Современная экологическая обстановка в России не может не вызывать тревоги. Так, на территории РФ в 2003 году было обследовано более 250 тыс. различных предприятий, на 150 тыс. из которых выявлены серьёзные нарушения экологического законодательства. В настоящее время действуют около 3650 объектов, располагающих значительными запасами опасных химических веществ. Суммарная площадь территории России, на которой могут возникнуть очаги химического загрязнения, составляет около 300 тыс. км 2 , населённой 54 млн. человек (третья часть населения страны) Криминология: Курс лекций. Стр. 107.
В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и халатности в мире исчезли сотни видов животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истребление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню. Поэтому в конце 80 — х годов заговорили об экологических правах человека.
Экологические права человека — особая разновидность конституционных прав человека, проявление которой вызвано обострением кризиса как в мировом, так и национальном масштабе Энциклопедический юридический словарь/Под общ. Ред. В. Е. Крупских. М., 1999. — С. 361..
Первоначально экологические права человека не были закреплены в Конституции РФ. Право на здоровую благоприятную среду было закреплено в статьях закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года, в 1997 году которых был изменён. На принятии этого закона законодатель не остановился. Следующим, существенным шагом в области охраны окружающей природной среды, стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, в которой появилась статья, полностью посвящённая экологическим правам граждан РФ.
Принятие закона это существенный шаг вперёд. Но без чёткого механизма исполнения этого закона, закон будет иметь декларативный характер. Поэтому за совершение экологических правонарушений предусмотрена юридическая ответственность, т. е. за экологические правонарушения наступают не благоприятные последствия для нарушителя.
Ответственность за экологические преступления может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско — правовой.
Дисциплинарная ответственность — применение к виновному работнику предприятия мер дисциплинарного воздействия.
Материальная ответственность — это возмещение предприятию причинённого имущественного вреда виновным работником.
Экономические последствия антропогенного подхода к взаимоотношениям ...
... ущерб по каждому виду учитываемых животных или растений: где У бр — экономическая оценка ущерба биоресурсам, тыс. руб.; n — количество видов наземных позвоночных животных и растений; N i — число погибших на рассматриваемой территории животных ... К э — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории (табл. 12.14); К ... воздействия загрязнений на людей и различные объекты. ...
Административная ответственность наступает в результате применения специальным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения или преступления.
Гражданско — правовая ответственность предполагает возложение на правонарушителя обязанности возместить причинённый вред и (имущественный или материальный) потерпевшей стороне, если этот вред причинён в результате нарушения правовых экологических требований.
Целями настоящей курсовой работы является определение экологических прав человека, определение экологических преступлений, раскрыть их особенности, объект, субъект, объективную и субъективную стороны, обозначить основные этапы истории уголовного законодательства об экологических правонарушениях, основные классификации и группы экологических преступлений.
Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за экологические преступления. Этой теме посвящена глава 26 Уголовного кодекса РФ, которая так и называется «Экологические преступления».
Для написания курсовой работы использовалась следующие нормативные акты: Конституция РФ, УК РФ, УК РСФСР, а также федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О континентальном шельфе» и др. Также использовались учебники под редакцией Козаченко, Новосёлова; Игнатова, Красикова; Бринчука; Дубовика, статьи из журнала «Государство и право».
1. Понятие, признаки и элементы экологических преступлений.
Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое посягает на окружающую среду и отдельные её компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение оптимальной жизнедеятельности человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоит в непосредственном противоправном использовании природных объектов или воздействии на них, приводящим к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Понятие экологические преступления учитывает особенности социально и экологически вредного поведения и общие черты преступления как уголовно наказуемого деяния. Оно вырабатывается поэтому с учётом положений ст. 14 УК РФ («Понятие преступления») и ст. 81 и 85 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года.
Ст. 85 Закона даёт нормальное определение экологического преступления как общественно опасного деяния, посягающего на установленный Российской Федерацией экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Анализ содержания понятия «экологическое преступление» базируется на выявлении их черт, как экологичность, противоправность и общественная опасность.
