Основные черты права Древнего Китая

Особенности и основные этапы развития древнекитайской цивилизации.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами.[1]

Для традиционной китайской исторической науки характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Но для нас, конечно, самая существенная периодизация, главным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. По этому критерию выделяется пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э).

2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.).

4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.).

5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций Китайская. Основы цивилизованных форм жизни здесь были заложены еще в древности, когда границы китайских владений менялись на протяжении веков, а периоды территориального единства чередовались с тревожными фазами раздробленности.

совершенно очевидно, что развитие этой цивилизации, закрытой от внешних влияний и влияний, связано с огромными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древняя китайская цивилизация развивалась настолько изолированно, как если бы она была на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И прошло еще 300 лет, чтобы ханьцы серьезно заинтересовались феноменом буддийской культуры, пришедшим из-за границы.

Внешние природно-географические условия предопределили медленность и консерватизм развития древнекитайской цивилизации. Наряду с передовыми элементами материальной культуры сохранились архаичные. Таким образом, орошаемое земледелие, шелкоткачество и производство красок и лаков сочетались с охотой, рыболовством и лесным хозяйством. Раковины каури, наследие первобытной торговли, долгое время использовались в качестве монет.

6 стр., 2928 слов

Государство и цивилизация

... история государства и права”// М., “Юрист”, 1996.. Возникающие цивилизации имеют тенденцию к расширению - распространению своих достижений и образа ... в иерархии соподчиненных общин, составлявших общество цивилизации. Внутренняя борьба в обществе обычно шла за перестройку этой ... их от сородичей по языку и происхождению. Граница между столкнувшимися цивилизациями является более или менее подвижной ...

Стабильность древней китайской цивилизации также обеспечивала этнически однородное население, которое называлось народом хань. С древних времен ханьцы полагали. Их страна находится в центре земли, поэтому они назвали ее Чжунго Срединным государством. Осуществимость и потенциал развития Чжунго поддерживались сильным централизованным государством, стремлением к созданию и укреплению, которое оно было ведущим во всей древней китайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно- территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Наличие этого образованного слоя чиновников, представляющих особый культурный и традиционный тип государственной бюрократии, является важной отличительной чертой древней китайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Unique также является примером утверждения в Китае с древних времен преимуществ государственной собственности и ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частник находился под строгим контролем властей с целью сохранения консервативной стабильности в обществе.[2]

2.Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIIIXI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XIIII вв. до н.э.), 3) период Цинь (221207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. III в. н.э.).

Особенностью древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабство здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьянеобщинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана».

В рабовладельческом Китае остался очень значительный слой свободных общин. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования так называемой системой цзинтянь («колодезные поля»).

Суть его в том, что вся земля, используемая общиной, была разделена на две части. Урожай «общего» поля, который возделывали все члены общины, достался фургону, правителю королевства. Урожай «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим землевладельцам. Помимо обработки «общих» полей, крестьяне выполняли военные, строительные, конные и другие задачи. [3]

В Китае существовал обычай регулярного перераспределения пашни внутри общины. Развитие товарноденежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VIIV вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Элита сообщества захватывает и сохраняет лучшие и наиболее плодородные земли. Это разрушает систему «колодезных полей». В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пашня закрепляется за отдельными семьями и передается в их наследственное пользование.

7 стр., 3206 слов

История Древнего Китая

... основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая. 2. Государство Чжоу Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 ... полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном ...

Уже во времена Позднего Шан (XIVXI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. В этот социальный слой входили правитель и его родственники, ближайшие соратники правителя, жрецы, чиновники и знать подчиненных племен.

Родственные связи также были очень сильны в Чжоу в Китае, где в иерархии недвижимого имущества класса рабовладельцев были сформированы разные ранги. Ряд слоев социальных рангов составляли единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. Одежда и украшения строго регламентировались по званию. Ранг определял размер жилища и земли, количество рабов и размер жалованья. Правящая элита Чжоу в Китае была представлена, прежде всего, потомственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

В период Цинь среди ремесленников и купцов появлялись люди, не уступавшие по богатству титулованной знати. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о дворянских званиях, согласно которому чины присваивались уже не по аристократическому происхождению, а за заслуги перед государем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать имущественная, военная, служилая, торговоростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней. [4]

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как «сыну неба». Ван отвечал за землю, отвечал за политическую и экономическую жизнь страны, приносил жертвы, служил военачальником. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после короля был его ближайший помощник с очень широкими компетенциями. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем пришли три других ближайших советника и помощника Вана, которых в источниках называют «тремя старейшинами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Эти три высоких сановника подчинялись шести чиновникам более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то административный аппарат в них строился по аналогии с центральным. Был огромный штат чиновников, набранных из дворянских рядов. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

7 стр., 3104 слов

Система учреждений и органов государства исполняющих наказание

... наибольшей мереважной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России. В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно ...

Соседние государства, считаясь с мощью китайского государства, внесли дань.

