Средства массовой коммуникации и преступность

Данная тема является весьма актуальной, ведь коммуникация в третьем тысячелетии развивается с геометрической прогрессией.

Существуют разные подходы к определению понятия массовой коммуникации, однако общепризнанно, что массовая коммуникация (от латинского communicare — совещаться с кем либо) — это процесс распространения социальной информации с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, видеозапись, кино, Интернет) на численно большие и рассредоточенные аудитории, результатом чего является пропаганда и утверждение определенных духовных ценностей, оказание идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшей предпосылкой общественного развития и организации. На определенном этапе обществом осознается неизбежность существенного вмешательства в массовые информационные процессы, с целью создания регулятивных основ для развития массовых коммуникаций, с другой стороны, с целью создания общеприменимого определенного стандарта информационной безопасности общества в целом.

Созданная к настоящему времени законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации и коммуникации, заложила основу для формирования информационной индустрии, распространения разнообразных по содержанию информационных потоков, усиления влияния и роли свободно производимой и распространяемой массовой информации. С 1990 года в РФ был принят ряд законодательных актов, где предусмотрены ограничения на характер публично распространяемой информации. С этого момента распространяемая информация стала рассматриваться, анализироваться и применяться как социальная, так и правовая категория.

В специальной литературе встречаются два понятия — «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации»; в юридической литературе они, как правило, выступают синонимами. В уголовном законодательстве используется только одно из них — «средства массовой информации». В ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»1 (далее — Закон) под СМИ понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, а также «иная форма периодического распространения массовой информации»; в ст. 24 Закона определены «иные средства массовой информации». Понятия «форма» и «средство», судя по содержанию той и другой нормы, следует рассматривать как синонимы. Правила, установленные Законом для периодических печатных изданий, применяются только в отношении таких периодических изданий, которые распространяются тиражом не менее тысячи экземпляров, в том числе созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных.

11 стр., 5496 слов

Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации

... Взаимодействию органов государственной власти и СМИ в форме диалога способствуют: Конституция РФ; ФЗ РФ «О средствах массовой информации»; ФЗ РФ «О ... массовой информации, - не допускается. Реализуется стратегия в сфере средств массовой информации, которая обеспечивает решение задачи предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе, в части недопущения распространения запрещенной и ...

СМИ выступают частью более широкого круга технических средств — средств массовой коммуникации. Часть названных средств составляют средства компьютерной информации. Использование тех и других средств в системе информационного обеспечения общества образует соответствующие символические коммуникативные сферы — компьютерной и массовой информации. Сфера компьютерной информации может быть определена как «совокупность общественных отношений, возникших при формировании и использовании компьютерной информации»2 . Сфера массовой информации может быть представлена как совокупность общественных отношений, которые возникли при поиске, формировании и распространении информации на неопределенный (неустановленный, неограниченный) круг лиц. На названные сферы общественных отношений распространяется воздействие сложившейся в обществе системы социального регулирования, в том числе и подсистемы правового регулирования, в которой используются и уголовно-правовые средства.

Определенный вид компьютерной информации находится в собственности физических, юридических лиц, т. е. включается в состав их имущества, и на данную информацию распространяется действие законодательства, например, эта информация охраняется уголовно-правовыми запретительными нормами, рассматривается как предмет преступного посягательства, а вычислительная техника и соответствующие технологии — как предмет и орудие компьютерных преступлений (глава 28 УК РФ).

В отличие от компьютерной информации, к которой может быть ограничен доступ, массовая информация носит открытый характер, т. е. является общедоступной, и потому может быть использована в преступных целях (в том числе буквально и как метод массового поражения).

С помощью СМИ совершаются разные преступления. Вспомним хотя бы мошеннические деяния, совершенные с использованием СМИ, в результате которых около 10 млн. россиян оказались пострадавшими3 .

Но только в некоторых деяниях факт использования СМИ имеет юридическое значение. К таким деяниям относятся: клевета (ч. 2 ст. 129 УК РФ), оскорбление (ч. 2 ст. 130 УК РФ), неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 280 УК РФ), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ), публичные призывы к развязыванию войны (ст. 354 УК РФ).

В приведенных деяниях уголовно-правовой признак «использование СМИ» является либо обязательным (ст. 137, 282, УК РФ), либо дополнительным (ч. 2 ст. 129, ч. 2 ст. 130, ч. 2 ст. 280, ч. 2 ст. 354).

20 стр., 9680 слов

Преступления в сфере компьютерной информации (3)

... посягающие на безопасность информации и систем обработки информации с использованием ЭВМ (видовой объект преступления). Это означает, что преступные деяния, совершаемые с помощью электронно-вычислительной техники (т.е. в качестве средства совершения какого ...

Эти деяния в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отнесены к категории преступления небольшой тяжести или средней тяжести.

Учитывая имеющие место разнообразные факты использования СМИ в преступных целях, осуществления преступных посягательств на лиц, причастных к поиску, подготовке, распространению массовой информации, деяний, совершаемых самими этими лицами, можно вести речь о возможности классифицировать все эти деяния по характеру уголовно-правового института, например: а) преступления против личности (ст. 135, 137 УК РФ); б) преступления, совершенные в сфере экономики (ст. 159, 182, 183 УК РФ); в) преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 237, 240, 242 УК РФ); в) преступления против государственной власти (ст. 280, 282); г) преступления против мира и безопасности человечества (ст. 354 УК РФ).