Экологичность, или отнесение к экологическому того или иного преступления, основывается на социальной или природной закономерностях взаимодействия общества и человека с природой; отражает уровень развития науки и технологий; зависит от уровня научных представлений о механизмах различных видов антропогенной деятельности. Даёт возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний. Идентифицирующими признаками экологических преступлений являются: освоение объектов окружающей среды (её компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционального базиса деятельности или иные (например, культурные, духовные) социальные ценности; направленность на такое использование объектов окружающей среды, которое прямо запрещено уголовным законом; непосредственное (контактное) социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение прав человека «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» Конституция РФ // Ст. 42.
Механизм охраны окружающей природной среды (2)
... и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление - гармонизация экологического мышления. Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений. 1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и ...
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложнейший правовой феномен. Они в большей степени, чем иные преступления, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники. Их правовая основа изменчива, их общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и профессиональными юристами однозначно.
Большинство диспозиций норм Уголовного кодекса РФ, устанавливающих ответственность за экологические преступления, как им ранее действующий УК РСФСР, являются бланкетными. Законодатель чаще всего при формулировании составов использует обороты «нарушение правил охраны окружающей среды», «нарушение правил захоронения», «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ» и т. п. В тексте уголовно — правовых норм применяются понятия и термины, носящие специальный характер, обозначающий виды деятельности, объекты и другое (популяции, критические местообитания, естественные богатства континентального шельфа, зона экологического бедствия, размещение, обращение с опасными отходами и т. п.).
Для понимания статей главы 26 Уголовного кодекса РФ и правильного их применения необходимо обращаться не только к текстам Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ, но и к специальному законодательству, в котором содержатся определения терминов и формулируются правила охраны окружающей среды, устанавливается порядок экологически значимой деятельности, т. е. следует обращаться в первую очередь к экологическому и природоресурсному законодательству.
Экологическое и природоресурсное российское законодательство имеет значительно более сложную структуру, чем уголовное. Они не относятся к числе кодифицированных отраслей даже в тех случаях, когда имеются основные акты, например, Лесной, Водный или Земельный кодексы, а состоят из огромного массива законодательных и иных нормативно — правовых актов. Собственно экологическое законодательство переживает в последние годы этап бурного развития: начиная с 1995 года принято значительное число новых, часто не имеющих аналогов в российской правовой системе федеральных законов и ещё большее количество подзаконных, включая ведомственные, актов. При этом утверждать, что экологическое законодательство, как и земельное и другие, полностью сформировалось, было бы преувеличением. До сих пор не принят федеральный закон, регулирующий обращение с отходами производства и потребления. Ст. 247 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами. Ввиду отсутствия закона лицам, решающим уголовно — правовые проблемные ситуации, следует пользоваться лишь подзаконными нормативными актами.
Международные объекты охраны окружающей среды
... системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных объектов. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды основывается на отраслевых принципах международного экологического ... совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обязательств, которое ...
Уяснения содержания понятия «экологическое преступление» и отдельных норм главы 26 УК РФ приводит к необходимости использовать следующие федеральные законы: «Об охране окружающей природной среды» от 19 июля 1995 года (с измен. и доп. от 10.01.02); «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 года; «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 года; « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 18 июня 1992 года; «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года; «О животном мире» от 22 марта 1995 года (в ред. 11.11.03); «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 года; «О мелиорации земель» от 8 декабря 1995 года; «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года.
Важнейшие положения содержатся в законодательстве о здравоохранении, в гражданском, административном, таможенном законодательстве и иных отраслях права. Многие термины и понятия разъясняются в федеральных целевых программах.
Общественная опасность экологических преступлений не сводится к сумме вредных единичных последствий, к сумме причинённого экологического и экономического вреда, а также вреда здоровью людей, хотя эта составная часть общественной опасности наиболее очевидна и ощутима. Она имеет качественные и количественные характеристики.
Качественная сторона общественной опасности определяется характером социальных ценностей, которым противопоставлено данное противоправное поведение, расхождение его с действительными интересами и возможностями общества и человека, а также всем содержанием экологически вредного поведения (при обращении к составу преступления, т. е. юридической модели поведения, — всеми его признаками).
Таким образом, общественная опасность экологических преступлений состоит в умалении экологических интересов общества, в частности нарушения прав каждого на благоприятную окружающую среду, в причинении вреда здоровью, имуществу, природе, в подрыве уважения к правовым природоохранительным и иным нормам, в снижении уровня безопасности населения, экологической дисциплины и др.
Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в её степени и учитывается законодателем как в санкциях, так и в содержании ответственности за совершённое деяние. Для этого используются размеры причинённого вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотий, тяжкие последствия, существенный вред и т. д.), набор разнообразных квалифицирующих признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности окружающей среды.
Криминализация в Уголовном кодексе РФ нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246) и нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) была вызвана как распространением этих видов поведения, так и ростом масштабов наносимого окружающей среда и здоровью людей вреда.
Уголовная ответственность за экологические преступления (2)
... оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно».29 Большинство диспозиций норм об ответственности за экологические преступления остались бланкетными: ...
Объектом экологических преступлений является сложный целевой комплекс фактических, общественных отношений, их правовые формы и материальные оболочки. Рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использования им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность.
Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, обеспечение правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, а также экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности.
Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды — дикие животные, воды, леса и т. п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие влияние на состояние окружающей среды и её элементов, например, опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.
Объективная сторона охватывает действия (бездействия), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Большинство составов экологических преступлений в Уголовном кодексе РФ являются материальными. Формальные составы предусмотрены в ст. 253 УК РФ («Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ»), ст. 256 («Незаконная добыча водных животных и растений»), ст. 258 («Незаконная охота») и другие. Кроме того, ст. 247 («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов») наряду с материальными составами содержит состав поставления в опасность — создания угрозы причинения существенного вреда.
Признаки объективной стороны (место совершения преступления — зона экологического бедствия, территория заповедника и т. п., способы совершения преступления — применения взрывчатых или химических веществ и др.) в ряде составов экологических преступлений являются обязательными.
Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т. е. лица, в обязанности которого нормативными или правоприменительными актами включено либо выполнение определённых действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности и т. п., либо установлен специальный порядок деятельности в целом (ст. 246, 247, 248, 249 УК РФ) в силу должностного положения или служебного поручения. Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила при перевозке животных (ст. 249 УК РФ).
С субъективной стороны экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной.
Экологические преступления можно разделить на группы по нескольким критериям. Первый — место в Уголовном кодексе РФ. По этому критерию экологические преступления подразделяются на две группы:
1) Преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 26 Кодекса. К ним относятся нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами; безопасности при обращении с микробиологическими либо биологическими агентами и токсинами; установление для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил; охрана и использование недр; охрана рыбных запасов; загрязнение вод, атмосферы, морской среды; порча земли; незаконная охота, добыча водных животных и растений и порубка деревьев и кустарников; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ, уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов; нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ;
Обеспечение экологической безопасности при рациональном использовании ...
... окружающей среды и приводит к ухудшению условий жизнедеятельности людей. Приведенные обстоятельства обусловливают неотложную потребность комплексного изучения и решения проблем, связанных с экологической безопасностью [ 1 ]. 2. Цель и задачи исследования Цель исследования – повышение экологической безопасности ...
2) Экологические преступления, которые помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ. К ним относятся преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и т. п. Веществ (ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»); ст. 236 («Нарушение санитарно — эпидемиологических правил»), ст. 237 («Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья»), ст. 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»), ст. 245 («Жестокое обращение с животными»); глава 25. В статье 237 прямо говорится о создании опасности для окружающей среды, в статье 243 среди объектов указываются природные комплексы; экоцид. Окружающая среда может быть объектом терроризма, а её уничтожение, существенное изменение как условие жизнедеятельности населения региона, экологическая катастрофа — цель террористического акта. Вред окружающей среде может быть причинён и в результате совершения ряда транспортных преступлений, например, при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов и др.
Второй критерий разделения экологических преступлений на группы — это объект уголовно правовой защиты, его предметная экологическая выраженность. То этому критерию классифицируются преступления, предусмотренные главой 26 Уголовного кодекса РФ.
Здесь выделены три группы экологических преступлений:
1) Преступление состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которого является порядок деятельности;
2) Преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра);
3) Преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
Одним из важнейших вопросов, который следует учитывать при изучении экологических преступлений, является регулирование ответственности за них ранее действующего УК РСФСР. Дело в том, что статьи этого Кодекса сохраняют своё действие в случаях, когда лицо совершило преступление до 1 января 1997 года, при условии, что УК РФ сохранил или усилил уголовную ответственность за эти деяния (ст. 10 УК РФ).
