для объективной оценки финансового положения предприятия необходимо от отдельных учетных данных перейти к определенным соотношениям основных факторов – финансовым показателям и коэффициентам. Расчет и объяснение их значений – неотъемлемая часть финансового анализа.

Таким образом, финансово-экономический анализ в современных условиях становится элементом управления. Это практически единственный инструмент оценки надежности потенциального партнера и ссудозаемщика, так как взятые в отрыве одни от других данные бухгалтерской отчетности не позволяют составить целостную картину финансового и хозяйственного положения предприятия.

Теоретические аспекты данного исследования формировались на основе изучения, переосмысления теоретических, методологических и практических разработок российских и зарубежных ученых по проблемам финансового анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Высоко оценивая вклад ученых и полученные ими научные, методические, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что дискуссионность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость определили выбор настоящей темы, объекта и предмета исследования, обусловили формулировку целей и задач дипломной работы.

Объектом исследования является ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов».

Предмет исследования – процесс анализа финансового состояния предприятия на стадии банкротства.

Цель работы – выявление особенностей ведения бухгалтерского учета, составление отчетности для предприятия на стадии банкротства, проведение экономического анализа финансового состояния и разработка практических рекомендаций по его улучшению для ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов».

Поставленная в работе цель предопределила необходимость решения следующих задач:

  • исследовать причины возникновения, виды и последствия несостоятельности (банкротства);
  • рассмотреть мировой и отечественный опыт банкротства;
  • изучить организационно-методические аспекты бухгалтерского учета и экономического анализа предприятия на стадии банкротства;
  • выявить особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для предприятия ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов» на стадии наблюдения;
  • проанализировать финансовое состояние ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов» по различным направлениям;
  • сделать выводы по проделанной работе и предложить рекомендации по улучшению финансового состояния исследуемого предприятия.

В процессе написания работы был использован ряд литературных источников по бухгалтерскому учету, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия; изучены нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность предприятия.

В работе использовались общенаучные методы системного, комплексного, структурного и динамического анализа, метод факторного анализа , графический метод.

Информационную основу работы составляет практический материал предприятия ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов».

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут явиться теоретико-методической основой для формирования эффективного механизма повышения финансово-экономической эффективности применения процедур банкротства к ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов» и иных предприятий.

Достоверность содержащихся в работе подходов, выводов и рекомендаций подтверждается применением обоснованного методического инструментария, использованием и обработкой большого объема фактического материала.

Новизной исследования является систематизация теоретических и практических аспектов оценки экономической эффективности применения процедур банкротства предприятия и разработка путей ее повышения.

Поставленные цели и задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства)

1.1 Несостоятельность (банкротство) — причины возникновения, виды, последствия. Мировой и отечественный опыт банкротства

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

В условиях жесткой конкуренции банкротство является неизбежным явлением любого современного рынка. Нарушение платежеспособности в современных условиях может быть следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.

Можно выделить следующие основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях:

  • влияние внешних факторов макросреды, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени — например, несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики, высокий уровень инфляции;
  • неэффективное управление внутренними факторами микросреды предприятия;
  • использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды;
  • разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия;
  • снижение рентабельности продукции.

В анализ деятельности должника должен быть включен анализ как внешних, так и внутренних условий деятельности должника и рынков, на которых она осуществляется [4].

При анализе внешних условий деятельности должника проводится анализ общеэкономических условий, региональных и отраслевых особенностей его деятельности.

Основное внимание при этом уделяется влиянию государственной денежно-кредитной политики; особенностям государственного регулирования отрасли, к которой относится должник; сезонным факторам и их влиянию на деятельность должника; исполнению государственного оборонного заказа ; наличию мобилизационных мощностей; наличию имущества ограниченного оборота; необходимости осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий; географическому положению; экономическим и налоговым условиям региона; имеющимся торговым ограничениям.