Проект ФЗ «Об информационно психологической безопасности» рассматривался на заседаниях Экспертного Совета Государственной Думы по безопасности в 1998-1999 гг. Указанный законопроект учитывал возможности крайне негативного влияния на сознание граждан информационно-психологического воздействия, под которым понималось воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных средств и методов влияния на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства. Законопроект предполагал разработку адекватных мер безопасности, введение государственной монополии на разработку или производство специальных средств информационно-психологического воздействия, организацию и проведение экспертиз, гражданский контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности. Результатом усилий ученых – криминологов и законодателей стала принятая 9 сентября 2000 года Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

В этом документе определены виды угроз информационной безопасности Российской Федерации, в том числе угрозы конституционным правам и свободам граждан, в области массовой информации. В связи с этим Доктрина информационной безопасности, в частности, ставит задачи:

  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования;

  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов.

Вместе с тем кардинальных изменений в организации взаимодействия правоохранительных органов со СМИ и общественными объединениями не произошло, несмотря на то что, в 2005 году была утверждена «Концепция совершенствования взаимодействия МВД Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005- 2008 годы».

МВД России, обладая достаточными информационными возможностями, не использует их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников4 .

16 стр., 7757 слов

Взаимодействие органов власти и средств массовой информации

... информационной сферы Хабаровского края; Рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы Краевой Думы органа, занимающегося взаимодействием; Оценить эффективность взаимодействия Законодательной думы Хабаровского края со средствами массовой информации. Объект исследования – формы взаимодействия ...

Сфера массовой информации, как и любая другая сфера общественной жизни, имеет определенные особенности, которые, в свою очередь, обусловливают и особенности преступности. Их природа объясняется функционированием института массовой информации, специфическими свойствами современных массово-коммуникативных технологий. Эти технологии направлены на обеспечение нормального функционирования общества, однако вместе с тем представляют для общества и немалую угрозу, которая, в частности, порождает серьезную проблему информационно-психологической безопасности населения.

Как отмечают специалисты, манипулирование людьми с помощью различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало чрезвычайно распространенным в обществе. Угроза информационно-психологической безопасности личности и поиск возможностей психологической (и, добавим, правовой) защиты от механизмов ее действия «становятся не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека».3 Воздействие СМИ на сознание и волю людей может носить умышленный или неосторожный характер. Таким образом, в зависимости от особенностей массово-информационных технологий, умысла или неосторожности участников общественных отношений в сфере массовой информации определяется и характер процессов криминальной мотивации и виктимизации. В частности, можно выделить следующие типы или модели причинно-следственных связей основных субъектов правоотношений, обусловленных функционированием СМИ5 .

1. Прямое, адресное (личное) вредоносное воздействие (преступное посягательство) на конкретное лицо — «поражение жертвы», например клевета (ч. 2 ст. 129 УК РФ).

«Поражение жертвы», особенно в политических целях, в России стало чрезвычайно распространенным явлением. Специалисты, изучающие данный феномен, констатируют: реализация политического компромата через СМИ осуществляется по определенным принципам, выработанной с годами методике.

2. Близкой по сущности к сформулированной и рассмотренной модели массово-информационного воздействия на жертву представляется вторая модель — вовлечение жертвы в биопсихосоциальные отношения с преступником — «приманка жертвы». На пример объявления, публикуемые в СМИ — о приглашении на работу, в том числе в увеселительные заведения; об оказании услуг; о приглашении участвовать в различных акциях и т. п.

3. Следующая модель причинно-следственных связей преступлений основана на известном в теории массовой коммуникации, социальной психологии и журналистике дисфункциональном «эффекте бумеранга». Мы назвали ее «самонаведение жертвы». В результате помещения, например, в газете объявления типа «продаю», «куплю», «познакомлюсь» гражданин как бы ориентирует потенциального преступника на совершение деяния.

4. Эффект «подсказки» или провоцирования преступника имеет место и в другом случае — «стимуляции преступника». В данной ситуации главным стимулирующим деяние фактором рассматривается инициатива не потенциальной жертвы, а органа (субъекта) массовой информации. Имеется в виду публикации, которые подробно излагают способы совершения преступлений, методы и методики раскрытия преступлений и расследования уголовных дел, указывают обстоятельства, облегчающие совершение преступления, либо воздействуют на психику людей, возбуждая желание самому совершить те действия, несмотря на уголовно-правовой запрет.

24 стр., 11683 слов

Понятие мошенничества и его отличие от других преступлений

... работу, либо работы на дому и т.д. В написании дипломной работы я предполагаю осветить само понятие мошенничества и его различие от других преступлений ... о которых говорит виновный. Важнее, что сообщение информации об этих обстоятельствах вводит в заблуждение потерпевшего. ... и невербальные (именно этими способами происходит передача информации при любом общении). Вербальный обман может выражаться в ...

5. Следующая модель взаимосвязей — «стимуляция жертвы». Она напоминает одну из рассмотренных ранее аналогичных моделей — «приманку жертвы». Однако в данной ситуации у субъекта массовой информации отсутствует виктимизирующая цель. Стимулирующее воздействие на жертву осуществляется в силу эксцитативного характера информации, т. е. возбуждающей чувства адресата, особо привлекающей его внимание, вызывающей повышенный интерес к ее содержанию6 .

Заключение