Договор перевозки грузов в деятельности ОАО «Гомельский химический завод»

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании услуг, которые направлены на перемещение товара в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).

Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Актуальность темы данной курсовой работы выражена тем, что отношения по перевозке возникают как необходимость потребности в территориальном перемещении объектов транспортных средств. В таких правоотношениях принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и другие).

Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. Ученые- правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.

Объектом исследования является совокупность правоотношений складывающихся в сфере регулирования перевозки груза.

Предметом исследования данной курсовой работы будет являться договор перевозки грузов и вытекающие из него гражданско-правовые отношения.

Целью курсовой работы является — определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

  • раскрытие сущности договора перевозки грузов;
  • изучение видов договоров перевозки грузов в соответствии с видами транспорта;
  • изучение особенностей международного договора перевозки грузов;
  • определение порядка заключения и исполнения договора перевозки груза;
  • изучение ответственности сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора перевозки грузов.

В процессе выполнения курсовой работы использовался ряд методов исследования, среди которых можно выделить следующие: анализа, синтеза, компаративный, индукции и дедукции.

2 стр., 962 слов

Курсовая работа гражданско правовая охрана личности гражданина

... примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Гражданско-правовая охрана личности гражданина Гражданско-правовая ответственность - одна из форм ... Признание гражданина недееспособным лишает его возможности...3.993438959121704 Похожие темы: Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые, ... пени за просрочку исполнения по договору). Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном ...

Список литературы преимущественно представлен нормативно-правовыми документами Республики Беларусь- кодексами, уставами, соглашениями и др.

Также использованы учебники и учебные пособия, освящающие вопросы, изучаемые в данной курсовой работе.

Курсовая работа содержит 54 страницы, 2 приложения. В ходе написания был использован 21 источник литературы.

1. Понятие, сущность, сфера применения, регулирование договора перевозки груза

1.1 Понятие, содержание и особенности договора перевозки грузов

Категория договора широко используется во всех без исключения областях экономики, социальной, культурной жизни и политике. Она применяется не только в гражданском праве, но и в Конституции РБ. В трудовом законодательстве РБ предусмотрены нормы, относящиеся к коллективному договору, соглашению и трудовому договору (контракту).

Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.

Законодательными нормативными правовыми актами РБ, и, в первую очередь, Гражданским кодексом Республики Беларусь регулируются общие правила заключения сделок, к которым, на ряду с другими, относится и договор перевозки грузов. В соответствии с гражданским законодательством сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (5, ст. 404).

Договор — это наиболее оперативное и гибкое средство связи между производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель. Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обуславливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе и в юридической и учебной литературе.

14 стр., 6759 слов

Договор морской перевозки грузов

... вопросов морской перевозки; раскрыть понятие и сущность договора морской перевозки грузов; - рассмотреть особенности договора морской перевозки грузов и особенности заключения договора морской перевозки груза в линейном сообщении. 1. Понятие и особенности договора морской перевозки грузов 1.1 Понятие и сущность договора морской перевозки грузов Договор морской перевозки груза является ...

Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст.738, устанавливает, что перевозка грузов, производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки. При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, то есть заключаться в форме смешанного договора.

Как известно, согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор).

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:

  • в зависимости от вида привлекаемого транспорта различают железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские перевозки;
  • в зависимости от предмета перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров и багажа;
  • в зависимости от территории, по которой выполняется перевозка, различают национальные (внутриреспубликанские) и международные перевозки (6, с.

100).

В зависимости от вида перевозки к отношениям сторон будут применяться различные правовые нормы.

Разновидностью договора перевозки является договор об организации перевозки грузов. Ряд ученых, занимающихся проблемой договора перевозки, неоднократно пытались дать единое определение договора перевозки. Заключение договора перевозки грузов предполагает следующее: одна сторона (перевозчик) обязуется доставить принятый ею от другой стороны (грузоотправителя) груз своими средствами передвижения, в соответствии с существующими на данном виде транспорта специальными правилами, в установленный срок и сдать его в указанном грузоотправителем месте им же указанному лицу (грузополучателю), а другая сторона (грузоотправитель) обязуется уплатить перевозчику установленную тарифом плату. На основании вышесказанного можно дать следующее определение договору перевозки груза — это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования.