Анализ внутренних условий деятельности включает в себя:

  • анализ экономической политики и организационно-производственной структуры должника, при этом изучаются основные направления деятельности, основные виды выпускаемой продукции, текущие и планируемые объемы производства;
  • состав основного и вспомогательного производства;
  • загрузку производственных мощностей;
  • объекты непроизводственной сферы и затраты на их содержание;
  • основные объекты, не завершенные строительством;
  • перечень структурных подразделений и схему структуры управления предприятием;
  • численность работников, включая численность каждого структурного подразделения, фонд оплаты труда работников предприятия, среднюю заработную плату;
  • дочерние и зависимые хозяйственные общества с указанием доли участия должника в их уставном капитале и краткую характеристику их деятельности;
  • характеристику учетной политики должника, в том числе анализ учетной политики для целей налогообложения;
  • характеристику систем документооборота, внутреннего контроля, страхования, организационной и производственной структур.

Анализ рынков, на которых осуществляется деятельность Должника, представляет собой анализ данных о поставщиках и потребителях (контрагентах).

Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад).

Как показывает мировой опыт, банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала.

Однако банкротство может быть следствием внезапных изменений институционных условий или внешней среды. По мнению известного французского экономиста Клода Менара , традиционная теория совершила большую ошибку , полагая, что в рамках рыночной экономики банкротство наказывает за провал. Это не обязательно. Особенно часто возникновение финансовых трудностей, могущих привести к банкротству, бывает связано со структурной перестройкой экономики. Именно эта ситуация характерна для сегодняшнего положения Российской Федерации, поэтому анализ хозяйственной деятельности и финансового положения любого предприятия должен включать и «кризисный аспект».

К национальным факторам, способным вызвать финансовые трудности у предприятий, можно отнести, прежде всего, инфляцию и инфляционные ожидания, общий настрой и систему отношений в бизнес-среде страны, ужесточение законодательной базы, научно технические прорывы, приводящие к смене потребительских предпочтений.

В понятии банкротства в практике выделяют четыре основных его вида (Приложение 1).

Осуществление процедуры банкротства организации имеет целью, во-первых, отдать долги юридическим и физическим лицам и, во-вторых, восстановить предпринимательскую деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, а вторичным — погашение кредиторской задолженности.

Банкротство организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны: закрытия организации должника и возвращения долгов кредиторам через суд; начало нового бизнеса; замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников; очищения активов организации, восстановления ее финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес; передачи бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот.

В тоже время банкротство организации имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает права и интересы большого круга юридических и физических лиц и несет в себе другие социальные издержки.

Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство рассматривается как крайне нежелательная мера.

К негативным сторонам банкротства относятся: потеря кредиторами части своего капитала; возможность возникновения цепочки последующих банкротств – так называемый эффект домино; ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки заработной платы; сокращение рабочих мест , возникновение материальной напряженности, и как результат – снижение платежеспособности, а, следовательно, и покупательского рынка; сужение потребительского рынка; возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества.

Процедуру банкротства организаций следует рассматривать с экономической и юридической точек зрения.

Банкротство с экономической точки зрения – это следствие плохого учета хозяйственных и предпринимательских рисков в деятельности организации, обусловленных, прежде всего неквалифицированными решениями и действиями руководства организации. То есть рисками руководителей и собственников организации.

Банкротство с юридической точки зрения – это возможность правового решения острых конфликтов при невозврате организацией – должником денежных средств кредитору. Законодательство защищает интересы кредиторов, давая им, шанс вернуть вложенные средства либо за счет продажи имущества должника, либо в результате смены руководства и собственников организации, путем внедрения и реализации разнообразных реорганизационных мер [13].

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:

  • наблюдения;
  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия – должника.

Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решения собственника предприятия — должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который в праве принять такое решение, исходя из учредительных документов.