По безопасности жизнедеятельности : «Система стандартов «Охрана ...
... систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех. Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы ... стандартов и правил придерживаться и т. д. Я так, в законе «Об охране окружающей природной среды» ... является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки ... поддается денежному измерению. И Обычно за год по всей стране рассматривается не ...
Помимо этих положений следует учитывать также ст. 9 УК РФ, ст. 78 УК РФ, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, а также судебную практику.
Изучение судебной практики об экологических преступлениях позволяет провести их квалификацию на две группы: 1) преступления, совершаемые должностными лицами и 2) совершаемые лицами, не занимающими какого — либо должностного положения. Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, не редко причиняют огромный и под час трудновосполнимый экологический вред. Связано это главным образом с тем, что противоречия, являющие причинами должностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером труда и экономическими, а под час и политическими интересами отдельных ведомств, групп населения; между необходимыми и реально применёнными методами управления и т. п.) лежат в основе выполнения организационно — распорядительных или административно — хозяйственных обязанностей.
При рассмотрении причин экологических преступлений, совершаемых лицами, не занимающими должностного положения, необходимо учитывать особенности, характер и основные виды противоправной деятельности. Прежде всего, это относится к незаконному рыболовству, охоте, морскому промыслу и лесозаготовкам Криминология: Курс лекций. Стр. 109 — 110.
Глава «Экологические преступления» содержит 17 составов преступлений.
История развития законодательства об охране природы уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, еще в период царствования Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) помимо широко известного Соборного Уложения 1649 года было подготовлено 67 указов об ограничении отстрела лесного зверья. Целью этих указов было положить конец хищническому истреблению животных. Так, только в одном 1653 года через Архангельск за границу было вывезено 350 тыс. беличьих шкурок. Систематически принимал крутые меры, обещая отправить браконьеров то на виселицу, то на каторгу, и Петр I.
Однако система норм, обеспечивающих охрану природы, начала складываться лишь к концу XIX в., именно в это время экологические интересы сложились в качестве объекта уголовно — правовой охраны в России. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных наибольшее внимание уделяло вопросам ответственности за посягательство на живую природу. Некоторая часть норм при этом содержится в главе «О нарушении постановлений для обеспечения народного продовольствия» и предусматривает уголовно — правовые санкции за «безвременное и излишнее истребление служащими в пищу диких животных и рыб» См. Уголовное право. Учебник под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новосёлова.. Преступлением объявлялось самовольное создание рыбных заводов; незаконный улов рыбы; непринятие должностными лицами («чинами полиции», сельскими начальниками) «мер по прекращению охоты и звериной и птичьей ловли в запрещённое время и в запрещённых местах», «допущение торговли добытою в запрещённое время дичью» См. там же.. Специальная глава отводилась статьям о наказуемости нарушений правил о казённых и частных лесах: за самовольную рубку деревьев, укрывательство или покупку похищенного или самовольно срубленного другими лицами леса, ненадлежащее выполнение обязанностей или злоупотребление ими со стороны «лесных чинов и стражи», сопротивление такого рода лицам. Подобные составы защищали не столько экологические интересы, сколько интересы собственности государства и частных лиц. Несколько с иных позиций осуществлялась защита неживой природы: воздуха и воды. Включая соответствующие статьи в главу «О нарушении правил для охранения чистоты воздуха и безвредности воды, а также безвредности съестных припасов», законодатель признавал наказуемым, в частности, действия того, кто «построит, призванные по законам вредными для чистоты воздуха или воды, фабрику, мануфактуру или завод в городе, хотя бы вне города, но выше оного по течению реки или протока». Помимо ареста от 7 дней до 3 месяцев содеянное влекло за собой уничтожение построенного за счёт виновного. Отдельная санкция устанавливалась за выброс в воду ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого — либо жизни.
Уголовная ответственность за экологические преступления
... с экологическими преступлениями; дать определение понятия уголовной ответственности за экологические преступления; определить принципы уголовной ответственности за экологические преступления; дать характеристику преступлениям против окружающей среды; 1. 1 Зарождение и развитие уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями Законодательное закрепление ответственности за экологические ...