Гражданский кодекс Республики Беларусь, устанавливает, что перевозка грузов, производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки, но он может служить основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груз лишь в том случае, если носит консенсуальный характер. Реальный договор перевозки конкретного груза, как известно, вступает в силу лишь с момента передачи груза его владельцем перевозчику, а следовательно, действия сторон по подаче транспортных средств и предъявлению груза остаются за пределами сферы его действия.

Общие условия перевозки определяются Гражданским кодексом Республики Беларусь, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления.

Договор перевозки груза традиционно занимает особое место среди транспортных обязательств. Можно назвать данный договор главенствующим, занимающим центральное место в системе так называемых транспортных договоров.

Предмет договора перевозки составляет деятельность по перемещению (транспортировке) грузов. Такая деятельность транспорта является полезным эффектом, создаваемым транспортом в процессе производства (перевозки), или продуктом транспортной промышленности, особенность которого состоит в том, что он не является новым вещественным продуктом, он неотделим от самого процесса производства и потребляется по мере его производства. Сданный к перевозке объект не меняет своей вещественной формы. Результатом перевозки является перемена места его нахождения. Хотя такое изменение в положении вещи и связано с изменением ее стоимости, это, однако, не может служить достаточным основанием для отождествления договоров подряда и перевозки. Работу подрядчика, как и деятельность перевозчика в широком смысле, конечно, можно рассматривать как обязательства по оказанию услуг, которые воплощаются в результатах.

Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта — урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

1.2 Виды договора перевозки грузов

Виды перевозки грузов:

  • международные перевозки грузов. Характеризуются тем, что пункт отправки груза и пункт назначения находятся в разных государствах. Для того чтобы доставить груз в пункт назначения иногда приходится пересекать несколько границ, а это в свою очередь связано с необходимостью получения соответствующих разрешений и прохождения множества процедур;

— межрегиональные перевозки груза связаны с перемещением товара внутри одного государства из одного региона в другой, создавая выбор для потребителей и делая свою компанию конкурентоспособной. Данный вид перевозки грузов является наиболее распространенным среди коммерческих организаций, однако, несмотря на то, что государственные границы при доставке груза не пересекаются, тем не менее, для транспортировки необходимо получать соответствующие разрешения (7, с. 384).

Также виды перевозки грузов различают по характеру транспортного средства — автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки. При доставке грузов чаще всего используются автомобильные грузоперевозки, так как они являются наиболее оптимальными по затрате материальных средств. Однако если пункт назначения находится вдали от федеральных трасс, зачастую используют железнодорожные перевозки грузов. Авиаперевозки используются в случаях жесткого временного лимита, когда из-за потери времени возможны серьезный экономический урон предприятию, или в случае отсутствия кого-либо иного доступа к пункту доставки груза.

Так называемые мульти-модальные перевозки, это транспортировка груза в пункт назначения с применением нескольких транспортных средств: автомобильного транспорта, железнодорожного, морского или авиа перевозок. Данный вид перевозки грузов используется при международных транспортировках и необходимости прохождения нескольких географических препятствий.

Для удобства заказчика многие грузоперевозящие компании используют так называемые сборные грузы. В случае если заказчику необходимо доставить небольшой груз и заказывать контейнер экономически невыгодно, предлагается именно этот способ. Товар заказчика привозят на склад консолидации, где накапливают заказы на перевозку груза по тому же или сходному маршруту, груз отправляется по месту назначения. В данном случае заказчик оплачивает конкретное место, занимаемое его грузом, причем груз может состоять из одной коробки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный договор является многосторонним. Это подтверждается большим количеством его разновидностей, классификаций грузов и перевозок.

Основным нормативным актом, регулирующим использование железнодорожного транспорта, является Закон Республики Беларусь « О железнодорожном транспорте» № 237-З от 6 января 1999 г.

Управление железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется государственным объединением «Белорусская железная дорога» в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Белорусская железная дорога подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и является коммерческой организацией. В состав Белорусской железной дороги входят организации, занятые основной, вспомогательной и иной деятельностью на железнодорожном транспорте общего пользования.

Управление перевозочным процессом, руководство деятельностью организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются централизованно и являются компетенцией Белорусской железной дороги (17, ст.4).

Предоставление транспортных услуг железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется на основании договоров перевозки грузов, транспортной экспедиции, а также иных договоров, заключаемых между производителями и потребителями транспортных работ и услуг.