Если в целом охарактеризовать отношение государства к управлению экономическими субъектами, то в качестве современной тенденции можно отметить повышенное внимание государственных институтов к деятельности промышленных фирм. Причем, если в отношении малого и среднего бизнеса государственное влияние проявляется через издание регламентирующих, и поддерживающих документов, то в отношении крупного бизнеса (корпораций) меры правительства носят весьма конкретный характер. Это проявляется в избирательном подходе к выдаче государственных заказов, таможенной политике, а также в финансовой поддержке или принудительной санации корпораций, находящихся в кризисном состоянии.

Одной из жестких форм государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является институт несостоятельности и банкротства. Его развитие имеет весьма продолжительную историю. В некоторой части можно считать, что правовая очерченность и эффективность этого института обусловлено уровнем развития национальной экономики.

Чем выше культура нации, представляющая собой совокупность правовой, экономической, социальной, художественной и других культур, тем более совершенен институт регулирования общественно-экономических отношений. В этом контексте можно утверждать, что и институт несостоятельности и банкротства, как регулятор эффективности экономики, можно рассматривать в роли индикатора уровня организации соответствующей национальной экономики. Причем в качестве измерителя такого индикатора должна выступать не степень его «лояльности» (гибкости) по отношению к коммерческим организациям (фирмам), а результирующий эффект воздействия на общественное воспроизводство по минимизации экономических и социальных потерь и стимулированию позитивных изменений. Подтверждением этому тезису являются примерно равные успехи в экономике США, Англии, Франции, Германии, Италии и некоторых других стран , где регламентирующие средства в отношении несостоятельности, банкротства (законы, подзаконные акты) существенно различаются. Тем не менее, расширяющийся информационный обмен, глобализация экономики, межнациональное взаимопроникновение методов регулирования общественным воспроизводством, деловой активностью и социальными процессами приводит к постепенной интернационализации форм регулирования несостоятельности, банкротства, к сглаживанию острых межгосударственных различий в этой области.

Нет оснований, считать, что различия в регулировании несостоятельности диктуются различным уровнем правового развития. Эти различия зависят от уровня развития экономики. Например, общепризнанно, что американская модель предназначена для использования в условиях развитой рыночной экономики и, следовательно, явно непригодна для России.

Доказательством этого служит разночтение категорий «несостоятельность», «банкротство». В российском законе данные понятия не разграничиваются. Западное законодательство в настоящее время использует термин «несостоятельность», так как существует точка зрения, что банкротство- это уголовно-правовая сторона несостоятельности. Причем в США предприятие, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, считается несостоятельным и только после судебного решения может быть признано банкротом [31].

Мировая история банкротства включает достаточно длинные периоды различных оценок неуплаты долгов и разных форм воздействия в отношении должников. Обычно выделяют четыре сравнительно обособленных периода отношений к должникам:

  • «жесткий» (он простирается от зарождения экономической цивилизации и до 20 в. и характеризуется крайними – вплоть до смертной казни – мерами наказания должников);
  • «осмотрительный» (его наступление связывают с появлением в середине 16 в.

законодательства о несостоятельности, в котором последнее трактуется как явление, сопутствующее коммерческой деятельности; однако и здесь меры воздействия к должникам были весьма суровы);

  • «справедливый» (вторая половина 18 – начало 20 в., его особенность – в стремлении к справедливому распределению имущества должника между кредиторами, в предоставлении освобожденному от долгов банкроту возможностей возобновления предпринимательской деятельности);
  • «гуманный» (это современный период оценок несостоятельности и форм и методов работы с банкротами).

Основное содержание современного («гуманного») подхода к должникам заключается в глубоко дифференцированном анализе состояния дел в кризисных организациях, поиске путей и средств сохранения их жизнедеятельности. Этот подход имеет целью защиту следующих субъектов отношений: кредиторов – от недобросовестного должника, кредиторов – от недобросовестных кредиторов, должника – от недобросовестных кредиторов, стремящегося к развитию должника – от формально-бюрократических действий должностных лиц.

Можно рассмотреть статистические показатели банкротств в некоторых европейских странах (табл. 1) [28].