Уголовное Уложение 1903 года пошло по пути значительного смещения акцентов в уголовно — правовой оценке социальной направленности многих из вышеперечисленных преступлений. Сконструировав особую главу — «О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние», законодатель, с одной стороны, объединил в ней составы, ранее изложенные в разных разделах Особенной части, а с другой — предусмотрел основания уголовной ответственности за ряд новых деяний. Если не касаться статей, непосредственно связанных с обеспечением граждан продовольствием, то наибольшее число норм посвящалось наказуемости за несанкционированное пользование лесными ресурсами: рубка или выкорчевка леса, расчистка лесной площади или обращение её в другой вид угодий; уничтожение лесной подстилки и т. д. Немало статей данной главы было призвано обеспечить охрану диких животных и птиц. Формулируя составы незаконной охоты, Уголовное Уложение установило к тому же специальные санкции за:
1) убой зубра или самки лося, оленя, дикой козы;
2) «недозволенное разорение птичьих гнёзд или вынимание из них яиц или птенцов;
3) реализацию и покупку с целью продажи дичи, убитой в запрещённое время.
В более унифицированном виде предусмотренного основания уголовной ответственности за рыбную и иную ловлю «в недозволенное время, в недозволенных местах, запрещёнными способами или без соблюдения предписанных правил». Не были оставлены без внимания и общественные интересы в части защиты от распространения заразных болезней среди домашних животных, сельскохозяйственных растений, плодовых деревьев и т. п. Решая в главе «О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние» вопросы, которые в последующем приобретут значение экологической безопасности, Уголовное Уложение 1903 года не отождествляло с ними проблемы уголовно — правовой охраны иных объектов: собственности, общественной и личной безопасности, интересов государственной и общественной службы. Этим объясняется наличие в нём сходных статей, содержащихся в разных главах и объявляющих преступлением, в частности, пользование чужим имуществом (к примеру, самовольную рыбную ловлю, охоту, порубку леса), неисполнение должностным лицом обязанности по принятию мер предосторожности против эпизоотий.
Так, 27 мая 1918 года был подписан декрет об охране лесов, в котором отмечалось их исключительное водоохранное, почвозащитное, экономическое и культурное значение. В это же время принимаются и декреты об охоте и о регулировании рыбного хозяйства в целях сохранения от расхищения и уничтожения редких пород животных и рыб. Еще до утверждения Уголовного кодекса 1922 года было решено организовать охрану ценных уголков природы с их растительным и животным миром, для чего был принят ряд декретов об учреждении в разных районах страны заповедников.
Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной ...
... отраслях и организациях»; Приказ МЧС РФ от 31.12.02г. № 630 «Об утверждении правил по охране труда в подразделения ГПС МЧС РФ»; Приказ МВД РФ от 05.07.95г. № 257 «Об утверждении ... защиты органов дыхания и зрения; пожарной техники и пожарно-технического вооружения; аптечек первой помощи в пожарных автомобилях и в подразделении ГПС; уплотнений ворот гаража (в холодное время) и исправность их ...
В отличии от Уголовного Уложения, Уголовный кодекс 1922 года упоминал лишь о двух составов преступлений рассматриваемого вида. Первый, указан в главе «Нарушение правил, охраняемых народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок», выступал единым основанием привлечения к уголовной ответственности за не извещение надлежащих властей о заразной болезни в не зависимости от того, кого она касалась: людей или скота. Второй состав объединял деяния, ранее охватываемые большинством статей главы «О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние»: «Нарушение законов и обязательных постановлений, установленных с интересах охраны лесов от хищнической эксплуатации и истребления, а равно ведение лесного хозяйства с нарушением установленного плана; охота и рыбная ловля в недозволенное время, в недозволенных местах и недозволенными способами и приёмами; выборка камней, песку и прочего без разрешения надлежащих властей, а равно и разработка недр земли с нарушением установленных правил». Пологая, что от такого рода нарушений страдают интересы не столько общества, сколько государства, законодатель включает данные преступления в число посягательств против порядка управления.