Права и обязанности производителей и потребителей работ и услуг железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе действующих от их имени экспедиторских и иных организаций, условия и порядок заключения договоров и их формы устанавливаются Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь (17, ст.18).

Водный транспорт — вид транспортного средства, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям (морям, океанам, рекам и водоемам и др.)

Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах.

Морской транспорт — особый вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом и контейнеров.

Перевозка грузов внутренним водным транспортом выполняется по договору перевозки груза внутренним водным транспортом или по договору об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом.

Порядок подачи заявок на перевозку грузов внутренним водным транспортом и условия перевозки грузов внутренним водным транспортом устанавливаются Правилами перевозок грузов, утверждаемыми республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта по согласованию с иными заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента.

Коносамент- документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, фирмой. Коносамент относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают: именными, с указанием имени получателя груза; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; «на предъявителя», согласно которому груз выдается предъявителю коносамента. Коносамент называют «чистым», если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и «нечистым», если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза. Синоним его можно назвать транспортную накладную. Коносамент оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и должен содержать следующие данные:

1) наименование перевозчика и его местонахождения;

2) название судна, если груз принят к морской перевозке на определенном судне;

3) место погрузки и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;

4) наименование отправителя и его местонахождение;

5) место назначения груза либо место назначения или направления судна;

6) наименование получателя, если он указан отправителем;

7) наименование груза, основные марки, необходимые для его идентификации, а в необходимых случаях — прямое указание относительно опасного характера или особых свойств груза, число мест или предметов и массу груза или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они указаны отправителем;

8) описание внешнего состояния груза и его упаковки;

9) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в договоре или другом документе, либо указание, что фрахт уплачен полностью;

10) время и место выдачи коносамента;

11) число оригиналов коносамента, если их больше одного;

12) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.

Кроме коносамента при оформлении перевозки груза внутренним водным транспортом оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости выполнения систематических перевозок грузов внутренним водным транспортом могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом.

По договору об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В договоре об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки внутренним водным транспортом, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок (10, ст.68-70).

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить в порт назначения вверенный ему отправителем груз и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза обусловленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

  • с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений;
  • без такого условия.

По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату (фрахт) всю или часть вместимости одного или нескольких судов на один или несколько рейсов для морской перевозки груза.

Договор фрахтования (чартер) должен содержать наименования сторон, размер фрахта, название судна и обозначение груза, место (места) погрузки груза, место (места) назначения или направление (направления) движения судна.

В договор фрахтования (чартер) могут быть включены по соглашению сторон и другие условия и оговорки.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов.

По договору об организации морских перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и уплатить фрахт.

Договор об организации морских перевозок грузов может быть заключен с несколькими грузовладельцами.

В договоре об организации морских перевозок грузов определяются:

1) наименование и общее количество груза, подлежащего перевозке;

2) срок действия договора;

3) сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для морской перевозки;

4) общие условия морской перевозки;

5) порядок расчетов;

6) ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из договора об организации морских перевозок грузов;

7) другие условия.

При заключении договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основании договора об организации морских перевозок грузов.

Условия морской перевозки груза, определенные в договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза.

Если условия договора морской перевозки груза, заключенного на перевозку конкретной партии груза, противоречат условиям договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора об организации морских перевозок грузов.

Правоотношения между перевозчиком и получателем груза, не являющимся стороной договора морской перевозки груза, определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки груза, не изложенные в коносаменте, обязательны для этого получателя, если коносамент содержит ссылку на документ, в котором они изложены.

После приема груза к морской перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент.

Перевозчик вправе выдать не коносамент, а иной документ в подтверждение получения груза для морской перевозки. Такой документ является первостепенным доказательством заключения договора морской перевозки груза и приема его перевозчиком.

После погрузки груза на судно перевозчик по требованию отправителя выдает бортовой коносамент, в котором дополнительно указывается, что груз находится на борту определенного судна, а также дата (даты) погрузки.