Второй производил военные комплекты, курировал военную подготовку и отвечал за пополнение запасов войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Остальные семь семей предоставили еду и фураж, а также фургоны и фургоны. В долгой войне они прибегли ко второму набору солдат и третьему сбору припасов. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детальной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что часто все солдаты в отряде были наказаны за солдатское преступление.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Он контролировал земледельческое население, устанавливал границы полей, распределял землю, организовывал посев, уборку урожая и обмолот. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции выполняли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Главным судьей в государстве был фургон, во время распада единого государства правитель отдельного королевства на его территории и, наконец, впоследствии император. В центральный государственный аппарат входило должностное лицо, которое занималось вопросами суда и наказания. Во времена Хань один из членов императорского совета выполнял судебные функции. Представители местной администрации также имели право разрешать судебные дела.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие споры внутри общины разрешаются органами самоуправления общины. Большое количество чиновников были вынуждены бороться с «ворами», искать преступников. Районный судья подчинялся районному специальному офицеру, который отвечал за все местные тюрьмы . [5]

Право Древнего Китая

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учении, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико- политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древних китайских школ была их политическая ориентация, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» принципах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к ожесточенной борьбе между ними, закончившейся компромиссом.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На’ первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю — вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы основывались на почитании родителей и старших, преклонении перед благородством, преданности фургону.

Правовые нормы в то время еще не были изолированы от общей массы религиозных и этических норм, с которыми они составляли единое целое. В то же время приказы и приказы правителя, его окружения, высших должностных лиц, исполнение которых обеспечивается принуждением, приобретают все большее значение по мере усиления власти ванов. [6]

6 стр., 2811 слов

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского ...

... понимании романа. Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» В «Преступлении и наказании Все время слышатся не только его мысли, но даже и его голос. И хотя это не является его ... Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, ...

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного условия вселенского космогонического порядка, равновесия в мире и, следовательно, счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать «естественному порядку», т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам,

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе «веления Небес» — это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Основная идея такого союза — идея «сяо» — сыновней любви, почитания старших и тех, кто находится выше по иерархии.

Требование строгого соблюдения «ли», находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. По их мнению, жестокое наказание следовало даже за малейшее нарушение приказов правителя. Проповедуя своего рода «равенство» перед законом, неотвратимость наказания за совершенные преступления, законодатели пытались лишить дворянство, бюрократию различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Неслучайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было напрямую связано с разработкой концепции преступления против государства.

5 стр., 2193 слов

Институты и нормы уголовного права Древнего Китая

... и нормы уголовного права Древнего Китая. Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы над отраслевой характер. Понятие преступления в Древнем Китае связывалось ... не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из ...

Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, классовых, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола и возраста. Нерушимость этих различий должна была заключаться в тщательном регулировании поведения людей в обществе, семье с помощью строгих моральных норм «их», официально признанного ритуала.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, сурового наказания, предполагая сочетание суровости и снисходительности. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Нравственность закрепила стереотип поведения, справедливым с помощью наказаний запретили уклоняться от него. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона («фа»), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли», не может быть наказуемо по «фа».

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений «Чжоу ли», «И ли», «Ли цзы», в которых еще в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали. [7]

Источники права. Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов — дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их».

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI—V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон О поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.

3 стр., 1259 слов

Преступление в уголовном праве России

... для общества, какие менее.5 В уголовном праве России формируется понятие преступления, взяв за основу его определения материальный признак. Указание на то, что преступление есть не просто деяние запрещенное законом, а действие или ...

Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в V—III вв. до н.э.,» было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V—IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, грабителях, тюремном заключении, аресте преступников, орудия казни и пыток.

Этот сборник заложил основу для последующей практики разработки сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не заменяли нормы обычного права, всегда широко распространенные на уровне общин, регулирующие многие аспекты общественных отношений, в частности земельные отношения. [8]

Уголовное право. Традиционное китайское право развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили, так сказать, надиндустриальный характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.

Это обстоятельство и определяет необходимость изначального рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе практике, институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син).

Понятие преступления в Древнем Китае ассоциировалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек», его «низость» определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.

7 стр., 3387 слов

Контрольная работа по уголовному праву : Рецидив преступлений

... наказаний при рецидиве преступлений и судимостей не учитывающихся при признании рецидива . При написании контрольной работы мной были использованы следующие материалы . Учебник по уголовному праву ... понятие рецидива преступлений и виды рецидива преступлений . Также мной будут проанализированы темы значения рецидива преступлений и возможности , а также особенности перевоспитания преступников в России ...

В ханьском Китае в соответствии с конфуцианским принципом «если воля хорошая, человек не нарушает закон», начала формироваться особая доктрина вины, и преступная воля принималась во внимание при определении наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием китайское законодательство начало различать умышленные и умышленные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без намерения, а также по ошибке. Затем последовало наказание за умышленную клевету, другое, более легкое, — за неподтвержденный донос. Суровость наказания за телесные повреждения зависела от того, был ли он причинен «со злым умыслом» или во время драки.

В древнем праве проводилось различие между совершенным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказуемым в принципе с большей снисходительностью. Но нечеткость функционирования многих общих принципов уголовного права, деформированных под давлением конфуцианских догм, привела к тому, что покушение часто каралось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровный родственник.