Аналогично этот вопрос был решён в УК РСФСР 1926 года, по нарушению правил охраны леса, производство различного рода запрещены водных добывающий промыслов, разработка недр, промысел котиков и морских бобров, а позднее (с 1928 года) и незаконная охота стали рассматриваться самостоятельными составами преступлений. Вместе с тем о наказуемости за не извещение о заразной болезни он уже не упоминал.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года устанавливал отдельные санкции за более широкий круг деяний против природы, но относил их уже к различным главам Особенной части. В главе «Хозяйственные преступления» речь идёт об известных (незаконное порубка леса, запрещённое занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами, разработка недр без соответствующего разрешения и т. д.), и о ряде новых для советского законодательства деяний: нарушение правил лесосплава или взрывных работ, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных насаждений и др. Некоторые составы в главу «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», в т. ч. загрязнение водоёмов и воздуха. Позднее, в 1993 году сюда же была помещена статья об ответственности за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими и другими биологическими агентами и токсинами.
В юридической литературе не многие разделяют мнения обоснованности расположения однородной группы преступлений в разных главах Особенной части, но общего подхода к решению этого вопроса не существовало: одни авторы предполагают объединить данные составы преступлений как разновидность посягательств на социалистическую собственность, другие — включить все природоохранительные нормы в число таких, которые формулируют основания за хозяйственные преступления, третьи — создать специальную главу «Преступления против природы и её богатств».
Последняя рекомендация была воспринята при подготовке и принятии Уголовного кодекса 1996 года. Выделив экологические преступления, законодатель тем самым подчеркнул, что они затрагивают не столько юридические (чьё — либо право собственности) и экономические (народнохозяйственные) интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества. Но не только это примечательно для нового Уголовного кодекса, но и то, что он закрепляет достаточно логичную внутреннюю классификацию посягательств на природу. Следуя общепринятому делению её на не живую (вода, воздух, земля, её недра, климат) и живую (растения, животные), законодатель выделил три основных группы экологически опасных преступлений. Первая из них и объединяет посягательства нарушающие конкретный вид правил:
- а) производство работ;
- б) обращение с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами;
- в) ветеринарии или борьба с болезнями или вредителями растений.
Вторую группу составили посягательства на живую природу: загрязнение вод, атмосферы, морской среды, несоблюдение законодательства о континентальном шельфе, порча земли, нарушение правил охраны и использования недр.
К третьей группе отнесены преступления против живой природы: незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических мест обитания для организмов, занесённых в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов. К третьему виду преступлений приравнивается и такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
3. Классификация экологических преступлений.
Существует множество классификаций экологических преступлений. Рассмотрим одну из них.
3.1. Нарушение правил экологической безопасности при осуществлении специальных видов деятельности.
В эту группу экологических преступлений главы 26 Уголовного кодекса РФ статьи 246, 247, 248 и 249. Эти статьи объединяет то, что все они направлены на исправление нарушений экологической безопасности при осуществлении специальных видов деятельности. В ст. 246 « Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений главы «Экологические преступления». В противном случае возникает конкуренция общей и специальной нормы и применяется последняя. Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности содержатся в законодательстве РФ об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, например, в Федеральном законе от 10. 01. 02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.; Водном кодексе; Лесном кодексе; Земельном кодексе; в ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др.
Преступление считается оконченным, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия. Между деянием и последствием необходимо установить причинную связь. Вопрос о признании последствий преступления тяжкими решается в каждом конкретном случае с учётом всех обстоятельств дела. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и неосторожностью по отношению к последствиям. Субъект — специальный — лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16 лет.
В ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — это деяние создаёт угрозу экологической безопасности населения, причиняет вред биологическим основам существования человека. Объективная сторона выражается в производстве запрещённых видов опасных отходов и обращении опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил. Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических ил бактериологических веществ и отходов.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, характеризуется умышленной виной, предусмотренное ч. 2, — как умыслом, так и неосторожностью, ч. 3, — неосторожностью по отношению к последствиям деяния. Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо.
В ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами» опасность нарушения указанных правил состоит в том, что оно может вызвать гибель или серьёзное расстройство здоровья людей, распространение эпидемий и эпизоотий, заражение природной среды, источников водоснабжения, посевов, продовольствия и т. п. Микробиологические агенты — микроорганизм, вирус, бактериальное вещество. К иным биологическим агентам относят любое инфекционное вещество или его носитель, способные вызывать смерть, болезнь или другую биологическую дисфункцию в человеческом организме, животном, растении или другом живом организме, порчу пищи, воды, оборудования, какого — либо материала или вредные изменения окружающей среды. Термин «токсин» означает любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом. Оно может быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма.