Если перевозчик до погрузки груза на судно выдал отправителю на груз, принятый к перевозке, коносамент или иной товарораспорядительный документ, то по требованию перевозчика отправитель должен возвратить этот документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя в отношении выдачи бортового коносамента путем дополнения ранее выданного документа данными, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

Грузовые авиаперевозки — наиболее удобный и быстрый способ перевозки груза в любую точку Земного шара. Грузовые авиаперевозки хорошо известны в настоящее время и популярны в связи со значительной скоростью транспортировки. Посредством воздушных судов можно доставлять практически все: от срочной бандероли с лекарствами до крупногабаритных и тяжеловесных товаров. Спрос на грузоперевозки воздушным транспортом стабильно растет, поэтому расширяются маршруты и растет число авиаперевозчиков. Основным преимуществом воздушных авиаперевозок является скорость. По такому показателю с воздушными судами не сравнится никакой иной тип транспорта, поэтому доставка авиаперевозкой более оперативна по сравнению с морским и автомобильным транспортом. К авиаперевозке грузов обычно прибегают при перевозке на дальние расстояния, когда необходима скорость доставки. К тому же, по сравнению с другими видами грузовых перевозок, авиаперевозки за границу существенно упрощают юридическую сторону вопроса. Ведь при пересечении границ иностранных государств не нужно проходить таможенный контроль, отнимающий много времени.

Перевозчик, а также иные уполномоченные им организации и граждане при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, установленные законодательными актами и авиационными правилами.

Перевозчик может устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить правилам воздушных перевозок, установленным законодательными актами и авиационными правилами, и ухудшать установленные этими правилами условия и нормы обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Грузы и почтовые отправления принимаются к воздушной перевозке от грузоотправителей и операторов почтовой связи, представивших перевозчику письменные гарантии безопасности данных отправлений.

Правила воздушных перевозок почтовых отправлений должны быть согласованы со специально уполномоченным органом в области почтовой связи.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений.

Договор воздушной перевозки пассажира и договор воздушной перевозки груза удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной (2).

Автомобильные перевозки пассажиров или грузов подразделяются на внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.

Городские автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Пригородные автомобильные перевозки — перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).

Междугородные автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.

Международные автомобильные перевозки — перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.

Автомобильные перевозки могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении (14, ст. 6).

По договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату, если иное не предусмотрено договором.

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. Неправильно составленная товарно-транспортная накладная или ее утеря не влияют на действительность заключенного договора.

Порядок заключения договора автомобильной перевозки груза устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства Республики Беларусь (14, ст.60).

При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик перевозок (грузоотправитель, оператор автомобильных перевозок) может заключать с автомобильным перевозчиком долгосрочный договор об организации автомобильных перевозок грузов в письменной форме.

По договору об организации автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов.

Договор об организации автомобильных перевозок грузов может заключаться между грузоотправителем и оператором автомобильных перевозок грузов (экспедитором).

При разовой автомобильной перевозке груза допускается заключение договора об организации автомобильной перевозки груза оформлением заказа на такую автомобильную перевозку.

Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования.

1.3 Особенности международного договора перевозки грузов

При анализе правовой природы того или иного договора крайне важно определить основы его обязательности для участников регулируемого правоотношения. Договор международной перевозки груза имеет в этом смысле следующие особенности. С одной стороны, в силу принципа автономии воли только гражданско-правовой договор, заключенный между перевозчиком и отправителем (грузовладельцем), обладая регулятивным значением, является единственным основанием возникновения обязательств между грузовладельцем и перевозчиком. Иначе говоря, лишь собственная свободная воля субъектов, вступающих в договор перевозки, порождает их права и обязанности в этом правоотношении (20, с.82).

В свою очередь, из принципа автономии воли вытекает принцип суверенной силы договора для его сторон. Иначе говоря, заключившие договор стороны связаны его условиями как законом. Более того, силу закона заключенный договор имеет и для суда в случае возникновения спора между сторонами.

Однако, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что автономия воли сторон гражданско-правового договора не рассматривается как неограниченная. Обусловлено это, прежде всего, регулятивным воздействием государства на гражданско-правовые отношения. Налицо стремление законодателя защитить саму свободу воли сторон и обеспечить наличие условий действительности договора, таких, как дееспособность сторон, отсутствие пороков воли, непротиворечие содержания договора нормам объективного права.

Контроль законодателя проявляется и в прямом ограничении воли субъектов хозяйствования (а также и воли суда в случае возникновения спора между сторонами) в области отдельных договорных отношений посредством закрепления обязательных, заранее предустановленных договоров, содержание и правила которых императивно предопределены для сторон.