Большое количество банкротств показывает, что ключевыми аспектами банкротства являются очищение рынка от заведомо недееспособных предприятий или оздоровление несостоятельного предприятия за счет коренного улучшения инноваций, совершенствования маркетинга, использования планирования.

Таблица 1

Масштабы банкротств в некоторых европейских странах

Страна

2004 г.

2005 г.

1

Число в год

2

3

Великобритания

40598

41303

Германия

22227

21229

Италия

15105

14886

Франция

28505

43220

Швеция

9700

12585

Основными причинами банкротства фирм в промышленно развитых странах (по степени убывания) являются затоваривание, излишнее оборудование, быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, отсутствие сбыта, плохая клиентура. Но, несмотря на то, какая модель регулирования несостоятельности используется в той или иной стране, какими причинами обусловлено банкротство фирмы, важное место занимает управление социально-экономическими процессами на предприятиях. В связи с этим успешно решается целый ряд проблем, возникающих в процессе банкротства, начиная от справедливого распределения имущества должника между кредиторами до задач , связанных с обеспечением занятости, социальной сферы и налоговых поступлений.

Россия во многом стремится перенять мировой опыт. Но в силу существенных различий в социально-экономическом развитии использование мировых тенденций зачастую не приводит к ожидаемому результату. Доказательством этого является высказывание Т. И. Трефиловой: «Тенденции реформирования института банкротства РФ на протяжении многих лет выглядят следующим образом – шаг вперед, два шага назад».

Прежде чем осуществлять шаги в каком-либо направлении, необходимо иметь основу, в качестве которой выступает исторический опыт банкротства в России. В древнем российском законодательстве встречаются нормы регулирования банкротства, что свидетельствует о весьма высоком уровне законодательства того периода в области экономических взаимодействий. Причем уже в тот период вводилось разграничение несчастной (неосторожной) и злонамеренной (безответственной) несостоятельности предпринимателей, купцов.

Высоким насыщением по формированию в России конкурсного права отмечен период 18-19 вв. Его основные документы: «Банкротский устав» (1740); «Устав о банкротах» (1800); «Устав о торговой несостоятельности» (1832); «Устав Судопроизводства Торгового» (1905) [31].

В советский период острота банкротств спала. Признание предприятий несостоятельными невозможно в условиях плановой экономики, когда единым собственником имущества подавляющего большинства хозяйствующих субъектов являлось государство, к тому же все проблемы решались административно-командными методами. Этой несовместимостью объясняется наличие норм о банкротстве только в период НЭПа.

После введения в 1921 г. НЭПа и расширения торгового оборота случаи несостоятельности стали распространенным явлением, в связи, с чем в ноябре 1927г. был издан декрет «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических».

Дела о несостоятельности в соответствии с этим декретом рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок для производства дел указанной категории — один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Кредиторы были совершенно устранены как от участия в конкурсном процессе, так и от назначения управляющих. Эти функции исполняли государственные учреждения. Несмотря на позитивные изменения в российской экономике, перелома в кризисном развитии до последнего времени достичь не удалось: в обрабатывающей промышленности подъема промышленного производства, по сути, не происходит, более половины промышленных предприятий фактически являются банкротами, при этом не менее 1/3 из них находятся на поздней стадии кризиса.

Хронология современного конкурсного права в России представлена в Приложении 2.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами в России идет по нарастающей (рис. 1) [18].

Увеличение дел о банкротстве можно объяснить ростом некоторых общеэкономических показателей. К таким показателям относятся: рост потребительского спроса, который обостряет конкуренцию в рыночной среде; рост темпов инфляции, который определяет и рост на сырье и материалы; рост тарифов на энергоносители, который увеличивает себестоимость продукции. Если не предвидеть изменение вышеперечисленных показателей, то предприятие, в конечном счете, может потерять свое место на рынке и результатом может стать кризис и дальнейший процесс банкротства. Но это не единственные причины возможного возникновения банкротства предприятия.

100

210

1108

2618

3550

7959

10203

13543

19041

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

18000

20000

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006