Преступление считается оконченным, если причинён вред здоровью человека или возникла эпидемия (распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, обычно регистрируемый в данной местности) или эпизоотия (случаи массового заражений и заболеваний среди животных) или наступили иные тяжкие последствия. Субъект преступления — лицо, во владении которого находятся биологические агенты и токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними.
В ст. 249 «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений» с субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 данной статьи, заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшим эпизоотию или иные тяжкие последствия, которые могут заключаться также в массовом падеже диких или домашних животных, но не имеющем характер эпизоотии, хотя и причинившем значительные убытки или значительный вред природной среде, охотничьему или сельскому хозяйству. С субъективной стороны нарушение ветеринарных правил может произойти как умышленно, так и по неосторожности. Отношение к последствиям нарушения ветеринарных правил только неосторожное. Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в своё время СССР, к которым присоединилась Россия, ФЗ РФ от 19.07.97 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 10.01.03) СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510..
3.2. Нарушение правил охраны неживой природы.
В эту группу экологических преступлений входят статьи 250, 251, 252, 253, 254, 255. Эти статьи направлены на исправление нарушений в области неживой природы, т. е. вод, атмосферы, морской среды, континентального шельфа, земли и недр. В ст. 250 загрязнение вод способно причинить существенный вред здоровью людей, природной среде, её животному миру и рыбных запасах, сельскому и лесному хозяйству, подорвать экологическую безопасность населения. Предмет преступления — воды рек, озёр, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения. Хранилища воды, не имеющие экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т. д.) не относятся к предмету этого преступления. С объективной стороны преступление состоит в загрязнении или засорении, т. е. сбросе или поступлении иным способом в водные объекты, а также в образовании в них вредных веществ, предметов, взвешенных частиц, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование или негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природу, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утверждён постановлениями Правительства РФ от 03.08.92 № 545 и от 19.12.96 № 1504. Обязательный признак состава преступления — наличие вреда. Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. При этом следует учитывать: количество погибшей рыбы или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции, экологическую значимость водоёма, стоимость утраченного или повреждённого в денежном выражении или по соответствующим таксам, площадь распространения загрязняющих веществ. Субъектом преступления могут быть как лицо, использующее своё служебное положение, так и иные лица.
Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьёзный экономический ущерб. Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает ФЗ от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.. Предметом преступления может быть только атмосфера. Нормативы выброса вредных веществ, предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух, а именно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определённом Правительством РФ.
С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или в нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Загрязнение воздуха — поступление в него или образование в нём загрязняющих вредных веществ в концентрациях, принимающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества воздуха. Реальную опасность причинения вреда здоровью населения и природной среде создаёт экстремально высокое загрязнение атмосферного воздуха, на критерии которого следует ориентироваться при решении вопроса об уголовной ответственности. Субъект преступления — лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов, или лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
В ст. 252 «Загрязнение морской среды» преступление посягает на экологическую безопасность, поскольку может причинить вред здоровью людей, повлечь их гибель, уничтожить или повредить морскую флору и фауну, лишить граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой. Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией, и законодательство РФ. Основными из них являются Женевская конвенция об открытом море 1958 года; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года; Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и др.
Объективная сторона преступного загрязнения морской среды выражается в действии (незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ) или бездействии (непринятии мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ).
Преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 статьи, содержат материальные составы и оконченные с момента наступления в них последствий. Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах РФ иностранного судна, иного плавучего средства или работники платформ, иных искусственно сооружённых в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.
Существуют преступления, посягающие на суверенное право РФ над континентальным шельфом и морской исключительной зоной, нарушает отношения по обеспечения безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных ресурсов континентального шельфа РФ и морской исключительной зоны РФ. Правовой режим шельфа определяется ФЗ «О континентальном шельфе РФ», «О животном мире», «О недрах» и др. законодательными актами РФ. Континентальный шельф РФ включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всём протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Естественные богатства континентального шельфа составляют минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы «сидячих» видов. Лицензии на промысел живых ресурсов шельфа выдаются Госкомрыболовством России. Место совершения преступления — обязательный признак состава преступления — тот или иной район (участок) континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ. Субъект преступления — граждане РФ, лица без гражданства или иностранные граждане. Ответственность за данное преступление установлена с 16 лет.
Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечёт значительные экономические убытки. Отношения по охране земельных ресурсов регулируются Конституцией РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» др. Предмет преступления — земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические, экономические, культурно — оздоровительные, рекреационные и иные функции. Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утверждён письмом МПР России и Роскомзема от 27.12.93 № 04 — 25/61 — 5678.
Субъект данного преступления — лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества, а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении.
В ст. 255 преступление посягает на отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, ралу соляных озёр и заливов морей. Законодательство о недрах состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Предмет преступления — содержимое недр: полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения, в том числе, уголь, нефть, руды, драгоценные металлы и камни.
Наиболее характерными нарушениями правил охраны и использование недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное использование недр без разрешения при строительстве, размещении, эксплуатации горнодобывающих предприятий; разработку недр за пределами горного отвода, предоставленного пользователю; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объёма. Субъект преступления — лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта. Ответственность предусмотрена с 16 лет.
3.3. Нарушение правил охраны живой природы.
В эту группу экологических преступлений входят ст. 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262. Эти преступления объединяет то, что они направлены на предотвращение нарушений правил охраны живой природы. В ст. 256 «Незаконная добыча водных животных и растений» преступление посягает на общественные отношения по рациональному использованию и охране водных живых ресурсов. Предмет преступления — рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения. К водным животным относятся морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечнополостные водные организмы. Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче. Незаконной признаётся добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приёмами и способами. Основными нормативными актами являются: Конвенция о биологическом разнообразии, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире» и др. Преступление считается оконченным с момента начала добычи независимо от того, была ли фактически добыта рыба или иные водные животные либо нет. Местами совершения являются только воды, входящие в территорию РФ. Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующими являются утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.05.94 №515 СЗ РФ. 1994. №6. Ст. 604. таксы для исчисления размеров взыскания за ущерб, причинённый уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-ти лет.
В ст. 257 «Нарушение правил охраны рыбных запасов» в целом преступление посягает на отношения, обеспечивающие сохранение рыбных запасов как части природной среды от истребления. Наряду охраной рыбных запасов уголовный закон охраняет и среду обитания водных животных. Предмет преступления — не только рыба различных видов, включая молодь, но иные водные животные, а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы рыб и других водных животных. Нормы общего характера содержится в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О животном мире», в Водном кодексе. Значителен объём ведомственных нормативных актов, принятых органами рыбоохраны, лесного хозяйства, охраны природы, санэпиднадзора, Госстроя по вопросам охраны водных биоресурсов и среды их обитания.
Незаконная охота посягает на отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К таким актам, прежде всего, относится федеральный закон «Об охране окружающей среды», содержащий общие положения.
Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества, а отстрел или иное умерщвление таких зверей и птиц — как умышленное уничтожение чужого имущества. Охотой признаётся выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Признаками незаконной охоты является сама охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещённых местах, или в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами. Право на охоту регулируется приказом Минсельхоза России «О предоставлении права на охоту».
Перечень объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, исходя из численности, статуса, традиций в использовании видов качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Не относятся к объектам охоты животные, занесённые в Красную книгу РФ.
К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зелёные зоны вокруг городов и других населённых пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещённые соответствующими актами. Преступление считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты.
«Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ» — это преступление посягает на отношение по сохранности редких и исчезающих видов растений и животных и их генофонда. Предмет преступления — организмы, занесённые в Красную книгу РФ: млекопитающие животные, рыбы, насекомые и т. п., а также растения. Красная книга — своеобразный кадастр редких и исчезающих видов растений и животных. Для охраны таких животных и растений учреждаются также Красные книги субъектов РФ. Включение в Красную книгу означает повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. Если уничтожение места обитания животных и растений произошло путём уничтожения или повреждения лесов, нарушения режимов заповедников, нарушения правил охраны рыбных запасов, загрязнения природной среды, содеянное следует квалифицировать по данной статье и соответствующим статьям об экологических преступлениях по совокупности.