Именно к такой категории относится договор международной перевозки груза, условия которого, обязательные для сторон в этом договоре, закреплены императивными нормами как международных транспортных конвенций, так и отечественного Гражданского кодекса, где перевозкам посвящена целая глава. Обусловлено это спецификой транспортных правоотношений и, соответственно, норм транспортного права, проявляющихся в том, что по сравнению с другими гражданско-правовыми нормами они предоставляют сторонам договора гораздо меньшую свободу, которая в данном случае является ограниченной в силу соответствующих положений национального законодательства и международных соглашений. В то же время нельзя говорить, что здесь вообще отсутствует автономия воли сторон. Как неотъемлемый атрибут договорных отношений в рыночной экономике она присутствует и у сторон международного договора перевозки, хотя и со своими особенностями.

В первую очередь, в договорном праве автономия воли проявляется через свободу конкретных лиц заключать или не заключать гражданско-правовой договор.

У автомобильных перевозчиков, которые осуществляют дорожные перевозки грузов индивидуализированными небольшими партиями, принадлежащими одному грузовладельцу, и которым индивидуальные маршруты перевозки и график транспортировки указывает грузовладелец, характер деятельности предполагает наличие у них ограниченного и индивидуализированного контингента клиентуры. При этом он не обязан заключать договор перевозки с любым грузовладельцем, обращающимся с таким предложением, и вправе предлагать разную цену на свои транспортные услуги различным контрагентам. Это право закрепляет часть третья ст. 744 ГК Республики Беларусь, согласно которой работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Иначе говоря, обязанность заключить договор перевозки у автомобильного перевозчика и грузовладельца возникает только после добровольного принятия этими же сторонами обязательства в виде предварительного соглашения сторон о цене перевозки индивидуализированного груза по предложенному грузовладельцем индивидуальному маршруту как добровольного акта понуждения к заключению договора. При необходимости осуществления систематических индивидуальных перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключить такой вид предварительного соглашения, предопределенного законодателем, как долгосрочный договор об организации перевозок, который также будет являться для сторон предварительным добровольным актом понуждения к заключению соответствующих договоров перевозки. Таким образом, перевозчик, осуществляющий дорожные перевозки грузов автомобильным транспортом, свободен в выборе контрагента-грузовладельца и принятии решения о заключении с ним договора перевозки (18, с.153).

Законодательство ограничивает свободу грузовладельца и перевозчика и по форме заключения договора, устанавливая определенную форму для международного договора перевозки. Так, в соответствии с п. 2 ст. 739 ГК Республики Беларусь, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной. Согласно п. 7 ст. 1 КМП (Гамбургские правила) при морских международных перевозках документом, подтверждающим договор перевозки, является коносамент. В отношении смешанных международных перевозок п. 4 ст. 1 КСП устанавливает, что документ смешанной перевозки удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора. Наконец, ст. 4 КДПГ определяет, что при международных перевозках автомобильным транспортом договор перевозки подтверждается составлением накладной (3, с.436).

Как видно, во всех вышеперечисленных правовых актах специально указано, что составление и выдача транспортной накладной подтверждают заключение договора перевозки.

В первой главе было изучено понятие договора перевозки грузов, рассмотрено содержание и основные особенности такого вида договоров. Подробно описаны виды договоров перевозки грузов в зависимости от вида использованного транспорта и территориального перемещения грузов- внутри страны или за ее пределы. Отдельный раздел главы посвящен изучению международных договор перевозки грузов.

2. Правовые основы договора перевозки грузов

2.1 Порядок заключения договора перевозки грузов

Сторонами договора перевозки являются перевозчик и грузоотправитель.

Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора (15,с.77).

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. N17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке грузов в Республике Беларусь подлежит лицензированию, поэтому перевозчики-резиденты Республики Беларусь имеют право выполнять перевозки грузов только получения лицензии в установленном порядке. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. N 1388.

Заключение договора с перевозчиком, у которого нет действующей лицензии на право выполнения перевозок, противоречит законодательству. А значит такой договор на основании ст. ГК будет признан недействительным. При этом следует иметь ввиду, что правоспособность юридического лица определяется по праву страны, где это лицо учреждено. Поэтому при работе с перевозчиками-нерезидентами следует установить, лицензируется ли их деятельность в соответствующей стране. В отношении перевозчиков установлено еще одно ограничение, которое является общепринятым. Так, согласно действующему законодательству запрещается привлекать для выполнения внутриреспубликанских перевозок перевозчиков-нерезидентов.