Понятие «преступная воля» также определило содержание таких институтов, как соучастие и групповая преступность. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым преступлением, если оно было совершено ранее при соучастии, в противном случае каждый из членов преступной группы несли бы ответственность за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.

Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не знало) определялось также наставлением Кон-фуция: «Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям». В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.

Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники, были известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место стали занимать государственные преступления — измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.

В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в, до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него. [9]

4 стр., 1636 слов

Теория правового государства: история и современность

... семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Таким образом, целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, ... Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта ...

Наказания. Термин «бао» использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.

Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры «пять». Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна’ особая система символических наказаний («сян»), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу. Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения «ли», ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась борьба с логистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобразным напоминаем «сян» в праве последующих столетий стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.

Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с логистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В 1 в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.[10]

Брак и семья. Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.

Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества. Понятие «отец» обозначалось иероглифом «фу», выражавшим руку, державшую прут, — символ наказания за непослушание членов семьи.

Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.

Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, «чтобы человек, — как было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род». Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак —- это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.

Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между род-ственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жесткого правила — при покупке «второстепенной жены» (Ли цзы, кн. 1).

В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.

Одним из основополагающих принципов установленного социального порядка был принцип «Один муж — одна жена», но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь «второстепенных» жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII).

Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами,. совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае «нарушения супружеского долга». Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. «Ли» предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не «оправдала надежд предков», была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также воровски использовала семейное имущество’.

Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в «жизни земной и загробной» (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд «семейных» преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. [11]

Регулирование имущественных отношений. Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Китая, хотя глагол «ю» в значении «иметь собственность» известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV — III вв. до н.э.).

Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.

Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. «Азиатская» социально-экономическая структура исключала правовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.

Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в 1 в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам 1 в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.

В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.

В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в 1 в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.

В 1 в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений». Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия» освобождению рабов, было предписано применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство». [12]

Судебный процесс. В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).

Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. «Право» на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа «возврата обвинения», карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение .приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, «если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания». Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.[13]

Заключение

Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось усовершенстовованием договорной практики. При заключении договора в письменном виде, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества распространился договор займа, который оформлялся долговой распиской. Также были известны договоры дарения, аренды земли, личного найма и др. Семейное право Древнего Китая определялось патриархальной организацией семьи с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей. Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники насчитывают их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу выделились пять основных наказаний: «мосин» — клеймение тушью на лице, «исин» — отрезание носа, «фейсин» — отрезание ног, «чужин» — кастрация мужчин и пре- вращение женщин в рабынь-затворниц, «данисин» — отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п. Суд в Китае был отделен от администрации. Верховым судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения. Процесс носил обвинительно-состязательный хапактер но начиная с периода Цинь в судебном процессе усилились элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. [14]

Список Используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/osnovnyie-chertyi-prava-drevnego-kitaya/

Учебники и учебные пособия

1. Всеобщая История государства и права: Учеб пособие/ Под ред. К.И. Бытыра — М.: Манускрипт,1993

2. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. Для вузов. Ч.1./Под ред. Федорова К.Г./ Ростов на /Д.: Изд-во рост. Ун-та,1994

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. — М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2001.

5. История права Востока. М., Под. Ред. Крашенникова Н.А. М., 1994.

6. Всеобщая история государства и права. Ч.1. Под ред. Сонин В.В./ Владивосток,1999

7. Теория права. Алексеев С.С. — М.: Изд-во БЕК,1994

Сборники документов и материалов

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века)Составитель В.А. Томсинова./М., 1999

Общая и специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/osnovnyie-chertyi-prava-drevnego-kitaya/

1. История государства и права Древнего Востока. Жидков О.А./ М.,1963

2. История Государства и права Китая. Лапова Р.А./ Саратов,1960

[1] Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие/Под ред. К.И. Батыра — М.:Манускрипт,1993, 374 с.

[2] История древнего мира. Ранняя древность / Под ред. И.М. Дьяконова- М.: Наука,1989.-470с.

[3] Федоров К.Г.,Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. Для вузов. Ч.1. — Ростов на/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994.-272с.

[4] История древнего мира. Ранняя древность/ Под ред. И.М. Дьякова — М.:Наука,1989.- 470с.

[5] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.

[6] Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М.,1963 — 137с.

[7] Лапова Р.А. История государства и права Китая. Саратов 1960. — 243с.

[8] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (древность и Средние века).

М.,1999.- 376с.

[9] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. — М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА

— М), 2001. — 712 с.

[10] Лапова Р.А. История государства и права Китая. Саратов.1960. — 257с.

[11] Всеобщая история государства и права. Омельченко О.Н./Ч 1. М., 1998. — 117с.

[12] Лапова Р.А. История государства и права Китая. Саратов.1960. — 314с.

[13] История права Востока. Омельченко О.Н./Ч.1./Владивосток,1999. — 208с.

[14] История государства и права Древнего Востока. Жидков О.А./ М.: 1963- с. 217