Особый статус как перевозчик имеет Белорусская железная дорога, которая является естественной монополией и находится в исключительной собственности государства (19, с.178).

Второй стороной договора перевозки является грузоотправитель. Грузоотправитель — указанное в перевозочном документе (накладной) юридическое или физическое лицо, которое выступает от своего имени или по поручению собственника груза и выполняет обязанности, вытекающие из договора перевозки.

Грузоотправителем может быть как юридическое, так и физическое лицо. При этом следует отметить, что если грузоотправителем выступает физическое лицо, которое сдает груз к перевозке не в рамках осуществления предпринимательской деятельности, то к отношениям сторон также будет применяться Закон «О защите прав потребителей».

Грузоотправителем может быть как грузовладелец, так и третье лицо, которое сдает груз к перевозке по поручению грузовладельца, но от своего имени, например, экспедитор.

Особым участником правоотношений из договора перевозки является грузополучатель. Он не является стороной договора перевозки, однако у него возникают права и обязанности, связанные с договором. Например, грузополучатель обязан принять груз от перевозчика, он вправе предъявить претензию перевозчику в случае задержки в доставке груза, и так далее.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями являются:

условия о предмете договора,

условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида,

условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение,

наименование и характеристики груза,

место назначения,

размер платы за перевозку.

Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены (21, с. 485).

Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку.

Например:

  • маршрут и условия перевозки;
  • требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем);
  • подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения;
  • дата и время подачи автомобилей под погрузку;
  • вид тары и упаковки;
  • необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов. А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, то есть наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку.

Кроме того, Гражданский кодекс напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия:

  • об объемах;
  • сроках предоставления транспортных средств;
  • предъявления грузов для перевозки;
  • порядок расчетов.

Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых Гражданским кодексом, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика (12, с. 120).

Согласно ст. 62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются:

  • объемы;
  • сроки;
  • маршруты;
  • графики выполнения автомобильных перевозок;
  • тип используемых автомобильных транспортных средств;
  • перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг;
  • условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки;
  • порядок расчетов;
  • ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов.

Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным.

Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство Республики Беларусь предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке (8, с.194).

Согласно Конвенции организации объединенных наций от 19 мая 1956 г. «О договоре международной перевозки грузов» (вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 года) договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика. В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.

Накладная должна содержать следующие сведения:

  • a) место и дата ее составления;
  • b) имя и адрес отправителя;
  • c) имя и адрес транспортного агента;
  • d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
  • e) имя и адрес получателя;
  • f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
  • g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;
  • h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  • i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
  • j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;
  • k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В случае необходимости накладная может также содержать следующие указания:

  • запрещение перегрузки груза;
  • расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
  • сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
  • заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • дополнительный срок выполнения перевозки;
  • перечень документов, переданных перевозчику, а также любое иное указание, которое договаривающимися сторонами будет признано необходимым (16).

Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента Республики Беларусь №7 от 04.01.2000г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме.

Договор в письменной форме может быть заключен:

1. путем составления одного документа, подписанного сторонами;

2. путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ (4, с.57).

В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме. Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов. Возможный вариант — это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов и совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки.

Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.

2.2 Порядок прекращения договора перевозки грузов

Прекращение договора перевозки грузов происходит после исполнения сторонами обязательств по договору, то есть после того, как перевозка груза оплачена и доставлена перевозчиком и в указанные сроки. Срок в договоре перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, договором, либо основываются на разумных или обычно принятых сроках. При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного в договоре перевозки срока доставки. Как правило, при перевозке грузов заказчик производит предоплату и доставка груза до установленного места является основанием для прекращения договора, если заключался договор на оказание разовой услуги.

Зачастую договора заключаются на определенный срок, как, например, при использовании для перевозки железнодорожного транспорта ввиду наличия монополии государства на такой вид перевозок, а также и при использовании другого вида транспорта. Этот срок может колебаться от одного года до трех лет. Обязательным пунктом в таких договорах является пункт о том, что в случае не предупреждения одной из сторон о расторжении договора за месяц до истечения его срока действие договора продлевается на такой же срок.